Короткий адрес страницы: fornit.ru/6323

Стены

Относится к   «Список всех произведений»

«Всё преходящее есть только символ» (Гёте).

Список произведений HELLEN


«Всё преходящее есть только символ» (Гёте).

   Параллельно с размышлениями о жизни в голове Алисы всплывали мысли о загородной свалке, но она не могла понять почему.
(вместо предисловия)


1. Оттенки


      Есть запахи, которые присущи определенному времени года. Но вчера, прогуливаясь по лесу, Алиса вдруг уловила оттенок весеннего позднемартовского воздуха. Было прохладно, но не настолько, чтобы надеть шапку. Солнечно, тихо и свежо. Было так спокойно, что она, не смотря на отсутствие свободного времени, не смогла не остановиться на пару минут на узкой тропинке и не вдохнуть поглубже чистого лесного аромата. Послеобеденное солнце светило под углом и проникало в лес, создавая некую призрачную туманную дымку, причем, видеть ее можно было только в том случае, если смотреть против солнца – и это вызывало в ней интересные сочетания некоей приятности, детской радости и покоя.
   От этого занятия Алису отвлекли отец с маленькой девочкой. Они рассматривали птичку, что-то выдалбливающую из коры дерева. Отец осторожно, почти не дыша, стал медленно приближаться к ней, но девочка побежала прямо к птице, громко шурша листьями, вскрикивая при этом что-то на своем детском языке… В любом случае, синица оказалась в небе. А наивное дитя хотело еще и прикоснуться к ней.

   Они не общались уже несколько дней. Алиса была на что-то обижена, а он занимался какими-то делами. В очередной раз она хотела все бросить. Лес занимал большую часть ее внимания, не давая возможности сосредоточиться на ком-то другом; похоже, он был единственный… Лес она всегда покидала в отличной душевной форме.
   Иногда Алиса не выдерживала, и звонила ему. Он был дома, но разговоры не всегда состоялись. Практически после каждой встречи с ним она чувствовала бесконечную неудовлетворенность всем и душевную пустоту. Алиса была упряма, не хотела прислушиваться к своим советам, а потому и страдала. А что же в таком случае можно говорить о доверии другим, когда сейчас себе самой она не хотела верить. Однако, рано или поздно… Был уже поздний час. Неподвижный свет фонаря за окном символизировал пришествие тихого вечера.
   Если смотреть на полуразрушенную стену с выкрошенной штукатуркой, можно увидеть фигуры, образы. По сути их нет, но если их возможно увидеть, значит, они все-таки могут существовать… Другой человек может доказывать с одинаковой правотой, что там изображено совершенно другое. А иной скажет, что всё надумано, и нет в жизни ничего главнее материального благополучия.
Вечером, уже в своей комнате, за чашкой мятного чая, перелистывая страницы новой книги вместе с прошедшими событиями дня, подобные мысли приходили к Алисе, как только она вспоминала заброшенный кирпичный домик, мимо которого проходила почти каждое утро. Мысли приходили внезапно, как незваные гости, в том числе и нежданные, среди которых встречались даже такие, что как нагрянут, так и не выгонишь.
   «Пришла в голову мысль», «пришло вдохновенье». Конечно, не выдумывала она их сама, хотя могла иногда между ними втиснуть какую-нибудь отсебятину. А что мы вообще сами создаем? Разве только что-то недолговечное с экономией на материале… Все приходит и пролетает, порой можно усомниться, было это на самом деле или во сне… Сны – тоже путаная вещь, но не более, чем реальный мир. Хорошо, что существует время, есть порядок событий, иначе все бы смешалось в одну кучу – и мысли, и чувства, и понятия… Время – друг человека. Часы – не только украшение жилища. В существование времени все охотно верят. А вы видели время? Новое приходит на смену уже прошедшему, а будущее наступает каждый миг, накладываясь на настоящее, однако место склейки жизненной ленты неощутимо, чем и отличается опытный монтажер от своих учеников. А мысли существуют вне времени, внося тем самым смуту в желание человека все упорядочить. Подумаешь о чем-то, а потом это случается вместе с очередной мыслью, что зря подумала. А может, «пришла мысль», именно опережая события той самой реальности, которая подчинена тому самому времени, которого никто не видел?

