Относится к разделу Педагогика

Научиться танцевать

Статьи в тематическом сборнике являются авторскими и могут не отражать научно-мировоззренческую направленность сайта Форнит и даже противоречить ей. Но эти статьи могут использоваться как материал для исследований.

Существует несколько стратегий получения нового жизненного навыка, который, ,связан с образованием уверенных неосознаваемых автоматизмов. Первая из них – следование наследственно предопределенному периоду доверчивого обучения, когда действия отзеркаливается у более авторитетного носителя навыка с полным доверием ему. Найденные “зеркальные нейроны” демонстрируют свою активность именно в такие моменты. И это пока еще не затрагивает высших механизмов организации творчества.

Тренер по бальным танцам или же тренер по спортивным танцам может быть как раз таким авторитетным носителем навыка. Безусловно, для целей преемственности навыка, в той мере, в какой позволяет это осуществить особенности тела ученика и наработанные им предыдущие двигательные навыки, авторитарное обучение с полным доверием вполне оправдано и будут достигнуты, возможно, полностью удовлетворяющие его результаты, то не зря есть поговорка: “Плох тот ученик, который не желает превзойти учителя”. Даже если не понимать это в прямом смысле, то уже на стадии авторитарного обучения возникают проблемы, которые связаны с тем, что ученик или обладает особенностями тела, не позволяющими ему скопировать движение учителя, или у него не развиты более основополагающие элементы движения. Тут возникает выбор: или оставить то, что не получается как есть или же попытаться так видоизменить технику движения, чтобы оно стало возможным. Это уже требует привлечения творческих навыков самостоятельной отработки движения, что означает второй вид стратегии обучения: саморазвитие.

В реальности, если речь не идет о возрасте ученика до трех лет, когда копирование навыков является безусловным, реализуется той или иной порции обе стратегии: проба первой и коррекция второй. Чем более ученик по возможностям тела близок к учителю, тем более ему не нужен второй способ и учитель радуется, как быстро и точно тот осваивает движения. И возникает копия учителя, в отличие от того, что учитель, вероятно, развивал у себя и навыки творческой коррекции, а вот ученик этому так и не аучился, а, значит, стоит только измениться привычным условия использования автоматизма, и возникнет негативный результат, с которым успешный ученик уже е сможет справиться. А вот нерадивый ученик, у которого навыки творчества высоко развиты, сможет превзойти учителя в новых условиях.

Таким образом, с точки зрения развития, с точки зрения освоения движений в совершенстве и возвожности самому находить новые варианты, оченб важно, кроме периода доверчивого обучения, проходить и период личной инициативы. Тогда, научившись основам танца, можно постигать и все новое, что возникает в этой культуре. Но тренер по восточным танцам нужен всегда, чтобы не начинат все с нуля.



Опубликовано: 2015-05-02