Эффект непрерывности осознанного восприятия

Проявления и механизмы эффекта непрерывности осознанного восприятия.

Эффект непрерывности осознанного восприятия это психологический феномен (феномен сознания, относится к квалиа), который отражает способность человека воспринимать время, события и информацию как связные и последовательные. Это означает, что несмотря на то, что наше восприятие может прерываться (например, при переводе взгляда, закрытии глаз или переключении внимания), мы всё равно создаём ощущение непрерывности и целостности нашего опыта.

Один из аспектов данного эффекта связан с тем, как наш мозг обрабатывает информацию. Когда мы наблюдаем за событиями, происходящими вокруг нас, наш мозг использует различные механизмы, такие как память и внимание, чтобы сгладить разрывы в восприятии, создавая иллюзию постоянства. Например, когда мы разговариваем, мы можем отвлекаться на внешние шумы или моменты тишины, но общее значение и контекст нашего разговора остаются для нас понятными и связанными.

Кроме того, эффект непрерывности осознанного восприятия активно используется в кино и других формах искусства, где монтаж и переходы между сценами создают ощущение непрерывного потока времени, позволяя зрителю следовать за сюжетом без резких изменений.

Данный эффект может варьироваться у разных людей в зависимости от их внимательности, состояния сознания и восприятия времени. При некоторых условиях, таких как стресс или большое эмоциональное напряжение, наш мозг может плохо справляться с этой функцией, что приводит к фрагментации восприятия.

 

По эффекту непрерывности мало научных работ ввиду того, что для его интерпретации нужно иметь хорошо проработанную модель сознания. На примере того, как пытались исследовать явление в гештальт-психологии (принцип непрерывности), понятно, насколько это безнадежно без выверенной модели.

Из научных работ примерно столь же поучительным примером является статья "Осознанное восприятие: дискретность vs непрерывность ":

"Является ли восприятие дискретным или непрерывным? Этот вопрос имеет давнюю историю, но в свете полученных в последние годы экспериментальных данных снова обретает актуальность. Имеющиеся модели опираются на разное понимание дискретности, и в них выделяются разные единицы дискретного восприятия. Теоретическое обоснование. В статье рассматривается развитие дискретных моделей восприятия и разбираются различные теоретические обоснования дискретности. Результаты и их обсуждение. Приводится обзор экспериментальных исследований, поддерживающих дискретные модели, обсуждаются основные направления их критики. Результаты новых исследований поддерживают идею о том, что дискретно именно осознаваемое восприятие, тогда как неосознаваемая обработка информации может быть непрерывной или осуществляться с большим временным разрешением. Сравниваются два популярных современных подхода к дискретному восприятию. В рамках одного из них предполагается, что дискретная единица восприятия относительно невелика и связана с временным разрешением, при этом она не является универсальной дискретизация может осуществляться с разной частотой, например, для разных модальностей. В рамках второго подхода дискретизация связывается с необходимостью вычисления наилучшей осмысленной интерпретации поступающих данных. Дискретная единица в этом подходе (временное окно неосознаваемой обработки) является универсальной, но ее длительность не фиксирована и зависит от характера поступающих данных. Также предлагается альтернативный подход, опирающийся на положения концепции негативного выбора В. М. Аллахвердова, из которой также следует существование окна неосознаваемой обработки, длительность которого не является постоянной. Новизна данного подхода в том, что длительность окна связывается со сложностью операций контроля, задачей которого является отбор информации для поступления в сознание. Обсуждается возможность использования этого подхода для объяснения временной динамики эффектов прайминга и мигания внимания, за непостоянством временных границ которой мы видим проявление общей логики дискретизации".

 

В действующем прототипе системы индивидуальной адаптивности Beast (fornit.ru/beast) есть только три канала восприятия: фразы от оператора, невербальные стимулы от оператора и текущее состояние его жизненных параметров. 

Рассмотрение концепции МВАП приводит к вопросам:

1. Если только один актуальный стимул удерживается в фокусе осознанного внимания и ощущения изменяются только при появлении нового стимула (внешнего или внутреннего), почему переживания не носят дискретный характер? 

