В консультации психотерапевта: "Последние пару месяцев замечаю у себя следующую особенность. Если ни с кем разговариваю, не смотрю фильм и тп, то есть голова не забита, появляются мелодии в голове. Это может быть услышанная в машине мелодия по радио, либо совершенно случайная песня, которую просто знаю.
Особенно напрягает присутствие мелодий утром, когда проснулась и снова пытаешься погрузиться в сон.
Также заметила, что под алкоголем, выпив пару бокалов вина, видимо голова расслабляется, мелодии пропадают. Стоит дождаться утра, и вот они, снова наигрывают фоном".
Только один консультант ответил правильно, видимо эвристически из богатого опыта специалиста: "Вам это как - то мешает? Мелодии, которые появляются в голове, они где-то ранее были услышаны, значит это не слуховые галлюцинации. С утра хорошо разрабатывать голос, поэтому можно эту мелодию напевать. Если Вы будете слушать аудиокниги или стихи, то и они в голове будут появляться с утра. Это работает по принципу, если где-то играла песня, но Вы даже не обратили на это внимание, она тоже появится в голове, слова которой Вы даже не знаете и будете не понимать почему к Вам "прицепилась" эта мелодия и откуда она взялась".
Другие психотерапевты, не понимая механизм, пытались отгадать, третьи просто несли чушь вроде "Вам, как раз, не помешает простимулировать свои бетта-ритмы. Сделать это можно, разнообразив свою жизнедеятельность, внеся дополнительный интерес в свою жизнь".
Психиатры считают это явление расстройством психики, раз люди приходят с жалобами и некоторых это и впрямь доводит до неистовства. Но такие ранимые люди уже сломали свою психику на чем-то другом. В
"Для пациентов патологическое состояние становится изнурительным и мешает нормальной жизнедеятельности.
Терапия, медикаментозное лечение и другие методы помогут управлять симптомами патологии и улучшить качество жизни человека".
Вместо того чтобы научить пациента не обращать внимание на то, что само не способно навредить, ему устраивают терапию по полной программе.
Существует метод "Fuck It" (в смысле "да пошло это..."), направленный на уменьшение значимости событий и переживаний, чтобы снизить уровень стресса и тревожности. Основная идея техники "Fuck It" заключается в следующем: пациенты учатся воспринимать события и реакции на них менее серьезно. Вместо того чтобы переживать и волноваться о каждой мелочи, они начинают относиться к происходящему с юмором и легкостью. Суть техники заключается в том, чтобы научиться говорить самому себе "Да ладно!" или "Fuck It!" всякий раз, когда что-то кажется слишком серьезным или вызывает чрезмерное напряжение. Таким образом, пациенты учатся отпускать контроль и принимать жизнь такой, какая она есть, не придавая излишнего значения всему, что происходит вокруг.
Нет ни одного человека, у которого не случались бы крутящиеся мысли. Это настолько обычно, привычно и безвредно, что не должно вызывать беспокойство. Только особо тревожащиеся за свое здоровье, из тех, кто, прочитав любую медицинскую статью, тут же находит у себя симптомы, начинают придавать таким мыслям слишком большое значение вместо того, чтобы просто отвлечься на что-то, о чем можно и стоит подумать.
Суть явления - в организации процесса осмысления. Мы обращаем внимание на наиболее актуальное в данный момент (ориентировочный рефлекс), внешний или ментальный образ . Этот образ удерживается на время его осмысления, но если приходит еще более актуальный стимул, то прежний образ, оставаясь активным, уходит в фон (фоновый цикл или бессознательное). Мы начинаем осмысливать новый образ, а все фоновые продолжают крутиться в голове в области бессознательного.
Когда ничто не отвлекает и думать не о чем, то понижается порог фоновых образов и наиболее значимый из них снова становится осознаваемым. Это состояние иногда похоже на "поток сознания", потому что образы бессознательного отрывочны и бессмысленны, походя на бред.
Первоначально возникающий образ "тянет" за собой цепочку привычно связанных за ним других образов из эпизодической памяти , так же как это бывает при игре в шахматы, когда ходы знакомы и уверенно привычны, но как только возникает еще не знакомая или сомнительная ситуация, приходится задумываться. И вся такая цепочка имеет один главный пусковой образ с уникальным ID, например, шахматный образ "детский мат". Именно такой образ может выйти в осознание, причем не раз, а пока главный цикл не занят более важным процессом и начинать прокручивать свою цепочку действий.
Пока сознание занято расккручиванием цепочки, новых инсайтов не возникает, и можно даже произвольно дополнить цепочку своими мыслями, но как только опять будет простой, возникнет новый инсайт с этой цепочкой.
