Короткий адрес страницы: fornit.ru/6195

Педагогические возможности шахматного информационного пространства. Часть 1.

Относится к   «Список теоретических статей»

11. Информационная структура шахматного алгоритма и педагогические возможности шахматного информационного пространства. Информационная структура идеального шахматного алгоритма. Структура идеального учебного процесса. Идеальная лестница знаний. Структура реального учебного процесса. Информационная структура современных школьных уроков. Сравнительный анализ различных алгоритмов обучения. Типичные деформации реального процесса обучения. Особенности информационных потоков реального процесса обучения. Особенности информационных потоков в ШИП. Основное педагогическое свойство ШИП. Методика совершенствования и самосовершенствования структуры личности. Практическая методика совершенствования личности. Психологический или душевный модуль. Педагогический парадокс. Шахматы – как инновационный общеобразовательный предмет в системе начального и среднего школьного образования. Творческие аспекты ШИП и ГШП. Комбинации, комбинационное мышление и комбинационное зрение. Шахматы – как интеллектуальный вид спорта. Психологические особенности мышления детей до подросткового периода Игровой момент шахмат и методики шахматного урока. Естественная методика преподавания шахмат. Метод двух капитанов. Объективный учет и контроль активности учащихся. Метод двух капитанов или естественная методика шахматного урока (1). Модификация метода двух капитанов (2). Методика проведения шахматного урока в начальных классах. Метод мозгового штурма(3) и его модификации. Игра с реальным партнером (5). Игровой урок в форме сеанса (6)… Информационная нагрузка шахматного урока. Развитие логики и рефлексии методом мозгового штурма. Возможности ребенка в ШИП. Психологические особенности одаренных детей. ШИП – как лакмусовая бумажка творческих способностей. Возможности взрослого человека в ШИП. Совместимость ШИП с другими видами творческой деятельности.

Относится к разделу Рассуждения

Эта статья опубликована автором самостоятельно с помощью автопубликатора, отражает личное мнение автора и может не соответствовать мировоззренческой направленности сайта Fornit. Оценка публикации может даваться в виде голосования (значок качества) или обосновано в обсуждении. Ссылки на обе эти возможности есть внизу статьи.

 

                                            

                                                                  Информационная структура идеального шахматного алгоритма  

 (Изначально текст предназначался педагогам)

 В ШИП  принятие решения проходит по многозвенной согласованной логической цепочке, где каждое звено – отдельная сложная мысль.  Если какая – то мысль ложная, то рвется вся цепочка и допускается  ошибка.  Самые длинные правильные цепочки выстраивают мастера своего дела – гроссмейстеры. Они умеют мысленно (теоретически) выстраивать длинные варианты в ШИП, подчиненные одной стратегической цели. То есть, создавать  (выращивать) в ШИП шахматное древо, преодолевая активное сопротивление оппозиционно настроенного садовника - партнера. Истинность, жизнеспособность древа проверяется практическими ходами. 

 Аналогично и в науке:  если какое – либо исходное положение теории не истинно, то и вся теория неправильна.  Все методы и формы работы педагога тесно связаны с алгоритмом поиска и принятия решения в ШИП.   Выше рассматривались основные логические алгоритмы обработки информации в ШИП.

Рассмотрим алгоритм принятия решения в ШИП с точки зрения существования определенных, обособленных этапов обработки информации в процессе принятия решения. В первую очередь необходимо подумать за партнера и разгадать его планы. На основе проведенного анализа исходной  информации, содержащейся в конкретной позиции, производится расшифровка намерений (планов) соперника. Далее вырабатывается контрплан (система решений) по нейтрализации планов соперника.

Если конечная цель - мат королю не достижима:   это зависит от глубины прогнозирования событий в ШИП, то ставится ближайшая промежуточная цель.

В свою очередь,  глубина расчета вариантов зависит от уровня развития психики шахматиста, коррелируемого  с  шахматным  разрядом.  Эта цель формируется на основе практической информации, содержащейся в позиции, плюс теоретической информации – представляющей научную часть ШИП.  Плюс информации, полученной интуитивным способом - собственно творческая часть мыслительного процесса в ШИП.

