Сопоставление результатов разных
экспериментальных серий показало, что СИЗ в определенной предметной области
может быть описана как множество базовых компонентов и их групп,
образованных отношениями различного типа.
Базовые компоненты
фиксируются как образования, представляющие вновь сформированные акты
взаимоотношения субъекта с предметной областью; им соответствуют группы
нейронов, специализированных относительно данного акта.
Состав базовых компонентов, а также отношения генерации, следования и
AND преимущественно соответствуют структуре предметной области и являются
генетическими предшественниками групп базовых компонентов и отношений
координации, XOR и IOR, которые отражают преимущественно индивидуальную историю
взаимоотношений субъекта с предметной областью.
Особенности СИЗ в конкретной
предметной области соответствуют общему уровню познавательного развития и
индивидуальным психологическим характеристикам субъекта и определяют
феноменологию наблюдаемого поведения, его временные и содержательные
характеристики.
Такое описание СИЗ может быть дано лишь для той
части всей системы знаний субъекта о мире, которая составляет компетенцию в
конкретной предметной области (определение предметной области см.
Мы полагаем, что исследование СИЗ требует
согласования различных аспектов ее описания: логической структуры предметной
области, истории взаимоотношения субъекта с предметной областью, индивидуальных
психологических характеристик субъекта, активности мозга, поэтому оно должно
быть комплексным.
Реконструкция СИЗ
человека в конкретной предметной области на основе типологии продуктов
деятельности и верификация описания СИЗ по временным показателям поведения и
индивидуальным психологическим характеристикам.
Это означает, что высокая степень
структурированности индивидуального знания в анализируемой предметной области
соответствует высокой результативности выделения существенных характеристик
объектов в других предметных областях знания.
если субъект в рассматриваемой предметной области способен к
планированию нескольких вариантов достижения целей на несколько шагов вперед,
то он проявляет меньшую зависимость от ситуативных характеристик деятельности и
в других предметных областях.
В пользу высказанного предположения
говорят следующие результаты: 1) эти группы и их субструктура обеспечивают
важные характеристики взаимодействия субъекта с предметной областью знания; 2)
их развитие соответствует компетенции субъекта; 3) временные характеристики
деятельности зависят от включенности реализуемого акта в подобную группу и от
степени ее связности.
Выявленные соотношения объясняются именно тем, что домены
как структурные образования фиксируют достигнутый субъектом уровень
обобщения/дифференциации предметной области знания.
Важно, что
инструментальная связь, которая, по нашему предположению, поддерживает такую
координацию, может обеспечить функционирование доменов, разделенных на
пересекающиеся подмножества в соответствии с важными для субъекта аспектами
предметной области знания (см.
Связность можно рассматривать как оценку целостности СИЗ,
взаимосвязи компонентов и их групп, возможности обобщенных и дифференцированных
взаимоотношений субъекта с предметной областью знания.
Именно показатель связности СИЗ как
интегральная оценка уровня компетенции субъекта в данной предметной области,
его возможностей в формировании целостного и детального представления о ней
наиболее тесно коррелирует с индивидуальными психологическими характеристиками
испытуемых, как обобщенными оценками деятельности субъекта в различных
ситуациях.
Это говорит о том, что характеристики СИЗ в данной предметной
области сходны с характеристиками структур знания субъекта, релевантных другим
предметным областям.
При этом компоненты первого и второго каталогов, отношения следования и AND в
большей степени определяются структурой предметной области, чем домены,
отношения IOR и XOR, формирование которых зависит от индивидуальной истории
взаимоотношения субъекта с предметной областью.
Наборы компонентов СИО и распределение нейронов,
специализированных относительно актов, представляющих эти компоненты, а также
отношения следования, не зависят от способа обучения и, следовательно полностью
определяются структурой предметной области.
Формирование групп компонентов СИО, отношений
синергии, оппонентности, генерации и инструментальных связей зависит от истории
взаимоотношения животного с предметной областью.
