Короткий адрес страницы: fornit.ru/6295

Сравнение Древнеегипетской книги мертвых и Библии

Относится к   «Список всех произведений»

Показаны некоторые общие черты в древних религиозных текстах. А именно в тех текстах, которые указаны в заголовке. Это - доводы для сопоставления, которые я постарался сделать как можно более достоверными.

Список произведений Ярослав

Это сравнение направлено в основном на поиск общих черт в упомянутых в названии статьи книгах, различию уделено меньше внимания. Источник вдохновения - книга Всемирное писание [1], антология религиозных текстов по замыслу авторов направленная на поддержку христианства цитатами аналогичными библейским, но подрывающая христианство если учесть что большинство текстов процитированных в антологии более древние чем Библия. Основные исключения - Коран и Гуру Грантх Сахиб моложе Библии. Конечно в антологию не включены все религиозные тексты. Пожалуй для Древнеегипетской книги мертвых придется мне проделать подобную сопоставительную работу самостоятельно. Ведь эта книга одна из древнейших, и тем ценна как предполагаемый первоисточник для Библии.

Предположительная дата создания текстов:

Древнеегипетская книга мертвых создавалась и дополнялась примерно в период  2325 г. до н. э. - 525 г. до н. э. Один из древнейших сохранившихся образцов этой Книги мертвых датируется 1550 г. до н. э. - 1292 г. до н. э. [2], https://ru.wikipedia.org/wiki/Древнеегипетская_Книга_мёртвых

Библия создавалась и дополнялась в период XIII в. до н. э. - I в. н. э. Один из древнейших сохранившихся образцов Библии датируется IV в. н. э. https://ru.wikipedia.org/wiki/Библия

То есть выходит что Книга мертвых начала создаваться раньше Библии, кроме того Книга мертвых окончательно сформировалась раньше Библии. Поэтому когда мы находим аналогии в этих книгах, то можем предполагать заимствование сюжета из более древней книги. Мы не знаем, было заимствование прямое (жрец переписывал из одного свитка в другой), или косвенное (устные народные сказания в качестве посредника).

Предисловие к Книге мертвых по изданию [2] написано эзотерически настроенным гражданином, который упоминает ряд современных популярных понятий и делает выпады против науки. Это не имеет значения, так как предметом нашего исследования является сам переведенный древний текст. Перевод можно считать библиографической редкостью, что заставляет мириться с предисловием. Впрочем книгу можно найти в сети. Плюсы предисловия: изображение книги с высоты птичьего полета, предложение систематического взгляда на текст, датировка. После перевода основного текста в издании [2] также приложены полезные справочные и систематизирующие материалы.

Под каждой цитатой из Книги мертвых в скобках указано название главы по изданию [2]. Под цитатами из Библии в скобках написана ссылка в формате (Книга Глава:Стих1-Стих2), иногда без указания второго стиха.

В целом предлагается материалистически рассматривать эти цитаты как фиксации народных сказаний, которые не должны складываться в целостную систему. Особо следует отметить что в Книге мертвых, в главе "Представление умершего богам. Хвалы и прославления" регулярно используется оборот речи "другие, однако, говорят, что" - это предлагается интерпретировать как нежелание писца подгонять разрозненные сказания складывая их в систему. То есть после накопления массы противоречий вероятно писец решил просто подряд записать разнотолки один за другим. Аналогично в Библии Книги царств дублируют по содержанию книги Паралипоменон, и есть четыре Евангелия - тоже вместо тонкой подгонки разнотолков в последовательную историю просто записывается почти всё что есть вместе (с некоторой фильтрацией материала конечно). Показательный факт - существование апокрифов, то есть таких текстов которые сочли несколько отклоняющимися по ряду моментов от основной массы текста Библии и не включенные в канон. Так же есть так называемые второканонические книги в Библии.