Но это еще не все. Необходимо все эти этапы проверить на правильность два- три раза и лишь затем принять окончательное решение.    Но даже это не гарантирует успех, потому что ваш соперник может спрогнозировать ход событий на большую глубину, чем вы (допустим, за счет интеллектуальной или интуитивной составляющей или за счет волевых качеств – спортивная составляющая шахмат). Значит, ваш труд окажется напрасным, и все придется начинать заново. Этот алгоритм анализа и синтеза информации применяется при каждом очередном ходе. Если пропустить хотя бы один ход, то информация выходит из-под контроля психики и, следовательно, совершается ошибка. Вся мыслительная деятельность шахматиста опирается на три логических алгоритма принятия решения, описанных выше.

 Структурно информационные потоки при принятии решений в ШИП можно представить в виде пяти этапов. На всех этапах обработки информационного потока возможно использование АЛГРОСС, АЛГАРМ и АЛПАР в различных сочетаниях.  Для упрощения модели, мы не будем уточнять разделение информационных потоков в инстинктивной, интеллектуальной и интуитивной сфере психики.  Предположим, что все три сферы действуют самосогласованно и функционально.  



 

объективный анализ статической и динамическойинформации на основе базы

         знаний  конкретной личности (тезаурус личности) /3/     

 

                   8↑                                                          5  ↑ 7                    

 

Прогнозирование (генирация нформации            на   основе проведенного анализа                      

 9                                2                            13   14

                                  ↑                                        ↑   

                                                                                                                

Принятие решения. Выбор  конечного  варианта.                                                                                                                                

 10

3   

 

 

 

Проверка истинности проведенного анализа      на два – три раза в виртуальном ШИП      

 

 

 

 

 

 

 

    11                   4

Практическаяпроверкаистинности анализа и синтеза информации в реальном  ШИП.       Практический ход 

          

 

 

рис.1

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     


       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1, 2,  3 и 4 – прямые потоки информации.  5,6, 7 и 8 --  обратные связи, фильтрующие конечную информацию, предназначенную для долговременного пользования.   9,10,11,12,13 и 14 - оперативные обратные информационные связи, регулирующие и обогащающие базы данных каждого этапа обработки информации. На  рис.1 приведены не все обратные связи, только основные.

 С учетом трехуровневого устройства психики человека /5/, структура информационных потоков в ШИП значительно усложняется.  Как видно из схемы, все этапы связаны корректирующими обратными информационными связями друг с другом.  Проверка на практике (ход) через обратные связи 5,6,7,8,9,10,11,12,13 и 14 посылает корректирующую информацию, которая уточняет и обогащает соответствующие базы данных каждого этапа.   Каждый нижестоящий этап обработки информации связан корректирующей обратной связью со всеми вышестоящими уровнями.  Причем, все обратные связи универсальны: они могут быть отрицательными и положительными. Как в радиотехнике: положительная обратная связь приводит к генерации, возбуждению усилителя. В ШИП такая связь генерирует новую информацию. Отрицательная обратная связь подавляет помехи, искажения и оптимизирует сигнал. В ШИП такая связь отсеивает информационные помехи и дезинформацию, то есть, выполняет роль фильтра. По сути, обратные информационные связи означают наличие у субъекта способности объективной оценки  информации. 

Такая информационная структура шахматного алгоритма уменьшает вероятность влияния сомнительной информации на принятие решения и  в конечном итоге не позволяет ей превратиться в знания. Такого рода информация отсеивается обратными связями. Практически полностью освоить такой сложный алгоритм:  трудная задача.  Но совершенствоваться и самосовершенствоваться без совершенствования своего уровня мышления невозможно.

 Если продолжать аналогию с военной теорией, то рисунок 1 напоминает структуру аналитического центра штаба главного командования.  Историческая военная аналогия  всплывает совершенно закономерно: военное и шахматное искусство планирования ближайшие родственники.

