Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
 
 
Если в статье оказались ошибки...
 

Козлов Н. Подборка текстов

Относится к   «Авантюристы и обманщики»

Козлов Н. Подборка текстов

Посвящается Николаю Козлову

Горинцев Л., Казань (2002.08.23)

Надо ли быть компетентным в том, о чем пишешь? На первый взгляд — довольно странная постановка вопроса, не так ли, уважаемый читатель?

«Когда устное или письменное суждение, человек выносит на суд публики, «делает публичным», быть компетентным в данном предмете необходимо. По крайней мере — очень желательно» — скажите Вы, уважаемый читатель.

Вовсе нет. Вернее — далеко не всегда нужно быть логичным и компетентным. И это не моё личное мнение. Это жизненный факт (подробнее об этом — в конце статьи).

Да, конечно, быть компетентным и последовательным в своих мыслях необходимо — в случае если выступаешь на научной конференции или пишешь статью в научный журнал. То есть — в случае, если услышат или прочитают люди, которые в этом вопросе компетентны. Иначе — быть «битым», обсмеянным и «посаженным в лужу».

А если писать книжку в научно-популярном стиле? Всё равно надо быть компетентным? Вы так считаете, уважаемый читатель? Авторы, имеющие самые большие тиражи в научно-популярном жанре, полностью опровергают Ваше, уважаемый читатель, наивное заблуждение.

Как, например, Вы, уважаемый читатель, поступите, когда есть альтернатива — написать всё как оно есть на самом деле или пренебречь фактами «ради красного словца»? Не будете искажать факты? А зря. Так Вы никогда не достигните той популярности, славы, и, соответственно денег, которые имеет писатель Николай Козлов.

Да, можно добавить, что Н. Козлов — кандидат философских наук, хотя в научных кругах его воспринимают не иначе как «Остапа Бендера от науки».

Так вот Козлов «ради красного словца» истину не пожалеет. Примеры? Пожалуйста:

«Курица высиживает яйца, время от времени приподнимаясь и поддерживая тем самым кладке необходимый температурный режим, — ах, какая она заботливая? Видите ли, это не совсем так: курица высиживает яйца, приподнимаясь не тогда, когда это нужно будущим цыплятам, а когда у неё перегреется попка и она хочет её проветрить».

Это какую же надо иметь попу, чтобы под ней уместилось столько яиц?! Кроме того, за счёт чего перегревается попка? Разве яйца — горячие? На самом деле яйца холодные, а курица соприкасается с яйцами не попкой, а совершенно противоположной частью тела. И приподнимается она вовсе не для того, чтобы проветрить попку, а для того чтобы остудить грудь. А необходимый температурный режим поддерживается не тем, что она просто приподнимается, а тем, что она переворачивает яйца так, чтобы нагретая часть яиц оказалась внизу, а остывшая наверху, а затем ложится на остывшую часть яиц горячей грудью.

Ну, с популярным жанром — всё понятно. Но мне совершенно непонятно вот что: книга, изданная в серии «Мастера психологии» — она какая? Популярная или, всё-таки — научная? И мне непонятно — как профессиональный психолог может быть настолько некомпетентен, что даже не знает понятия «социопат»? А если знает, то зачем тогда повадки, присущие социопатической, морально деформированной личности приписывает лояльной по отношению к обществу самоактуализирующйся личности? Причём посвящает этому несколько страниц своей книги «Формула личности». Н. Козлов пишет:

«САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ стала у нас в Клубе словом, по факту, ругательным».

А кто же в этом виноват? Зачем, спрашивается, понадобилось заниматься подменой понятий, мешая в одну кучу социопатов и самоактуализаторов, если различия между ними — очевидны.

  • Впрочем, зачем понадобилось — это можно догадаться. Возможно, Н. Козлову очень захотелось подняться в глазах своей публики за счёт того, что он утёр нос (как ему кажется) гуманистически настроенным психологам в лице К.Роджерса, Э.Фромма и Э.Шострома, которые совершенно незаслуженно (как считает Козлов) возвели самоактуализацию на пьедестал. Я не имею в виду, что ни в коем случае нельзя утирать нос признанным авторитетам. Я имею в виду — что для этого надо иметь веские основания, а не просто заниматься подтасовками.