Интересно что включение в канон ряда присутствующих там книг сопровождалось дискуссиями (стоит ли включать в канон), а так же в канонических книгах есть цитирование апокрифов или аллюзии на апокрифы. О формировании канона Библии:

"Вслед за евангелиями признание получили Деяния и послания Павла. Таким образом, к концу II века образовалась основная часть канона: четыре евангелия, Деяния и послания Павла. Что касается более коротких книг, которые в западной традиции помещены ближе к концу Нового Завета, согласие на их счет было достигнуто гораздо позднее, хотя особых споров они не вызывали. Книга Откровение, пользовавшаяся широким признанием уже к III веку, была поставлена под сомнение после обращения Константина – ее выпады в адрес господствующей культуры и империи начали казаться слишком резкими. Только во второй половине IV века было достигнуто полное согласие о том, какие книги следует включить в Новый Завет, а какие – нет." Хусто Л. Гонсалес. История христианства. Том I. От основания Церкви до эпохи Реформации. 2.3 Ответ: канон, символ веры и апостольская преемственность [4].

Эти факты должны непосредственно указывать здравомыслящему непредвзятому человеку на как минимум существенное влияние человеческого фактора на написание Библии. Откуда после дополнения прочими фактами не так и сложно перейти к мысли что человеческий фактор при написании Библии вполне может быть не только существенным но и единственным.

В издании [2] Книги мертвых есть мёртвый персонаж (в разных древних экземплярах этот персонаж разный, ведь эта книга писалась отдельно для каждого человека занимающего достаточно высокое положение в египетской иерархии). Его профессия - писец. Образно говоря его имя - Ани, фамилия - Осирис. И нужно читать внимательно, чтобы не перепутать "Осирис" как имя бога и "Осирис" как фамилию обычного умершего человека. Такие моменты по тексту книги [2] в основном имеют примечания либо указания в скобках. В наших цитатах эта тонкость почти не играет роли, умерший писец почти не упоминается.

В таблице собраны аналогичные цитаты по ряду тем.

Древнеегипетская книга мертвых vs Библия
ТемыКнига мертвых [2]Библия [3]

Змеиные
истории

   

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

...Твой враг (недруг) Змей был предан огню. Змей-изверг Себау пал головой вперёд, его передние лапы закованы в цепи, а его задние лапы оторвал Ра...

(В преддверии дома Осириса)

 

...Я подобен богу Гору, кормчему ладьи, когда престол его отца передаётся ему и когда Сет, тот сын Нут, лежал скованный путами, которые он сделал для Осириса...

(Глава о превращении в ласточку)

 

...Ныне «связывание по рукам и ногам извергов Себау» означает сокрушение извергов Самайу бога Сета, когда он творил дознание во второй раз...

(Судьи в Гелиополе. Заклинания слова умершего)

...Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет,

и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время...

(Откровение 20:2-3)

 

Откройте землю Гелиополя. Закройте голову Тота. Совершенно Око Гора. Я избавил Око Гора, сияющее, украшение Ока Ра, отца богов. Я есмь тот самый Осирис, который обитает на Западе (Аменте). Осирис знает свой день, который придёт к концу. Я есмь Сет, отец богов. Я никогда не приду к концу.

(Другая глава Дуэта и о выходе вперёд днём)

...Уничтожьте вы все ошибки, которые суть у меня, так же, как вы сделали для Семи Духов, которые суть среди последователей их повелителя Сета...
...Гор очищает Сета, и Сет обретает силу, Сет очищает (Гора), и Гор обретает силы...
(Представление умершего богам. Хвалы и прославления)

 

-

...Это была битва, которая имела место в день, когда Гор сразился с Сетом, в течение которой Сет бросил грязь в лицо Гора, а Гор раздавил мудья Сета...
(Представление умершего богам. Хвалы и прославления)

-

 

...Позволь мне рассечь на куски Змея-изверга Себау...

(В преддверии дома Осириса)

...Змей-изувер повержен: кинжалом острым
он расчленен и зла не свершает боле...
(Гимн-восхваление Ра)

... Относительно вождей-тата у, которые присутствуют при копании земли в Бусирисе: когда изверги Самайу бога Сета пришли туда, превратившись в животных, эти вожди-татау перерезали их в присутствии богов, которые были там, и они взяли их кровь и отнесли её к ним...

