Пассивный режим мышления - то, что обычно подразумевается под "сознанием"

Недавно в Beast была реализована версия пассивного режима мышления и прояснились некоторые интересные моменты.
Вообще надо сказать, что разработка версий даже отдельных механизмов в составе целой системы, накладывает на них определенные рамки и направляет реализацию так, что с очевидностью становится видно, почему именно данный механизм оказывается основан на таких-то принципах: все другое вступает во взаимные противоречия с системой. Самым впечатляющим примером является нахождение принципов условных рефлексов . При этом вариантов реализации таких принципов оказывается много.

Вот и с пассивным режимом мышления вышла примерно такая же история. Он довольно легко наблюдается субъективно по конечным результатам работы тех или иных ментальных запросов, стоит только задуматься о каком-то объекте внимания или вспомнить сюжет сновидения.

Самое главное, что требуется для начала реализации такого режима (когда нет целевых проблем, можно расслабиться, но и нет состояния лени) - это определить, какие объекты внимания и в каком приоритете возникают для их нецелевого осмысления. Была составлена такая функция, использующая все имеющиеся виды памяти опыта и остаточной активности режима целевой проблемы. Сразу стала понятна эволюционная последовательность развития возможностей пассивного режима. Это хорошо коррелирует с последовательностью развития эпизодической памяти , которая сначала имеет функцию фиксации значимостей стимулов ("семантическая память"), строя модели понимания образов. И только потом возникает память правил типа стимул->реакция->эффект, которая и определяет свойства эпизодической памяти .

Если образ в данных условиях еще не имеет определенной значимости по пережитому опыту, то это вызывает интерес к нему. Такой образ в составе активного режима целевой проблемы записывается в кадр памяти с нулевой значимостью. Но в пассивном режиме выявляются недодуманные эпизоды (не было времени об этом думать) и появляется источник объектов для пассивного мышления. Конечно же, первым выбирается наиболее экстремально значащий из них по эффекту сопутствующего правила (это - вообще общая политика адаптивности в конкуренции значимостей).

Если выбран образ для размышления о нем, то возникает задача механизма обработки. И субъективное наблюдение и сновидения показывают, что такой механизм находит возможное продолжение цепочки эпизодов в сторону экстремальной значимости последствий (максимальный негатив или позитив). И так начинает возникать сценарий сновидения (беседы ни о чем, фантазирования).

Это должен быть очень простой и эффективный механизм, имеющий две возможных функции: древняя - нахождение предположительной значимости "пустых" кадров эпизодов и, более творческий - нахождение вероятного продолжения от данного образа. В первом случае просто для данных условий становится более понятным образ, а во втором, в случае нахождения очень высокой значимости последствий возникает прерывание пассивного режима и осознание образа последствий. Если режим был в фоновом (бессознательном цикле), то возникает инсайт и цикл становится осознаваемым, а появившееся в осознании правило пишется в эпизодическую память - как возможные последствия. При этом могут возникать самые фантастические сочетания причин и следствий, что, видимо, является основой для нахождения новых мыслей (кроме механизма аналогий, применяемых в поддержке доминант нерешенной проблемы).

Вариант такого механизма был создан. Если первая задача пассивного мышления довольно легко может быть оттестирована даже при небольшом жизненном опыте, то для второй требует накопления достаточно большого опыта, соответствующего более, чем пятилетнему возрасту развития.

08:20


Авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.