   На следующее утро она шла по знакомой дороге. Из раскрытых окон домов, из-за закрытых тонированных стекол машин раздавались звуки, отдаленно напоминающие музыку. Машины двигались с разными скоростями, но чем ни быстрее ехала машина, тем громче и ровнее бились в ней сердечные ритмы. В детстве Алиса считала, что люди, которые имеют плохой слух и прочие недостатки, в том числе и физические, слушают музыку так громко, но теперь понимала, что делается это с надеждой на лучшее ее восприятие, так как громкостью глушится все остальное, что есть в человеке.
   Она была уверена, что встретит его, даже вышла из дома пораньше, не забыв нанести на шею каплю жасминового масла. Сон, которому она доверяла, монетка, ответившая «да» - все это не оставляло ей ни грамма сомнения. Она верила. Дорога уже заканчивалась, за поворотом должен быть он. Шаги становились все более ощутимыми и ровными, дыхание чуть громче, пальцы периодически сжимались в кулак. Поворот. Его не было.

2. Мысли на ходу

   Проходя мимо катальп и восхищаясь их красивыми семенами, свисающими подобно не расчесанным волосам, Алиса вспоминала родной город и мечтала вернуться туда, где катальпу можно было увидеть только в ботаническом саду, и то одну единственную. Вообще-то она уже давно ни о чем не жалела, ибо знала, что Там, где нас нет, еще не означает, что там хорошо, возможно, Там еще хуже.
Впереди нее шел человек и курил какие-то дешевые сигареты, запах которых грубо вторгался в прекрасные перемещающиеся картины. Она терпеть не могла этого запаха, а курящие как будто преследовали ее. Даже если она оказывалась далеко в лесу, а вокруг не было ни души, то обязательно на тропинку, по которой она шла, выруливал, неизвестно откуда, человек с дымящейся сигаретой во рту. Видимо, так действовал закон притяжения. Ей интересно было бы поподробнее узнать об этом законе, но среди ее знакомых не было ни одного физика.
   Стены, которые поверх обоев были обклеены всякой-всячиной, всегда вызывали в Алисе чувство полнейшей безвкусицы. Обычно хозяева квартиры лепили все картинки подряд, какие только попадались им под руку, совершенно не задумываясь, насколько хорошо они вместе уживутся. Или же была мода - густо покрывать кафель на кухне наклейками, забывая повесить в центр картинку с надписью: «здесь был кафель». Но здесь она впервые столкнулась с различными картинами и поделками на стенах, которые вызывали в ней интерес, и, кажется, не мешали друг другу. Каждая из них представляла собой законченное произведение искусства, и между каждым была выдержана тактичная пауза с видом на обои. А произведением искусства могло являться все, что попадалось под руки их авторам: различные коробочки, баночки, листочки, грибочки, и даже фрагменты тыквы. Ну, и конечно, в ход широко шли различные краски, а голова, имеющееся на плечах, доводила все это до ума, при этом не сходя с него… Можно было подолгу разглядывать каждое произведение, находя каждый раз в нем что-то новое, интересное. Была полная свобода выбора: или, проходя мимо, медленно скользить взглядом с одного изображения на другое, или же возвращать свой взор к прежнему, в зависимости от настроения.
Квартира, которую она снимала, ее вполне устраивала, не смотря на наличие в ней хозяев, которые, впрочем, не мешали оставаться ей наедине с собой, даже когда один из них находился в метре от нее. Под высокими потолками, казалось, вмещалось больше мыслей.
   Ей не хватало свободного от работы времени, чтобы закончить рассказ, а точнее, написать его среднюю часть, ибо конец был ясен. Буквы становились все бледнее, заканчивались чернила, и Алиса была вынуждена прерваться, чтобы сбегать в магазин.
   А в ее отсутствие, автор, всегда имеющий при себе запасной стержень, позволит себе вписать что-то и от себя, ибо слова Алисы тоже наводят его на кое-какие мысли. «…ибо конец был ясен» – вот в этом-то можно усомниться. Кому ясен (понятен), и для кого он ясен (светел)? Когда заканчиваются чернила, то приобретаем новые. Именно такие, которыми пользовались раньше – не купить, поэтому берешь, что дают. Все периодически заканчивается и начинается заново…
   Но тут хлопнула дверь. Магазин оказался совсем рядом, а очереди не было.


