Никто не мог бы жить с человеком,
постоянно говорящим правду;
слава богу, ни одному из нас
эта опасность не угрожает.
Марк Твен
Ложь – раннее приобретение эволюции для получения пользы от дезинформации, но может быть в форме личного заблуждения.
“Цель работы анализ исследования обмана в научной литературе, для формирования единого представления об этом феномене.
Обман это сложное, неоднозначное, многофункциональное явление, носящее амбивалентный характер. Обман, как инструмент достижения социального, политического или культурного успеха выступает как сложное переплетение поведенческих, интеллектуальных, интенциональных и нравственных аспектов личности и сопровождает человеческую коммуникацию Обман можно рассмотреть как фактор, влияющий на поведение человека в зависимости от его потребностей и морального самосознания в частности и динамики социальных отношений в целом. В сущности своей обман это действие, которое чаще всего бывает осознанным и преднамеренным, оно всегда имеет цель создать у другого искаженное представление о чем либо, для того чтобы получить какую то выгоду”.
По теме исследование обмана и его частного проявления – лжи написано огромное количество работ, большинство которых опубликовано на западе и с каждым годом их становится все больше, а сами работы все глубже, уже с позиции методов использования на практике.
Ложь – намеренное введение в заблуждение. В природе существует множество обманчивых форм, которые могут ввести в заблуждение:
· Мимикрия — способность некоторых живых организмов маскироваться под другой организм или окружающую среду. Это может быть защитная окраска, форма тела или поведение.
· Виртуальная мимикрия - это явление встречается у некоторых морских существ, таких как сепии и кальмары, которые могут изменять свою текстуру и цвет под воздействием окружающей среды, что помогает им избегать обнаружения.
· Подобие окружающей среды: некоторые животные и насекомые, такие как хамелеоны и кузнечики, способны изменять свой цвет и форму, чтобы сливаться с окружающей средой. Это делает их менее заметными для хищников.
· Окраска и форма цветов, которые имитируют другие живые организмы (например, насекомых) для привлечения опылителей.
· Фальшивая окраска некоторых животных, которая предупреждает о ядовитости. Например, яркая окраска лягушек-древолазов.
· Форма и окраска грибов, которые напоминают несъедобные грибы.
· Обманчивая внешность некоторых растений, например, венерина мухоловка, которая привлекает насекомых яркой окраской и запахом нектара, а затем ловит их с помощью захлопывающихся листьев.
· Подражание одних видов другим, когда безобидный вид имитирует опасный. Например, некоторые бабочки подражают осам по форме и окраске.
· Камуфляж — защитная окраска некоторых животных, позволяющая им сливаться с окружающей средой.
· Световые сигналы некоторых глубоководных рыб, которые имитируют биолюминесценцию других организмов.
· Апозематика - это способ защиты, при котором организмы имеют яркую окраску, сигнализируя о своей ядовитости или непригодности в пищу. Примером могут служить различные виды ядовитых лягушек, которые обладают ярко-синей или желтой кожей.
· Псевдокопуляция — мимикрия некоторых орхидей, при которой цветок имитирует самку определённого вида насекомого, привлекая самцов для перекрёстного опыления.
· Притворство: некоторые животные, такие как хвосторезы, могут делать вид, что они мёртвы, когда чувствуют угрозу. Это поведение призвано сбить с толку хищников и дать возможность спасению.
В книге Чарльза В. Форда “Психология обмана. Как, почему и зачем лгут даже честные люди” 1996г:
“Только глупые и наивные люди воспринимают все услышанное и прочитанное как правду.
В книге TheDayAmericaToldtheTruth (Паттерсон и Ким, 1991), в основу которой легли статистические исследования в Америке, авторы утверждают, что 90 % опрошенных признались, что не были откровенны. Ложь, в которой чаще всего признаются, связана с подлинными чувствами, доходами, достижениями, интимной жизнью и возрастом.
Чтобы сохранить брак, большинство врачей готовы участвовать в обмане жены пациента, подхватившего гонорею от любовницы.
Чарльз Дарвин многое «позаимствовал» из интеллектуальных работ своих предшественников, но не воздал им должного”.
Автор выделяет ложь политиков, ложь рекламы, ложь врачей и пациентов, ложь ученых, то что дает преимущества одних над другими и тем самым олицетворяет социальное зло .
“Мы обманываем себя каждый день – в романтических отношениях и в офисном споре, при воспитании детей и планировании захватнической войны. Самообман имеет биологические предпосылки, и эволюционная цель его – помочь нам выжить и преуспеть. Паразит подстраивается под поведение хозяина, у людей развивается ложная память (иногда намеренно), и они могут забыть неприятные для себя эпизоды, обманщик-политик может ввести в заблуждение массы. Но мы недооцениваем риск самообмана – на свою беду.
Обман пронизывает все сферы нашей жизни. Он осуществляется на всех уровнях – от гена до клетки, от личности до сообщества. Очевидно, обман жизненно необходим. Но он скрыт от глаз, поэтому его сложно изучать. Самообман же прячется еще глубже в нашем подсознании.
