Короткий адрес страницы: fornit.ru/6197

попытка построения теории шахмат. Часть 4

Относится к   «Список теоретических статей»

На основе первичных свойств фигур (наборы стрел) последовательно строится теория шахматного информационного пространства. Продолжение

Относится к разделу Рассуждения

Эта статья опубликована автором самостоятельно с помощью автопубликатора, отражает личное мнение автора и может не соответствовать мировоззренческой направленности сайта Fornit. Оценка публикации может даваться в виде голосования (значок качества) или обосновано в обсуждении. Ссылки на обе эти возможности есть внизу статьи.

 

   Вообще говоря, все 64 типовые построения могут быть получены аналитически, если перевести первичные свойства шахматных фигур, конечную цель и правила взаимодействия фигур на язык математики. Нечто подобное сделали физики с элементами симметрии кристалла: перечислили все теоретические  возможные совместимые комбинации элементов симметрии твердого тела с возможными видами кристаллической решетки твердого тела.

 Предположение 1.    Аналогично можно провести классификацию типичных матовых позиций для класса 2 мат в два хода двумя, тремя и т.д. атакующими фигурами (стрелами).  Для класса 3 – мат в три хода двумя, тремя и т.д.  фигурами (стрелами). И т.д.   Естественно, трудозатраты возрастают, но методология остается прежней.  Анализ этих типовых позиций предполагается провести в следующих методических  пособиях.   Итак, мы имеем 64 типовые образа  (позиции)  мат в один ход методом сачка с участием не более двух фигур (стрел).   Произвести классификацию нам помогли дополнительные  образы – различные виды сачков.  Причем, определение сачков дается через первичные свойства фигур –  наборы стрел.

Вывод 37 Мы провели классификацию практически бесконечного множества позиций типа мат в один ход первого класса с помощью зрительного образа: шахматного сачка и его разновидностей.  Этот образ, в свою очередь, разлагается на  элементарные образы:  стрелы  от фигур, обозначающие направление действия и их свойства.  То есть, мы провели своеобразный векторный анализ и на основе этого анализа классифицировали практически бесконечное число позиций мат в один ход.

   Кто после этого скажет, что шахматы – не образная игра?

 

Шахматный конструктор. Использование  64 типовых матовых позиций

(образов) в качестве дидактического материала более сложных тем

 

   На основе типовых позиций легко строить задачи с большим количеством фигур у матуемой стороны.  К типовой позиции как к каркасу добавляются фигуры, не влияющие на результат. Типовые позиции можно строить на различных участках доски.  Если «отмотать» назад ход, то получим позиции вида: мат в два хода. 

То есть, с ними можно работать как с  шахматным конструктором – надстраивать на типовых позициях различные сочетания фигур.  При этом, число матующих фигур  (стрел) не превышает двух.  Все возможные позиции вида: мат в один ход двумя фигурами относятся к  классу 1. Общее количество фигур может быть произвольным.    

   Д Д30.  Производная от Д30.    Например, возьмем типовую диаграмму Д30, относящуюся классу 1. Группа 3.  Мат двойным шахом.   Добавим десять белых и десять черных фигур, не создающих дополнительных стрел первого порядка на короля.   Диаграмма составлена симметрично относительно поворота вокруг центра доски.  Как видно из диаграммы ДД30, присутствие дополнительных десяти белых и десяти черных фигур, не участвующих в конструировании сачка не изменяют суть Д30. Подобных диаграмм на основе Д30 можно составить  огромное количество. Аналогично работают со всеми остальными 63-я типовыми диаграммами.  Можно самостоятельно составить миллиарды задач  мат в один  ход с различным количеством фигур, но равносильных по сути Д30.

Чем больше количество фигур, тем должен быть выше уровень внимательности  учащегося.  Диаграмма Д30 имеет множество равносильных модификаций, которые легко воспроизвести.  Для этого достаточно, например заменить ферзя, на коня, ладью, слона.  Или несколько иначе расположить стрелы первого порядка: ладью и слона.  Или, как сделали мы на ДД30,  добавить белых и черных фигур не участвующих в конструировании сачка для короля. Не обязательно конструировать симметричную диаграмму относительно цвета фигур.  Этим приемом я воспользовался для большей информативности ШИП.  То есть, модификаций каждой из 64 типовых позиций огромное множество и каждая модификация имеет миллионы  равносильных вариантов.