3. Неспроста, да ни ко времени

Как просто сосчитать до двух,
От солнца, облаков и мыслей притомиться.
Бродить без цели средь подснежников в лесу
И, не заметив как, двоим в один подснежник превратиться.


   Она находила для него самые красивые кленовые листья, будила по утрам телефонным звонком, попадала в его сны – все было не кстати…
   Они встретились уже ближе к вечеру, как всегда не случайно. Грачи прилетели. Пройти спокойно по парку под деревьями, кроны которых были увенчаны их гнездами, представляло большую сложность. Алиса не выдерживала, и самые опасные участки проходила почти бегом, пригнувшись. Хотя наклон к земле с просьбой о помиловании был здесь совсем неуместен, так как от этого только увеличивался размер мишени, соответственно, пропорционально возрастал и шанс попадания.
   В более спокойном местечке Алисе почему-то захотелось прочитать ему стихотворение, хотя всегда считала, что ему не нравятся ее стихи, и не только… Она знала его реакцию на многие вещи. Единственное только не укладывалось в ее голове – не смотря ни на что, мечты все-таки имели место быть в нем. Хотя она не представляла, какой характер они носили, зародившись в этом человеке. Казалось бы, что им вообще там не должно быть места, однако ни один человек не может жить, полностью удовлетворяясь только одной реальностью. Но Алиса была противницей пустого мечтательства.

Лепестки, осыпаясь,
В панно превращаясь,
Возьмут над землей черной власть.
Придешь тихо ты.
Чуть примнутся цветы.
На подошве останется часть.


   В первый раз он почему-то не рассмеялся.
   Они шли рядом и о чем-то разговаривали. В основном, говорил он. Иногда Алиса как бы случайно задевала его руку. Легкое головокружение, возникающее в связи с этим – обязательный атрибут последствий катания на каруселях. В теле возникало ощущение своеобразного наслаждения, расслабленности. А от паров пива походка становилась несколько пошатывающей. Было непривычно кататься на «лодочках» после такого длительного перерыва. И все-таки любимым аттракционом у нее было «колесо». Как чудесно было увидеть ободок солнца и лучи, разрезающие темно-багровые облака, в то время когда остальные люди могли видеть только темное небо. Вот оно – зерно человеческого эгоизма.
   Как же приятно удлиняются дни, и вечера становятся совсем светлыми.
Алиса приоткрыла глаза и снова зажмурилась, не выдержав утомленного от свежевыпавшего снега солнца.
   Город был весь исчерчен бесконечными дорогами и их перекрестьями. Огороженные стройки приходилось обходить по оживленным шоссе, решительно нарушая правила правостороннего движения. В этот гул влился голос Алисы:
-- А если бы меня сбила машина, тебе бы стало меня жалко?
-- Не надо на эту тему.
   Иногда он себя не понимал. В диалог вмешалась тишина… в смысле, отсутствие слов, потому что мысли и шум города в сумме никогда не дадут нуля. Он никогда не любил говорить на подобные темы, потому что… Но тут, буквально в метре от нее пролетела желтая машина, производя обгон грузовика справа, и сбила ее мысли.