(Судьи в Гелиополе. Заклинания слова умершего)

В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское.

(Исаии 17:1)

...Твой враг (недруг) Змей был предан огню. Змей-изверг Себау пал головой вперёд, его передние лапы закованы в цепи, а его задние лапы оторвал Ра...

(В преддверии дома Осириса)

 

...В ярком сиянье ты обретаешь радость,

ибо огнем покаран был змей зловещий...

(Гимн-восхваление Ра)

Когда же Павел набрал множество хвороста и клал на огонь, тогда ехидна, выйдя от жара, повисла на руке его.

Иноплеменники, когда увидели висящую на руке его змею, говорили друг другу: верно этот человек – убийца, когда его, спасшегося от моря, суд Божий не оставляет жить.

Но он, стряхнув змею в огонь, не потерпел никакого вреда.

Они ожидали было, что у него будет воспаление, или он внезапно упадет мертвым; но, ожидая долго и видя, что не случилось с ним никакой беды, переменили мысли и говорили, что он Бог.

(Деяния 28:3-6)

...Твой враг (недруг) Змей был предан огню. Змей-изверг Себау пал головой вперёд, его передние лапы закованы в цепи, а его задние лапы оторвал Ра...

(В преддверии дома Осириса)

 

Я есмь змея Сата, чьи годы нескончаемы. Я ложусь мертва. Я рождаюсь ежедневно. Я змея Са-на-Та, обитатель крайних частей земли. Я ложусь, мертва, я рождена. Я обновляюсь, я поновляю свою юность всякий день.

(Глава о преображении в змею Сата)

 

... ты в бою низверг

змея Себау; сердце Сета наполнил страхом...

(Гимн Осирису)

 

...Вот, Хпи-Хпи, два сына Неба, могучие в ослепительном блеске, даруйте вы благо, чтобы я мог стать господином над водой, равно как Сет обладает господством над своей злой силой в день натиска на Обе Земли...

...Я господин воды, как Сет господин оружия...

(Глава о том, как пить воду в Харт-Нитр)

 

Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию;

се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам;

(Луки 10:18-19)

 

 

И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним.

(Откровение 12:9)

 

Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет,

и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время.

(Откровение 20:2-3)

...Твой враг (недруг) Змей был предан огню. Змей-изверг Себау пал головой вперёд, его передние лапы закованы в цепи, а его задние лапы оторвал Ра...

(В преддверии дома Осириса)

 

 

И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей;

и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.

(Бытие 2:14-15)

Я Судьба и Осирис, я совершил мои преображения в подобие различных змей. Человек не знает, и боги не могут увидеть двойную красоту, которую я сотворил для Осириса, величайшего из богов. Я отдал ему область мёртвых. И поистине, его сын Гор восседает на престоле Обитателя Огненного Озера (Наср-сар), как его наследник. Я сделал так, чтобы он имел свой престол в Ладье Миллионов лет.

Гор водружен на его престол среди его родичей, и он имеет всё, что есть у него. Поистине, душа Сета, который более велик, чем все боги, отлетела. Пусть будет даровано мне заключить его душу в оковы в Ладье Бога, когда я доставлю удовольствие, и пусть он держит Тело Бога в страхе божьем.

(Глава о том, как не умереть во второй раз)

Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая.

(Откровение 21:8)

Наикрутейший Слава тебе, сиятельный самодержец,

правящий миром Дух беспредельной власти...

Ра, ты — Хармахис, доблестный муж-младенец.

Вечность — твое наследство; самозачатый

и самородный; тучной земли властитель

и предводитель мира, что скрыт от глаза.

(Гимн-восхваление Ра)

 

 Князь над князьями, царь всех царей...

(Гимн Осирису-Онуфрию)

 

Я есмь Великий Бог, который сотворил сам себя, подобным Ну, который сделал так, чтобы его имена стали сонмом богов как отдельные боги.

Кто это?

