Один человек, осилив текст новой Книги, бескомпромиссно выдал:
"Внимательно прочел, но сути сознания не увидел". Это похоже на
анекдот про суслика: "Ты видишь суслика? Нет... А он есть!". В этом
есть и в самом деле что-то смешное, и даже ироничное. Вот Григорий Перельман
доказал теорему о структуре трехмерных многообразий. Доказательство почти никто
даже из специалистов по топологии не видит и не понимает, но оно признанно.
Наверное, нет сомнения в том, что представленная система очень сложна, она
несопоставимо сложнее теоремы Пуанкаре-Перельмана, но ведь она еще не
общепризнанна и это позволяет перенести проблему собственного понимания на тех,
кто поймет и признает, и тогда можно будет полагаться на авторитетов.
Вспоминаю как у меня самого формировалось это понимание, учитывая, что всю
жизнь вопрос, что такое наше Я был самым главным по значимости. Сначала была
чистая философия и сопоставления, что значительно позже вылилось в цикл статей
про Эго .
Суть ощущалась, но в целом ускользала. Причем выводы обобщений вполне
вырисовывали определенные формы свойств и качеств субъективного, но ясного и
очевидного понимания не хватало.
Потом была книга "Что такое Я"
и она добавила новые представления в общую картину. Чего-то не хватало.
Наконец случилось генеральное сражение. Было выделено время на то, чтобы
закрыть вопрос. Начались муки того, что сейчас можно было бы назвать пассивным
мышлением о проблеме с самых разных подходов и с самых простейших по эволюции
проявлений. Это направление принесло успех: развитие субъективной картины более
не вызывало вопросов, тут были проставлены все точки. С другой стороны, помогло
внимательное и тщательное рассмотрение того, что происходит при пробуждении
сознания после глубокого сна. Это так же не оставляло никаких вопросов.
В одной фантастической повести
есть фраза: "Он открыл глаза и вместо белой постели в больничной палате
увидел беспорядочно мелькающие цветные пятна и полосы. Мучительно долго все
увиденное собиралось в образы, и этот процесс походил на безумие. Потом он
понял, что смотрит на мерцающую рябь воды прямо у его лица". Каждый помнит
такое состояние, особенно в детстве (потому как детский сон очень крепкий, а у
взрослых остаются непогашенными множество мыслей). Вот такие мысленные опыты
здорово помогают проследить то, из чего состоит субъективное и как оно
усложняется далее.
В попытках прояснить суть субъективности написано много статей. Вот наиболее
интересные в хронологическом порядке:
Алгоритмы сознания
- еще только подход к пониманию.
Что такое сознание
- пример ощещения зеленого цвета.
Суть самоощущения
- здесь есть пример образного восприятия.
Одушевление
- художественно - об универсальности субъективности.
Все это помогает наработать значимости непонятных пока образов методом
пассивного мышления.
Главное: cубъективность доступна наблюдению только субъекту и никому более, она
- не сущность, представленная в физическом мире, а лишь форма, абстракция
порождающих ее процессов. Поэтому понимание того, что она собой представляет
для субъекта возможно и доступно только для самого субъекта. Может быть, даже
нет практической пользы в таком понимании, ведь свойства абстракций хорошо
поддаются формальному анализу.
18 June 2024