Фактически, информационная структура шахматного алгоритма идеально подходит к процессу самообразования, самообучения. Тот, кто развил навыки работы с информацией по вышеописанной схеме, приобретает способность к самообучению.  То есть, он научился учиться, что является высшей целью любой системы образования.  Вывод 14. Собственно, в структуре информационных потоков в ШИП и алгоритме их обработки заложены огромные педагогические возможности, резервы которых современная школа только начала использовать.  Как отмечалось выше,  алгоритм  обработки информации в ШИП идентичен научно-философскому поиску истины в различных отраслях знаний.  Вполне очевидно, что ориентация в ШИП носит строго научный характер, с использованием всех уровней психики человека.

Вывод 15. Собственно, основной задачей педагога является выработка у ребенка научно-системного подхода к решению любой исследовательской задачи. Освоению основ шахматного алгоритма, так как алгоритм поиска и принятия решения в ШИП носит  научный характер. К тому же он гораздо сложнее и шире простого анализа и синтеза по формальным законам логики.  Как отмечалось выше,  информация в ШИП носит образно – логический, системный характер.  Это означает, что  в обработке информации принимает  оба полушария мозга – левое и правое.  Вот почему многие гуманитарии отлично играют в шахматы. 

Информация превращается в знания, если она оплодотворяется пониманием и умением конкретного индивида. Если она будит любопытство и фантазию, творческое начало человека.  Налицо противоречие: современные компьютерные технологии позволяют оперативно найти любую информацию по всем разделам знаний.  И в то же время система среднего образования, дублируя эти технологии, те же самые «знания» пытается «записать»,  на биологический носитель.

Причем, процессу записи (запоминания) и воспроизведения информации, а не умению ее понимать и практически использовать, придается статус знания. Современная школа должна закладывать основы знаний (фундамент, базовые знания), устоявшиеся и проверенные временем, формировать навыки полезного использования базовой информации в реальной жизни. Школьные программы должны стимулировать природную любознательность учащегося:  какие «замки» строятся и можно воздвигнуть на базе школьных знаний? Что там – за горизонтом школьной программы?  Итак, можно сформулировать следующие

 выводы 16. 1) На фоне современных проблем школьного образования шахматы, как развивающий предмет выгодно отличаются от традиционных дисциплин своей полнотой и самодостаточностью.  

2) Информационная структура шахматного алгоритма идеально подходит к процессу обучения в средней школе, самообразования, самообучения.

3) Тот, кто развил навыки работы с информацией в ШИП, приобретает способность к самообучению.  То есть, он научился учиться, что является высшей целью любой системы образования.

4) Собственно, в структуре информационных потоков в ШИП и алгоритме их обработки заложены огромные педагогические возможности, резервы которых современная школа только начала использовать. 


Структура идеального учебного процесса

 

Как отмечалось выше, законы мышления не зависят от объекта.  В идеале любая система должна исследоваться, изучаться по наиболее универсальным и объективным законам мышления: научно-философская методология поиска истины.  Следовательно, идеальный процесс обучения должен включать в себя все стадии этой методологии.

Что же такое процесс обучения в широком значении слова, независимо от вида знаний? Без информационного подхода здесь не обойтись. Процесс передачи знаний между индивидами, один из которых не достиг стадии самообучения– всегда осуществляется посредством обучения с помощью посредника – учителя.

Определение 22. Знания, в свою очередь,  есть понятая и систематизированная информация, которую обучаемый готов и может самостоятельно использовать на практике или, теоретически, для добычи (генерирования) новой информации.  Информация превращается в знания, если в процессе изучения она осознается (понимается),  запоминается в осознанном виде и становится инструментом индивида, то есть обучаемый готов и может ею пользоваться.

Система среднего образования призвана репродуцировать базовые знания в новых поколениях, на основе которых возводится здание высшей школы. В свою очередь, знания, получаемые в высшей школе, служат фундаментом для дальнейшего развития научных направлений во всех сферах жизнедеятельности человечества.

Определение 23. Базовые знания, по определению, должны иметь объем необходимый и достаточный для успешного и беспрепятственного восхождения по ступеням знаний.  То есть, начальное и среднее образование должны иметь базовый объем знаний оптимальный, не превышающий и не меньше научно обоснованного объема. 