 Вывод 38.  То есть, для творческого педагога набор  64 типовых позиций, возникающий при классификации  биллионов позиций типа: мат в один ход двумя атакующими фигурами, является неисчерпаемой кладовой  дидактического материала, своеобразным шахматным конструктором  позиций аналогичным типовым.

 

 Объективный метод оценки  позиции методом теории стрел.  

Признаки матовой комбинации 

Продолжим формирование шахматных образов, основываясь на первичных образах свойств шахматных фигур. С точки зрения первичных свойств шахматных фигур (набор стрел),   шах королю – это укол короля любой  стрелой от чужой фигуры, кроме стрелы от чужого короля. Мат королю – это король под шахом, попавший в сачок, построенный из чужих стрел и своих фигур. Если сложить смысл двух слов: шах+мат, то получится игра  - шахматы. Свойства шахматных фигур также определяется в виде симметричного  набора стрел (руки-ноги), кроме пешки. Пешка относительно ее центра не симметрична по определению, но зато может превращаться в любую симметричную фигуру, кроме короля.

Таким образом, изначально шахматная игра – это своеобразная борьба стрел:  нападение – нацеливание стрел на чужие фигуры, защита – нацеливание стрел на свои фигуры.

  Если абстрагироваться от конкретного вида фигур, то главная задача в шахматах сводится к своеобразной геометрии белых и черных стрел, взаимодействующих друг с другом по определенным законам. С целью построить замкнутую геометрическую фигуру для короля под шахом  (образ - клетка или тюрьма, захлопнутый сачок), из которой он не может вырваться – освободиться от шаха.

    Если следовать математической интерпретации  шахматной игры, то можно, по аналогии с теорией графов, представить суть шахмат как процесс построения шахматного замкнутого конечного графа для короля, построенного из исходных шести наборов стрел. Но не будем углубляться в математические джунгли теории шахматных графов, достаточно общих представлений.

Рассмотрим шахматы из первых принципов: с точки зрения  взаимодействия стрел (рук-ног) изначально присущих шахматным фигурам.  Определим основные понятия. Дебют – главная задача: обеспечить безопасность короля (рокировка), установить максимальный контроль над центром  и шахматным пространством на своей и чужой территории.  Эта задача осуществляется за счет развития фигур в течение минимального времени.

 Развитие фигур – это вывод шахматных фигур из «спальни», т.е.  увеличение силы фигур за счет захвата стрелами от фигур максимально возможного количества полей. Центр – квадрат в центре доски, из которого  шахматные фигуры легко целятся своими стрелами в любом направлении.  Иначе говоря, центр – это господствующая высота. Фигура, стоящая в центре обладает максимальной силой.

  Определение 33 Сила фигуры – величина переменная – это количество полей ею контролируемых.  Бывает, например, конь-инвалид с двумя ногами; или ладья равная по силе пешке; или слон сильнее ферзя; или пешка сильнее ладьи и т.д.  

 Рокировка – построение королевской крепости, где король (наша жизнь) приобретает большую безопасность.  Главная задача дебюта – формула тигра – РРА: развитие, рокировка, атака! Нападение - нацеливание стрел от своих фигур на фигуры и поля противника. Атака – нападение на королевскую крепость.

 В широком смысле атака может быть направлена на любую фигуру или поле (поля).        

 Контратака – встречная атака на опережение противника.  

 Защита – нацеливание  своих стрел на свои же фигуры. Затупление и уничтожение опасных стрел противника. Бегство в безопасное место. (Образ – протянуть руку помощи своим друзьям)

Миттельшпиль – середина партии: позиционная и комбинационная игра с целью получения  большего преимущества (или решающего преимущества – мата). Перегруппировка своих стрел таким образом, чтобы получить максимальную силу от своих фигур и достаточную защиту короля.

 Эндшпиль – окончание партии: реализация полученного преимущества в дебюте и миттельшпиле.  (Образ:  суд над королем,  на основе глубокого знания законов эндшпиля.  Вынесение приговора королю:  мат  или ничья.)

 Стратегия – нацеливание стрел на противника заранее, согласно долговременному плану.  (Образ – стратегические военные карты с разработанными операциями в виде стрел)

План – цепь согласованных ходов с целью получения преимущества в конце цепочки.