Противоположностью невротика как раз и является социопат, а вовсе не самоактуализатор. В том контексте, что при невротическом поведении человек причиняет ущерб главным образом самому себе, а социопаты, вследствие их «морального идиотизма», другим. Отличительные особенности социопатических черт хаpактеpа — это pаздpажительность, неyпpавляемость, pастоpможенность, конфликтность, лживость, отсутствие чувства вины.

Какими бы дурными не казались его поступки другим, сам он из-за них вины не чувствует.

Самоактуализированная личность умеет функционировать в социуме так, что от неё нет ущерба никому.

Тем более мне непонятно, на что Козлов рассчитывал, когда писал в этой же книге:

«Когда Далай-лама старится и становится понятным, что скоро ему нужна будет замена, монахи идут по деревням и сёлам, ищут нового Далай-ламу. Как они это делают? Просто. Проходя селение за селением, они смотрят на лица шести-семилетних мальчиков и, рано или поздно, нового Далай-ламу — находят».

Для чего, спрашивается, надо было так искажать традицию нахождения Далай-ламы, основывающуюся на идее реинкарнации? Может, автор про реинкарнацию никогда и ничего просто не слышал? Что Вы, уважаемый читатель, думаете об уровне профессионализма кандидата философских наук, который ничего не знает о реинкарнации?! Или может он рассчитывал, что его книгу будут читать одни лишь профаны (лат. profanus — непосвящённый, не сведущий в чём-то человек)? Зачем же тогда эта книга издана в серии «Мастера психологии»? Ведь эта серия рассчитана, в первую очередь, на серьёзную профессиональную публику, а не на дилетантов, не так ли, уважаемый читатель?

Вам наверняка известно, уважаемый читатель, что Далай-лама (верховный правитель Тибета и руководитель Буддизма) не избирается, не назначается, а по буддийскому преданию, Дух Далай-ламы в момент смерти переселяется в тело одного из новорожденных. Ребенка, в которого вселяется Дух, находят и определяют опытные астрологи и ламы, и когда он становится взрослым, занимает пост Далай-ламы. Так было и с нынешним Далай-ламой XIV. А какой глупец будет искать перерождённого Далай-ламу, если тот ещё не умер!?

Уважаемый читатель, Вы бы стали объяснять кому-нибудь — как становятся Далай-ламой, если сами до конца не были бы уверены, что знаете, как это бывает на самом деле? Я бы лично — нет. А уж тем более — не стал бы писать об этом. Зачем умному человеку давать другим повод, чтобы они могли его «посадить в лужу»? Что это ему даёт? Возможность показать, что ему плевать на то, что могут подумать об его умственных способностях те, которые увидели, что человек по своей вине «оказался в луже»? А зачем это умному человеку? Что Вы об этом думаете, уважаемый читатель? Не является ли человек, демонстрирующий пренебрежение к мнению других людей, когда делать это абсолютно нецелесообразно — социопатом?

А если это он не нарочно, значит это сделано по глупости.

Кстати, знаете ли Вы, уважаемый читатель — кому был принесён в жертву Иисус Христос? По мнению того же автора, оказывается, Бог принёс в жертву своего Сына себе — для того, чтобы себя же и умилостивить. Какие основания есть для того, чтобы так думать? Основания такие — раз жертвоприношение всегда человечество делало Богу (богам), стало быть, обратное никак не возможно. Почему? Потому что этого не может быть никогда. А если, всё-таки, взять и представить, что — может? Почему нельзя допустить, что в этот раз жертву принес Бог?

Для чего это Богу? Тайна сия велика есьмъ. Пути Господни неисповедимы. Значит так надо было.

Убеждение, что жертвуют только для того, чтобы кого-нибудь умилостивить — это признак ограниченности мышления. Когда один шахматист жертвует другому свою шахматную фигуру, разве это делается с целью умилостивить противника? На самом деле жертва приносится не только для того, чтобы кого-то умилостивить, но и для того чтобы взамен получить или сохранить что-то другое. Например, жертвуют здоровьем ради денег, отношениями ради дела, временем ради развлечений и, наконец, жизнью ради убеждений. К тому же, это и не жертва, в полном смысле этого слова. Сын Господень к нему же и вернулся. А человечество получило выигрыш в плане развития цивилизации.

Далее. Человек, утверждающий о возможности полного контроля своей души и сознания при любых обстоятельствах, должен очень хорошо разбираться в сути предмета. Лично у меня создаётся впечатление, что Н. Козлов, автор изречения «жизнь — поток нейтральных событий», либо некомпетентен (читай — невежественен), и, стало быть, не отдаёт себе отчёт, насколько он далёк от сути предмета; либо просто из конъюнктурных соображений, морочит другим голову.