 Необоснованное превышение, что наблюдается в настоящее время, затрудняет процесс усвоения знаний и создает преграды в дальнейшем продвижении по лестнице знаний. Например, в арифметике есть разделы по теории простых, совершенных и гармоничных чисел.  Но эти знания: сверх необходимого и достаточного в начальных классах.  Основы теории множеств – также несвоевременная информация для начального обучения.  И таких примеров достаточно много в современной школе.  Процесс обучения известным, апробированным знаниям должен быть приближен к тому пути поиска этих знаний, по которому шли первопроходцы. 

То есть, ученик должен пройти путь сомнений и раздумий, которым подвергался автор, чьим трудом пользуются последующие поколения.  Учебник должен показывать вариативность на пути достижения истины, только тогда ученик, затратив умственную энергию и чувства, прочно усвоит (поймет) и запомнит изучаемую информацию, которая превратится в знания и пополнит его тезаурус.   

 Информация, преподнесенная в готовом к употреблению виде и не требующая затрат чувств и эмоций и не направленная на практическое применение, воспринимается абстрактно и не вырабатывает опорных образов, то есть, не закрепляется. Процесс обучения можно представить в виде пирамидальной схемы, которую можно назвать:

 

идеальная  лестницей знаний 


 

 

 

 

 


Исходная база

знаний Б0

 

 

       Обучение  ↓+ практика

 

 

Б1=Б0+ ∆З1


 

      

          Обучение  + практика


Б2=Б1 + ∆З2

 

                                                          Обучение   + практика

 

Б3= Б2+З3

 

                                                                       Обучение  + практика

                                                                                       И   Т.Д.

 

Б= Бn-1 дельта Зn-1


                                                                        

 

На достаточно высоком этапе

достигается уровень

самообучения   (этап Бп) уровень

просветления


 

 

                                                                                              ↓ и Т.Д.

 

На достаточно высоком уровне, самообучающийся индивид

становится генератором  новых знаний. Сам производит и сам  реализует

(проверяет на практике)

 знания – идеальный ученик и учитель одновременно.

(Этап Бу ) универсальный уровень

                                                         

                                                                          Рис. 2

 БУровень начальный, стартовый (тезаурус ученика). Б1 - первая ступенька лестницы знаний на которую поднимается ученик  "переваривший" порцию    инфо  и превративший эту порцию в знания дельта З1)   

   Начальное образование соответствует некоторой ступени -  Бн. Среднее - Бс. - . Высшее образование - Бв.  Обучение на всех этапах – организованный процесс превращения информации в знания, осуществляемый через посредника – учителя и закольцованный на практику. Бп  -Уровень просветленя ученика.  Бу  - уровень универсальный.  Σi (дельта Зi ) = знаниям i -ой ступени на которую взошел ученик. Обратные управляющие связи возникают на стадии Бп и выше. До этого уровня у обучающегося появление таких связей маловероятно. 

Вполне очевидно, что базовые уровни образования: должны иметь определенный  достаточный уровень, обеспечивающий восхождение на более высокие ступени лестницы знаний. Номинальный базовый уровень знаний для начального и среднего образования должен соответствовать определенному уровню развития личности учащегося и не превышать ее гносеологические  и физические  возможности.

Вывод 16.  Если эти уровни не соответствуют друг другу, то качественный процесс обучения невозможен. Например, в базовый уровень необоснованно добавлены элементы более высокого уровня уровня.   Если, информация не закрепляется практикой, то она не превращается в знания, а просто хранится в памяти без навыков ее использования и вытесняется в подсознание.  Идеальная лестница знаний имеет поступательный восходящий характер, каждая более высокая ступень содержит в себе все нижележащие.

  Вывод 17. Если не нарушать порядок восхождения, не перепрыгивать и не смешивать ступени произвольно,  - то обучающийся последовательно пройдет, все необходимые ступени. И может дойти до уровня самообучения и даже генерации информации.   Переосмысливание базовых ступеней становится возможным при достижении достаточно высокого уровня знаний.  То есть, обратные связи до этого уровня практически отсутствуют. 

