Эффект прайминга — это явление, при котором воздействие предыдущих стимулов влияет на реакцию человека на последующие стимулы.
Например, если человеку показывают список слов, связанных с пожилыми людьми (например, «старушка», «пенсия» и т. д.), то он может начать воспринимать следующие стимулы в этом контексте, так что в воспринимаемом выделяется то, что относится к атрибутам пожилого.
Психологи относят это к "имплицитной памяти", т.е. к неосознаваемому и непроизвольному. На самом деле - это то, как влияет имеющийся контекст на последующее восприятие. В каждом контексте стимул обретает определенный смысл (понимаемую значимость: ).
Психологи различают множество типов прайминга.
Например, "концептуальный прайминг" происходит, когда предварительный стимул влияет на понимание и интерпретацию связанных понятий. Например, если человека ранее показали слова, связанные с "зимой", он может быстрее и легче среагировать на слова, такие как "снег" или "лед".
Другим примером может быть "семантический прайминг", который работает через ассоциации между словами. Напоминаем о том, что активация одного слова может облегчить распознание или реакцию на другое слово, к которому оно связано по смыслу.
Существуют и другие классификации, которые при всем их многообразии сводятся к одному и тому же принципу процесса осмысления образа - образования смысла - как субъективной значимости образа в данных условиях и ситуации.
Эффект прайминга является следствием информационной организации процесса осознания на уровне общей информационной картины , которую сумели эвристически предвидеть Дж. Тонони и Б.Баарс.
С каждым новым стимулом общая информационная картина дополняется новой информацией - как результатом осмысления текущего образа. Обновленная информация является контекстом для понимания смысла последующих стимулов.
Учитывая то, что влияние контекста давно известно и очевидно, становится непонятным, почему психологи объясняют эффект прайминга совершенно иначе? Ответ - в истории формирования понятия и развития концепции различными психологическими школами.
В
"Типичным и достаточно наглядным примером, показывающим неосознаваемые эффекты восприятия и семанизации информации, является прайминг, потому что он проявляется независимо от намерений человека.
В психологии прайминг рассматривают как непроизвольный и неосознаваемый феномен, оказывающий влияние на результаты сознательного поведения и деятельности. Эффект прайминга достаточно часто используют для экспериментального изучения неосознаваемых аспектов высших психических функций. Исследования прайминга начались со времен экспериментов, проведенных впервые А. Марселом в парадигме решения лексической задачи. Экспериментально было показано, что неосознаваемая информация обрабатывается сознанием до уровня семантики.
Проблема информационной переработки неосознаваемых стимулов достаточно сложна и исследований в этой области сравнительно немного. Первое научное описание и обоснование феномена прайминга принадлежит Джону Баргу и его коллегам, рассматривающим этого термин как предварительное предъявление инструкции.
Доказанное и научно обоснованное влияние неосознаваемой информации на результативность когнитивной деятельности в большинстве исследований носит локальный характер. Для утверждения определенных точек соприкосновения и механизмов взаимодействия нашего сознательного и бессознательного необходима определенная эмпирическая база, наибольшей трудностью создания которой является отсутствие надежного и эффективного метода, которым, на наш взгляд, может стать прайминг. В рамках взаимодействия системы «бессознательное – сознание» прайминг одновременно может рассматриваться и как метод изучения, и как механизм передачи информации и формирования поведения.
Лучше всего прайминг работает, когда человек действует автоматически, не обдумывая, какую модель поведения выбрать. Но исследования прайминга показывают, что даже при глубинном анализе причин своего поведения упускается множество стимулов.
Часть ученых рассматривают прайминг в качестве самостоятельного неосознаваемого процесса; другие ‒ как неосознаваемый компонент каких-либо психических процессов: специфический вид памяти, предшествующая установка и др.".
Как видно, изначально вопрос рассматривался как эффект неосознаваемых процессов, в то время как информационный контекст - явление полностью осознаваемое, он как раз и является основой субъективных переживаний. Но в ходе процесса осознания ментальные запросы на информацию об образе стимула активируют наследственно предопределенные механизмы (т.е. цепочки безусловных рефлексов), которые на время своей работы никак не осознаются. Информация как бы получатся ниоткуда. Стоит задать самому себе любой вопрос, прислушаться и мы получаем какой-то ответ. Мистики говорят, что это из-за связи с Космическим разумом. Но это просто работа информационных функций , которым нужно какое-то время, чтобы получить и выдать запрошенную информацию. Это приводит к тому, что исследователи фиксируют получение решения до того, как это решение осознается, что вызвало шквал непонимания и сомнений в том, что мы осознанно принимаем решения.
