Мыслительные ассоциации — это процесс, при котором одно слово, объект или идея вызывает цепочку других мыслей, образов или слов, которые связаны с первым понятием. Одно слово может вызвать у нас воспоминания, чувства или новые идеи, а значит, способно привести к решению задач.
Ассоциации часто основаны на личном опыте или культурных контекстах. Например, слово «лето» может вызвать ассоциации с солнцем, отдыхом, отпуском, теплом, а также с запахом чудесного барбекю или звуками моря. Этот процесс позволяет нам не только запоминать информацию, но и творчески подходить к изучению и анализу новых тем.
Ассоциации помогают лучше понимать и запоминать информацию, а также решать задачи и генерировать новые идеи. Однако иногда ассоциации могут быть ошибочными или неуместными, что может привести к неправильному пониманию или интерпретации информации.
Вот несколько примеров мыслительных ассоциаций:
· Яблоко — красный цвет — ассоциация по цвету.
· Дождь — зонт — ассоциация, основанная на причинно-следственной связи.
· Книга — чтение — ассоциация между объектом и действием.
· Море — отдых — ассоциация с приятными эмоциями.
· Школа — учёба — ассоциация со школьным обучением.
В
"Ассоциативное мышление активно участвует в процессе обработки информации без использования аппарата логики. Процесс запоминания осуществляется на основе имеющегося опыта индивида, что, в свою очередь, способствует формированию наборов ассоциаций, являющихся базой ассоциативного мышления, принципы которого легли в основу большого количества обучающих методик.
Ассоциативное мышление способствует пониманию сути логики и взаимосвязи предметов и явлений, развитию воображения и пространственного видения, осознаванию смысловых связей и упрочнению памяти. Психологи считают ассоциации минимальными единицами обработки информации человеческим мозгом. В зависимости от ведущей перцептивной модальности и особенностей репрезентативной системы, каждому человеку более удобно строить ассоциации, подходящие именно ему.
Ассоциативное мышление не имеет единого четкого определения. Некоторыми исследователями оно рассматривается как мышление, основанное на способности к выделению существенных признаков предметов или явлений, определению связей между отдельными представлениями, когда одно из них влечет за собой другое. Другие считают его важнейшей компетенцией, которой должен обладать профессионал, связанный с проектной деятельностью.
Данный тип мышления лежит в основе деятельностной составляющей интеллекта.
Отдельным подвидом выделяется радиантное мышление, которое является специфической формой мышления ассоциативного и основано на распространении мыслей, идей, ассоциаций от некоторой центральной концепции.
Яркой иллюстрацией такого мышления являются интеллектуальные, разумные или ментальные карты Тони Бьюзена, которые способствуют достижению небывалой интеллектуальной свободы и влияют на качество мыслительных процессов и операций.
Развивать ассоциативное мышление студентов можно посредством использования в процессе обучения технологии когнитивной визуализации, ярким средством реализации которой являются ассоциативные ментальные карты. Ассоциативная ментальная карта - это графическое представление связанных между собой семантическими отношениями понятий изучаемых объектов, визуализирующее структуру знаний предметной области посредством образных ассоциаций (картинок, символов, знаков) в виде радиантной схемы.
".
Как видно, приняв, что существует ассоциативный вид мышления, ищутся методы создания ассоциаций для реализации такого мышления, которые напоминают методы мнемоники (про мнемонику и ее вред: ). Мнемоника излишне, неестественно загружает эпизодическую память ассоциациями впрок, что затрудняет творческое мышление - наивысший уровень осознанного решения проблем на основе доминанты .
Ассоциации не требуется развивать впрок искусственно, они формируются в ходе естественного опыта, связывая значимые образы с последствиями их участия в ответных действиях, что является самым важным для ассоциаций. Но придумываются всякие методики набивки ассоциаций и даже
Для разных условий важны совершенно разные ассоциации, сто никак не учитывается в методиках обучения "ассоциативному мышлению".
В
"Путем расширения аналогий, образов, идей ассоциативное мышление содействует развитию мышления, повышает вероятность рождения догадки.
Ассоциативный метод лёг в основу популярного в настоящее время ассоциативного обучения, которое даёт положительные результаты и его можно применять к разным возрастным группам. Существует только одна оговорка: в подростковом и зрелом возрасте ассоциации, разумеется, имеют более сложную конфигурацию и структуру связей. Применение ассоциативного метода в обучении позволяет освоить учебную программу детям, у которых существуют проблемы с запоминанием материала, с концентрацией и переключаемостью внимания и т.д.
К ассоциативным методам (во многом аналогичным) относятся: метод каталога, метод фокальных объектов, метод гирлянд случайностей и ассоциаций и др.
Определено, что число прямых ассоциативных связей любого понятия (слова) в среднем около десяти. Один ассоциативный шаг дает возможность выбора из 10 слов, второй — из 102 , третий — из 103 , четвертый—из 105 . Таким образом, каждый шаг на порядок увеличивает число связей данного понятия с другими понятиями по тем или иным признакам, что существенно расширяет потенциалы выбора идей решения".
Если всерьез практиковать такое, то довольно легко достичь серьезных психиатрических последствий. Хорошо, что студенты практически никогда всерьез и глубоко не втягиваются в учебный процесс, а сами потом вырабатывают приемлемые для себя навыки.
Согласно модели МВАП мышление может быть только в двух режимах:
1. целевой осознаваемый
2. пассивный режим - осознаваемый (фантазии: или сновидения: ) или в фоновый бессознательный .