Как видно из рисунка 1, структура информационных потоков при обучении в школе намного проще, чем в ШИП.  Обратных регулирующих связей значительно меньше и они проще по своим функциям.  Переоценка ценностей, то есть переосмысливание базовых знаний учащимися не происходит, вплоть до достижения уровня самообучения. Уровень самообучения и генерации информации в рамках школьной программы практически не достижим, так как такая цель не ставится и упор, в основном,  делается на процесс запоминания информации.

 При нарушении порядка обучающих этапов, забегании вперед ради наукообразия или оригинальничания, на лестнице знаний возникают препятствия в виде инородных ступеней из другого уровня знаний. Возникает ситуация экзотического винегрета: среди знакомых ингредиентов попадаются экзотические и неудобоваримые «овощи», выпадающие из логического ряда и приводящие к расстройству пищеварения.

 Например, втиснуть в узкие рамки начального образования основы теории множеств, алгебраической символики, логики и т.д.  Уровень знаний учащихся начальных классов, уровень развития и мышления не позволяет им однозначно и адекватно понять и усвоить основные понятия теории множеств.

 В их сознании возникает нечто неопределенно-деформированное, поскольку аксиоматическая база отсутствует.  В то же время, при изучении геометрии можно логично и последовательно ввести понятие геометрического множества как системы точек линии, плоскости, объема. Аналогично при изучении алгебры логично изучать числовые множества: основы теории чисел, ряды, последовательности и т.д.    

Поступательное движение по ступеням лестницы знаний последовательно развивает уровень мышления обучающегося вплоть до уровня самообучения и выше.  Как только обучающийся достигает уровня самообучения Бп – он становится независимым от учителя. Он приобретает способность саморазвиваться в любом направлении.

Можно утверждать, что учащийся достиг гармоничного уровня мышления: развил с помощью учителя свои гносеологические способности психики до уровня независимости от учителя.

Идеальный процесс усвоения знаний (обучение) содержит стадию понимания информации, ее систематизации. Стадию запоминания понятой информации и стадию практического применения этой информации.  Теоретически каждая порция информации должна проходить эти стадии. 

Стадия генерации информации слабо зависит от обучения и определается, в основном, природными способностями индивида.   Сравнивая рис.1 и рис.2, можно сделать

 Вывод18. Идеальный процесс обучения в школе является частным случаем более универсального шахматного информационного алгоритма.

  Идеальная лестница знаний  - принципиально бесконечный процесс пополнения тезауруса каждой конкретной личности. Знание всегда персонофицированно и привязано к конкретной психике.

При одинаковой порции инфо (дельта Зi),  изучаемой в коллективе учеников с помощью учителя, психика индивидов превращает в знания не всю порцию. У каждого - по разному. То есть знание индивидуально.

  Высшей целью ученика и учителя является достижение уровня независимости друг от друга, т.е. уровня Бп  и Бу


Структура реального учебного процесса. Информационная структура современных школьных уроков. Сравнительный анализ различных алгоритмов обучения


   Реальная лестница школьных знаний имеет те или иные отклонения от идеальной схемы. Например, отсутствие необходимых ступеней. Или перепутывание последовательности ступеней.   Характерной чертой современной средней школы является ничем не мотивированное перескакивание через несколько ступеней вперед или вбок – на другую предметную лестницу знаний. Часто, просто эклектически смешивают изучаемую информацию из разных дисциплин и выдают за новацию.

Например, очень модно в средней школе приправлять общественные курсы элементами психологии социологии, необоснованно применять термин проектирование и т.д. и т.п.

Н. Бехтерева утверждала, что возглавляемый ее институт мозга и остальные психофизиологии не знает и 1% структуры и свойств этого органа.   В то же время, современные школьники 9, 10 и 11 классов как заправские психологи социологи и прочие …ологи однозначно – на 100% проектируют чужую каръеру…, например, шофера или каменщика или министра.

