Относится к разделу Принципы организации психики

Зависимые состояния

Статьи в тематическом сборнике являются авторскими и могут не отражать научно-мировоззренческую направленность сайта Форнит и даже противоречить ей. Но эти статьи могут использоваться как материал для исследований.

Психотерапевтическая помощь в настоящее время очень актуальна, и чем больше город, чем более развита социальная коммуникабельность, тем эта помощь больше востребована, особенно в случае тяжелых зависимых состояний, которые называют неврозами навязчивых состояний и которым посвящаются страницы на специализированных ресурсах вроде https://prodepressiju.ru/psihicheskie-rasstrojstva/nevroz/navyazchivyh-sostoyanij.html, где описывается симптоматика, этиология, рекомендуемые методы лечения, часто с использованием психомодулирующих фармакологических средств или психологических методик, найденных эмпирически на основе тех представлений о механизмах возникновения зависимых состояний, который к текущему моменту оказывается преобладающим.

Не секрет, что общепринятой независимыми специалистами академической науки концепции организации механизмов психики и, соответственно, ее патологических состояний, сегодня нет. В этом отношении эмпирическая психология идет впереди всех в огромном числе различных теорий и методов воздействия. Хорошо, что прошел тот исторический этап, когда людей “лечили” лоботомией, но и сегодня, к примеру, лечение зависимостей, в частности наркомании некоторые предлагают “лечить” вымораживаем “центра удовольствия”, при этом адаптивная функциональность этого центра не принимается во внимание, да и не понимается ими.

Другой фактор, усугубляющий положение – отсутствие хоть каких-то адекватных представлений о педагогике, периодизации развития у родителей, которые формируют психику своих детей. К периоду конца формирования лобных долей (20-25 лет) практически у всех возникают серьезные психопатологии и проблемы, с которыми человек чаще всего оказывается наедине и, в лучшем случае, сам постепенно справляется или учится жить с ними. Даже поверхностная проверка психического состояния школьников в 80% случаев обнаруживала явные психопатологии.

Между тем системы адаптивности, их уровень осознанной произвольности позволяют самостоятельно преодолеть любые иллюзии и зависимые состояния, в случае понимания самих механизмов такой адаптивности и владения методами осознанной коррекции. Применение же фармакологических препаратов в таких случаях отсутствия органических поражений или дефектов способны лишь устранить некоторые симптомы и в еще большей степени усложнить саму проблему.

Многие имеющиеся психотерапевтические методики чисто опытным путем верно следуют отдельным принципам механизмов адаптивности, но непонимание общей картины, без целостной модели организации психики, применяются настолько эффективно, насколько конкретный психотерапевт имеет багаж своего личного опыта оказания помощи.

 

На сайте Fornitсуществует подборка материалов, способная помочь как в понимании общей модели, так и использования этих представлений, в том числе и самостоятельно. Несмотря на то, что материал очень сложен, он формализован в достаточно популярной форме книги.



Опубликовано: 2016-10-30