Исследование, проведенное Даннингом и Крюгером в 1999 году, показало, что студенты, которые продемонстрировали слабые навыки в тестах по логике, грамматике и юмору, уверенно оценивали свои способности, значительно завышая свои результаты. Напротив, более компетентные участники, обладая реальным пониманием своих навыков, зачастую недооценивали себя. Это приводит к парадоксальной ситуации, когда самые некомпетентные люди уверены в своей правоте, а более опытные проявляют скромность.
Эффект Даннинга-Крюгера может иметь серьезные последствия, например, на рабочем месте, где неуверенные в своих силах сотрудники могут принимать неверные решения, базируясь на своих ложных представлениях о собственных возможностях. Также эффект может проявляться в общественных дебатах, где малоквалифицированные ораторы могут активно выступать с необоснованными утверждениями, обладая высокой уверенностью в своих словах.
Этот эффект ярко проявляется при столкновении жизненных опытов двух субъектов.
Если у человека мал опыт, то он видит возможность решения простым действием, для которого у него есть высокая уверенность. Но с увеличением числа попыток разных действий, увеличивается выбор и может уменьшаться уверенность каждого варианта при сопоставлении с альтернативными, см. " target="_blank">fornit.ru/1682
В ходе накопления опыта реальные знания становятся выше, но уверенность в себе падает, так как человек ясно видит и то, что уже знает, но и сколько еще не знает. Ему кажется, что люди вокруг тоже владеют всей этой информацией, и то, что для него легко, так же легко и для всех остальных.
Эффект Даннинга-Крюгера вызывает дискуссии в вопросе точности и применимости. Некоторые исследователи ставят под сомнение уместность использования термина “эффект”, указывая на то, что данное явление может быть более широко распространенным и не ограничиваться только ситуациями, связанными с низкой компетенцией.
Также существуют мнения, что эффект Даннинга-Крюгера может быть неверно истолкован, поскольку он описывает когнитивные искажения, присущие всем людям, независимо от уровня их компетентности. Критики отмечают, что даже самые компетентные специалисты могут недооценивать свои способности, в то время как менее компетентные могут переоценивать свои навыки, потому что в наибольшей степени развивается какая-то одна предметная область.
Еще критика эффекта Даннинга-Крюгера связана с тем, что он не всегда подтверждается эмпирическими исследованиями и может зависеть от контекста.
Некоторые исследователи считают, что эффект Даннинга-Крюгера является упрощенным объяснением сложных процессов принятия решений и оценки способностей.
Кроме того, критики могут указывать на то, что эффект Даннинга-Крюгера не учитывает индивидуальные различия в способностях и мотивации людей, которые могут влиять на самооценку.
Важно отметить, что эффект Даннинга-Крюгера описывает только общую тенденцию, и существуют исключения из этого правила.
Эффект может проявляться по-разному в разных культурах. В некоторых обществах, где коллективизм преобладает над индивидуализмом, самооценка может быть более скромной, и следовательно, эффект будет отличаться по своей природе и масштабу.
В целом, критика эффекта Даннинга-Крюгера направлена на уточнение и расширение понимания этого явления, а также на разработку более точных методов его измерения и применения в различных областях. Однако, несмотря на критику, эффект Даннинга-Крюгера остаётся важным концептом в психологии и других науках, который позволяют учитывать процессы принятия решений, самооценки и оценки способностей людей. Эффект есть и его нужно научиться иметь в виду всем, кто не желает попасть под влияние субъективных иллюзий.
В
"Проведён анализ поведения кривой эффекта Даннинга-Крюгера и в результате обработки получена пара взаимосвязанных уравнений, описывающих поведение уровня самооценки в зависимости от уровня квалификации на этапах обучения и набора опыта. Получено уравнение с высокой точностью, описывающее оба процесса. Установлено, что скорость падения уровня самооценки в процессе обучения и скорость роста самооценки по мере профессионального развития человека одинаковы. Выявлена связь между пределом роста уровня профессионализма и возможностями определения его тестами, использованными авторами. Разработана методика сравнения уровней профессиональной подготовки учебными заведениями.