 Тактика – умение  оперативно применять в нужном порядке нацеленные на противника стрелы, умение оперативно использовать слабости противника и свою силу.  (Образ- воин, владеющий всеми видами оружия) Форпост – сильная защищенная фигура на территории противника.

 Слабости, слабое поле – слабо защищенная фигура, поле или незащищенные.

 Запасной аэродром, форточка – поля, куда может уйти король в случае шаха.

Число возможных позиций в шахматной партии практически бесконечно.  Это означает, что невозможно и бессмысленно механически перебирать сочетания ходов – не хватит жизни. Необходимо руководствоваться общими правилами, закономерностями и интуицией

Из всего множества позиций наиболее значимые - это позиции с признаками матовой комбинации королю.

 В контексте главной цели игры любой ход необходимо предварять анализом безопасности своего короля.  По отношению к королю стрелы могут быть первого, второго, третьего и т.д. порядка.

 Стрела первого порядка  может нанести шах королю с первого хода, второго порядка – со второго хода, и т.д. Аналогично водится понятие: ограничительная стрела первого, второго и т. д. порядка.  Ограничительная стрела первого порядка проходит радом с королем. Второго – через ход и т. д.

Безопасность короля определяется наличием и количеством стрел первого, второго и т.д. порядка, нацеленных и ограничивающих его, наличием достаточной защиты и степенью свободы самого короля, то есть наличием путей эвакуации и запасного аэродрома. 

Чья позиция объективно лучше? Шахматный векторный анализ 

Ответ можно найти с помощью шахматного векторного анализа или теории стрел: простым подсчетом стрел, нацеленных на короля, защищающих стрел и наличия запасного аэродрома и путей эвакуации короля.

 Вывод 38.  Позиция лучше у игрока, имеющего большее количество стрел  (нападающих и защитных.)  Чем стрелы острее – тем сильнее позиция! 

Определение 34. Если оба партнера имеют одинаковое количество атакующих стрел и они рвны по остроте, то такая позиция называется динамическим равновесием.

    

Например, рассмотрим задачу мат в один ход. Ход белых

                                                                                

              Д65                                                                                                          Д66

  Оценим позицию. На нашего короля (белый) направлена стрела второго порядка – ферзь с7.  Стрела третьего порядка – ладья с8. Ограничительная стрела второго порядка –слон е8. Стрела третьего порядка - ладья а8. Наш король имеет запасные аэродромы: на f1, f2, g2,h1,h2. На короля противника направлены стрелы: стрела первого порядка – ладья f8.  Стрела первого порядка – конь d4.  Ограничительная стрела первого порядка – слон d2. Ограничительная стрела первого порядка – пешка e5.  Черный король не имеет запасного аэродрома и путей эвакуации из опасной зоны.  Он сидит в сачке, но ладья образующая две стенки сачка может быть «скушана» черным королем.  Порядок стрелы равен числу ходов фигуры, дающей шах королю.  Например, ферзь на с7 дает шах на втором возможном ходу.  Ладья на f8, с первого хода

Образно, а не словесно, информацию можно отобразить в виде набора стрел, нацеленных на королей:

              Черные                                                                                    Белые                                                                                                       

       фс7    Лс8   Се8    Ла8 + нет аэродрома                   Лf8   Кd4 Cd2 e5 + есть аэродромы                    2            3          2            3                                                    1          1        1ос     1ос

 

                                                                                                            Черные                     Белые

Сокращенная форма анализа позиции  на Д65 записывается так:  (2323 + н.а)    ↔    (111ос1ос+з.а)

Последняя запись в виде набора стрел представляет собой сокращенный вариант анализа матовой позиции с помощью теории стрел.

 Наглядно отчетливо видно, что набор стрел белых фигур намного острее черных. 

Позиция черного короля хуже, сачок построен, необходимо укрепить стенки  сачка от  Лf8  и дать шах королю.  Применяем правило №17 модуля гроссмейстера. Из пяти возможных шахов, шах конем на Ке6+, х  удовлетворяет поставленной задаче. 

Смотрите Д66 – решение позиции.

