Когда мы обжигаемся, то никому в голову не приходит сказать, что горячий чайник манипулирует нашим поведением. И если мы травимся каким-то пищевым ядом, то тоже не говорим, что яд манипулирует нами.
Но некоторые, подчеркивают, не все, а некоторые биологи и даже медики повадились проталкивать мысль, что бактерии способны манипулировать нами. Все же бактерии – живые существа и типа, если мы делаем что-то под воздействием их массы, что может для этой массы оказаться полезным, то это уже манипуляция. Если мы отдергиваем руку от внезапно раскрывшего крылья с яркой окраской мотылька, можно ли сказать, что он сманипулировал нами, чтобы сохранить свободу?
Сказать можно что угодно, суть явления от этого не изменится. Вопрос в том, что считать манипуляцией, т.е. способностью оказывать воздействие на психику, вопреки нашей произвольности. Любой косой взгляд воздействует на психику как стимул. Горячий предмет, устрашающе раскрашенное насекомое – это не гомункулусы, а всего лишь стимулы. В конечном счете мы сами решаем, совершать действие или нет, используя наш собственный опыт.
В гротескном фильме “Красная жара” бандюган протягивает Шварцнеггеру щипцы с раскаленным до красна камнем и вкладывает его в ладонь. Шварц сжимает кулак с этим камнем и мощным ударом глушит бандюгана. В данном случае опасный стимул не заставил отдернуть руку, а невзирая на него случилось другое произвольное действие.
Мы вытаскиваем печеную картошку из углей на пикнике, не боясь ожогов, потому что умеем безопасно с ней обращаться. Мы идем на работу если болит голова, а очень нужно что-то сделать. Мы совершаем огромное число действий, прямо противоречащих более примитивным, рефлекторным реакциям, позволяя зашить ранку или пройти канал больного зуба, на который не действует ультракоин.
Есть грань, разделяющая область безусловный и условных рефлексов, от альтернативных им действий на основе произвольного выбора цели при осознании сильного стимула . Произвольность качественно расширяет адаптационные возможности. Главным мерилом того, делать или делать в области произвольности является наш опыт и чем он более богат в отношении образа данного стимула, тем с большей вероятностью мы совершим то, что в конечном итоге принесет нам целевое желаемое.
Но т.к. биологи почти полностью не в курсе того, как организуются механизмы произвольности , то они даже не задумываются об этом и ограничиваются теми простейшими реакциями, которые доступны для их понимания.
Началась вся это чисто хайповая история о манипуляции не так давно, потому что, в первую очередь, это сенсационно: вот смотрите, что делается, нами могут манипулировать! До того как вышло несколько таких сенсаций типа Существо без мозга, которое решает задачи и управляет чужим сознанием или Как гриб-зомби управляет телом своего хозяина: жуткое открытие, не было никаких таких удивительных идей. На нас постоянно воздействует огромное количество самых разных стимулов, от разумных и от неразумных объектов, которые мы, конечно же, учитываем так, чтобы получить наибольший целевой позитив. Но чем дальше, тем забористее стала формироваться хайповая тема.
Вот пример того, как манипулирует нами токсоплазма:
• Токсоплазма виновна в увеличении числа автомобильных аварий — она замедляет реакцию людей, при этом усиливает их агрессивность и импульсивность;
• Токсоплазма повышает уровень тестостерона у зараженных мужчин и, предположительно, снижает у женщин. Их поведение тоже меняется — то есть паразит управляет нами по-разному в зависимости от пола; сексист проклятый!
• Токсоплазма вызывает у людей необъяснимую любовь к котикам, вплоть до тяги к запаху кошачьей мочи;
• Токсоплазма подталкивает людей к сексуальным извращениям... И даже может сделать своих жертв более сексуально привлекательными.
И вот, уже сформировалась целая религия манипулирования нами безмозглыми существами (обязательно живыми, иначе не получается сенсации). И, можно сказать, что главным разносчиком этой религии стал А.Панчин, тот самый, который так ловко противостоял всяким религиозникам и эзотерикам в публичных дискуссиях. Сегодня он свалил за рубеж и уже оттуда выдал в британском журнале, что вообще мировые религии являются продуктом влияния на людей микробов и паразитов, а религиозные обряды - способом передачи этих самых микробов и паразитов.
Либеральные пронаучные Элементы с благодарностью тиражируют идею Панчина. В канале Дзена от Панчина, где он выдал, что бактерии могут определять мировоззрение, выдал длинный коммент некий panacea, в котором обозначил целую типологию людей с паразитами:
“я это каждый день на пациентах вижу. Некоторые микроорганизмы (не только бактерии) способны полностью переконфигурировать психику.
...
Хламидиозники составляют подавляющее большинство преступников, силовиков, политиков, наёмников и маньяков. Микоплазмозники доминируют в науке, искусстве и среди шизофреников. Так что, микробы влияют даже на выбор профессии. .... у туберкулёзнков и трихомонадников потенция (скорее, псевдопотенция) может достигать приапического масштаба”.
Люди, глубоко зараженные этой напастью, в точности, как и верующие, ничего более не принимают, что противоречит этим представлениям, доходя до попыток риторических уверток.
Конечно, самым правильным доводом было бы мотивировать таких людей в достаточной степени уяснить функциональность психики и суть произвольности, но именно ввиду уже накрепко затверженных убеждений это оказывается невозможным.
Самое главное: если из концепции управления исключить то, что нами "управляют" именно живые существа, то она просто становится идиотической: нами управляют яды, нами управляет холодная погода, гравитация, катящиеся со склона камни и угрожающие если мы не отпрыгнем в сторону и т.п.
Nick Fornit
08 Nov 2024