Иногда предмет изучения нужно сначала найти и вынести на поверхность, а нам зачастую не хватает конкретных свидетельств его существования.
Когда я говорю о том, что обман встречается на любом уровне жизни, я подразумеваю вирусы, бактерии, растения, которые также практикуют обман. Он действительно повсюду. Он заложен в наших генах. Обман пронизывает все основные виды отношений в живой природе: паразит/хозяин, хищник/добыча, растение/животное, самец/самка, сосед/сосед, родитель/ребенок, а также отношение организма к самому себе.
В изучении обмана и самообмана хорошо то, что мы никогда не будем испытывать недостатка в конкретных примерах.
Вне всякого сомнения, изучение обмана и самообмана дает нам возможность наблюдать нескончаемую фантасмагорию бессмыслицы, комедийной и трагичной, масштабной и скромной. Ни одна группа населения земли не обладает иммунитетом к этому. Как еще можно объяснить тот факт, что около 20 % граждан США в 2011 году убеждены, что их президент мусульманин, а 40 % думают, что он родился не в США. Или всерьез утверждают, что «белые люди испытывают к президенту глубокую ненависть», хотя его мать была белой, а он был воспитан ею и ее семьей. Есть известная поговорка про США, в которой говорится, что никто еще не проиграл ни одного доллара, недооценив интеллект американского народа. Можно также сказать, что никто еще не потерял политическую позицию в США, недооценив политическую смышленость американского избирателя. В любом случае уровень невежества людей относительно фундаментальных фактов просто поражает”.
В этой книге немало ложных утверждений, вроде: “В мозге субъекта присутствует и правдивая и ложная информация, но правдивая хранится в подсознании, а ложная – в сознании”.
Формирование навыков лжи начинается с самого детства. Мы все учимся врать и воздействовать на других и себя ложью, сначала на уровне рефлексов, потом сознательно, настолько, насколько это всякий раз приносит позитивный эффект. Так что ложь является особым видом поведенческих реакций, наряду с любыми другими.
Исследования показывают, что даже в возрасте около 6 месяцев младенцы начинают проявлять зачатки социального обмана. Например, они могут использовать выражения лиц или жесты, чтобы манипулировать взрослыми и получить желаемое, например, улыбаться или издавать звуки, чтобы привлечь внимание.
К более явным проявлениям обмана можно отнести действия, которые начинают проявляться около 2-3 лет. В этом возрасте дети способны формировать простые ложные утверждения, чтобы избежать наказания или, чтобы добиться желаемого. Это может проявляться в том, что ребенок начинает придумывать истории о том, что он не сделал чего-то плохого, хотя на самом деле это было сделано им.
Это еще не ложь, которая всегда осознанна, развитие правды и лжи у детей происходит постепенно. Дети в этом возрасте еще учатся понимать, как их слова и действия влияют на других людей. Дети начинают понимать, что такое ложь, примерно в возрасте 4 лет. Но даже тогда они могут не осознавать моральные аспекты лжи и не всегда способны отличить её от фантазии или шутки.
Дети, которые растут в среде, где ценятся честность и открытость, могут позже развить более сложное понимание обмана.
“Говоря о «модели психического», мы подчеркиваем, что изучаем не отдельные представления, а систему репрезентаций психических феноменов, которая интенсивно совершенствуется в детском возрасте. Первые наблюдения такого рода были осуществлены на шимпанзе.
Обман выделяется в экспериментальных схемах, применяемых при изучении основных аспектов «модели психического», к которым С. Парк (Park, 2001) относил ложные убеждения (false belief), различение кажущегося и реального (appearance-reality distinction), игры понарошку (pretend play), понимание ментальных феноменов в социальном взаимодействии и общении (understanding of mental states in social interaction and communication), обман (deception)”.
Способность к обману у детей развивается постепенно и проходит несколько ключевых этапов, связанных с их когнитивным и социальным развитием.
1. Наивное понимание правды и лжи (2-3 года): дети начинают понимать базовые концепции правды и лжи, но их понимание еще очень примитивно. Они могут не осознавать, что их слова могут не отражать реальность, и в этом возрасте они могут часто произносить нечто, что не соответствует действительности, но делают это без намерения обмануть.
2. Осознание намерений (3-4 года): дети начинают понимать, что другие люди имеют свои мысли и взгляды, отличные от их собственных. На этом этапе они могут использовать ложь, чтобы получить желаемое или избежать наказания. Однако их обман чаще всего остается простым и не очень сложным.
3. Развитие социального взаимодействия и манипуляция (5-7 лет): с расширением социальных навыков дети учатся более искусно использовать обман. Они начинают понимать, как манипулировать другими, чтобы достичь своих целей. Это может проявляться в играх и взаимодействиях со сверстниками, например, в попытках «обмануть» друзей для получения преимущества в игре.
4. Сложный обман и моральные аспекты (8-12 лет): дети начинают осознавать более сложные формы обмана, включая обман с моральной точки зрения. Они начинают понимать последствия своих действий и развивают способность различать, когда обман может быть приемлемым, а когда нет. Это может привести к внутренним конфликтам, связанным с моральной ответственностью за ложь.