  • А это, сами понимаете, уважаемый читатель, мягко выражаясь — не этично по отношению к читателям. Авторов, кто этим делом грешит, не моргнув глазом, можно называть нечистоплотными и недобросовестными.

Откуда у меня такие подозрения? Я исхожу из того, что если человек компетентен в какой-либо теме, то он, соответственно, подходит к исследуемой проблеме всесторонне. Он не упустит из виду ни одного аспекта, ни одного фактора, который имеет отношение к рассматриваемому предмету. А заслуживает ли доверия тот исследователь душевного состояния человека, который полностью пренебрегает таким важным фактором, как внешние обстоятельства, и не принимает в расчёт другие важные факторы, влияющие на ход человеческой мысли и на эмоциональное состояние человека?

Этот список тем, в которых Н. Козлов проявляет свою некомпетентность — далеко не полный. Если бы я захотел перечислять все нелепости, противоречия, казусы и ляпусы этого автора, которые встречаются чуть ли не на каждой странице его книг (если речь идёт именно о «фирменных» мыслях Н. Козлова, а не о плагиате, коим заниматься он тоже весьма горазд), — то мне для этого понадобилась бы целая книга.

·      И есть большие шансы на то, что я не поленюсь и её напишу-таки.

Но, тем не менее, ширпотреб Н. Козлова, судя по тиражам — очень даже востребован.

Вывод: чтобы писать книгу по научно-популярной тематике, компетентным в том, о чём пишешь — быть вовсе не обязательно.

Я бы даже сказал, что обязательно — именно быть некомпетентным. Ведь чем более парадоксальнее мысли автора, тем лучше они народом воспринимаются. И чем автор некомпетентнее, тем для него же лучше. Тем прикольнее его тексты и читаются веселее. Не правда ли, уважаемый читатель? Разве истина и логика важны для читателя? Нет, конечно. Есть вещи поважнее. Для читателя самое главное — это неожиданный взгляд на какую-нибудь сторону жизни, и, разумеется, юмористический, остроумный стиль изложения.

  • Остроумный — значит умный. Верно?

А если в книжке ещё и веселые картинки — так это вообще кайф. А задумываться над тем насколько содержание книги соответствует реалиям, фактам и здравому смыслу — зачем это нужно? Ваше дело — расслабиться и получить наслаждение от чтения, а не напрягать мозги. Не так ли, уважаемый читатель? Какая разница что там написано — нелепость или что-то толковое? Главное — чтоб читалось приятно. И чтоб прочитанное не вызывало внутреннего протеста и дискомфорта. Если ничего протеста не вызывает, то такой текст кажется умным. И тогда читатель берёт из этого текста то, что позволяет ему сформировать более чёткое отношение к тем или иным сторонам жизни. И при этом полагает, что имеет полные основания считать себя поумневшим. А компетентность, логика и здравый смысл, как критерии оценки того или иного текста, подавляющим числом читателей, почему-то, в расчёт не берутся вовсе. А может я не прав? Может большинство читателей всё, без исключения, прочитанное стараются сопоставить с фактами и просеивают полученную информацию сквозь сито здравого смысла? Какие у меня вообще есть основания делать априорные заявления? Так ведь в том то и дело, что выводы мои — не априорные. Они получены в результате соответствующих исследований. И, как это для кого-нибудь не прискорбно, утверждения мои — правомерны.

И тут возникает закономерный вопрос: какой вред может нанести своим читателям некомпетентный автор?

Самый большой вред — может покалечить человеку личную жизнь. Каким образом? Это возможно в том случае, если «начитавшемуся» захочется внедрить в супружескую жизнь стиль отношений, пропагандируемый Н. Козловым. Вторая половина просто-напросто может послать такого рационализатора ко всем чертям. И будет, между прочим, права — не лезь в монастырь со всякой ересью. И останется тогда последователь Н. Козлова у разбитого корыта.

Но гораздо чаще вред наносится не столько фанатам Козлова, сколько людям, которые с ними общаются. Вот откровения одного из них (вернее — крик души):

«Честно говоря, я Козлова НЕНАВИЖУ!!! Из-за его … книжечек с моей девушкой постоянно выходит разлад».