Эффект Даннинга-Крюгера ... показывает, что низкий уровень профессиональной подготовки приводит к существенному завышению самооценки. Завышенная самооценка приводит к принятию неверных решений, оценить которые человек не может ввиду низкого уровня компетентности. Как следствие, у человека возникает ложное преувеличенное представление о собственных профессиональных возможностях. При этом, люди, имеющие высокий уровень подготовки, как правило, страдают склонны занижать свои способности. В результате такого рода когнитивных искажений социального типа руководители менее грамотные, в большинстве случаев, располагают более высоким мнением о своих способностях, чем люди с более значительным уровнем квалификации. Более того, рост профессионализма отнюдь не приводит существенному повышению самооценки, которая останавливается на пороге около 70 %. А это приводит к тому, что они предполагают, что окружающие оценивают их профессиональный уровень также, как и они сами, то есть ниже реального.
Рис. 1. Зависимости самооценки от уровня профессиональной подготовки:
... интересным путём применения выявленных закономерностей для оценки эффективности процессов обучения. Например, мы хотим сравнить эффективность обучения в двух вузах по одной специальности. Методики и КИМы могут существенно различаться. Тестирование на каждом этапе тоже не гарантирует корректности сравнения. Однако, если при опросах определить значения уровня самооценки по этапам обучения в пределах группы, то динамика изменения уровня будет чётко показывать эффективность учебного процесса".
Это далеко не единственная мат.модель эффекта, есть еще, например:
В
"Представлены положительные и отрицательные последствия, вызванные эффектом Даннинга - Крюгера. Показаны основные проблемы, вызванные эффектом, которые могут отрицательно сказаться на результате процесса работы. Даны основные способы, помогающие избежать нежелательных последствий эффекта Даннинга - Крюгера.
В конце XX века профессор Мичиганского университета Д. Даннинг, опираясь на многочисленные пословицы и поговорки, а также на высказывания знаменитых мудрецов и философов, обратил внимание на одну закономерность: люди с низким уровнем компетенции склонны преувеличивать свои знания и умения, в то время как люди с высокими способностями, наоборот, чаще всего не рассматривают свои знания как нечто выдающееся. Данный феномен получил в дальнейшем название «Эффект Даннинга - Крюгера».
Стоит отметить, что многочисленные психологи и социологи указывают на тот факт, что испытуемые индивиды, подверженные влиянию эффекта Даннинга - Крюгера, способны после прохождения соответствующего обучения и повышения квалификации осознать прошлое искажения своих знаний и умений. Данный феномен означает, что при постоянной тренировке своих способностей индивид может избежать влияния эффекта на свои действия.
Однако также есть мнение, утверждающее, что данный эффект присущ каждому человеку.
Для избежания влияния эффекта на рабочий коллектив, в профессиональной среде существует понятие «матрица компетенций персонала», которая показывает необходимые знания и умения, присущие определенным званиям и должностям. Она может быть полезна в следующих случаях:
· Необходимость замещения отсутствующего сотрудника;
· Стимулирование работников для повышения квалификации;
· Точная оценка навыков сотрудников".
В
"Осужденные к лишению свободы зачастую имеют более высокое мнение о собственных способностях, чем это свойственно людям законопослушным, что может быть расценено как эффект ДаннигаКрюгера.
На наш взгляд, психологическая помощь осужденным к лишению свободы, способная корригировать самооценку является важным и неотъемлемым условием их ресоциализации, достижения целей наказания".
Есть еще статьи, показывающие как эффект провоцирует нарушение закона.