4. Мысли против хода

   Кафедра экспериментальной психологии. Воронеж. 1988 год. Отчет. Результаты. Стр. 101. На лист падали тени неправильной формы, а скорее, спокойно лежали, смирившись со своим падением, и лишь чуть волновались от слабого ночного ветерка, долетавшего до столика из полураскрытого окна. Высокие деревья отбрасывали их не для того, чтобы избавиться от них, ибо тени являлись прямым доказательством существования деревьев в трехмерном временном пространстве. Так что некоторые союзы просто неизбежны. (Хотя мнение теней было не установлено.)
   Подобные записи можно было разглядеть при лунном освещении в нечетких полосках света. Также в просветах виднелись фрагменты слов: «чело…», «мот…», «псих…», «…век», «позна…», « аб…тракт… мыш…», «…тод дед…», «любо…», «…ы…»…
А за пределами этого отчета была комната. На стенах висели какие-то картины или фотографии, грамоты или рекламы, жалобная книга или архив ранних экспериментов. А сколько противоречивых мыслей накопилось в ней! Неожиданный порыв ветра перевернул страницу.
«… связь психологии с другими…

"Свирепый волк с кормящею волчат
Волчицею — гроза невинных стад;
Орел, стремясь из-под небес стрелою,
Грозит голубке смертью злою;
Голубка ж, как овца, должна,
Кормясь, губить ростки и семена.
Охотнице-сове, средь ночи темной,
Не жаль певца любви и неги томной,
А соловей съедает светляка,
Не посмотрев на прелесть огонька.
Светляк же, ночи светоч оживленный,
Вползая вверх, цветок съедает сонный."

……….
Консументы третьего порядка:
сок розового куста > тля > божья коровка > паук > землеройка > сова.
…И вторая закономерность — продвижение органического вещества «снизу вверх… Наше знакомство … началось с классической схемы… Вот что теперь получится. …одного человека! …что значат потери … при переходе с одного уровня на другой… Замените изысканные блюда из форели на рагу из лягушек…
   Солнечный свет... Стоп, чего-то не хватает. Ведь куда-то должна деваться..? …не вечен же. Да, недостает еще одного звена, весьма печального, но совершенно необходимого. Без него … не выйдет, мы немного забежали вперед… Длина прямоугольников пропорциональна потоку энергии… Откуда взялась энергия?.. Одни и те же правила распространяются и…
   Почему-то мысли неслись нескончаемым потоком, лишь надо было вовремя замечать подводные камни, чтобы не наткнуться, однако же не всегда удавалось. И порой до смешного внезапно терялось наблюдение за этим потоком; в тот момент и происходил наиболее сильный удар о камень головой. И все же это интересно -- понаблюдать за движением бурной реки – чистой у истоков, замученной в середине, с порогами и водопадами, но незадолго от воссоединения с морем, спокойной и полноводной.
   Проводя эксперименты, люди забывают, что сами являются испытуемыми. Может, вся жизнь и есть суть многочисленных экспериментов? В своих формулировках вопросов Алиса могла соперничать разве только со своей тезкой из рассказа К. Льюиса. Да и приходили к ней подобные мысли уже в полусонном состоянии, в то время как остальные сотрудники допивали чай дома или смотрели сны, сидя в удобном кресле перед телевизором. Алиса любила работать по ночам. Иногда ночь наступала раньше, чем Алиса успевала это заметить. Некоторые записи делались сразу же после пробуждения. Порой она так увлекалась различными экспериментами, что проводила их даже на своих близких и самой себе, зачастую, просто по привычке. Последовательный анализ вчерашней встречи с ним и волнительное ожидание новой с необъяснимой надеждой на что-то равно одинаково уживались в ее голове, тем самым, перемешивая работу и личную жизнь.

5.Смена ролей


«Собой, только собой, в своем вечном единстве» (Платон).