Это Ра, творец имён своих частей тела, которые воссуществовали в форме богов, которые суть в свите Ра.

(Представление умершего богам. Хвалы и прославления)

  ...поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли...
(Бытие 14:22)

ибо Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык, Бог великий, сильный и страшный, Который не смотрит на лица и не берет даров
(Второзаконие 10:17)

Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд...
...Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы...
(Псалом 81:1-6)

Ибо кто на небесах сравнится с Господом? кто между сынами Божиими уподобится Господу?
(Псалом 88:7)

ВетреныйСеверным свежим ветром вечером веешь ты,

возобновляя в сердце молодости цветенье.

(Гимн Осирису)

после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, и там Господь.
(3 Царств 19:12)

Взвешивание

Да не обнаружится, что он лёгок на чаше весов, пусть Весы склонятся в его деле (в его) пользу.
(Вступление)

ты взвешен на весах и найден очень легким...
...В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит
(Даниил 5:27-30)

Пиво с Пирогами
vs
Вино с Хлебом

Даруй мне пиво и пироги погребальных пиршеств

(Гимн Осирису-Онуфрию)

 

Славьтесь, о, вы, кто даёт пироги и пиво совершенным душам Дома Осириса, так дайте же пироги и пиво дважды всякий день (утром и вечером) душе Осириса Ани, чьё слово истинно пред ликом богов, владык Абидоса, и чьё слово истинно с вами.

(Вступление)

 

и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, – он был священник Бога Всевышнего, –  и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли
(Бытие 14:18)

Членовредительство 
за идею

...Кто эти боги?

Они суть капли крови, которые исходят из фаллоса Ра, когда он вышел нанести увечье себе самому. Эти капли крови проросли и воссуществовали в формах богов Хау и Сиа, которые суть телохранители Ра и которые сопровождают бога Атума денно и всякий день...

(Представление умершего богам. Хвалы и прославления)

 Обрежьте себя для Господа, и снимите крайнюю плоть с сердца вашего
(Иеремии 4:4)

Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого.
(Евреям 7:27)

Заповеди

...Я не совершал грехов против людей.

 

Я не противостоял моим семье и роду.

 

Я не обманывал там, где обитают Обе Истины.

 

Я не знал людей, которые были бы незначительными.

 

Я не творил зла.

 

Я не думал ежедневно о работе, что должна быть сделана для меня.

 

Я не выставлял своё имя для почестей.

 

Я не пытался направлять служащих.

 

Я не преуменьшал бога.

 

Я не лишал обманом бедного человека его имущества.

 

Я не сделал того, что боги отвергают.

 

Я не поносил раба перед его господином.

 

Я не причинял боль.

 

Я не оставил никого голодным.

 

Я не вынудил ни одного человека заплакать.

 

Я не совершал убийства.

 

Я не отдавал приказа, чтобы совершилось убийство.

 

Я не вызвал бедствий, что пали на мужчин и женщин.

 

Я не воровал жертвы из храмов.

 

Я не лишал богов принадлежащих им приношений.

 

Я не уносил пирогов-финиху, принесенных для духов.

 

Я не совершал прелюбодеяния.

 

Я не рукоблудствовал в святилищах бога моего города.

 

Я не уменьшал меры объема сыпучих веществ.

 

Я не крал землю от усадьбы моего соседа и не добавлял её к моему полю.

 

Я не вторгался на поля других.

 

Я не прибавлял груза весам.

 

Я не отжимал указатель коромысла весов.

 

Я не забирал молока из уст детей.

 

Я не угонял скот прочь с пастбищ.

 

Я не ловил в силок гусей в гусятниках богов.

 

Я не ловил рыбу на наживку, сделанную из тел того же вида рыб.

 

Я не перекрывал воду, когда она должна течь.

 

Я не делал отвода в канале текущей воды.

 

Я не гасил огня, когда он должен был гореть.

 

Я не нарушал времени жертвоприношений отборного мяса.

 

Я не угонял скот в поместьях богов.

 

Я не поворачивал спиной бога при его появлениях...

