Короткий адрес страницы: fornit.ru/6145

Дирижирование: пантомима или управление?

Относится к   «Список теоретических статей»

Этот полушутейный анализ возник как ответ на такой же полушутейный вопрос Palarmа о необходимости нахождения перед оркестром персонажа под названием дирижер. В развёрнутом виде вопрос был примерно таков: можно ли предполагать, что дирижер присутствует на своём обычном месте в качестве традиционной визуальной прокладки между оркестром и зрителями; либо его функция несколько шире и сводится к посильной и сообразной его комплекции иллюстрации прослушиваемой музыки жестами и иными приседаниями и антраша; или, возможно, он является той таинственной причиной, по которой из разнообразных отверстий хитрых пыхтелок, скрипелок и сопелок оркестрантов исторгаются звуки именно такого и никакого иного сорта? Я, в меру своего понимания, как-то сходу ответил Palarmу в днявке нашего «Форнита», но в связи с поступившим от Nanа предложением оформить это в качестве самостоятельной небольшой публикации усовестился и решил не копипастить сразу, а немного подумать, попутно посмотрев два видео, которые давно лежали на венике, и до которых не доходили руки: одно – о знаменитом Гергиты Абисалы фырт Валери (более известном как Народный артист России Валерий Гергиев), другое – о не менее знаменитом Народном артисте СССР Владимире Федосееве. Благодаря высказываниям второго я утвердился в худших своих предположениях (см. эпиграф ниже). А теперь, собственно, сам текст как он был, незначительно апгрейдженный в свете переосмысленной ответственности меня как аффтара.

Относится к разделу Культура

Эта статья опубликована автором самостоятельно с помощью автопубликатора, отражает личное мнение автора и может не соответствовать мировоззренческой направленности сайта Fornit. Оценка публикации может даваться в виде голосования (значок качества) или обосновано в обсуждении. Ссылки на обе эти возможности есть внизу статьи.

Дирижёр - это профессия очень загадочная, и ей научиться очень  сложно. Очень сложно и непонятно - как. 

(знаменитый Владимир Федосеев)

 

    Так нужен ли оркестру дирижёр?

    Моё искреннее мнение - в некоторых случаях не нужен совершенно. В частности, это касается исполнения несложных пьес. В эстрадных и джазовых оркестрах, а также прочих духовых и милицейских, при их репертуаре он там совершенно ни к чему. Но, в таких случаях, дирижер обычно и администратор, и лицо официально представляющее, и продюсер-сопродюсер, и в кайф ему при его должности просто побыть в центре внимания, он руководил всем процессом - должны же быть какие-никакие моральные ништяки. У музыкантов то, что он будет делать на концерте, ехидно называется "танцы под оркестр". Справедливости ради отметим, что он будет делать также и некоторые полезные вещи, типа вместе начали-вместе закончили, равномерно ускорились-равномерно замедлили, а также если кто-то из трубачей заколебался считать 40 тактов, которые он молчит вначале, высока вероятность того, что дирижёр справится со своими первейшими обязанностями и покажет ему момент вступления, также и другому солисту или оркестровой группе. 

    Показательно, что небезуспешные попытки исполнять «большую» музыку без дирижёра тоже были. Однако, как считают исследователи, смутное возвышенное начинание сгубили разногласия многочисленных бет в отсутствии исторически обусловленного альфы. Я понимаю, дело было так: кларнет и тромбон не смогли договориться, кто из них главней, женщины начали непотребно громко кричать, демократия снова накрылась.  

    Дирижёрское искусство, которому в современном мире обучают музыкальных альф, начинается с жуткой отсидки задницы в консерве, когда сабж в совершенстве овладевает предметом под названием "Читка партитур". На высоком уровне это выглядит так. Чел берёт партитуру, например, какой-нибудь зашкаливающей (с точки зрения нас, нормальных любителей Киркорова) музыки современного японского композитора, которая должна исполняться на фестивале японского искусства, и тихонько её листает.


 

Страница партитуры симфонической поэмы "Прометей" А.Н.Скрябина

 

После двух-трёх часов такого листания маэстро:

    а) "прослушал" всю симфонию внутренним слухом (т.е. это не шутка - реально услышал всё, что еще не звучало, как мы, глядя на стих, можем внутри себя его прослушать голосом Лукашенко или Путина, например, только там контрфагот и корнет-а-пистон, соответственно :) ;

    б) определил и интерпретировал форму - где накал страстей, где расслабец, где надо ввалить по полной. Это возможно потому, что у него в голове сидит сто возможных аналогий, знание истории музыки, особенностей стилей и т.д., короче, не груши он пинал в консерве и на предыдущих работах;

    в) с большего запомнил (основные темы, какие-то яркие места).

    г)  высший пилотаж - обходиться без фортепиано (и без карандаша :).