Основания сопоставления
Описания СИЗ и СИО даны в
терминах компонентов, групп компонентов, их отношений, характеристик
связности, истории формирования структуры, соответствия свойств
рассматриваемой структуры и логики предметной области; эти описания имеют
формальный характер.
Оценка связности СИЗ и СИО
соответствует степени детализации взаимоотношений субъекта с предметной
областью, зависит от индивидуальной истории этих взаимоотношений,
увеличивается по мере роста компетенции и соответствует временным
характеристикам поведения.
Комплексное описание СИЗ
Основу СИЗ в определенной
предметной области составляют два типа компонентов, связанных отношением
генерации: компоненты второго типа образуются в результате дифференциации
компонентов первого типа
протокомпонентов.
Компоненты двух типов, а также
отношения генерации, следования и AND являются фундаментальными
составляющими СИЗ, поскольку их состав определяется логикой предметной
области, и дальнейшее развитие структуры состоит в формировании групп
компонентов второго типа.
Отношения между базовыми
компонентами связывают компоненты второго типа в группы: 1) базовых
компонентов второго типа с общим происхождением; 2) устойчивых
последовательностей компонентов, обеспечивающих прогноз и достижение
отдаленных целей; 3) доменов, которые объединяют компоненты по принципу
общности их соответствия содержательным характеристикам предметной
области.
преимущественно
детерминированы логикой предметной области, то группы базовых компонентов,
отношения координации, IOR и XOR отражают преимущественно индивидуальную
историю взаимоотношений субъекта с предметной областью.
СИЗ, соответствующая
определенной предметной области, может быть описана как множество базовых
компонентов и их групп, образованных отношениями различного типа.
Классификация базовых компонентов может быть
дана через общность целей/результатов, условий и способов реализации актов
взаимоотношения субъекта с предметной областью.
Состав базовых
компонентов СИЗ, а также отношения генерации, следования и AND преимущественно
определяются логикой предметной области и являются генетическими
предшественниками групп базовых компонентов и отношений координации, XOR и IOR,
которые соответствуют преимущественно индивидуальной истории взаимоотношений
субъекта с предметной областью.
Особенности СИЗ в
конкретной предметной области находятся в соответствии с общим уровнем
познавательного развития и индивидуальными психологическими характеристиками
субъекта.
Благодаря тому что структура дает возможность хранить
и во времени воспроизводить смысловые значения предметных отношений
действительности, возникает возможность ориентироваться как в прошлой и
настоящей действительности, так и в будущей.
Высший анализ и синтез — это
анализ и синтез, осуществляющимися совместной деятельностью первой и второй
сигнальных систем при обязательном участии осознания предметных отношений
действительности.
Этот
принцип открывает сущность и природу психических явлений как непосредственных
продуктов процессов анализа и синтеза, в которых открываются для организмов
смысл, значение предметных отношений действительности, направление и характер
действия, которые, будучи обусловленными внешней действительностью, выступают в
роли регуляторов самого действия и которые всегда остаются только отражениями.
С появлением словесного языка протоязык
не исчезает, а интериоризуется, создавая основу для формирования
функционального базиса речи, особого языка интеллекта —
универсально-предметного кода.
Наряду
с пониманием сознания как «исторического сознания человека» — сознания
предметного и социального, возникающего с появлением речи и характеризующегося
системным и смысловым строением, — мы встречаемся у Выготского с более
расширенным значением этого термина, где «сознание» обозначает способ
организации психической жизни, определенный синтез, совокупность связей и
отношений между функциями, высшей ступенью развития которой является система
(т.
Кроме того, у Выготского (по сравнению с
Леонтьевым) была более узкой сама предметная область данного понятия, поскольку
он рассматривал сферу лишь вербальных значений.
То, что в предметном мире выступает для субъекта как
мотивы, цели и условия его деятельности, должно быть им так или иначе
воспринято, представлено, понято, удержано и воспроизведено в его памяти; это
же относится к процессам его деятельности и к самому себе — к его состояниям,
свойствам, особенностям.
