Относится к разделу Психология

Риторика в социуме

Статьи в тематическом сборнике являются авторскими и могут не отражать научно-мировоззренческую направленность сайта Форнит и даже противоречить ей. Но эти статьи могут использоваться как материал для исследований.

Еще в древней Греции мыслители обратили внимание на то, что с помощью определенным образом построенной речи возможно оказывать влияние на слушающих, и политический оратор Эмпидокл Коракс написал трактат, в котором изложил свои приемы ораторского искусства убеждения. С тех пор приемы риторики совершенствовались, аккумулируя все найденные отдельными ораторами приемы. Риторика - это именно свод приемов воздействия, а не некая система, описывающая психические явления вербального воздействия, это - эмпирически сформированная система воздействия. В наиболее изощренном и современном виде она использует не только словесное воздействие, но и невербальные символы коммуникации, методы отвлечения осознанного внимания, приводящие к возможности гипнотического воздействия. Границы применимости все более дифференцируются: понятно, что одно дело убеждать в чем-то ребенка, и другое - равноценного собеседника. Интересно, что убеждать большую группу людей, толпу, почти так же легко, как и ребенка. Но в любом случае использования ценность риторики, то, зачем, она применятся - это именно целенаправленное воздействие, а не вид ораторского искусства. Сегодня нет концертных выступлений, где оратор демонстрирует свое искусство ради самого искусства. Зато методы риторического воздействия применяются буквально везде, где такое воздействие оказывается необходимым и, особенно, там, где необходимо отстоять заведомо невыгодную служащим, а то и ложную идею.

Востребовать знаний риторического воздействия настолько актуальна, что существует немало специализированных обучающих центров, таких как Школа современной студии риторики Аргумент Argument-Studio, где проводятся индивидуальные занятия риторикой, обычно ориентированные на определённые условия применения этих навыков: эффективная презентация, риторика для детей, риторика для продаж, риторика дипломатическая, навыки спора, совещания, коммуникативность руководителя и подобные виды практического целевого использования методов убеждения.

Все методы риторики, хотя они и найдены чисто опытным путем и тем самым эффективны, используют знание того, что для данного человека или целевой аудитории воздействия является значимым для того, чтобы использовать эту значимость, мотивируя придать ей нужный риторику смысл. Приданием произвольного негативного смысла добиваются того, чтобы убежденный таким образом человек стал избегать этого, а придавая позитивную значимость смысла, добиваются приятия идеи и поставленной цели. Таким образом используются наиболее фундаментальные адаптивные механизмы осознанной произвольности. При этом, воздействуя на субъективные модели, которые в данный момент оказываются без поддержки высоких уровней сознания (гипнотические техники) становится возможным исподволь подготовить сознание к использованию таких модифицированных моделей, и тогда они начинают так интерпретировать действительность, как это нужно было риторику.



Опубликовано: 2017-01-06