Конечно, этим у нас не удивишь на фоне общего произвольного толкования и претворения порядков, откровенных и даже не скрывающихся подтасовок на выборах (в Жуковском это было настолько нагло проделано, что народ несколько раз собирался на митинги, хотя и вяло, понимая как все это напрасно). Но все же, несколько раз я сам столкнулся с тем, как не дают в общественных местах освещать события, ничем не мотивируя, а просто на всякий случай (а массовая параноидальность такова, что даже взятку не берут: "а вдруг это ты меня подставляешь??", так что давать взятку стало настоящим мастерством и этикетом, которым я не обладаю).
Чаще всего предполагается, что для "профессиональной" фотосъемки требуется особое согласие руководства, связь с которым, по сложившимся понятиям сначала организуют по телефону, письму, знакомству, визиту. Уже это противоречит 29-й статье конституции, провозглашающей:
Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
Текст статьи с поясняющими комментариями компетентных специалистов - в приложении.
Специально акцентирую именно информационный аспект фотосъемки "объектов музейного права", который, несомненно, необходимо принимать во внимание и который противоречит толкованию правообладателя в контексте не давать использовать полученную информацию (хотя, в согласии с 44-й статьей конституции он все же предоставил доступ к культурным ценностям).
Думаю, что в таком сочетании правовых тенденций есть только один резон не давать: коммерческое использование или нанесение материального вреда публикацией, что еще требуется доказать истцу. Хотя авторское право не различает цель копирования, когда возникает противоречие с информационным аспектом, это необходимо учитывать. Что касается выгоды-ущерба, то, наоборот, чаще всего показ экспонатов в виде фото способен привлечь внимание и мотивировать посещение музея, ведь все понимают, что увидеть вживую - совсем не то, что на фото.
Кроме того, есть еще один аспект: творческий. При публикации копий они не дают то же впечатления, что оригинал (в отличие от текстов, музыки, видео и т.п.), они являются продуктом творчества фотографа, обратившего внимание на то, что его привлекло, выделившего это приемами выразительности в фотографии. Это - не есть копия оригинала, хотя многие юристы именно так склонны толковать такие фото. Такое творчество, точно так же как переложение художественных текстов на свой манер, даже просто переводы, является индивидуальным творчеством и само по себе охраняется авторским правом. Такое творчество, по той же 44-й статье конституции никто не вправе запретить. И оно не требует какого-либо согласования с тем, кто обладает оригиналом, мотивировавшим творчество.
Но речь не идет об адекватной юридической интерпретации, а о том, что на местах руководство музеев и зрелищных мероприятий, довольно по-своему и односторонне толкует вопрос, зачастую очень небрежно. Обычно все происходит с позиции понятий собственника о будто бы праве кому угодно запретить даже и посещение, если это сочтется нужным. На самом деле, все, что касается культурных ценностей, то это напрямую противоречит 44-й статье конституции, обязывающей собственника предоставлять доступ. Кроме того, нужно учитывать еще один аспект: ущемление человеческого достоинства. Можно попытаться не пустить негра, если руководитель расист или голубого, если руководитель непримирим к ним, но это вызовет законный протест. Точно так же и запрет некоммерческого фотографирования (а в принципе и коммерческого, если идет процесс творчества на основе оригинала) определенному человеку, напрямую затрагивает аспект ущемления его человеческого достоинства, особенно, если это происходит в форме небрежной и неожиданной (например, без размещения запрещающей информации и условий на официальном сайте, если он есть).
Именно таковы примеры из списка внизу.
Так повелось, что считается нормальным, чтобы сначала по понятиям развести вопрос с руководителем и получить добро.
У чиновника вызывает неподдельное негодование даже постановка вопроса о том, что это - незаконно. Он может тут же сослаться на практику аккредитации и на любые другие доводы-отмазки, чтобы спасти свою веру в своею исконное право. О том, что такое аккредитация - в статье Аккредитация в вопросах и ответах ,Актуальные проблемы обеспечения доступа к информации:
В законе «О средствах массовой информации» институту аккредитации посвящена специальная статья (ст. 48). Однако само понятие в законе не определено. Аккредитация, аккредитовать в переводе с латинского (acredere) значит оказывать доверие. Первоначально понятие «аккредитация» использовалось в международном праве и означало процедуру назначения и принятия (признания) представителя страны (организации) при иностранном государстве или международной организации, а также процедуру представления (признания полномочий) журналистов при международных организациях.
В дальнейшем этот термин стал использоваться шире - как процедура признания полномочий журналистов применительно не только к международным организациям, но и к любым государственным органам, организациям, учреждениям, органам общественного объединения.
