Импульсивное решение – это быстрое, необдуманное и эмоционально окрашенное решение, которое принимается без достаточного анализа альтернатив и последствий.
В классической психологии в качестве причин импульсивного поведения человека выделяют
Биологические факторы могут включать генетическую предрасположенность к импульсивному поведению, нарушения в работе нейромедиаторов (например, дофамина), а также некоторые заболевания, такие как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) или расстройства настроения.
Психологические факторы могут включать низкую самооценку, тревожность, депрессию, а также проблемы с контролем над эмоциями и импульсами. При этом такие психо-физиологические особенности поведения не обязательно означают патологию, а могут быть обусловлены гормональным дисбалансом, характерным для подросткового периода развития.
Социальные факторы могут включать влияние окружающей среды, культуры, семьи и друзей. Например, если человек растет в среде, где принято принимать быстрые решения без тщательного обдумывания, он может перенять эту модель поведения.
Но в любом случае имеет место активация определенного стиля поведения, и с позиции анализа психического феномена импульсивности на основе теории МВАП интересно разобрать причины такой реакции.
Анализируя схему иерархии механизмов адаптивности, можно выделить несколько факторов, способствующих импульсивному поведению и методы их решения на разных уровнях реализации механизмов адаптивности:
Относится к доосознаваемым психическим механизмам, когда перед активацией рвущегося на выполнение автоматизма происходит прогноз последствий такой активации на основе цепочки кадров эпизодической памяти (правил реагирования). Ищется цепочка, где в первом кадре ЭП зафиксирован текущий стимул и смотрятся следующие кадры цепочки до конечного звена. Если суммарный положительный эффект кадров превышает негативные эффекты промежуточных, то прогноз последствий считается удачным и автоматизм выполняется, иначе тормозится.
Однако все психические механизмы имеют как актуальную причину их появления, так и предел функциональности, обосновывающий причину для появления следующего, более высокоуровневого механизма. В данном случае формирование правил приводит к тому, что образуются устойчивые стереотипы поведения, которые становится сложно преодолеть на этом уровне. Это особенно актуально на стадии авторитарного подражания, когда возможна передача неадекватных моделей поведения от родителей просто потому, что такие модели им передали их родители, а им их т. д. При этом неадекватность проявляется в более дальних последствиях, чем сканирование одиночных правил, поэтому и не определяется быстрым прогнозом на 1 уровне мышления. Кроме того, если учитель будет давать разные варианты ответов на один стимул, например по причине его более глубокого понимания проблемы, либо учителей будет несколько, и каждый со своим пониманием, то так же возникнет проблема, что делать с этими вариантами, какой из них использовать, если все авторитарны?
Решением проблемы быстрого прогноза и много-вариантности ответов будет более глубокий прогноз на уровне модели понимания – группы правил реагирования, объединенных по одному объекту (выделенному значимому образу). Модели понимания позволяют сканировать весь опыт взаимодействия с объектом в разных ситуациях, а не только в текущей, что и позволяет получать более глубокие прогнозы развития ситуации. Но и тут в конечном итоге возникает та же проблема: модели тоже могут оказаться неадекватными, если они группируют противоречивый опыт, который может сформироваться при отзеркаливании чужого опыта, конфликтующего с предыдущим, накопленным личным, либо неспособности (или не желании) обобщить личный противоречивый опыт. Мы часто склонны выбирать варианты, которые обещают быстрое вознаграждение, даже если они не являются оптимальными в долгосрочной перспективе.
Эта проблема более серьезная, так как тут формируются уже осознанные убеждения (моральные принципы), которые будут еще больше укреплять неадекватные правила реагирования, если подтверждают их. В итоге импульсивные реакции не переживаются после их выполнения на осознанном уровне, не пытаются переосмысливаться, что делает практически не возможным их коррекцию.
Если закрепилось импульсивное реагирование, при этом есть негативное восприятие этого – значит «автоматически» найти приемлемое решение на бессознательном уровне не удалось и потребовался сознательный, что и проявилось в осознании проблемы. Но так как он активируется постфактум, то одним из вариантов решения будет избегание активации импульсивного реагирования формированием альтернативного стиля поведения, активирующегося на признаки назревания провокационной ситуации. На этом построены все методики психокоррекции, как работы на опережение. Такой вариант уже обсуждался в
Другим способом может быть появление нового негативного опыта повышенной значимости, который при сканировании на доосознаваемом уровне мышления выдаст прогноз с такой негативной значимостью, которая станет надежным блоком для рвущегося на исполнение автоматизма. Получение хорошего подзатыльника на импульсивное реагирование может резко уменьшить вероятность его повтора.
Алексей
03 Sep 2024