Например, рассмотрим задачу- мат в два хода, ход черных

 

На нашего короля (белый) направлены: стрела первого порядка – ферзь h8, стрела второго порядка – слон f8, стрела первого порядка К е1, ограничительная стрела первого порядка – конь e1, ограничительная стрела первого порядка– слон h5.   На черного короля направлены стрелы:  первого порядка – пешка e6,  ограничительная первого порядка – конь g5, второго порядка – пешка d7, третьего порядка -- ладья h4.  Король заперт в сачок из собственных фигур, но у него есть запасной Д67               аэродром на g7.  Более  «тупые» стрелы не     рассматриваем

       Анализ   в сокращенном виде:    Черные (1121ос1ос +з.а)     ↔     Белые (12232ос2ос +н.а.)                           

Соотношение стрел  в пользу черных.  Ограничительная стрела  от слона и коня дает черным решающее преимущество.  Наш король не имеет запасного аэродрома, он заперт своими

фигурами и ограничительной стрелой от слона h5 и коня е1. Сачок построен, осталось уколоть короля.   Вывод:  позиция белого короля хуже. Идея комбинации: если не будет пешки b2, то мат слоном на а3.  Применяем правило №17 модуля гроссмейстера. Для этого разрушаем королевскую крепость – бьем ферзем на с3.

                                                       

                        Д68                                                    Д69                                                      Д70 

             Шах. 1 Ход черных                                   (111ос1ос) 1 ход белых                                 (1+х1ос1ос)

      сделан. Ферзь пожертвован.                                  сделан                                                                Мат.

Таким образом, в символах теории стрел комбинацию в два хода можно записать:

(1121ос1ос+з.а.)         (11ж2п    1  1ос1ос)        ( 1+х1ос1ос).     Расшифровка:  Д67 – исходная позиция.                     Д68                                          Д69                                       Д70

Д69 – позиция после первого хода черных и белых.  означает жертву ферзя. 2 п   1  означает  превращение, в результате жертвы ферзя, стрелы второго порядка от слона в стрелу первого порядка.   Д70 -- мат тремя стрелами первого порядка, две из которых ограничительные.  То есть, три черные стрелы, белые фигуры и граница доски образовали матовый сачок для короля, что отчетливо видно на диаграмме Д70. 

Итак: исходный набор был (1121ос1ос). Стал острее после жертвы ферзя: (111ос1ос)

Конечная позиция записывается так: (1+х1ос1ос).  Сачок захлопнулся.

Рассмотрим более серьезную позицию, например, комбинационное окончание партии гроссмейстеров: Николич Ананд. Ход черных.  Белые: КР g1,Фс6,Лс7,b4,е4,f2,g3,h2;  Черные: Крh7,Фd8, Сg7, Лd2, Ла3,b6,е6,f7,g6,h6. Проведем шахматный векторный  (стрелочный) анализ позиции.  Исходный набор стрел черных фигур:  (11223ос3ос3ос) .  Набор белых стрел – (22333) Так как белые стрелы туповаты, то черные имеют темп для маневрирования.  1-я горизонталь слабо защищена. Есть слабость – пешка f2. Идея комбинации: отвлечь белую ладью от защиты горизонтали путем нападения на слабую пешку.

      

               Д71                                   Д71                                 Д72                              Д73        

    (11223ос3ос 3ос )                  (12223ос3ос)                   (11ж 2  п 123ос3ос)                          (11332ос)

 

                   

                     Д74                                 Д75                                   Д76                                 Д77

        (11ос3ос3ос)                              (1331ос2ос )                              (121ос1ос)                                 (1111ос2ос) 

                                                                                                   

                                                                                 

                                                    Д78                                                                               Д79

                                ( 1111ос1ос) Сачок построен                                 (1+Х1ос1ос) Мат. Сачок захлопнулся

Наглядно легко проследить динамику заострения набора стрел комбинирующей стороны от  не слишком острого (11223ос3ос3осдо острого (1111ос1ос).  Примечания: разветвления на Д74 – Крf3 не рассматривалось поскольку оно сводится к основному варианту. Вариант с Кр g1 сводится к основному. На Д77 также возможны разветвления приводящие к мату короля. Итак, мы рассмотрели комбинацию: мат в девять ходов с помощью шахматного векторного анализа, проиллюстрированного диаграммами.