5. Подростковый этап (12 лет и старше): обман может стать более утонченным и разнообразным. Подростки способны на более сложные манипуляции, используя свои социальные навыки и знания о других. Они могут осознанно применять обман в различных ситуациях, осознавая его последствия и риски.
На протяжении детства развивается способность к обману, начиная от примитивных форм и заканчивая более осознанной и сложной манипуляцией.
Обман нельзя выделить как особое качество в системе других адаптивных реакций, как нечто особое и специфическое – это просто реакция, приносящая пользу или вред и в зависимости от такого результата используемая далее или избегаемая. Нет какого-то особого механизма для лжи. Хотя есть научные работы в попытке выделить мозговые структуры, ответственные за обман (
Огромная часть таких реакций является ненамеренным обманом, т.е. не ложью. В плане определения адекватности реальному нет никакой принципиальной разницы ненамеренного обмана или намеренной лжи. Однако, ложь, как осознанная произвольность получения пользы за счет других, как паразитизм на других, в силу использования привычного доверия другими особями, оказывается эффективней всех других способов заполучения того, чем обладают другие.
Ложь — это активное искажение правды с целью ввести кого-то в заблуждение. Например, когда человек говорит что-то, зная, что это не соответствует действительности, он лжет. Ложь может быть как сознательной, так и бессознательной. В первом случае человек осознает, что его слова лживы, а во втором — может сам верить в то, что говорит, даже если это не соответствует действительности, но это лучше называть заблуждением, иллюзией или самообманом.
Можно сказать, что целью лжи в своем начальном адаптивном назначении, в конечном итоге, часто является паразитическое присвоение чужого — будь то материальных ресурсов, социальных благ или даже эмоциональной привязанности. Ложь может служить средством манипуляции, позволяя лжецу извлекать выгоду за счет доверия и благосклонности окружающих.
Когда человек лжет, он может стремиться к получению чего-то, что ему не принадлежит, будь то деньги, статус, любовные чувства или другие формы признания. В этом контексте ложь становится инструментом, с помощью которого человек обманывает других, создавая видимость, которая позволяет ему "присвоить" то, что он не заработал честным путем. Например, мошенники используют ложь для обмана жертв, завлекая их в ловушку, чтобы получить деньги или другую выгоду.
В некоторых случаях, например, во избежание ненужной боли или для защиты чувств других людей, ложь может рассматриваться как социально приемлемое поведение. Но в таком случае это скорее исключение, чем правило, и даже в этом случае существует вероятность, что выгода, получаемая от лжи, в конечном итоге меньше, чем ущерб, причиняемый доверию и отношениям.
И этому бывает трудно противостоять.
Верность любого утверждения (совершенное действие) или предположения (воспринимаемая информация) проверяется только реальностью на истинность , возможности подхода к верификации дает адекватная реальности система представлений , а процессы выяснения истины регламентируется научной методологией , которая только и способа обеспечить распознавание истины .
Это все участвует в формировании личных моделей понимания, личного опыта распознавания и такой навык узкоспецифичен: самый вдумчивый ученый не способен угадать секрет фокуса и его легко обманывает тот, кто этот фокус тщательно отработал .
Всю жизнь каждый из нас учится лгать или распознавать чужой обман в точности так же, как учимся любому другому навыку.
Регуляция приемлемости лжи осуществляется на этическом уровне культуры, но она оказывается бессильной, и сама используется для изощренной лжи.
Последствия лжи для самого себя трудно прогнозировать и поэтому трудно ее поддерживать долговременно (
Многообразие способов обмана говорит о том, насколько эффективен обман и это закономерно: все живые существа строят свое поведение на надежных для них стимулах и когда вместо таковых возникает то, что приводит к роли добычи или защищает добычу, то это кардинально меняет расклад жизни. Так что эволюция – это еще и развитие способов обмануть хищников или обмануть жертву. И в такие ловушки попадают даже люди разумные.
Можно проследить развитие механизмов обмана на всей цепочке усложнения живых существ и усложнения индивидуальных систем адаптивности.
В настоящее время искусство лжи у людей достигло невероятной изворотливости настолько, что вся культура “западного мира” строится на лжи , потому что – это самое простое, дешевое и эффективное средство достижения целей, которым просто нельзя не воспользоваться.
Развитие адаптивного назначения лжи приводит к самым разным формам сознательного искажения информации, так что ложь используется и в самых благих намерениях, например, в детских сказках, фантастических произведениях, учебниках. Возникло огромное количество разных форм “белой” лжи, в том числе “ложь во спасение” и “ложь во благо” .
Мы намеренно обманываем себя во многих случаях в надежде избежать негативных переживаний. Люди постоянно лгут примерно 50 раз в день, но больше всех лгут попы и философы .
В любом случае ложь – это осознанное, намеренное и целевое искажение информированности объекта ее приложения.
Nick Fornit
13 Sep 2024