Отвечают на и составляют мудреные социо-психологические тесты и анкеты.  И не могут на практике устроить свою судьбу. Учатся основам безопасности жизнедеятельности и не могут защитить себя реально в школе, на улице, в жизни.  В мои годы обучения в школе было десять базовых предметов, включая физкультуру,  и СССР занимала ведущие позиции по уровню среднего образования.  В настоящее время изучается – шестнадцать дисциплин и более – но не все из них можно отнести к базовым, основополагающим.

Основная причина введения всяческих новшеств и дополнительных предметов в школьную программу, будем откровенны, это низкая зарплата учителя,  а не любовь к новациям и объективная необходимость. Дополнительные часы – своеобразная компенсация к зарплате. Учитель может выживать, если он имеет двойную учебную нагрузку. Какие могут быть новации после двух трудовых смен? При всем при этом качество образования постоянно падает, а количество «базовых» и прочих предметов растет. По уровню образования Россия находится после третьего десятка стран.

То есть, сложилась ситуация искусственного перепутывания и перескакивания через ступени на лестнице знаний по многим школьным предметам.  Современная школа  информационно перегружена. В «Прокрустово ложе» школьных программ ежегодно механически добавляется информация, «переварить»  которую школьник не в силах.   О ее творческом и практическом использовании речи не идет – дай-то бог механически запомнить и воспроизвести на уроке.  А потом благополучно забыть! 

Спросите самого себя: что  помните вы из школьной программы? Что вы из того, что помните – знаете?  Даже учителя – предметники не знают всю современную школьную программу.     Во всяком случае, избыток бессистемной информации не может и не должен выдаваться за знания нового качественного уровня, скорее наоборот: она мешает качественному обучению.

По сути: информационная перегрузка школьника – это своеобразная дезинформация! То есть, понятие знание (понимание, умение) подменяется принципом магнитофона: почти  механическое запоминание и воспроизведение информации. Чем точнее и быстрее «отбарабанил» – тем выше оценка «знаний». Пример искаженного понимания умственных качеств человека – телевизионная программа «Самый умный».

Понятие ума подменяется  скоростью воспроизведения и объемом запомненной информации.  У большинства современных  школьников очень быстро появляется пресыщенность,  изжога, пропадает заинтересованность и мотивация в учебе. Информационного мусора хватает на телевидении и цифровых носителях информации, а тут еще школа добавляет.

  Самое страшное – в результате обучения в школе пропадает (угнетается) природная  любознательность,  присущая всем     здоровым индивидам от рождения. Почемучки исчезают как класс. (Понаблюдайте и поговорите со  своими    детьми.)  Перечисленные следствия скорее напоминают симптомы болезни.

 Вывод 19. Следовательно, качество школьных программ и базовые знания – это вовсе не количество информации, втиснутое в тот или иной предмет. Мегабайты и гигабайты механически запомненной информации, без навыков ее творческого использования - это не знание.  Точнее формулируя: это мертвая информация, которая, как и все мертвое быстро заносятся песком забвения. Такого рода информацию в наше время легко получить с помощью современных компьютерных технологий. 

Информация превращается в знания, если она оплодотворяется пониманием и умением конкретного индивида. Если она будит любопытство и фантазию, творческое начало человека.   Налицо противоречие: современные компьютерные технологии позволяют оперативно найти любую информацию по всем разделам знаний.  И в то же время система среднего образования, дублируя эти технологии, те же самые «знания» пытается «записать»,  на биологический носитель. Причем, процессу записи (запоминания) и воспроизведения информации, а не умению ее понимать и практически использовать, придается статус знания. 

Современная школа должна закладывать основы знаний (фундамент, базовые знания), устоявшиеся и проверенные временем, формировать навыки полезного использования базовой информации в реальной жизни. Школьные программы должны стимулировать природную любознательность учащегося:  какие «замки» строятся и можно воздвигнуть на базе школьных знаний? Что там – за горизонтом школьной программы? 