В
"Абсолютно каждый человек подвержен эффекту Даннинга-Крюгера. Однако для руководителя важно стремиться достичь «плато стабильности» в той области, в которой он руководит, иначе из-за ошибок восприятия своей компетентности и компетентности подчиненных его решения могут оказываться не эффективными.
В настоящее время не все исследователи признают эффект Даннинга-Крюгера. Так, в работе «Dunning-Kruger effect: a simple system-based explanation» авторы говорят о том, что некоторые положения теории до сих пор не объяснены. Авторы, используя современные математические методики исследования, самостоятельно находят объяснение данному эффекту.
Помимо влияния эффекта непосредственно на руководителя, описанного ранее, в рабочем коллективе в целом эффект Даннинга-Крюгера также может иметь ряд негативных последствий, с которыми необходимо бороться менеджеру".
Эффект проявляется в любой среде, оказывая негативное и даже деструктивное влияние. Однако, "нет худа без добра" и можно выделить позитивное в этом эффекте, например:
· люди, которые находятся на начальном уровне в какой-либо области, могут быть более склонны к действию и принятию решений, поскольку не осознают полной сложности задачи. Это может привести к инновационным подходам и неожиданным решениям, которые более опытные специалисты могли бы посчитать невозможными или слишком рискованными;
· повышенная самооценка новичков может способствовать их мотивации и уверенности в себе. Эти люди чаще берутся за новые вызовы и могут быстрее развивать свои навыки благодаря настойчивости и готовности учиться на своих ошибках. Позитивное отношение к своим способностям может помочь в преодолении страха перед неудачами, что особенно важно в учебной среде или на начальных этапах карьеры;
· понимание эффекта может способствовать развитию критического мышления и осознанию того, что не всегда можно полагаться только на собственные суждения, осознание эффекта может помочь избежать высокомерия и самоуверенности, которые могут препятствовать обучению и развитию;
· эффект Даннинга-Крюгера может стимулировать коммуникацию между разными уровнями специалистов. Неподготовленные люди задают "простые" вопросы, которые могут помочь более опытным коллегам пересмотреть свои взгляды или объяснить сложные концепты более доступным языком. Это может создать более открытую и продуктивную атмосферу в команде или учебной группе.
В
"В современном мире мы часто сталкивается с людьми, которые чрезмерно уверенны в себе, они не способны осознавать свои ошибки в силу низкого уровня своей квалификации, но еще чаще встречаются люди, которые наоборот считают, что недостойны своей работы или должности, что их достижения - это случайность или простое везение. Причиной таких психологических явлений является синдром самозванца и эффект Даннинга Крюгера.
Иногда настоящий профессионал своего дела сомневается в себе и чувствует себя самозванцем, в то время как другие, не имея достаточного опыта или квалификации слишком уверены в себе, причём обычно необоснованно.
Яркий пример - Альберт Эйнштейн. За месяц до своей смерти говорил: «Подчёркнутое уважение, которым окружено дело моей жизни, заставляет меня чувствовать себя не в своей тарелке, я невольно ощущаю себя мошенником».
На самом деле, синдром самозванца не говорит об отсутствии знаний или профессионализма, почему же люди сомневаются в себе если на это нет объективных причин? Одна из главных причин синдрома самозванца заключается в когнитивных ошибках или ошибках мышления. Они возникают из-за того, что наш мозг довольно ленив. Каждый день ему приходится обрабатывать огромное количество информации, чтобы упростить себе задачу. Вместо того чтобы разбирать каждую ситуацию отдельно, он относит её к одному из шаблонов. Например, если мы встречаем приятного внешне человека, то можем автоматически решить, что и во всём остальном он также хорош. Это гораздо быстрее и проще, чем узнавать его с разных сторон. Такая когнитивной ошибка называется эффектом Гало. Ошибки мышления помогают быстро принимать решения и действовать более эффективно, однако в то же время они могут заставлять нас поступать иррационально во вред себе. Так происходит и в случае синдрома самозванца. Он может начаться с одной неудачи, из-за которой вы раз и навсегда решите, что вы недостаточно хороши. Мозг запоминает этот шаблон и каждый раз напоминает вам, что у вас ничего не получится.
