Эффект Ореола

Эффект первого впечатления: Эффект Ореола или Гало-эффект К чему приводит любовь с первого взгляда.

Эффект Ореола выражается в том, что мнение о человеке складывается на основе первого впечатления о нем . Принимаются во внимание его внешний вид, манеры и то, как он себя подает в первые минуты общения при знакомстве. В соответствии с этим формируется общее впечатление о человеке и дальнейшее отношение к нему, которое бывает непросто изменить.

Когда у человека привлекательная внешность, приятная улыбка, опрятная одежда и он ведет себя доброжелательно, то у людей складывается положительный образ. И наоборот. Если в дальнейшем человек ведет себя совершенно иначе, это воспринимается скорее как исключение, так как противоречит раннее сформированному образу.

С позиции теории МВАП ясно, что в данном эффекте главную роль играют позитивные или негативные значимости, связанные с данным образом . Любые образы, не только образы людей, при личном соприкосновении с объектами этих образов получают оценку их значимости, которая затем оказывает влияние на все, что связано с этим образом.

На значимость образов оказывает влияние социальное окружение через авторитарное воздействие. Так что первоначально образы получают значимость не в ходе личного опыта, а уже готовую, исходящую из тех, кому человек безусловно доверяет .

Однако, в академической науке роль и суть значимости субъекта не представлена системной моделью и эффект ореола объясняется другими причинами.

В статье "Эффект ореола в общественном сознании":

"Представлен комплексный междисциплинарный обзор литературы по данной тематике. Рассматриваются причины формирования и разрушения эффекта ореола, его проявление в различных сферах жизнедеятельности, имеющее позитивные и негативные последствия для личности, социальной группы, общества в целом.
Ярким примером воспроизведения эффекта ореола является субъективная оценка работодателем соискателя на вакантную должность. В условиях недостатка информированности о кандидате первоначальное мимолетное впечатление оказывается решающим в вопросе о приеме на работу. В этом случае одна положительная черта бросается в глаза, оттесняя все другие качества претендента. Как правило, именно
«по одежке встречают».
Наиболее яркими примерами воплощения эффекта ореола, который можно условно назвать
«эффектом мессии» в период кризисов и потрясений страны (Великой Октябрьской социалистической революции, далее в относительно мирное время, а также устройства мира после Второй мировой войны), являются два «вождя» Ленин и Сталин. В условиях объективных исторических событий эти руководители страны исполняли роль своеобразных спасителей: в одном случае от «гнета царского правительства», в другом «от фашистского ига». В их лице эффект ореола достиг апогея своего развития формирования культа личности (как Ленина, так и Сталина).
Помимо приобретения неограниченной власти, президент Туркмении был объявлен главой всех туркмен мира (Туркменбаши). Именем Туркменбаши стали называться улицы, города, стратегически значимые объекты. Таким образом, обычный реальный человек постепенно превратился в божество. Уверовав в свою
«миссию», Туркменбаши написал «Новый Завет» по-туркменски под названием «Рухнама».
Как правило, восприятие человека другим человеком в социальной психологии обозначают термином
«социальная перцепция». В процессе восприятия большую роль играет стереотипизация, когда полученные впечатления об объекте восприятия обобщаются на основании сходства с прежними впечатлениями. На уровне восприятия физических объектов эти процессы были экспериментально зарегистрированы, а при оценке людей друг другом значимость подобных эффектов во многом возрастает.
Обыватель
» не обладает навыками профессионального восприятия окружающей действительности (в отличие от социолога, психолога и т. п.): чем проще явление, тем проще его объяснение. Основываясь на многочисленных исследованиях в области изучения процессов атрибуции, был сделан вывод о том, что именно своеобразие интерпретаций является основой восприятия, особенно межличностного.
Основой эффекта ореола, как и других явлений социальной перцепции, в условиях нехватки информации об объекте, являющейся важным компонентом любой деятельности, выступают механизмы категоризации, упрощения и отбора. Людям свойственно рассуждать в рамках здравого смысла: плохой человек обладает
«плохими» чертами, хороший человек «хорошими», поэтому так часто поведение человека в целом обобщается в пользу одной из бинарных позиций.
Разрушение стереотипов, когда индивид получает возможность более близкого и детального рассмотрения менее известного ранее явления, происходит и тогда, когда человек попадает в условия, позволяющее сформировать более полное мнение относительно какой-то социальной группы.
Критическая оценка восприятия необычных явлений, неординарных личностей появляется вследствие более детального рассмотрения и появления ранее не известных, не замеченных качеств, приводящих человека к изменению предшествующей оценки.
Наибольшую популярность применения эффекта ореола можно наблюдать в политике. Более того, формирование
«положительного» или «отрицательного» эффекта ореола является профессиональной задачей политтехнологов или специалистов в области PR.
Так, существует даже разделение пиар-технологий по методам на
«белые», «серые» и «черные» соответственно специфике формируемого эффекта".

 

Образы вокруг нас, будь то люди, вещи или явления, формируют свою значимость для данных условий в результате сочетания личного опыта и социальных интерпретаций. Позитивные или негативные значимости, связанные с этими образами, влияют на наши эмоции, решения и действия в различных жизненных ситуациях.

Первоначальная значимость образов (при первом восприятии) передается безусловно, авторитарным воздействием в таком окружении как семья, друзья, медиа или культурные нормы. Это происходит потому, что люди склонны доверять мнению тех, кто имеет авторитет или научные знания в данной области, и это доверие формирует начальное восприятие. Период авторитарного воспитания вшит как насущная необходимость для всех социальных животных, рождающихся без необходимого для выживания опыта.