Учебные предметы естественнонаучного профиля: все разделы математики, физика, химия, биология, информатика опираются на устоявшиеся знания, упакованные в самосогласованную систему законов.  Все эти дисциплины имеют общий универсальный язык – математика, которая в свою очередь опирается на неизменные законы.  Поэтому особых проблем с естественнонаучными дисциплинами нет, кроме информационной перенасыщенности некоторых курсов и необоснованного перескакивания на более высокие ступени по лестнице знаний.  Слабо используется вариативность изучаемой информации. Например, существует около трехсот различных доказательств теоремы Пифагора, изучается только одно.

Вывод 20. Вариативность: основа творческого мышления и, поэтому, должна широко использоваться в школе в учебном процессе для развития этих способностей.

Также существует преобладание теории над практикой, то есть изучаемая информация слабо связана с практикой, экспериментом.  Основополагающей науке физике, генерирующей все технократические новшества и формирующей мировоззрение в современном обществе – уделяется и недостаточно внимания: два урока в неделю. Достаточно для ознакомительной экскурсии, и объективно мало для формирования физической картины мира.

Если ученик захочет стать зоологом или биологом или физиком, то он им станет, даже если не будет знать, как устроена одноклеточная водоросль или морской червь кембрийского периода или есть ли структура у π мезона.

  А вот если у него подавлена любознательность, если он не будет пытаться ответить на главный вопрос биологии: в чем разница между живым и неживым? Если у него нет ни любопытства, ни интереса к проблемам жизни и смерти и философским проблемам физики,  то вряд ли из него получится хороший биолог, зоолог или медик, или физик.

Аналогичная ситуация информационной перегруженности существует во всех школьных предметах. Учитывая информационную перегруженность, «замусоренность» телевидения, интернета, печатной продукции, вообще ноосферы – приходим к печальному выводу, что единственной разумной тактикой и стратегией современного школьника должна быть автоматическая защита здоровья своей психики.(Типа реакции: мне все по фиг...)

 Инстинктивная защита обучающегося заключается в потере любопытства и инициативы, ухода от реальности в виртуальный мир, создание своего замкнутого мира, живущего по своим законам.  В конечном итоге процесс обучения в школе начинает восприниматься как насилие над личностью (на бессознательном уровне) – отсюда и реакция отторжения. Какое уж там творчество - дай бог механически запомнить устройство кембрийского червья и также механически "отбарабанить" на уроке. А затем - благополучно забыть!

Поэтому, каждая школьная дисциплина должна ставить глобальные вопросы, обозначать центральные проблемы (вектор раздела знаний) и пытаться дать ответ на них, формируя основы правильного мировоззрения. Изучаемая информация должна вызывать здоровое любопытство и интерес, будить фантазию и творческое воображение.  

 Естественнонаучные предметы формируют мировоззрение и методологию познания окружающего мира. Каждый предмет должен иметь направленность, вектор своего предназначения: зачем он нужен обществу и человеку? Какой главной проблеме посвящен?  Например, главная цель физики раскрывать причинно-следственные связи микро и макро мира, объяснять мироустройство, природные явления, устанавливать закономерности и давать практические рекомендации по их использованию.

  История и социальные дисциплины должна объяснять закономерности развития общества и прогнозировать на основе исторического и социального анализа черты идеального общества, в котором будет жить человечество в будущем.  Какое общественное устройство наиболее благоприятно для России через пятьдесят, сто, двести, тысячу лет?  По какому пути идет человечество? Каковы закономерности его развития?

Вывод 21. Каждый предмет должен иметь четко выраженный вектор познания, который показывает направление: от какого базиса и к каким горизонтам он направлен. Любая  научная дисциплина, если она таковой себя считает, всегда должна давать практические рекомендации, делать обоснованные прогнозы. Когда человек видит перспективы – тогда он вникает и в частности, с интересом включается в процесс познания, будь-то физика, математика или история… 

Итак, каждый учебный школьный предмет имеет свою реальную деформированную лестницу знаний, которая в той или иной мере отклоняется от идеальной лестницы знаний.

Типичные деформации реального процесса обучения

Выводы 22. 1) Необоснованное перескакивание на более высокие ступени и/или смешивание в рамках предмета изучаемой информации разного уровня в учебном процессе.  