2. Восприятие способно отслеживать малейшие изменения наблюдаемого, но как тогда организуется осознание этого как непрерывный процесс, без создания новых кадров эпизодической памяти по всем этим малейшим изменениям? При этом мы способны вспоминать именно ту "непрерывность" малейших изменений.

Что будет, если актуальных стимулов нет? Последний из актуальных стимулов сначала запустит целевое осознание и, возможно, это приведен к ответной реакции с ожиданием ее последствий. Если нет последствий и нет стимулов, то возникнет режим пассивного мышления и от стимула начнется развиваться сценарий прохода эпизодической памяти по экстремальным кадрам позитивной или негативной значимости (в зависимости от контекстной предрасположенности к тревожности или состояния благополучия). Этот сценарий рано или поздно (в зависимости от богатства жизненного опыта) будет исчерпан, и фантастическая история завершится. Если нет стимулов, то в таком случае наступает сон .

Эффект непрерывности осознанного восприятия заключается в том, что мы постоянно отлеживаем малейшие изменения в окружающем и понимаем их смысл, ощущая важную для нас последовательность событий. Если мы видим бегущую строку, то с каждой новой появляющейся буквой мы осознаем новый смысл прочитанного так же, как начинаем улавливать и смысл услышанного с каждым новым словом. Но каждое изменение в восприятии не может удерживаться во вновь появляющихся циклах осмысления, их бы накопилось огромное количество, соизмеримое с эпилептическим припадком. И тогда в памяти должно запоминаться каждое из таких изменений.

Это го не происходит в реальности.

Если мы вместо понимаемых нами букв в бегущей строке будем видеть иероглифы, то будет активен всего один образ, распознающий картинку с непонятным изображением. Это будет просто статическая картинка, если только интересный узор иероглифа не привлечет внимания - вот тогда это станет актуальным стимулом и будет осмыслено. Примерно тоже происходит с узнаваемыми буквами: как только мы распознаем слово, это привлечет наше осознанное внимание. А между тем мы будем ограничены информацией о последнем распознанном стимуле и пока нет другого, будет осмысливаться в цикле мышления или просто тупо ждать, когда появится достаточно важное для нас слово или составится полный смысл фразы строки. Такой процесс уже не требует огромных ресурсов.

В каждый момент времени у нас есть информационная картина происходящего . Именно ее состояние полностью определяет суть и смысл субъективного переживания (феноменального сознания или квалиа).

Каждый актуальный стимул (внешний или ментальный) обновляет инфо-картину, образуя новый контекст для осмысления. А между стимулами просто происходит процесс осмысления или же фантазирования - строго одно из двух возможных состояний сознания. Постоянно увеличивающееся число фоновых процессов могут все с большей вероятностью вмешаться в этот процесс (при долгом отсутствии сна это постоянно происходит, мешая мышлению).

Инфо-картина постоянно есть и это дает эффект непрерывности ощущений, внешних или внутренних.

Мы способны наблюдать только за динамикой изменения какого-то одного объекта, или того, что составляет "тему" наблюдений. Остальное будет игнорироваться и даже намеренно блокироваться системой поддержки фокуса внимания, обеспечивая тишину мыслей . Тема, в отличие от цели, является более ранней структурой в привлечении осознанного внимания. Это определенный контекст того, что должно входить в круг внимания. Это является составляющей общей информационной картины, обеспечивая удержание смысла увиденного даже при появлении новых стимулов, если только они не изменят тему. Но даже это произошло, то старая тема сохраняется и после осмысления новой будет возврат к старой. Таких шагов прерывания может быть несколько - это параметр, характерный для данного вида.

Тема восприятия и мышления, а так же система прерывания на более актуальное с возвратом - реализовано в Beast.

Конечно, в природной реализации все это устроено намного сложнее, чем в системе Beast, где реализованы только самые важные принципы с ограничением потока восприятия. Но любые дополнительные механизмы, реализованные эволюцией, могут быть легко эмулированы в уже существующей системе.


Nick Fornit
07 Oct 2024


Авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.