Так что мышление не бывает "логическим" "образным" или "ассоциативным". Но понятие "Ассоциативное мышление" - очень распространено. Первые представления о принципах сознания предполагали ассоциативные связи - как основу сознания. Ассоциации в ментальном пространстве, конечно, возникают, но они носят вторичный характер, а не являются стилем видом мышления.
Мыслительные ассоциации могут возникать спонтанно и затем целенаправленно использоваться для решения проблем. В этом плане ассоциация схожа с инсайтом и может рассматриваться как вид инсайта , в котором воспринимаемый объект оказывается с очевидностью связан с образами цели доминанты нерешенной проблемы , и тогда оказывается возможным найти в эпизодах исторической памяти к чему приводило раньше восприятие данного образа. Если удается найти высокую позитивную значимость правила с таким образом, то становится возможным попробовать применить такое правило в решении доминантной проблемы. Так что если есть активная доминанта, то все воспринимаемые образы начинают проверяться таким вот образом на наличие полезной ассоциации.
Процесс проверки ассоциации очень быстр, потому что эпизодическая память организована в виде дерева , а поиск по дереву - очень быстрый. Но все же, мышление, обремененное существующей активной доминантой оказывается мене быстрым, мы все время как бы призадумывается, если только острая ситуация не требует действовать быстро.
Ассоциация может возникать в фоновых процессах, сохраняющих цель осознания перед уходом в режим бессознательного и тогда инсайт ассоциации может быть и без активной доминанты. В таком случае, как и при инсайте, фоновый цикл может стать главный осознаваемым (если значимость ассоциации превысит значимость текущего образа осмысления), ассоциативный образ снова становится актуальным, но в контексте текущей общей информационной картины ассоциация отрабатывает ранее отложенную цель и с какой-то вероятностью решает локальная проблема. При восприятии какого-то образа мы вдруг вспоминаем, что это - как раз то, что мы не так давно пытались понять или решить.
Таков основной механизм адаптивной пользы ассоциаций. Он достаточно простой и его модель реализована в системе Beast (fornit.ru/beast).
Итак, для того, чтобы получить эффект от ассоциаций, нужно не заготавливать их впрок, без придания определенной значимости и контекст условий, что делает такие связи бессмысленными, а личное углубление в практику исследований и понимания данной предметной области и любых других областей, сколь угодно далеких, но важно, чтобы это были переживания причин и следствий в виде правил: стимул -> ответ -> эффект, что и является основой адаптивного опыта, сохраняемого в эпизодической памяти. Нужен именно личный опыт столкновения с объективной реальностью, а не книжные сведения об этом.
Ассоциативная психология — это одно из основных направлений мировой психологической мысли, объясняющее динамику психических процессов принципом ассоциации. Зародившаяся в XVIII-XIX веках, она основывалась на принципе ассоциации идей, который утверждал, что психические процессы можно объяснить через связи между элементами сознания. Основные представители этой школы, такие как Дэвид Юм и Джон Стюарт Милль, утверждали, что все наши мысли и чувства возникают в результате ассоциации один элемент с другим, будь то через сходство, контраст или сопредельность.
В
"История психологии связывается с ассоциативной психологией сложными отношениями, поскольку новые психологические теории вырастали на основе критики этой доктрины: или как ее дальнейшее развитие и преобразование или как противопоставление ей. Полемика с ассоциативной психологией сопровождала рождение новых психологических теорий.
Гештальттеория пришла на смену ассоциативной теории. Исследования памяти были проведены К.Левином. По мнению ее создателей, память определяется законами формирования гештальта (целостной структуры). В этой связи для эффективного функционирования памяти чрезвычайно важным признается структурирование материала, его систематизация при запоминании и воспроизведении. Она подчиняется действующим независимо от запоминающего субъекта законам: “близости”, сходства, “замкнутости пространства”, “хорошего продолжения”,”хорошей формы” и др. ....".
Существуют следующие критические замечания к концепциям ассоциативной психологии:
• Ассоциативная психология основывается на теоретических предположениях, а не на строгих научных исследованиях.
• Ассоциативная психология ограничена в своём подходе к пониманию более сложных ментальных процессов, фокусируясь только на одном аспекте психических процессов — ассоциации идей, игнорируя другие важные аспекты, такие как мотивация, эмоции, интуиция. В центре её теории находятся более простые ассоциативные связи. Ассоциативный подход не способен объяснить такие сложные явления, как творчество, интуиция или эмоциональные состояния.
• Механистичность ассоциативной психологии приводит к редуцированию человеческого опыта до простых реакций на стимулы, что в значительной степени игнорирует индивидуальность и уникальность каждого человека.
• Теории ассоциативной психологии могут быть ограничены в своей эмпирической проверке. Многие из её понятий трудно количественно измерить.
• Отсутствие учёта индивидуальных различий. Ассоциативные теории предполагают, что все люди реагируют на стимулы одинаково, что не соответствует действительности.
• Ассоциативная психология игнорирует роль сознания и воли, она сосредоточена на бессознательных процессах и не учитывает роль сознательного контроля и волевого действия.
Несмотря на все это ассоциативная психология продолжает оказывать значительное влияние на современные исследования, прежде всего, что очевидна большая роль ассоциаций в общей картине психических процессов. Другая причина в том, что ассоциативная психология легла в основу многих современных психотерапевтических методов, таких как поведенческая терапия и остаётся важной частью образовательных практик. И эти представления пытаются совместить с технологией искусственного интеллекта и машинного обучения.
Главная же причина в том, что до сих пор нет общепринятой целостной модели организации индивидуальной адаптивности, такой как МВАП.