   Еще не встав с постели, но уже открыв глаза, Алиса беспричинно улыбнулась. В голове еще мелькали кадры из «Формулы любви» и о чем-то, наверное, важном говорил граф Калиостро. Жизнь – не театр, однако роли четко распределены, но смена костюмов возможна…
   Весь день она чувствовала себя старше, чем всегда. Лето пылило и жарило. Даже он проснулся в этот день раньше обычного – часов в десять, возможно, от жары. К пяти часам воздух накалился и тяжело входил в грудь. Ему было душно: то ли от сухого воздуха, то ли от давления мыслей. Думал ли он о ней? Но, шагая по серому асфальту и выбирая места потенистее, он не ощущал разницы. Времени в его распоряжении было более чем достаточно, и он, решив изменить свой путь, не свернул в привычном месте, а пошел прямо. На новой дороге ему попалась стена, стоящая недалеко от беговой дорожки, с ввинченными в нее крючками-ступеньками, на которой тренировались альпинисты. «Лезть на стену от боли», – усмехнувшись, сострил он, пытаясь себя хоть чем-то развлечь. Зачем-то на пути оказался заброшенный парк с, непонятно каким образом, уцелевшим в нем стеклянным лабиринтом. «Хм… хрупкое стекло, и никто еще не разбил… Как в жизни – вроде бы и не видишь никаких преград, но ощущаешь, когда они встают на пути. А ведь люди специально ходят в лабиринт, чтобы найти выход и порадоваться этому! Ну да, найти хоть откуда-нибудь выход – это да…», – продолжал он думать по ходу движения, довольный своими мыслями.
   Между ними была «стена непонимания». Но какая?! Не та, что халатно заляпана наклейками, пусть даже красочными, да не к месту, а лишь внутренняя часть той, что находилась в ее комнате.
То ли Алиса внимательно смотрела себе под ноги, то ли тихо смеялась в душе, думая о чем-то приятном, но включила она свое внимание ближе к середине общения.
-- Почитаешь что-нибудь из своего?
-- Мм...
-- Ты больше не..?
-- Больше, чем что?
-- Я серьезно.
-- Вижу.
-- Что случилось?
-- Почему тебя с такой же серьезностью не волнуют твои сны? Ведь в них гораздо больше непонятного. Ты можешь одновременно быть кем-то в себе, при этом наблюдая за собой со стороны. Мгновенно перемещаться в пространстве, оставаясь при этом неподвижным, тебе не составит труда, тогда как в реальности ты всюду опаздываешь, даже перевод часов на десять минут вперед не спасает тебя, ибо ты помнишь про свою уловку. В твоих снах нет ни времени, ни хронологии, поэтому за нашу минуту с тобой могут произойти сотни событий. А некоторые из снов ты даже не сможешь пересказать словами, просто запутаешься в последовательности, вещах и понятиях, не в состоянии отличить одного от другого. Цени время, данное тебе, и наслаждайся моментом ныне существующим, глупенький ты мой. Тише едешь – спокойнее спишь.
   С того момента, когда Алиса поняла, что они не встретятся завтра, она смогла разглядеть разницу между работой и личной жизнью. Внимание ее стало менее рассеянным, поводов для огорчения почти не находилось, а труд, который писала уже месяц, довела до ума за какие-то сутки, получив от начальства вознаграждение, часть которого, возможно, и до сих пор висит на одной из стен.

…………………………………………………………………………….


   Дождливым вечером за письменным столом он убегал от прошедшего дня под тихие звуки фуги* Баха. И в одном из проведении темы он услышал слова (подобно тому, как слышала она музыку за шумом дождя): «что имеем, не храним, потерявши – плачем». Но к чему они были, он так и не понял.







_________
Прим.: фуга (бег).



Автор HELLEN
Список произведений >>
Список публикаций >>
Обсуждение Еще не было обсуждений.