Кроме того, в такие моменты могут активироваться и физические реакции, как, например, непроизвольные движения, такие как ритмичное покачивание ногой. Это поведение часто возникает как следствие стресса, нервозности или даже, в некоторых случаях, как способ саморегуляции. Когда нет осознанного контроля, тело может начать действовать по своим привычным стереотипам.
Характерный выход бреда в осознание может происходить при болезни с высокой температурой или токсическом поражении.
"Эхо мыслей" - очень удачное название, потому что в основе как раз лежит эхо-реверберация фоновых циклов мышления - активное бессознательное: .
В основе осознания эхо-мыслей лежит механизм инсайта , но инсайт обычно воспринимается как озарение, когда он важен для решения текущей задачи. Цель поиска решения может быть долговременной, в виде гештальта . В состоянии безмыслия, лени, занятий привычной деятельностью, не требующей осознания, инсайты наиболее значимого для текущих условий могут появляться и без видимой цели и пользы. Этим они могут заменять доминанту нерешенной проблемы (гештальт), возвращая мысли к наиболее значимому и провоцируя при осознании попытки целевого решения проблемы.
Обычно порог инсайта довольно высок, чтобы не мешать осмыслению актуального, что образует эффект тишины мыслей . Но при общем понижении актуальности воспринимаемого порог понижается, позволяя фоновым циклам участвовать в конкуренции по значимости. Так, при поездке в автомобиле в привычных условиях, когда не требуется принимать новых решений, все воспринимаемое имеет довольно низкую актуальность, что позволяет прорываться эхо-инсайтам. Это не обязательно целые цепочки образов, как мелодия, а могут быть любые когда-то значимые образы.
В настоящее время в академической науке нет модели организации психики на уровне системы адаптивных механизмов (несмотря на существование научных статей об этом: ), и описанное не является очевидным для научных сотрудников. Соответственно, нет и опубликованных работ по описанию механизмов более частных явлений, таких как эмо-инсайты. Зато есть много работ у психологов, носящих философский характер.
При этом "ученые", ушедшие в хайповое фричество, охотно рассуждают на эту тему. Вот как объясняет эффект С.Савельев в
"Люди, мозг которых активно работает, находятся в дефиците эндогенных веществ. По этой причине мозгу невыгодно интенсивно работать, поскольку в случае умственной деятельности он потребляет слишком много энергии, но вырабатывает мало каннабиноидов и опиоидов. Поэтому когда человек не занят познавательным процессом, а вспоминает и повторяет что-то уже не раз услышанное, мозг активно поддерживает это выработкой эндогенных веществ, чтобы поощрить умственную жвачку.
Допустим, у некой певицы есть папа или муж с большими деньгами. Для нее записывают композицию, и неважно, что артистка произносит не все буквы и не знает нот, — всё это можно исправить с помощью компьютера. Песня повторяется в течение 40–45 дней так, чтобы она звучала из каждого утюга, пока мозг не привыкнет к ней и не запомнит ее. Потом будущий шлягер убирается из ротации. Через два-три месяца человек слышит его на волне радиостанции или в рекламе концерта. Мозг автоматически узнает мелодию и поощряет это узнавание эндогенными каннабиноидами и опиоидами".
Тема больших денег и лени мозга - больная для Савельева, пытавшегося выбить у Тинькова инвестиции на свой "церебральный сортинг" . Сама же система адаптивных механизмов психики для него - полный мрак, как, впрочем, для всех других академических ученых с высокими званиями и не только российских.
Если не понимать безопасность многих совершенно нормальных психических феноменов, то очень легко довести себя до исступления и даже до психоза. В рассказе сюрреалистического писателя Эдгара По: "Нередко у нас в ушах, или, вернее, в памяти, вертится припев какой-нибудь пошлой песни или ничем не примечательные обрывки оперы. И мучения наши не уменьшатся, если песня сама по себе будет хороша, а оперный мотив — достоин высокой оценки. Подобно этому и я наконец начал ловить себя на том, что постоянно думаю о своей безопасности и едва слышно повторяю себе под нос: Нечего бояться. Однажды, прогуливаясь по улицам, я внезапно заметил, что бормочу эти привычные слова вполголоса. В припадке своеволия я переиначил их следующим образом: «Нечего бояться – нечего бояться – да – если только я по глупости сам не сознаюсь!» Не успел я выговорить эти слова, как ледяной холод окатил мне сердце. ".
Никогда такие страхи не возникают сразу во весь рост, когда без посторонней помощи уже не обойтись. Хорошей гигиеной психики будет изначально отмахиваться от любых таких страхов с помощью "fuckit". В случае же эхо-мыслей нужно просто принимать их как очень крутую находку эволюции, которая помогает быть эффективнее в решении проблем. Так что стоит поменьше прислушиваться к особенностям своего мышления, если только нет желания лучше разобраться в этом методом самоисследования.
Nick Fornit
17 Oct 2024