 В. Ананд выполнил этот анализ мысленно: создал теоретический вариант в виртуальном ШИП.  Проверил раза на два.  Затем  реализовал на практике  в реальном ШИП -  на шахматной доске.  Если применить метод шахматного конструктора, то можно добавить к исходной позиции Д71 фигуры не создающие острых стрел на короля, и получить более сложную позицию. Но суть комбинации от этого не изменится. 

Вывод 39. То есть, главное в матовой комбинации это наличие  стрел, направленных на короля и их острота.

 Аналогично анализируется любая  позиция, не только матовая.  Лучше та позиция, у которой больше стрел нацеленно на короля и другие фигуры. Обеспечена безопасность короля и фигур, то есть достаточно защитных стрел.

Рассмотренные примеры  шахматных комбинаций от простого до сложного, методом шахматного векторного анализа теории стрел, позволяют сформулировать признаки матовой комбинации и комбинации в общем случае.

 

Шахматная комбинация.  Признаки комбинации

 

Вывод 40. Признаки комбинации. Общим признаком комбинации является наличие заранее нацеленных на объект комбинации стрел разного порядка.  Чем больше стрел и чем они острее, тем легче сконструировать комбинацию из этих стрел.  Причем, ваш набор стрел должен быть более острым, чем у партнера.   Минимальное количество острых стрел в партиях квалифицированных игроков, как показывает практика, должно быть не менее трех. Сопутствующие признаки: стесненность и/или обособленность короля -- всегда облегчает конструирование комбинации.

Определение 35. Комбинация - это плод чистого творчества, интуитивное озарение, подкрепленное логическим расчетом. С точки зрения теории неравновесных процессов, комбинация - это резкая (скачкообразная) генерация информационной энтропии (информации динамического и позиционного характера в шахматной партии), позволяющая в течение нескольких последующих ходов гармонизировать, упорядочить свою позицию (уменьшить энтропию скачком) и, соответственно, разупорядочить, ухудшить позицию противника (увеличить энтропию тоже скачком).

В переводе на обыденный язык это означает примерно следующее:   необходимо взмутить водицу (пожертвовать что-либо) и потом поймать нужную рыбку.

Определение 36. С точки зрения теории стрел, матовая комбинация – это конструирование матового сачка для короля из заранее нацеленных на короля или фигуры стрел первого, второго, третьего и т.д. порядков. При этом с целью заострения набора стрел жертвуется одна или несколько стрел. Аналогично определяется комбинация, направленная против фигуры или поля.

Вывод 41. Поэтому общим признаком наличия комбинации является наличие заранее нацеленных на объект комбинации стрел разного порядка.  Чем больше стрел, тем легче сконструировать комбинацию из этих стрел.

Развитие комбинационного зрения означает развитие интуиции, ее высшего уровня, то есть духовного ума. Шахматы развивают силу воли и формируют сильный характер при условии систематичности занятий.

По волевым  и умственным усилиям в условиях дефицита времени шахматы относятся к спортивным видам игр.  Поэтому, серьезные занятия шахматами укрепляют и формируют характер личности.

Вывод 42. 1) Введение образных понятий теории стрел позволяют свести объективную оценку позиции к зримому анализу набора стрел разного порядка. Поскольку стрелы представляют собой векторы, то логично эту методику назвать:  шахматный векторный анализ

Таким образом, использование элементарных зрительных образов в виде стрел, позволило нам построить систему более сложных зрительных образов в ШИП.  И нах их основе произвести классификацию элементарных матовых позиций в один ход, а также разработать

векторный шахматный анализ, дать объективное определение шахматной комбинации.

 

Творческие аспекты ШИП и ГШП. Комбинации, комбинационное мышление

и комбинационное зрение

 

Выше приводилось определение матовой комбинации в терминах теории стрел.  Комбинация - это плод чистого творчества, интуитивное озарение, подкрепленное логическим расчетом. В широком смысле слова шахматная комбинация: это своеобразный всплеск или гейзер информации, резко изменяющий течение партии, направление и скорость информационных потоков. В момент комбинации система резко выходит из равновесия.

По определению, ШИП существенно неравновесная система. Кроме ничейных исходов, все остальные партии представляют собой неравновесный информационный процесс, результат которого определяется более сильной логикой и спортивной составляющей: кто быстрее, выносливее, смелее или осторожнее и т.д. 