 

(Исповедь отрицания грехов перед 42 богами посмертного суда)

1 И изрек Бог к Моисею все слова сии, говоря:

2 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;

 

3 да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

 

4 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;

 

5 не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня,

 

6 и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

 

7 Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

 

8 Помни день субботний, чтобы святить его;

 

9 шесть дней работай и делай в них всякие дела твои,

 

10 а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих;

 

11 ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

 

12 Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

 

13 Не убивай.

 

14 Не прелюбодействуй.

 

15 Не кради.

 

16 Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

 

17 Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.

 

(Исход 20:1-17)

 

Тематические комментарии к таблице

Змеиные истории - подборка цитат о змеях, Сатане, Сете. При цитировании из Книги мертвых опущено ряд мест, где змеи играют нейтральную роль, как элемент интерьера, украшение. Не процитирована фрагмент из Книги мертвых в котором дважды подряд изложено одно и то же в противоречии с собой и всем остальным текстом и притом крайне ломаным слогом (что интересно само по себе, но пожалуй таки не будем пока об этом). В Библии змеиная тема раскрыта очень масштабно, и объем библейских цитат пришлось сокращать в разы, для того чтобы обе книги цитировались примерно в равной мере. Кроме того иногда в Библии змеиная тема затронута так сказать для красного словца - в переносном смысле, например упоминаются ложные слова подобные змеиному яду (такие цитаты опущены). В общем процитированы змеи в роли негативных персонажей. В Библии в качестве синонимов или аналогов слова "змея" выступают слова: змий, аспид, ехидна, василиск, дракон, летучий змей, левиафан - это мой собственный логический неосторожный вывод сделанный на основе наблюдения упоминания таких слов через запятую или в качестве указателя на один объект в коротком отрывке текста. Вот как например в истории о Павле "...ехидна...повисла на руке...увидели висящую на руке его змею..." В общем-то змеиную тему возможно выносить в отдельную статью с полным собранием цитат из обеих книг, на всякий случай. А пока отметим общие понятия Библии и Книги мертвых: змей (именно в роли антагониста), вторая смерть (своего рода смерть души), озеро огненное, сражение добрых персонажей со змеем, сожжение змея, сковывание змея, обезноживание змея. Различие - египтяне меньше чувствовали свою вину чем евреи. Судя по Книге мертвых в целом норма - безгрешный человек который после смерти может прямо отчитаться перед богами что никакого греха он не совершал. Евреи же больше заморачивались и представляли всех виноватыми. Похоже это связано с развитием во времени представлений о морали, со временем людям всё больше поступков представляются недопустимыми. Соответственно в Книге мертвых даже главгад приходит к примирению с добрым богом, прощаются и слуги главгада. В Библии же нет прощения Сатане и его слугам. Ещё одно отличие - в Книге мертвых такие два негативных персонажа как Сет и змей не отождествляются, в то время как в Библии змей и Сатана отождествляются, впрочем ближе к самому концу книги который написан позже Ветхого Завета. Собственно если бы книгу Откровение не включили в канон, то в Библии таковое отождествление змея и Сатаны тоже отсутствовало бы, а остались бы лишь места косвенно намекающие на такое соответствие. Отметим что есть некоторое созвучие имен Сет и Сатана. Так же есть косвенная созвучная связь змея, Сета и Сатаны через египетскую змею с двумя именами: Сата и Са-на-Та.

Наикрутейший - один из атрибутов каждого уважающего себя бога. В политеизме примечательно что не один бог называет себя наикрутейшим, но многие боги так себя называют. И это ещё раз подчеркивает насколько условна грань между политеизмом и монотеизмом. Кроме того в Книге мертвых непосредственно указывается на некоторое отождествление имен одного бога и многих богов. Но мы предлагаем рассматривать это не как ключевой основополагающий принцип ставящий всё на свои места, а как одно из многих противоречивых народных мнений. Отметим что признанная монотеистической Библия имеет следующие следы политеизма: имя "Элохим" имеет множественное число что не заметно в русском переводи из-за замены на слово "Бог"; устойчивое словосочетание "Бог богов"; слово "боги" в адрес языческих идолов; формулировка "сыны Божии"; цитата "Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд...Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы"(Псалом 81:1-6); церковный догмат о триединстве (само слово "триединство" в Библии не встречается, триединство выводится из комплекса косвенных цитат, примечательно что в язычестве троицы тоже представлены).