Эффект Даннинга Крюгера может возникнуть, если родители выбирали такой стиль воспитания как потворствующая гиперпротекция или простыми словами – «ребёнок – кумир семьи». При этом методе ребёнок является центром в семье и все её члены стремятся удовлетворить все его потребности, исполнить любую прихоть. Его расхваливают за каждую мелочь, тем самым создавая иллюзию, что он не может ошибаться. Конечно, вселять в ребёнка уверенность в собственных силах необходимо, но не менее важно объяснить ему, что ошибки - это нормально и научить его адекватно к ним относиться. Вряд ли в будущем такого ребенка все люди будут относиться к нему также, как и родители, а значит его будет ждать и множество разочарований, к которым он не привык.
Чтобы сделать первый шаг к избавлению от подобных психологических эффектов, необходимо признать, что у вас они есть".
Все психологические эффекты являются проявлением одних и тех же принципов организации адаптивных механизмов и поэтому бывает непросто выделить отличить один эффект от другого, и они перекрываются в том, что оказывается общим в индивидуальной адаптивности. Это можно сказать про все многообразие выделяемых в психологии эффектов психики.
В основе эффекта Даннинга Крюгера - явление субъективной невидимости - если нет каких-то представлений, то нет и всего того, что может их связывать с другим, нет навыков распознавания, оценки значимости и использования. Этого просто нет в голове, как не было понятия о кораблях у туземцев, которые не увидели корабли Колумба . Такое же явление наблюдал Магеллан, Беринг и другие мореплаватели. Народы, не имевшие опыта встречи с определенными технологиями или предметами, нередко воспринимали их как мистические явления или не замечали вовсе. Одним из наиболее интересных наблюдений является то, что при первой встрече с кораблем некоторые жители пытались физически взаимодействовать с ним, например, пытались подойти ближе, не понимая, что это плавучие конструкции.
Субъективная невидимость – это явление, когда определенные объекты или события не воспринимаются человеком, хотя они физически присутствуют. Это состояние связано с различными факторами, такими как внимание, ожидания и предыдущий опыт. Не имея представлений о чем-то, человек или распознает видимое как похожее на что-то ему известное или вообще не обращает на это внимание. И это касается понимания сказанного другими: воспринимается только понятное и знакомое, остальное упускается как будто его и не прозвучало. Это явление постоянно сопровождает всех нас:
• Человек, который не разбирается в автомобилях, может не заметить новую модель машины, проезжающую мимо него на дороге. Он просто не обратит внимания на этот объект или воспримет его как что-то знакомое, но не сможет идентифицировать конкретную марку и модель.
• Люди, которые не интересуются политикой, могут не замечать важные политические события или изменения в законодательстве. Они просто не обращают внимания на эти новости или воспринимают их как нечто несущественное.
• Человек, не разбирающийся в искусстве, может пройти мимо произведения искусства, не заметив его ценности. Он может воспринимать его только как абстрактное изображение или как что-то обычное. Когда искусство представлено в абстрактной форме, зрители с разным опытом и знаниями могут не воспринимать его одновременно. Один зритель может увидеть в картине глубокий смысл и увлеченно его обсуждать, тогда как другой просто не замечает ничего необычного и думает, что это лишь набор случайных мазков.
• Люди, незнакомые с определёнными научными концепциями, могут не понимать объяснения, даже если они слышат их от экспертов. Они могут упускать ключевые детали или неправильно интерпретировать информацию.
• В разговоре человек может не услышать или не понять часть сказанного собеседником, если эта информация выходит за рамки его знаний или интересов. Например, он может пропустить технические детали или сложные термины, если они не имеют отношения к его профессиональной деятельности.
