Кашпировский завоевал Сумы
По словам заместителя начальника областного управления МВД Константина Бессалова, ситуация носила нештатный характер, хотя и находилась под контролем. Однако на деле контролировал ее Кашпировский, в то время как директор Дворца культуры СМНПО им.Фрунзе Алексей Карякин (в этом здании должны были проходить выступления Кашпировского) против своей воли вынужден был предоставить помещение толпе, а силовые структуры не отважились применить силу, т.к. ломали двери и перекрывали дорогу преимущественно... больные пожилые женщины. Таким образом, Кашпировский завоевал Сумы с помощью самих же сумчан. При этом сам Анатолий Михайлович утверждает, что не произносил слов «вести народ перекрывать дорогу». Милицией установлено, что зачинщицей беспорядков была, в частности, женщина, назвавшаяся Татьяной Волковой, которая уже 11 лет повсюду следует за объектом своего поклонения.
«Психологический микроб»
«Есть такое слово «психотехнология», – говорит председатель комиссии Александр Стеценко (имеющий диплом психиатра). – То есть когда некто ведет себя с человеком таким образом, что может заранее задавать его поведение. То, что делает Кашпировский, относится, на мой взгляд, к таким методам». Истории известны многочисленные случаи подобного «лечения» с помощью психологического воздействия на массы. Один из первых известных примеров – т. н. месмеризм (по имени его основателя Месмера), овладевший в XVI веке женской частью парижского общества. Месмер «лечил» своих пациенток, «магнетизируя» длинным железным прутом, которым прикасался к их телу, или даже взглядом. Знаменитый русский психиатр Владимир Бехтерев назвал подобные явления психологическими эпидемиями. Об их социальном значении он писал: «Сборища, представляющие собою в отличие от общества временные и случайные отношения людей, сами собою превращаются как бы в одну огромную личность, чувствующую и действующую как одно целое» и «Известно, что возбужденная толпа способна на самые бесчеловечные поступки, благодаря именно тому, что на место здравой логики является автоматизм и импульсивность как прямые следствия внушения». Эти утверждения вполне объясняет перекрытие поклонниками Кашпировского проезжей части улиц Горького и Нижней Холодногорской, нанесшее ущерб многим сумчанам, а также агрессивные нападки на несогласных (у представителей православной церкви были вырваны из рук и уничтожены плакаты с надписями «Кашпировский – убийца детей» и пр.; на журналистов, пытавшихся пробраться ко входу в ДК, сыпались удары).
«Кашпировский – не от Бога»
Лишний шум
Сегодня можно сказать, что шумиха вокруг приезда давно сошедшего с голубых экранов героя вечерних эфиров и телемостов сыграла на руку только последнему, создав ему в глазах приверженцев роль борца за правду и обеспечив бесплатную рекламу в СМИ. Запрещать выступления Кашпировского уже после его приезда в Сумы было большой ошибкой. Правда, позже ее удалось несколько сгладить. Признав, что происходящее в зале не соответствует содержанию договора между менеджером Кашпировского частным предпринимателем Валентиной Норенко и дирекцией ДК им. Фрунзе, комиссия по проверке наличия методов психического воздействия тем не менее приняла неофициальное решение продолжить сеансы. «Уже выступал он, выступит еще раз, – сказал побывавший на сеансе председатель комиссии Александр Стеценко. – Зато здесь не будет побоищ. Это что, хуже?» С другой стороны, упрекать дирекцию ДК им.Фрунзе, разорвавшую договор и попытавшуюся прекратить выступления, едва ли можно: ведь в Сумах таких скандальных гастролей еще не было.
коментарии
Анатолий Кашпировский (из разговора с представителями УМВД 24 июня):
– Прокуратура сказала «да», горздрав сказал «да», мэрия сказала «да», поп сказал «нет». Советские привычки! Одна рука творит одно, другая – другое. Америка будет завтра знать. Я привез грант на пять миллиардов долларов и хотел выделить этим несчастным Сумам пятьдесят миллионов на мусороперерабатывающий завод, чтобы вырабатывал электроэнергию, тепло, асфальт и цемент. Даже читать не хотят, бараны! А то, что у людей за секунду проходит аллергия 40-50-летней давности, так они что, с ума сошли? Я сейчас веду людей, я веду! А вы мне наручники будете надевать. Веду людей на перекрытие транспорта!
Александр Стеценко, городской специалист по народным и нетрадиционным методам лечения управления здравоохранения Сумского городского совета:
– Почему возник феномен Кашпировского? В медицине существуют конкурентные методы лечения. Например, язвенную болезнь можно лечить фармакологическим, хирургическим, физиотерапевтическим, гомеопатическим методами. Все они доказали свою состоятельность. Но конкурентные методы в медицине – это еще куда ни шло. Что же касается метода Кашпировского, то с помощью телевидения он получил немалый ареал воздействия – политический, социальный, теологический. У меня с ним состоялся разговор. Я спросил, зачем он своей деятельностью возбуждает людей. Этого нужно избегать. Если Анатолий Михайлович этого не делает, то в силу своих определенных психологических, человеческих качеств.
Епископ Сумской и Ахтырский Иов:
– То, что делает Кашпировский, идет вразрез с учением церкви о природе болезней: в основе любого недуга лежит грех, удаление человека от Бога, болезнь души, что требует покаяния. А Кашпировский пользуется психозом и, скорее всего, связью с духовным миром, явно, на наш взгляд, не ангельским. Поэтому мы предупреждаем своих прихожан, чтобы они потом не прибегали к нам и не говорили: «У нас духовные проблемы, страх и тому подобное». Люди идут к нему, потому что он обещает быстрое решение всех проблем. В церкви или в больнице это длительный процесс, нужно каяться, делать добрые дела или же пройти курс лечения. А люди хотят все сразу и быстро. Но душа-то погибнет!
04.07.2003
Фото О. Демьяненко Фото О. Демьяненко Фото О. Демьяненко
| ||||||||||||