! Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter (подробнее).  Закрыть

 
Поиск по сайту >>
Короткий адрес страницы: fornit.ru/109
НАЗАД

Авиашоу МАКС-2005

"Будет ясный, чудесный день" - предсказывала яндекс-погода, а на сутки вперед она не ошибается. Солнце и в самом деле поспорило с утренней прохладой, не мерзнуть ни мокнуть не придется, я правильно одел всего лишь рубашечку и с усмешкой посматривал на серьезную очередь в куртках. Все это привносило праздничность в предстоящее.
Большая черная псина равнодушно исполняла долг у ног высоченного человека в черном, скучающе прищурившегося на дозировано-по-двое проходящих мимо. Запах взрывчатки, который мог бы взволновать эту парочку, в воздухе явно не витал. Другие люди в черном сортировали хороших от плохих, умело определяя это по содержимому сумок. Слишком плохих при мне не попадалось. В прошлый раз у меня обнаружили складной нож, но не стали пытать на кого я работаю и даже вернули его при выходе.
Когда человек впервые проходит через чистилище авиасалона и видит перед собой огромные пространства, уставленные рядами самолетов, а за этими рядами поднимаются еще какие-то интригующие огромные надувные и всамомделишные конструкции, он невольно останавливается, говоря самому себе: ну ни фига себе...

и еще не подозревает насколько на самом деле огромны пространства, занятые под аэро-действа.
Не так давно где-то промелькнуло, что ожидается показ американских Стелсов и не терпелось зафотать эти больше инопланетные, чем земные формы.
Конечно же, самое интересное - не сразу, сообразил я и начал осмотр с советских самолетов. Все еще как бы советских. Если бы мне нужно было объяснить маленькому ребенку, чем отличаются наши машины от ненаших, то первое, что пришло бы в голову: Видишь, малыш, все вот на этом самолете вокруг точечками проштопано? Это - заклепки - самый верный, понятный и простой способ соединять железки. Так вот, где проштопано-проклепано - это наши, а где все гладко, аж глазу не за что зацепиться - ихнее. И еще, смотри! Наши - самые красиво раскрашенные!
Но яркие и аляповатые расцветки не могли скрыть явно поношенные корпуса, как никакая косметика не замаскирует старушку и не сделает новеньким заслуженный жигуль.
И все же, когда смотришь снизу вверх на огромного красавца,

уже не думаешь, какими плоскогубцами и паяльниками ковырялись в его нутре. Как и египетские пирамиды внушает восхищение без мыслей о том, каким трудом они возводились.

Или вот формы, почти так же красивые как непостижимая иноплатентная гармония Стелсов:

Тем более, что патриотизм, правда не без снисходительного юмора, царил во всем:

И когда в небе грозно и внушительно показал себя ихний B1, комментатор патетически прокричал, что на то и есть наши сверхманевренные истребители, чтобы не пропустить таких вот в наше небо.
Вот так он взлетал:

Народ все прибывал нескончаемыми автобусами, становилось трудно просто фотать экспонаты, тем более, что около них постоянно позировали, украшая своей неповторимой личностью тленные творения. Приходилось идти на всякие ухищрения:

Люди выстаивали в немалых очередях, чтобы посидеть в креслах самолетов и потрогать ручки управления, которых наверняка касались мужественные длани, мастерски приручающие технику в небе. Эти очереди состояли явно не из интровертов. Ведь это не то, что облегчаясь в кабинках туалетов, сознаешь, что тебя нетерпеливо дожидаются снаружи столь же жаждущие. Здесь получают удовлетворение на виду всей очереди вопреки ее нетерпению, что вовсе не портит им получаемой радости:

