Среди всех изучаемых предметов в школе химия, пожалуй, воспринимается с наибольшим трудом. Математика и то проще, логичнее, понятнее. Это связано с тем, что в химии буквально все представления далеки от обыденности потому, что химия - это физика взаимодействий на уровне электронных оболочек, - чего-то слишком далекого от умозрительного восприятия. Тут не подходят привычные механические представления, хотя резерфорд и пытался представить атом в виде механической модели с летящими по орбитам электронами. А то, что не привычно, требует адаптивности на уровне сознания и просто заучивание зубрежкой ровно ничего не дает, - нужно мыслить, строить свою субъективную модель понимания и да еже проверять ее на адекватность реальности.
Соответственно, экзамен воспринимается как ужасное переживание, но готовится к нему нужно не перед самой сдачей, а постоянно поэлементно готовя свою модель представлений. В этом здорово может помочь интерактивные обучающие курсы, вроде ресурса «ХиШник» http://www.hishnik-school.ru/, дающего приемлемую альтернативу воспринимаемых аналогий, да еще и в некоторой увлекательной форме почти игры.
А игровой контекст - наиболее эффективный для освоения любых навыков.
К сожалению, в школе учителя считают свои предметы занятием серьезным, и шуточки тут неуместны, а зря, они ровно наоборот демотивируют образовательный процесс. Это происходит потому, что до сих пор учителя не понимают условия привлечения осознанного внимания и руководствуются чисто рефлекторным уровнем запоминания: "повторение - мать учения". Но это и те, кто эвристически понимают важность заинтересованности. И тогда учитель может предложить классу порвать связь между двумя нуклонами непосредственно. Он уже заготовил веревку, посредине которой в непрозрачном таинственном пакете (тут же поясняется что такое "черный ящик") заготовлена "связь между нуклонами" и если потянуть за концы с нужной силой, то можно ее порвать. Понятно, что, зная силу связи, легко можно связать концы веревок в пакете так, чтобы эта связка порвалась при нужном усилии. Заинтригованные ученики пытаются порвать, но не могут. Учитель серьезно уверяет, что он не шутит, и если они приложат достаточную силу, то порвут связь. Потом он рассказывает, что для ее разрыва нужна энергия в 500 миллиардов джоулей или затраты альпиниста на 80000 восхождений на Эверест. И это - сила связи между всего двумя нуклонами в ядре.
Так, постепенно и умело показывая умозрительные и впечатляющие аналогии, можно за один раз, а не множество зазубриваний и на всю жизнь, а не только на время экзаменов, вовлечь в мир химии.
Сегодня практикуется немало познавательных научных шоу, где детям показывают увлекательные опыты по химии и меняют их предубеждение к этому предмету.