August 03, 2024
Появление эпизодической памяти позволило перейти от непосредственного ситуативного реагирования к прогностическому, так как если есть эпизоды последствий прошлых действий для текущей ситуации, то можно посмотреть, чем они закончились и принять решение, какое действие выполнить лучше всего. Это в свою очередь означает, что для выбора автоматизмов должна использоваться дополнительная оценка, кроме уже имеющейся успешности. Ведь все автоматизмы, привязанные к одному стимулу в данных условиях, были успешны, иначе они были бы заблокированы.
Возникает задача определить границы применения пробных автоматизмов, полученных в предыдущих стадиях, когда новый вариант ответа Оператора на стимул становился штатным, а предыдущие уходят в пробники, что дает многовариантный смысл автоматизма: какой автоматизм, для каких ситуаций, в каких темах и для каких целей можно использовать в плане адаптации. По сути, такая привязка определяет набор действий, необходимых для достижения цели. С другой стороны, можно сказать, что это определяет дополнительные пусковые стимулы автоматизма, которые не могут быть изначально жестко заданы как прежде, и поэтому вынесены в отдельную группу. Динамика активации этой дополнительной группы пусковых стимулов определяется произвольностью выбора темы и цели, которая формируется в конкуренции тем по весу значимости, выделяя наиболее важную тему в текущей ситуации для осмысления, и в конкуренции целей по значимости их достижения. См. Целевая мотивация: " target="_blank">fornit.ru/67888.
Поэтому следующим периодом развития после начального авторитарного становится период попрания авторитетных утверждений, и опыт сомнений, где авторитарность перестает играть решающую роль и даже подавляется, а все попытки перепроверить зашитые в прежних стадиях автоматизмы сохраняется в эпизодической памяти для последующего анализа.
Эпизодическая память, реализованная в проекте Beast, представляет собой цепочку последовательных эпизодов событий, которые пишутся при каждом срабатывании моторного автоматизма начиная с 4 стадии.
В кадре Эпизодической памяти сохраняется моторное Правило, как следующая тройка признаков:
Стимул – активация Дерева автоматизмов (иерархической последовательности элементов условий) по действиям с Пульта Оператора
Ответ – сформированные действия Beast на данный Стимул.
Эффект – результат Ответа: -100 негативный, 0 без изменения, +100 позитивный.
Эпизодическая память – история моментов осознания, может и не включать полученных правил, позволяет вспомнить, что было и какие действия совершались ранее. Такая организация памяти в виде Правил реагирования, как последовательность и последствия совершенных действий, позволяет быстро понять, какие действия нужно совершить после ранее совершенного с данными результатами, а какие совершать не стоит, из-за их негативного опыта применения. Это как бы ориентировочная карта жизненного опыта. Так запоминается карта местности, помещений, последовательность действий в уже известных ситуациях.
Моторные правила реагирования автоматически пишутся при каждой активации автоматизмов по результатам оценки их эффективности в достижении цели и определяют личный опыт Beast: как он реагировал на определенные пусковые стимулы и какие это имело последствия. При этом создаются 2 типа правил:
Прямое – фиксируется стимул от Оператора и ответ Beast с эффектом.
Учительское – фиксируется следующий после ответа Beast стимул от Оператора и ответ на него Beast. Получается, что Beast теперь выступает стимулом для Оператора, провоцируя его ответ и получая тем самым авторитарный вариант, как на него реагировать. Поэтому такое правило названо «учительским» и подразумевается, что ему можно смело ставить Эффект=100 как авторитарному.
Учительское правило создается по аналогии с учительским автоматизмом на 3 стадии, и имеет тот же смысл: отзеркалить действия Оператора, только уже не в виде автоматизма, а рекомендации по его созданию.
Наличие правил реагирование означает, что теперь можно получать прогностическую предполагаемую оценку еще не совершенного действия Beast, что и происходит начиная с 4 стадии развития перед каждой активацией автоматизма: если позволяют обстоятельства (ситуация не опасна и есть время на эксперименты) Beast, используя прошлый опыт, свой и чужой, может попытаться найти более подходящий вариант действий, чем тот, что закреплен у штатного автоматизма. То есть происходит постоянная переоценка реагирования, по мере накопления опыта в виде моторных правил. Так же возможно, найдя по начальным пусковым стимулам групповое правило, посмотреть, к каким последствиям оно приведет, если диалог будет строиться по такой же цепочке. И сделать вывод: продолжать реагировать или попытаться найти другое решение, если результат не устраивает.
В итоге, если на 2 и 3 стадии выбор из группы привязанных к одному стимулу автоматизмов определялась его свойством «штатный», то теперь может активироваться и не штатный, если прошлый опыт дает успешный прогноз для его этого. Тем самым во многом решается проблема использования полученного в предыдущих стадиях авторитарного опыта. Такой простой подход к проблеме поиска нового варианта реагирования используется на 2 уровне Beast, и вместе с фоновыми циклами мышления относится к той части сознания, которые психологи выделяет как подсознание, или бессознательное.
Алексей
4 August 2024