Ветреный - эта тема раскрыта аналогично. Предполагается что некий языческий бог ветра при включении в Библию отождествлен с единым богом.

Взвешивание - в обоих книгах легкость символизирует некоторый негатив, по крайней мере в приведенных цитатах. Вообще же в Книге мертвых представлено и другое представление, где чистое сердце легкое и символизирует позитив. Это нормально при собрании массы народных выдумок. Вероятно не существенное соответствие, моральное взвешивание можно было выдумать независимо, так как многие пользуются весами в разных культурах. Своего рода "вертится на языке" пользуясь весами придумать взвешивание добра и зла.

Пиво с Пирогами vs Вино с Хлебом - у разных народов разные блюда, это естественно. Все что-то пьют и что-то едят. Интересно как с ходом истории изменялось отношение к этим продуктам, и сегодня для многих хотя бы некоторые из этих продуктов не настолько священны как раньше. Вероятно не существенное соответствие. Сакральный смысл приписывают самым разным вещам, в том числе и еде, это можно было придумать независимо.

Членовредительство за идею - древний обычай распространенный у многих народов (в частности обрезание, пирсинг, пирсинг с применением крупных предметов вроде носовой перегородки проткнутой костью). Под эту манию подбирается идеология, и даже богам приписывается то же занятие. Как бы ради великой цели это делается.

Заповеди - частично совпадают. Наше цитирование не затрагивает всех заповедей приведенных в обоих книгах, так как они рассеяны по тексту и имеют повторения. Если бы приводить все заповеди, в Библии их можно найти сотни. Это слишком много для ручной обработки уже выполненной другими людьми, поэтому цитируются лишь некоторые образцы заповедей. Из Библии взяты для сравнения десять заповедей, потому что они компактно располагаются в стихах идущих один за другим, в то время как остальные заповеди  разбросаны по всему остальному тексту и занимают много места (десять заповедей занимают семнадцать стихов, ведь разбивка на стихи производилась спустя много столетий после написания текста). Из Книги мертвых среди трех похожих глав выбрана для цитирования одна не загроможденная именами богов.  Египетские заповеди выделяются тем что написаны в прошедшем времени, так как предполагается что умерший говорит о прошедшей земной жизни. Видим что египетских заповедей больше, но порой они являются частными случаями некоторого правила. Забавно что египетские заповеди порой указывают обстоятельство совершения зла (то есть в несколько других обстоятельствах это уже не зло). Например - если нельзя воровать жертвы из храмов, значит из храма можно украсть все остальное, а сами жертвы похитить в каком-нибудь другом месте. В чем-то египетские заповеди даже тоньше библейских - например злом считается не только убийство но и приказ на убийство. Ещё египетские заповеди тоньше в том плане что учитывают не только поступки но и эмоции или ощущения - например нельзя заставлять плакать и нельзя причинять боль. Конечно в иных библейских цитатах можно найти предельно обобщенные заповеди как бы учитывающие все тонкости (один пример - одно правило не делать другим то что себе не желаешь, другой пример - две заповеди любить Бога и любить людей), впрочем при должной ловкости и эти обобщенные заповеди возможно трактовать превратно.  Общая заповедь Библии и Книги мертвых - не кради, но в египетском варианте она представлена несколькими частными случаями запрета на воровство.  Другие три общих злодеяния: убийство, прелюбодеяние, ложь. Впрочем библейское понятие "лжесвидетельство" - все таки частный случай лжи в целом, если под лжесвидетельством понимать ложь на суде.

Заповеди
Книга мертвых [2]

(Исповедь отрицания грехов перед 42 богами посмертного суда)

Библия [3]

(Исход 20:1-17)

Я не совершал убийства.