В человеческой реальности, если авторитетный источник утверждает, что определенный стиль жизни или модель поведения являются правильными, это создает образ, которому человек может стремиться подражать.

Однако со временем личный опыт начинает играть преимущественную роль, по мере того, как человек сталкивается с образами напрямую. При непосредственном контакте с объектами этих образов происходит процесс осмысления, и формируются собственные оценки . Это может привести к изменению первоначальной значимости образов, порой даже в противоположную сторону. Например, наблюдая за реальными примерами тех же людей или явлений, человек может переосмыслить их качества и изменить свое отношение к ним. Но первоначальная значимость оказывает свое консервативное влияние на все последующие оценки и их становится непросто изменить - чем выше значимость, тем труднее. Это проявление общего механизма выбора решения .

То, насколько изменится субъективная оценка образа после приобретения личного опыта, зависит от того, насколько иную значимость (особенно иного знака - вместо позитивной - негативная и наоборот) приобретет образ. Но практически не бывает так, что значимость остается прежней, если только ее оценку не продолжает поддерживать авторитарное влияние, и это говорит, что образ оказался связанным с фанатически предельно высокой значимостью . В исследовательской деятельности в этом случае проявляются явление "идея-фикс" - навязчивая мысль или убеждение, которое не подкреплено объективными фактами или доказательствами .

На оценку значимости влияет собственные цели, которые оказываются связанными с объектом оценки. Эти цели обычно бывают сформированными общими для данной культуры критериями, и они способны изменить оценку объекта внимания так, что она становится кардинально иной, чем в случае непредвзятого первого впечатления.

Например, если культура в значительной степени подчеркивает важность финансовой стабильности партнера, то даже если изначально физическое влечение отсутствовало, человек может начать воспринимать партнера как более привлекательного, если он соответствует этому критерию. Такие оценки в наибольшей степени корректируются личным опытом .

 

Буквально все вокруг так или иначе подвержено эффекту ореола, cначальным авторитарным воздействием или без него, в том числе и наука. В статье "Эффект ореола вокруг науки":

"Возникновение эффекта «Ореола» в обществе, вокруг научной деятельности связано с тем, что она начала активно проявлять себя в XIXXXI вв., давать «чудотворные» результаты в жизнедеятельности и вытеснять такие понятия как Бог и духовность.
Проявление эффекта Ореола вокруг научной деятельности заключается в том, что она получила огромное доверие со стороны общества. Для каждого человека создается
«Ореол» логичности, истинности и непогрешимости науки как явления. Тем самым и вокруг научных деятелей создается «Ореол» как людей, имеющих некие тайные знания, недоступные всем людям. Поэтому эти знания чаще всего не проверяются на достоверность, а принимаются на веру. Для самого научного деятеля, наука является частью жизни, частью его деятельности. Научный деятель должен объективно относиться к объекту изучения и собственным теориям, иначе в них не будет истины. Но сами понятия (их определения) логика, факт, научный эксперимент создают вокруг себя ореол точных знаний и понимания законов природы. Заинтересованность ученого в результате, особенно если результат подтвердит его теорию, только усиливает этот эффект. В действительности научный деятель сам верит в то, что результат эксперимента дает ему точное правило, если эксперимент в каком-то случае завершается не запланировано, то это называется исключением из правил. Таким образом, научный деятель выверяет закон, по которому все должно работать. В действительности же, это не закон, который изначально движет материей, а просто констатация факта или алгоритм удавшегося эксперимента. Сам закон же остается незримым, как незримыми остаются множество факторов, влияющих на этот закон (теорема Геделя: )".

 

Конечно же, эффект ореола используется для манипуляции мнением людей, прежде всего, в политике. Любая неискушенность может использоваться для авторитарного воздействия и манипулирования , в этом суть любого инфоцыганства.

В статье "Исследование эффекта ореола в сфере маркетинга":

"Поскольку эффект ореола может применяться как к людям, так и к объектам, маркетологи могут использовать его для продвижения продуктов и услуг.
В маркетинге эффект ореола относится к предпочтению потребителей к продуктам, которые они никогда не использовали, потому что у них был положительный опыт работы с другими продуктами в этой торговой марке или линейке продуктов
".

 

Самым общим проявлением эффекта ореола является стремление ко всему, что приносит позитив и удовольствие. Это оказывается решающей тенденцией в упрощенном подходе к оценке, постановке целей и принятии решений.

Лобные доли у человека развиваются анатомически до 30-36 лет , и только после этого возраста возникает новое качество осмысления, основанное на логике приобретенного опыта, в предметных областях, представляющих наибольший интерес. Но это только в случае, если авторитарность в развитии вовремя дала возможность человеку начать преступать догмы и получать собственный опыт.

Развитие общей системы механизмов для формирования адаптивных возможностей собственного опыта и происходит до 30 лет. Если за это время человек не разобрался в том, насколько самодостаточные удовольствия (все виды не только сексуальной мастурбации) могут противоречить адекватности его представлений о реальности, когда это не подтверждено собственным опытом, то в дальнейшем это искажает его стратегию отношения буквально ко всему .

 

Изменение алгоритма обработки значимостей в искусственных системах по сравнению с природными, может быть очень действенным способом увеличения разумности и эффективности реагирования. В искусственной системе Beast (fornit.ru/beast) работа со значимостями, в основном, повторяет то, что известно об этом в природных живых существах. Но появляется возможность найти и отработать намного более рациональные механизмы.


Nick Fornit
16 Oct 2024

Авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.