Есть ли Я у Beast

Часто встречается мнение, что отличительной особенностью высшей нервной деятельности является выделение себя в общей информационной среде. Но как показало моделирование в проекте Beast, отделение своих реакций от чужих не представляет проблем уже на самой первой стадии формирования базовых автоматизмов. Потому, что при создании автоматизма четко разделяется «Стимул» как внешнее воздействие и «Ответ» как ответная реакция на стимул. Но чтобы обратить на это внимание нужно специально задуматься, произвольно сделав уже не стимул, а свое действие новым стимулом для осмысления. И, тем более, еще более не просто задуматься о самом себе. На третьей стадии, когда Beast создает прямой и учительский «автоматизм» так же нет проблем отдельно их выделять, они создаются парами на каждом шаге диалога с оператором. Стало быть, технически задача выделить себя даже на «предсознательном уровне», достаточна простая и вроде как можно было бы говорить, что все животные, имеющие систему адаптивности, использующие кроме рефлексов автоматизмы, способны выделять свое Я. Но тут стоит притормозить.

Говоря о психическом феномене самосознания , ощущения своего Я, нужно иметь в виду, что речь идет в первую очередь о формировании модели понимания образа Я, что означает достаточно объемную группу правил реагирования, позволяющей уверенно предсказывать, как этот образ будет реагировать на разные стимулы в разных ситуациях. И если эпизодическая память еще не достаточно развита, или вообще не активирована, то не получится сформировать модель. Поэтому на 2, 3 стадиях никакого Я нет, как нет и мышления. Задача этих стадий более простая: накопление достаточно объемной базы критически важных автоматизмов, на основе которых будет потом осознанно формироваться более сложная база правил реагирования.

Но включение в процесс адаптации эпизодической памяти все равно не дало повода к тому, чтобы заложить в проекте Beast какой-то отдельный механизм для формирования Я. Понятие самосознания не является ключевым в механизмах психики и не требуется для их описания, это вторичное, социально обусловленное образование. Понятия «мое», «твое» обусловлены тем фактом, что называемые так объекты участвуют в каких-то значимых действиях. Например, есть первичная потребность в еды, которую можно удовлетворять по разному, к примеру, просто есть руками. Но в человечьем социуме это моветон, надо есть ложкой из тарелки. Стало быть, ложка и тарелка часть ритуала поглощения пищи, если кто-то решит отобрать их в процессе еды, ритуал нарушится, процесс остановится – активируется защитная реакция: отдай «мои» ложку и тарелку! И даже если их попытаться забрать не в процессе еды, все равно будет негативная реакция потому, что прогнозирование развития ситуации при отсутствии важных атрибутов ритуала так же выдаст прогнозируемый сбой процесса: не трогай «мои» ложку и тарелку!

Для психических механизмов адаптивности нет никакой разницы, кто или что является актором целевых действий, поэтому выделение себя среди других, выделение других среди своих – это просто выделение важно-значимого образа в общей, динамической инфо-картине. Создание действующего прототипа системы индивидуальной адаптивности , обладающей эволюционной иерархией механизмов от рефлексов до циклов мышления, позволило уточнить многие отдельные механизмы и их место в общей системе. Места для механизма самосознания в системе не оказалось, потому что этот феномен определенно реализуется уже имеющимися. Зато стало понятна суть самоощущения: " data-context="">fornit.ru/50394.

Самое основное в процессе осознания – общая информационная картина (о которой писал Дж.Тонони: " data-context="">fornit.ru/7589), в контексте которой и происходит осмысление текущей проблемы реагирования. Инфо-картина обновляется и дополняется с каждым новым актом осмысления актуального стимула, определяя направление и цель поиска. Эта картина определяет текущую модель понимания, в которой становятся определены свойства объекта внимания, в том числе и внимания к собственной персоне (персонализация). Это и создает определенность понимания происходящего - самоощущение, а в случае внимания к самому себе – самосознание. Развитие жизненного опыта, развитие моделей Я, Ты, Мы для разных условий дает возможность произвольно активировать такие модели как актуальный стимул (т.е. тогда, когда это наиболее оправдано и нужно). У людей развитие до такой стадии происходит в течение 4-6 лет и очень поэтапно (в разных условиях).
https://telegra.ph/Est-li-YA-u-Beast-08-19
20 Aug 2024
Алексей
Авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.