Вот почему контекстное влияние на обработку информации легко отнести к некоей "имплицитной памяти", хотя информационные функции работают только с одним видом памяти - эпизодической памятью и никакой другой памяти для сохранения событий у нас нет.
К праймингу стали относить все, что как-то в последующем влияет на осознание, даже профессиональный опыт, но такой опыт использует совершенно иные механизмы. Хотя то, что в стимуле относится к профессиональным навыкам, тут же обновляет информационную картину, но профессиональные навыки относятся к системе правил поведения в области проф.деятельности и привычным стереотипам действий - автоматизмам.
Конечно же, эффект прайминга пытаются использовать в маркетинге, рекламе, воздействии СМИ, в образовании и психотерапии - как возможность акцентировать внимание на заранее предопределенных образах.
В
"Проявление эффекта прайминга можно наблюдать в различных сферах окружающей нас жизни. Так, наверное, многие замечали, что люди, получившие музыкальное образование, быстрее и точнее определяют дисгармонию в композициях, фальшь в исполнении тех или иных произведений.
Сегодня “прайминг” — это “популярное направление научных исследований медиавоздействия, основанное на изучении психологических принципов обработки информации посредством когнитивных структур”. Большое внимание в этих исследованиях уделяется изучению влияния медиавоздействия на уровень насилия среди населения. Так, получены результаты, показывающие, “что дети, читающие комиксы, включающие сцены насилия, отличаются более агрессивным мышлением, чем те дети, которые читают комиксы с нейтральным содержанием”.
Все больше ученых пытаются определить связь между эффектом прайминга и взглядами, установками и поведением потребителей массовой информации. Кроме изучения эффекта прайминга, вызванного сценами насилия, в настоящее время исследователи пытаются определить способность вызывать эффект прайминга и других видов медиаматериалов, а именно рекламы, в том числе политической рекламы и медиаобразов меньшинств".
Эффект прайминга можно было бы никак не выделять в виде отдельной концепции, а учитывать свойства контекстной информации придавать определенный смысл стимулам, что является естественным следствием использования общей информационной картины по Дж.Тонони.
Согласно теории Тонони об интегрированной информации, сознание возникает в результате интеграции различных элементов информации в единую целостную картину. Этот подход подчеркивает важность контекстуальных факторов в формировании смыслов и значений. Эффект прайминга в этом контексте - это проявление того, что информация не существует изолированно — она всегда взаимодействует с предыдущими знаниями, опытом и условиями, в которых она была представлена. Но таких очевидных сопоставлениях нет в психологии.
Сама психология повелась на эффект прайминга, потому что именно внесомненные представления о наличии некоей "имплицитной памяти" и воздействие бессознательного оказали явное влияние на формирование концепции прайминга.
Как это обычно бывает в психологии, единого подхода к классификации школ прайминга нет. Можно выделить несколько направлений, которые изучают этот эффект:
• Когнитивный прайминг - эта школа исследует, как предварительная информация влияет на когнитивные процессы, такие как внимание, память и восприятие. Например, показ слов, связанных с определенной темой, может увеличить вероятность того, что человек вспомнит информацию, связанную с этой темой.
• Социальный прайминг - здесь исследуется влияние социальных факторов на поведение и восприятие. К примеру, если человека поместить в социальную группу, где преобладают определенные ценности и убеждения, это может повлиять на его собственные мнения и решения.
• Эмоциональный прайминг - этот подход сосредотачивается на том, как эмоциональное состояние или эмоциональные ассоциации могут менять восприятие. Например, положительные эмоции могут сделать человека более открытым для новой информации, тогда как отрицательные могут вызвать настороженность.
• Поведенческий прайминг - в этой школе акцент делается на том, как одни действия могут влиять на последующее поведение. Исследования показывают, что, например, маленькие подсказки вроде "сделай добро" могут увеличивать вероятность совершения добрых поступков в будущем.
• Нейропрайминг - этот подход исследует, как нейробиология и когнитивные механизмы задействуются в процессе прайминга. Например, нейровизуализация может показать, как различные участки мозга активируются в ответ на прайминг, что помогает понять, как информация обрабатывается на нейронном уровне.