 2)  Оторванность, недостаточная  нацеленность учебного процесса на практическое использование изучаемых теоретических знаний.

3) Необоснованное смешение изучаемой информации различных дисциплин в «наукообразный винегрет», ничего кроме наукообразия не преследующего  и засоряющего ноосферу учащегося.

4) Отсутствие единой стратегии развития современного школьного образования.  Пока мы видим одни бесконечные реформы в виде перекосов в гуманитарную или технократическую сторону, сопровождающиеся необоснованным и постоянным увеличением информационного базиса.  Неужели через десять, пятьдесят, сто, тысячу лет эта механическая тенденция сохранится?  Что тогда будет с Прокрустовым ложем школьной программы  и  тем органом, для которого эта информация предназначена?  

 

Особенности информационных потоков реального процесса обучения

 

Выводы  23. 1) Информационные потоки изучения школьных предметов укладываются в простую схему идеальной лестницы знаний, которая приводилась в предыдущем разделе. 

2) В отличие от информационной структуры шахматного алгоритма,  школьный алгоритм, как правило, не содержит стадии генерации новой информации и слабо связан с практической стадией.  Он также слабо зависит от корректирующих информационных обратных связей. 

3) В основном, он содержит две ступени: теоретическое изучение информации,  ее запоминание и, по мере школьных возможностей,  практическое применение усвоенной информации. Упор делается на запоминание. С практикой, кроме математики,  геометрии, информатики, физкультуры и трудового обучения – отношения сложные.  

4) То есть знания, получаемые в школе неполноцены, так как не проходят полноценный цикл превращения изучаемой информации через практику в личные знания и умения. Чаще всего процесс прерывается на стадии запоминания и воспроизведения, до полноценной практики и осознания дело не доходит. Такие "знания" быстро заносятся песком забвения и растворяются в глубинах подсохнания индивида.

5) Школа, в основном, не ставит цель научит учиться и тем более научиться генерировать, добывать на гора знания.  Не формирует полноценных основ научно-философского подхода к изучаемым явлениям природы. Средняя школа уподобляется своеобразному архиватору информации по различным разделам знаний, с главной функцией - "записать" как можно больше инфо наперсональный  биокомп ученика.  Что довольно бесмыслено в наш компьютеризированный век.

 Особенности информационных потоков в ШИП


Выводы 24. На фоне современных проблем школьного образования шахматы, как развивающий общеобразовательный  предмет выгодно отличаются от традиционных дисциплин своей полнотой и самодостаточностью.  

1)     1) Информационная структура шахматного алгоритма и структура идеальной лестницы знаний   любого школьного предмета - совместимы между собой.

2) Вполне очевидно, что информационная структура шахматного алгоритма более сложна и совершенна, чем идеальная лестница знаний и обучающий   алгоритм любого школьного предмета.  Поскольку школьные алгоритмы обучения являются   частным случаем шахматного алгоритма обучения.

3) Шахматные алгоритмы обработки информации учат ученика учиться. Причем, это происходит и в автономном режиме, достаточно просто регулярно и много играть в шахматы.  Преподаватель – тренер, конечно, ускоряет процесс самообучения.  Процесс самообучения начинается с первых шагов в ШИП.

4) Аккомодационные свойства ШИП  защищает учащегося от лишней информации и не перегружает психику.  То есть, учащийся использует на практике только ту информацию, которую он усвоил. Практический опыт в свою очередь пополняет теоретический багаж.

  5) Опыт и теория в ШИП самосогласованны между собой, через корректирующие прямые и обратные информационные связи.  Они взаимно дополняют  друг друга – идеальный  обучающий тандем!

  6) Более того, систематические занятия шахматами в силу положительной направленности поля мышления и универсальности шахматного алгоритма, последовательно повышают уровень и культуру мышления, развивают способность к самообучению.  Гармонизируют структуру личности, избавляя от вредных привычек. Развить способность к самообучению, научить учиться – главная и самая трудная задача любой системы образования!

 

 



Автор Ким Евгений
Список публикаций >>

Обсуждение Еще не было обсуждений.