Творчество в ШИП прямо связано с комбинационным мышлением, комбинационным зрением.  Шахматная комбинация и вариативность позиции связаны обратно пропорциональной зависимостью.

Вывод 43. Если до начала комбинации вариативность позиции партнеров была существенно больше единицы, то с момента начала комбинации вариативность резко падает. Особенно резко уменьшается вариативность пассивной стороны: партнера, над которым проводится эксперимент.  Выбор у него небольшой: идти в заданном направлении или в одном из двух, трех направлений (вариантов).  Но результат, в каком бы направлении он, ни двигался – предрешен: ухудшение положения вплоть до мата. 

То есть, в силу определенности результата комбинации, вариативность выбора вариантов у жертвы комбинации, практически не более единицы.

Как Роден извлек из каменной глыбы «Мыслителя», так и шахматист из множества вариантов созидает комбинацию: штучный продукт творческого мышления!

Комбинация всегда сопровождается неожиданной сменой логического алгоритма.  Логика комбинации – это парадоксальная логика: АЛПАР или АЛКОМБ.  Как отмечалось выше,  АЛПАР отменяет все другие алгоритмы,  поскольку этот уровень логики является высшим в поле мышления человека. 

По своей сути,  комбинационная логика является логикой творчества, логикой интуиции. Она не опирается на счет вариантов, а ищет центральную парадоксальную идею.  Только после того, как идея найдена, вступает в силу счетный алгоритм или АЛГАРМ.

Определение 42. Образно выражаясь, можно назвать комбинационную логику своеобразным комбинационным зрением человека.    Способность мыслить комбинационно, выстраивать парадоксальные варианты, опираясь на интуицию и инстинкты, дана человеку от природы.

Дети, в основном, пользуются этим типом мышления. Аналитическое мышление развивается постепенно, вслед за развитием логического мышления. Именно поэтому ребенок от 6 до 10 лет (возрастные границы обозначены условно)  легко адаптируется в ШИП и способен побеждать взрослых без всяких скидок на возраст.  Развитие комбинационного зрения, означает развитие интуиции, ее высшего уровня, то есть духовного ума.

 Выше было доказано, что шахматы – образная игра.  Зрительные образы, сформированные с помощью теории стрел,  и признаки комбинации облегчают работу комбинационного мышления.    Вариативность ШИП практически бесконечна, поэтому повторяясь, можно сказать: «шахматы такое море: из которого и комар напьется и слон искупается».  Верность этого высказывания была доказана выше, а жизнь снова и снова подтверждает мудрость индусов.  И так будет многие миллиарды лет, не менее 100000000000000000000 лет. 

Шахматы развивают силу воли и формируют сильный характер при условии систематичности занятий.

Шахматы – как интеллектуальный вид спорта

     Необходимость существования спорта естественно вытекает из природы самого человека и  социума, вне которого человек не может существовать по определению. Прогресс человечества во все времена, обязан основной творческой способности человека: способности к познанию окружающего мира и к самопознанию.      Теоретически абсолютная истина не достижима, к ней можно приблизиться в той или иной мере.  Спортивное начало заложено в самой природе и в каждом индивиде как части природы - предела нет, но каждый может достичь первым того или иного уровня в бесчисленном множестве процессов взаимодействия психики человека и его тела с окружающим миром.

Определение 43. Спорт- это игровая деятельность человека с целью достижения максимально возможного результата. Естественная потребность человека познать предел своих возможностей тела и духа в процессах взаимодействия с природой и себе подобными порождает все существующие разновидности спорта и создаст еще немало других. В конечном итоге главным дирижером во всех видах спорта выступает психика человека, так как ни один мускул не дрогнет, если не будет соответствующего  нервного сигнала. 

Вывод 44. Следовательно, тот или иной вид спорта развивает совокупность определенных качеств личности, развивая психику человека. Поэтому вполне естественно классифицировать все спортивные игры по степени загруженности психики человека. Чем больше загружена психика человека – все ее уровни в том или ином виде спорота, тем больший спектр способностей требуется от человека, тем выше класс вида спорта.

