August 05, 2024
Поиск действия, альтернативного привычному, во многом основан на постепенном отходе от начального варианта реакции на образа восприятия, захваченного вниманием. Как это может происходить?
В процессе мышления при цикличных запросах к инфо-картине восприятия при удержании образа стимула может естественным путем произойти изменение ответного действия за счет того, что каком то шаге цикла возможно изменение эмоционального состояния, а оно входит в инфо-картину, и следующий запрос будет уже в этом состоянии, соответственно будет измененное восприятие удерживаемого образа. Если, например, есть негативный опыт реагирования на агрессию, то такая обратная связь приведет к тому, что постепенное изменение восприятия активирует гнев на изначально слабый раздражитель. В этом может оказаться преимущество, недоступное простому сканированию правил реагирования в одной цепочке. Ведь тут при каждом шаге цикла находятся разные группы цепочек, так как инфо-картина меняется.
Однако в реальности благодаря тому, что просто не получится долго удерживать внимание на одной мысли, всегда что то отвлекает, происходит постоянное переключение на другие циклы мышления, что опять же меняет внутреннее состояние и инфо-картину восприятия. С учетом того, что циклы контрастируют друг с другом, и доминанты довлеют над всеми циклами, получается настолько запутанная картина изменений инфо-картины, что мысли постоянно скачут. Я уже как то на Fornit приводил аллегорию этому процессу в виде жонглера, крутящего тарелки на длинных шестах, когда он постоянно бегает между ними, раскручивая тарелки, которые готовы упасть. Вот примерно так же и мысли мечутся от одного цикла к другому.
Такое "самовозбуждение" за счет обратной связи в принципе возможно, но скорей всего не развивалось специально в ходе эволюции потому, что более простой и надежный способ получить новую информацию для осмысления – это вызов инфо-функций, которые запускаются по целевому запросу как рефлексы, запускающими такое ментальное действие (запуск инфо-функции) на изменение инфо-картины восприятия. Вот тут естественный отбор вполне мог закрепить наиболее оптимальные типовые запросы для определенных ситуаций. Точно ответить, как организован механизм переактивации восприятия сложно потому, что исследований в этом направлении практически нет.
Алексей
6 August 2024