 

Я не отдавал приказа, чтобы совершилось убийство.

Не убивай.

Я не совершал прелюбодеяния.

Не прелюбодействуй.

Я не лишал обманом бедного человека его имущества.

 

Я не воровал жертвы из храмов.

 

Я не лишал богов принадлежащих им приношений.

 

Я не уносил пирогов-финиху, принесенных для духов.

 

Я не уменьшал меры объема сыпучих веществ.

 

Я не крал землю от усадьбы моего соседа и не добавлял её к моему полю.

  

Я не прибавлял груза весам.

 

Я не отжимал указатель коромысла весов.

 

Я не забирал молока из уст детей.

 

Я не угонял скот прочь с пастбищ.

 

Я не ловил в силок гусей в гусятниках богов.

  

Я не угонял скот в поместьях богов.

Не кради.

Я не обманывал там, где обитают Обе Истины.

 

Я не лишал обманом бедного человека его имущества.

 

Я не прибавлял груза весам.

 

Я не отжимал указатель коромысла весов.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

 

Я не противостоял моим семье и роду.

 

Я не знал людей, которые были бы незначительными.

 

Я не думал ежедневно о работе, что должна быть сделана для меня.

 

Я не причинял боль.

  

Я не вынудил ни одного человека заплакать.

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.

Я не преуменьшал бога.

 

Я не сделал того, что боги отвергают.

 

Я не воровал жертвы из храмов.

 

Я не лишал богов принадлежащих им приношений.

 

Я не уносил пирогов-финиху, принесенных для духов.

 

Я не рукоблудствовал в святилищах бога моего города.

 

Я не ловил в силок гусей в гусятниках богов.

 

Я не нарушал времени жертвоприношений отборного мяса.

 

Я не угонял скот в поместьях богов.

 

Я не поворачивал спиной бога при его появлениях

1 И изрек Бог к Моисею все слова сии, говоря:

2 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;

 

3 да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

 

4 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;

 

5 не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня,

 

6 и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

 

7 Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

 

8 Помни день субботний, чтобы святить его;

 

9 шесть дней работай и делай в них всякие дела твои,

 

10 а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих;

 

11 ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

Я не совершал грехов против людей.

 

Я не творил зла.

 

Я не вызвал бедствий, что пали на мужчин и женщин.

-

 

Я не выставлял своё имя для почестей.

 

Я не пытался направлять служащих.

 

Я не поносил раба перед его господином.

 

Я не оставил никого голодным.

 

Я не вторгался на поля других.

 

Я не ловил рыбу на наживку, сделанную из тел того же вида рыб.

 

Я не перекрывал воду, когда она должна течь.

 

Я не делал отвода в канале текущей воды.

 

Я не гасил огня, когда он должен был гореть.

 -

Выводы

На основании найденных аналогий можно предположить что Древнеегипетская книга мертвых и Библия основаны на общем материале - устном народном творчестве. Различия можно объяснить искажением историй при пересказе. В качестве основы историй можно предполагать быт искаженный фантазией.

Читайте также и основную статью: Библия на фоне иных текстов.

Библиография

[1] Всемирное писание: Сравнительная антология священных текстов / Под общ. ред. проф. П. С. Гуревича: Пер. с англ. — М.: Республика, 1995.
(http://www.mirboga.ru/religiya-obedineniya/knigi/vsemirnoe-pisanie)

[2] Древнеегипетская книга мертвых . Слово устремленного к Свету . - М .: Изд - во Эксмо , 2003 ( Серия " Антология мудрости ").
(http://flibusta.net/b/175431)

[3] Библия. М.: Российское Библейское общество, 2002 (Синодальный перевод.)
(http://flibusta.net/b/337471)

[4] Хусто Л. Гонсалес. История христианства. Том I. От основания Церкви до эпохи Реформации. Изд - во Библия для всех, 2008.
(http://flibusta.net/b/275121)



Автор Ярослав
Список произведений >>
Обсуждение Еще не было обсуждений.