• Если вы находитесь в многолюдном месте и ищете своего друга, ваше внимание может сосредоточиться только на тех людях, которые подходят под описание друга (например, рост, цвет волос и т.д.). Все остальные люди, которые не соответствуют этому описанию, становятся «невидимыми» для вас. В результате вы можете пройти мимо своего друга, даже если он находится прямо перед вами.
• При общении в шумной обстановке, например, на вечеринке, вы можете услышать только те разговоры, которые вам интересны, игнорируя все остальные. Если кто-то говорит что-то несущественное или на незнакомом языке, эти слова «теряются» в шуме, и вы не обращаете на них внимания, как будто их и не было.
• Когда мы задаем себе вопрос или ищем ответ, мы можем пропустить информацию, которая прямо не соответствует нашему запросу. Например, если вы изучаете новый продукт, вы можете игнорировать информацию об альтернативных продуктах, которые потенциально тоже могли бы вас заинтересовать, сосредоточившись только на том, что связано с вашим объектом исследования.
Эффект противоположный невидимости - иллюзия опытного человека о том, что люди вокруг тоже владеют всей этой информацией, и то, что для него легко, так же легко и для всех остальных.
По мере познания чего-то, происходит лавинообразное увеличение объектов, связанных с объектом познания. Это похоже на то, как, поднявшись выше, мы начинаем видеть намного больше вокруг. И эти связанные с предметом изучения объекты требует уже своего дополнительного изучения. Возникает общее представление том, сколько много еще предстоит узнать и сколько еще непонятного.
Когда о предмете известно очень мало, но достаточно уверенно освоено, возникает иллюзия о полноте своего знания, потому что не видно того, что еще не познано. При этом попытка использовать свое недостаточное знание сталкивается со множеством неожиданностей и только тогда возникает понимание недостаточности знания.
Механизм эффекта Даннинга-Крюгера исчерпывается двумя явлениями: 1) субъективной невидимости и 2) очевидностью личного опыта.
Второе происходит только за счет пополнения эпизодической памяти при каждом актуальном привлечении осознанного внимания внешним стимулом или произвольно выделенным.
Распознавание же признаков происходит уже сформированными в раннем периоде онтогенеза структурами детекторов примитивов восприятия, которые уже не меняются и тем самым ограничивают возможности распознавания.
Минимизация влияния различных эффектов, таких как эффект свалки, эффект группировки или искаженное восприятие, в образовательной и профессиональной среде требует применения системного подхода. Вот несколько стратегий, которые помогут снизить их воздействие:
• Познание основ принципов восприятия поможет лучше понимать собственные предвзятости и искажения.
• В образовательных и профессиональных средах нужно формировать разношерстные группы для проектов и обсуждений. Разнообразие взглядов и подходов может помочь разрушить предвзятости и расширить рамки восприятия, что способствует более объективным решениям.
• Важно нарабатывать навыки для принятия решений, которые включают определенные критерии оценки и контрольные механизмы. Это позволит минимизировать влияние субъективных факторов и сосредоточиться на фактах и данных.
• На уровне общей культуры социума необходимо поощрять культуру обратной связи и критического анализа. Важно создать атмосферу, где ценятся честность и открытость, а ошибки воспринимаются как возможность для обучения, а не как повод для наказания.
• В профессиональной среде важно разрабатывать метрики для оценки результатов деятельности, которые основываются на фактических данных. Это поможет отделить субъективные оценки от объективных показателей и снизить влияние когнитивных искажений.
• Современные технологии и системы могут помогать в мониторинге и анализе данных, что снизит влияние человеческих эмоций и предвзятостей, а также позволит более точно оценивать результаты.
Подобные меры помогут создать более справедливую и объективную среду как в образовании, так и в профессиональной деятельности.
Как минимум, в рамках социальной и личной гигиены нужно знать о существовании такого эффекта и понимать его суть.
Nick Fornit
01 Oct 2024