    На первой репетиции начинается дрючка оркестра. Это шоу будет сильно депенд от того, насколько музыканты оркестра круты, или же студенты чуть менее, чем полностью. В последнем случае первая попытка будет напоминать вой ветра в водосточных трубах, сдобренный криками бешеных  животных. Потом начинается детальная работа. Например, классный дирижёр сразу же указывал музыкантам на ошибки переписчика, и они ошибки эти в нотах поправляли (ну, звучит в жутко сложном аккорде вместо додиеза до у третьей трубы, нам сто лет бы пофиг было, а маэстро в нотах видит одно, слышит другое, его ломает :). Ну ладно, щас комп при перепечатке не ошибается. Вообще, диригент в этот момент один из всех ста собравшихся знает, про что пестня, потому как остальные в ужосе озабочены только тем, чтобы в нужное время нужным пальцем просто нажать на кнопку, и ни о каком "как" речи не идёт. И так, потихоньку, полегоньку, он незнакомую никому музыку разжёвывает, показывает жестами - вы тут потише, вы тут поотрывистей, словами объясняет, как это надо сыграть флейте свои пассажи с точки зрения интерпретации замысла композитора в общем контексте. Короче, после четырёх часов дрючки народ с сопилками уже расслабляется с большего и начинает слышать, об чём та музыка.

 Приятно, когда начинаешь видеть в глазах музыканта, что он  начинает понимать, что он делает.  

(знаменитый Владимир Федосеев)

    Но это в идеале. Если все такие динозавры вдруг однажды поумирают (высока все же вероятность, что этого не случится), то у нас имеется запасной (и достаточно распространенный) вариант номер два. Дирижёр обыкновенный (conductor ordinarium) надыбывает запись на виниле или CD и слушает, как слабали до него более продвинутые в плане понимания, глядя в ноты и пытаясь не потерять глазами место партитуры, соответствующее прослушиваемой музыке. Если записи нет - хана, будет вешаться у рояля, играя основные темы и пытаясь представить, чё этот японский композитор ваще от него хотел. Дня через два (или через неделю) он с большего представит треть того, как эта музыка звучит, и пойдёт мучить оркестр. Если музыканты еще хуже, чем он, возможно, будет пытаться объяснять, как им надо играть то или иное место. Если умный, а музыканты крепкие - будет просто показывать, где кому вступать, управлять темпом и, с большего, динамикой (громкостью, акцентами - потому как в нотах всё это и так проставлено). Ну и танцевать для зрителей и для своей души :).

    Самое смешное, что большинство в зале оценит (и запомнит) именно дирижёрские танцы. Поэтому, с точки зрения успеха, для крутого дирижера тоже важен артистизм. Преображение же дирижера типа два, обладающего только артистизмом, в крутого, осуществляется путем упорной и занудной ежедневной работы, требующей большого количества времени и самопожертвования в честь искусства, с сомнительными видами на будущее,  к чему далеко не все склонны. Талант же, по свидетельству очевидцев, тут совсем не главное - достаточно некоторых способностей. Может быть, определяющей является просто любовь к тому, чего делаешь?

     Кроме того, рассуждая о необходимости наличия дирижера, учтём, что нормальный план нормального оркестра - делать программу (полтора часа игры) за месяц, например, две симфонии. Возможность тщательного выучивания сложной музыки и исполнения ее без общего руководителя – дирижёра – существует, но в реальной гастрольно-концертной жизни (а не в сувенирно-экзотическом эксперименте) фактор количества произведений, интерпретацию которых нужно тщательно запомнить сотне человек, обессмыслит всю затею.

    Итак, подытоживая. Хороший дирижер нужен. И он очень крут. У него большой мощный мозг с полным пакетом знаний музыки, о музыке и за музыку разных времён и народов, у него отличная техника рук, он обладаем большим жизненным опытом пережитых радостей, горестей и прочих психодрам, в результате чего чрезвычайно чувствителен и эмоционален, а иногда может выражать свои эмоции также через пластику тела (артистизм). Но может и не выражать, а просто очень скупыми жестами управлять оркестром, как стадом гоблинов в варкрафте с помощью джойстика (только вместо джойстика у него - тоненькая палочка из священного самшита с горы Тимбукту). И тоже будет моща. Он - необходимый оркестру альфа. Но это вначале надо доказать, поэтому по дефолту незнакомого дирижера оркестр не любит.

Первая репетиция нового дирижёра с оркестром. Один из музыкантов набором однозначно интерпретируемых взглядов, жестов и поз показывает, как новый дирижёр ему дорог. Через полчаса нервы маэстро сдают и он обращается к оркестранту:

- Уважаемый, видимо, вас каким-либо образом не устраивает то, что я делаю. Так может быть, вы будете так любезны, встанете сюда, на мое место, и покажете всем, как это будет правильно?

- Нет, что вы, маэстро! Я тоже не умею...

(быль, судя по всему)

 

    В дальнейшем любовь определяется как искусством дирижера найти компромисс между профессиональной натяжкой оркестрантов и поливанием их елеем (среди них бывают всякие ох очень непростые седые профессора лауреаты конкурсов международных), так и привлечением многочисленных хлебных работ. В этом смысле дирижеры, главный дар которых заключается в умении совершать разнузданные телодвижения под оркестр, иногда даже способны обскакать действительно классных.

 

P.S. Действительно счастливой была  выпавшая в жизни возможность общаться с замечательным человеком, благодаря которому формировалось моё понимание этой профессии. Светлая ему память.

Народный артист РСФСР Проваторов Г.П., дирижер
Народный артист России, Заслуженный артист Республики Беларусь, Лауреат Государственной премии Республики Беларусь Геннадий Проваторов.



Автор minski
Список произведений >>
Список публикаций >>

Обсуждение Еще не было обсуждений.