...Институт аккредитации призван регламентировать взаимоотношения СМИ с организациями, являющимися источниками информации, создавая более благоприятные условия для осуществления профессиональной деятельности журналистов. В частности, аккредитованным журналистам предоставляется право присутствовать на всех заседаниях, совещаниях и иных мероприятиях, проводимых аккредитовавшим их органом, за исключением случаев, когда было принято решение о проведении закрытого заседания или мероприятия. При этом следует подчеркнуть, что на орган, аккредитовавший журналиста, возлагается обязанность предварительно извещать его о проведении таких мероприятий, а также создавать благоприятные условия для аудио- и видеозаписи, фото- и киносъемки.
... Нередко руководители пресс-служб возражают против введения института аккредитации, опасаясь (по разным мотивам) повышенного интереса, критики деятельности своих организаций со стороны СМИ. Не желая создавать себе дополнительные сложности, они устанавливают различные барьеры к доступу информации, используют организационные способы ее дозирования, устраивают своеобразную цензуру, осуществляя по своему усмотрению отбор «фаворитов» для предоставления информации. Все это не облегчает, а усложняет деятельность журналистов, им труднее получать информацию, заблаговременно узнавать о проводимых мероприятиях, встречаться с людьми, которые обладают социально-значимой информацией.
Таким образом, на данном этапе развития нашего общества институт аккредитации призван упорядочить контакты журналистов с представителями власти, ввести взаимоотношения между ними в более цивилизованное русло.
ст. 48 Закона «О СМИ» предоставляет всем государственным, политическим, общественным организациям право самостоятельно устанавливать свои Правила аккредитации....Они не могут противоречить нормам, обладающим большей юридической силой, ущемлять свободу массовой информации и права журналистов.
Практически у каждого общественного мероприятия есть свой сайт, где возможно прямо оповестить о правилах аккредитации или упрощенных условиях предоставления возможности фотосъемки. Но этого многие не делают, на их сайтах нет даже упоминания об этом, т.е. по такому умолчанию предполагается полная открытость и беспрепятственность.
Однако, проблема встает на уровне входа на мероприятие, когда вдруг оказывается, что существует распоряжение руководства не разрешать фотосъемку. Конечно же, при этом на месте нет лица, имеющего полномочия решать вопрос :) Высказывается "законное" недоумение о том, что ведь считается нормальным, чтобы сначала по понятиям развести вопрос и получить добро.
Итак, здесь предполагаю размещать сведения об общественных организациях и мероприятиях, в которых организаторы прямо попирают 29-ю статью конституции.
Политехнический
музей Москвы –
национальный музей истории науки и техники, один из крупнейших
научно-технических музеев мира. Руководство запретило "профессиональную"
фотосъемку, на
Государственный
Биологический музей им. К.А. Тимирязева – единственный музей в Москве, в котором представлены
все разделы биологии. Полный запрет любой фотосъемки. Наверное - сверхсекретные
объекты.
Музей орудий пыток на Выставочном центре (ВДНХ) в Москве - любая фотосъемка запрещена.
В качестве позитивного противопоставления, привожу те организации, которые считаю корректными в упомянутом отношении:
Музей Дарвина
Минералогический музей Ферсмана
Палеонтологический музей
Ботанический сад (около ВДНХ)
:)))
4. Каждый имеет право
свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию
любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную
тайну, определяется федеральным законом.
5. Гарантируется свобода массовой информации.
Цензура запрещается.
Комментарии
к статье 29 Конституции РФ под ред.
Право на
свободу информации, гарантируемое в
Свобода информации выражается прежде всего в
праве каждого искать и получать информацию. Граждане имеют право на
оперативное получение через СМИ достоверных сведений о деятельности
государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных
лиц. Эти сведения должны предоставляться СМИ по запросам редакций, а также
путем проведения пресс-конференций и в иных формах.
Отказ в доступе к открытой информации, как и к
информации о самом себе, может быть, согласно ст. 13, 14, 24 Закона, обжалован
в суд. Различные аспекты доступа физических и юридических лиц к средствам
международного информационного обмена и иностранным информационным продуктам,
защиты интересов, прав и свобод этих лиц при международном информационном
обмене регламентируются ФЗ от 5 июня 1996 г. "Об участии в международном
информационном обмене" (СЗ РФ, 1996, N 28, ст. 3347).
Свобода информации выражается также в праве
каждого свободно передавать, производить и распространять информацию законными
способами. Отсюда вытекает недопустимость монополии государства на производство
и распространение информации. Средства распространения информации могут быть
как государственными, так и общественными, частными.
Право на распространение информации законными
способами означает и необходимость соблюдения определенных ограничений к
доступу информации, отнесенной к государственной тайне или к конфиденциальной.
В
Защита свободы массовой информации осуществляется и в судах.
Приложение 2: Как мы пытались снимать в Москва-СИТИ >>
| ||||||||||||