Средний вред — от чувства вины (а вернее — чувства неполноценности) за то, что человек не может соответствовать пропагандируемому идеалу. Впрочем, почему этот вред — средний? Для кого-то наверняка состояние недовольства собой является большой проблемой.

Кстати, Н. Козлов сам не соответствует этому идеалу (хотя его самого это волнует мало). В своих книгах он описывает не себя реального, а некий идеальный образ. Образ человека, которым ему хотелось бы быть или которым он себя мнит. Для людей, которые его хорошо знают — это не является никаким секретом. Да и в книгах встречаются места, где он сам себя невольно выдаёт.

И я считаю, что слова, произнесённые в адрес Н. Козлова соведущей Диброва (не знаю как её фамилия) по «Ночной смене», куда Козлова пригласили для откровенного разговора, — «... Вот смотрю я на Вас и чувствую скуку, неестественность и фальшь...», — являются совершенно справедливым и закономерным итогом их беседы. У меня у самого на руках куча фактов, подтверждающих фальшивость и лицемерность г-на Козлова.

Маленький вред касается случаев, когда какой-либо читатель начинает бездумно цитировать «некомпетентные» мысли Козлова в присутствии тех, кто в рассматриваемых вопросах действительно компетентен. Тогда он рискует получить моральный ущерб в виде «щелчков по носу». Сам был этому свидетель и уверен, что желания повторно процитировать Козлова у опростоволосившейся стороны больше не возникает. «Битый», «учёный», «опытный» человек будет гораздо меньше восхищаться какой-либо глупостью. По крайней мере, будет осторожнее в цитировании автора, в отношении которого понял, что его компетентность и логичность мысли — весьма сомнительны.

Хоть, как уже выше было сказано, большинство читателей Козлова изначально воспринимают его тексты некритично, но прозрение, как правило, не заставляет себя долго ждать. Свидетельствует Наталья Крыласова (газета «Голос» № 5, 1999 г.):

«Когда я «проглотила» книгу Козлова («Практическая психология»), она перевернула все в моей голове вверх дном и вызвала бурный восторг: так вот, оказывается, как надо жить! (Так вот он какой, северный олень! — Долой мои страдания и разочарования, и сразу наступает хорошая погода!), но через некоторое время пришло некоторое отрезвление — не все то золото, что блестит».

И надо отдать должное правоте Шопенгауэра, который давал совет:

«Не следует приходить в отчаяние при каждой бессмыслице, напечатанной и хорошо принятой: не следует думать, что это навсегда так и останется; утешимся уверенностью, что впоследствии, со временем, данный вопрос будет освещен, обдуман, взвешен, обсужден и правильно решен, в конце концов. После известного срока, более или менее продолжительного, смотря по трудности вопроса, почти все усвоят то, что высокому уму было ясно сразу же».

Ну а как быть с теми, кто не усвоит? Кто в принципе не способен отделять зёрна от плевел? Я вовсе не уверен, что они нуждаются в сочувствии и сожалении. Скорее — наоборот. Ибо, как говорится, — блажен кто верует и находит в этом утешение.

Содержание дискуссии о Синтоне и Н. Козлове - Обратная связь - Главная страница сайта



Обсуждение Еще не было обсуждений.


Последнее редактирование: 2018-04-19

Оценить статью можно после того, как в обсуждении будет хотя бы одно сообщение.
Об авторе: Статьи на сайте Форнит активно защищаются от безусловной веры в их истинность, и авторитетность автора не должна оказывать влияния на понимание сути. Если читатель затрудняется сам с определением корректности приводимых доводов, то у него есть возможность задать вопросы в обсуждении или в теме на форуме. Про авторство статей >>.

Тест: А не зомбируют ли меня?     Тест: Определение веса ненаучности

Последняя из новостей: Трилогия: Основы фундаментальной теории сознания.

Обнаружен организм с крупнейшим геномом
Новокаледонский вид вилочного папоротника Tmesipteris oblanceolata, произрастающий в Новой Каледонии, имеет геном размером 160,45 гигапары, что более чем в 50 раз превышает размер генома человека.
Тематическая статья: Тема осмысления

Рецензия: Рецензия на книгу Дубынина В.А. Мозг и его потребности. От питания до признания

Топик ТК: Интервью с Константином Анохиным
 посетителейзаходов
сегодня:00
вчера:00
Всего:67558082

Авторские права сайта Fornit