   По моей классификации /1,2/ все виды спорта, с учетом трехуровневого устройства психики человека подразделяются на шесть классов. Шестой класс, например, предполагает использование всех трех уровней психики - инстинктов, интеллекта, интуиции. К этому классу я отношу волейбол, хоккей, теннис, шахматы и т.д. 

     Правда, шахматы помимо бытовой интуиции требуют применения ее высшего уровня – интуиции непознанного. Успешное общество развивается деятельностью здоровых, активных индивидов, ведущих правильный образ жизни. Значение спорта в формировании здорового образа жизни нельзя переоценить. Каждый вид спорта развивает те или иные качества человеческой личности и тела, формирует потребность саморазвития и здорового образа жизни. Особенно огромную роль играет спорт в жизни подрастающего поколения в период обучения в школе.   Физические виды спорта  целенаправленно развивают функциональные возможности тела и те психологические черты личности (характер), которые позволяют более эффективно достигать физических результатов.  Например, плавание  в первую очередь развивает  те группы мышц  тела, которые позволяют плыть быстрее.    Выносливость,  а не грубая физическая сила,  сильный характер и лидерские качества – основные психологические качества пловца.  Штангист, помимо сильного характера и выносливости должен иметь сильно развитую мускулатуру ног, рук, туловища, здоровое сердце и легкие.  Каждый физический вид спорта имеет свой набор требований к физическим возможностям тела и духа. 

 Вывод 45. Естественно, что объективные критерии оценки состояния спортсмена прямо связаны  с характерными  физиологическими  и психологическими качествами, предъявляемыми данным видом спорта к личности спортсмена.

     Естественно, что соотношение   степени развития компонент личности: тела и духа в различных видах спорта не  совпадает.    Штангист  не проплывет быстрее пловца,  или не сможет профессионально играть в футбол,  мастер по шахматам  не будет соревноваться в скорости с велосипедистом,  а велосипедисту не придет в голову  соревноваться с тяжелоатлетом и т.д. и т.п.  

Вывод 46. Собственно,  шахматы – это интеллектуальный вид спорта.  Со спортом их роднят огромные волевые усилия,  умственная работоспособность,  спортивное упрямство в достижении цели,  то есть,  спортивный характер.  Второй общий спортивный компонент – ограниченное время соревновательного процесса, особенно в активных шахматах.    Роль тела в шахматах весьма ограничена и не играет особой роли в соревновательном процессе.  Соревнуются не мышцы - а психика, обитающая в теле.

      Действительно,  правилами ФИДЕ  (международная шахматная организация)  никаких физиологических ограничений на состояние тела шахматиста не накладывается.  То есть,  к соревновательному процессу допускается и физически здоровый человек и любая личность с ограниченными  возможностями.   Единственное и естественное ограничение -  умственная полноценность, способность к  высокоинтеллектуальной деятельности.  Правда, это негласное ограничение вовсе необязательно, поскольку такая личность далеко в соревновательном процессе не пройдет.  

     Например,  Усольцев Дмитрий, выпускник мехмата ТГУ, кандидат мастера спорта по шахматам.    Никому в голову не приходила мысль заставлять его отжиматься, прыгать, подтягиваться на перекладине и т. п.   Потому что он с детства страдает сильнейшим нарушением координации и речи.    Не смотря на эти физические ограничения – он спортсмен большого масштаба: не всякий здоровый шахматист способен  наравне с ним соревноваться в интеллектуально – интуитивной деятельности  - игре в шахматы! 

    По  тем же международным правилам ФИДЕ,  единственным объективным критерием прогресса любого шахматиста независимо от страны проживания  является  спортивный разряд.  Разряд (4, 3, 2, 1,  кмс,  мастер ФИДЕ,  международный мастер,  гроссмейстер)  присваивается по результатам соревнований.   Насколько я знаю, точно так же оцениваются  физические кондиции в других видах спорта.   Видимо, назрела необходимость пересмотреть критерии оценки  интеллектуального состояния  шахматиста посредством приседаний, прыганий и подтягивания.  Зачем дублировать учителя физкультуры  и  делать не свое дело.  

    Предлагаю начальное и конечное состояние обучающихся измерять интеллектуальными параметрами, а не параметрами состояния тела.  Такова специфика шахмат, как вида спорта!

 



Автор Ким Евгений
Список публикаций >>

Обсуждение Еще не было обсуждений.