Что же касается патриотизма, то он особенно нужен тогда, когда осознанно или не вполне понимаешь, что далеко не все у нас хорошо и даже совсем не хорошо с авиацией и не только. И это тянется с самых коммунистических времен, почти не меняясь в своей причинной сущности. Это - процветающий непрофессионализм во всем. Страна всегда была сильна отдельными самоделкинами, клепающими самолеты в родных сараях. И эти самоделкины, осознавая свою цену, однако, мало представляли, что же делается в мире в той области, в которой они в своем сарае так ценятся.
На КБ любого завода практиковались доморощенные изобретательства велосипедов и использование подручных средств в самых удивительных применениях. Отсутствие возможности получить исчерпывающую информацию не только по разработкам своего профиля, но и по комплектующим изделиям, не позволяли быть на уровне достижений остального мира.
До сих пор во многих таких местах, включая ЦАГИ, не пользуются даже интеренетом для самого тривиального поиска. Их специалисты подчас вообще побаиваются этого интеренета и вообще не в ладах с компьютерами. Но что можно сделать без Информации, без того, что уже было создано и обнаружено множеством предшественников?
Можно сделать нечто совершенно новое и удивительное, конечно, так появляются всякие автоматы Калашникова, но нельзя быть на уровне остального мира, стоящего не плечах предшественников. И мы изначально повадились делать свое, неповторимо-гениальное, намертво оригинальное. Нет худа без добра: и в этом есть польза, но явно не достаточная для прорыва во вне, где самобытная оригинальность востребована в основном на уровне забавных матрешек.
Об интеграции с наукой вообще нет речи: наука в академических институтах - сама по себе, конструкторы - сами по себе, это четко разделяется, чего нет и в помине у Них. Да и вообще, кто всерьез принимает этих чудиков-болванов ученых? Вы помните хоть одну передачу со времен Очевидное-невероятное Капицы, где бы ученых в лучшем случае не представляли чудаками-полудурками?

Но мы всегда отличались гостеприимством и когда это чувство вызывает резонанс у столь же отзывчивых представителей других народов, у нас получаются удивительно дружественные шоу. Из Макса в Макс к нам приезжают итальянские летчики группы Триколор, они уже неплохо говорят по-русски. Перехватывая микрофон у комментатора, сами зажигательно комментируют полеты своих ассов.
Это в самом деле радостное и зрелищное шоу, воспринимаемое как праздник:

Чистое небо и яркое солнце, что еще нужно?

Французские летчики почти так же уже свои. Они расписываются в небе о своей любви:

Они пленяют не сверхновой и сверхумной техникой, а своей душей и мастерством.


Одними из первых шоу открывали наши Стрижи.

Ну, а высший класс, как обычно показав нашу гениальную оригинальность, демонстрировали самолеты "с изменяемым вектором тяги":

И пусть говорят, что в современном бою вовсе не нужно поворачиваться носом к противнику и ловчить в воздушной карусели, что все решается издалека и бесспорно. Все равно когда оригинально и красиво, то завораживает.

Бдительные стражи частым оцеплением ограждали взлетное поле от толпы, готовой ринуться прямо туда. Тут все было под контролем и схвачено.

Люди сидели, лежали и просто спали, как и раньше, на просторнейшем поле на траве, хотя на этот раз и были трибуны (о которых я даже не заподозрил и увидел только выходя после шоу) и просто стояли, фотали и писали на видеокамеры.

Солнце же незаметно сожгло многим (и мне тоже) устремленные к нему в течение нескольких часов подряд фэйсы.

Уже все закончилось, но, проходя мимо чистилища, с удивлением видел, что народ продолжает прибывать и очередь на входе почти такая же как и утром. Наверное, уже не столько ради полетов и самолетов вообще. Просто все это - грандиозный массовый пикник на свежем, чистом воздухе, это праздник, это развлечение, которое на данный момент превысило по привлекательности все остальные доступные развлечения. Но вряд ли я пойду сюда в следующий раз, чтобы наблюдать одно и тоже, если только в программе не будет обещано нечто новое в смысле показа техники или представительства. Ведь Стелсов я так и не увидел.

Вот какие фотки можно посмотреть дополнительно:
На земле и в небе.

Прошлые авиашоу:
Авиашоу МАКС-2003
Авиашоу 2004 (показательные полеты)