Однако теперь логика исследования оборачивается:
проблема проявления психических процессов превращается в проблему их
происхождения, их порождения теми общественными связями, в которые вступает
человек в предметном мире.
Когда я выгибаю из проволоки или рисую, скажем,
пятиугольник, то я необходимо сопоставляю имеющееся у меня представление с
предметными условиями, с этапами его реализации в продукте, внутренне
примериваю одно к другому.
Очевидно,
что объяснение природы сознания лежит в тех же особенностях человеческой
деятельности, которые создают его необходимость: в ее объективно-предметном,
продуктивном характере.
Главная проблема заключается в том, чтобы понять сознание как субъективный
продукт, как преобразованную форму проявления тех общественных по своей природе
отношений, которые осуществляются деятельностью человека в предметном мире.
Вступая в
прямое соприкосновение с предметной действительностью и "подчиняясь ей,
деятельность видоизменяется, обогащается, в этой своей обогащенное™, она
кристаллизируется в продукте.
Она, однако, выражает реальный, доступный научному
исследованию процесс — процесс присвоения субъектом предметного мира в его
идеальной форме, в форме сознательного отражения.
Для этого необходимо, чтобы животное
отражало не отдельные свойства, а целые предметы, целые
предметы, целые ситуации, целый комплекс свойств, чтобы
проанализировать эти меняющиеся условия среды, животное
оказалось в состоянии ориентироваться в окружающей его
действительности и выработать те формы поведения,
которые были бы соответствующими конкретной предметной
среде.
если подкорковые ганглии есть орган
унаследованного поведения, позволяющий воспринимать
сигналы и включать унаследованные программы поведения,
то кора головного мозга есть орган, который позволяет
осуществлять анализ и синтез внешних раздражений,
отражать предметы и отражать целые ситуации, замыкать
новые связи и строить поведение уже не согласно
врожденным, заложенным наследственным программам, а
соответственно этим условиям предметной среды, которые
животное воспринимает.
Именно, в связи с этим, ту стадию психики,
о которой я сейчас буду говорить, в отличие от сенсорной
психики, можно назвать перцептивной, то есть психикой,
которая основана на отражении уже не отдельных свойств,
а целых предметных ситуаций, которая делает возможным
формирование субъективного образа объективного мира и
позволяет приспособлять поведение к этим, несравненно
более сложным формам отражения.
Таким образом, действие животного здесь
строится на основе отражения сложной предметной
действительности и приспособляется к ней.
Однако стадия перцептивной психики
отличается не только тем, что животное реагирует на
сложный комплекс раздражителей и отражает образы
предметного мира.
У
животного на этом этапе развития комплексный
раздражитель уже не просто реализует врожденные
репертуары инстинктивного поведения, а вызывает акты,
приспособленные к предметному миру.
Мы условно можем назвать эту стадию -
стадией индивидуально изменчивых форм предметного
поведения, то есть поведения, приспособленного к
условиям внешней среды.
Затем животное начинало воспринимать целые
образы предметов действительности и приспосабливаться к
ним; возникли индивидуально - изменчивые формы
предметного поведения, которые могут быть
проиллюстрированы в навыках.
Поэтому употребление орудий может быть типичным примером
не только простого предметного действия, но и сложного
интеллектуального акта.
На дальнейших этапах, о которых шла речь
на последних лекциях, сенсорное, элементарное отражение
внешней среды занимается сложным перцептивным
комплексным отражением, и животное начинает вырабатывать
индивидуально - изменчивые формы поведения, приводя его
в соответствии с внешним предметным миром.
Именно, на
этом этапе и возникает предметная деятельность животных;
в зависимости от того, с какими предметами животное
имеет дело, возникают те формы навыков, о которых мы
говорили в прошлой лекции.
Эта выработка приобретенных форм
деятельности, соответствующих предметным условиям среды,
является существенным этапом для развития сложных
индивидуальных форм поведения.
Нет слов в человеческом языке, кроме
восклицания <ага> и <ах>, которые бы имели
то или иное, известное в широком смысле, предметное
значение.
Это обозначение может иметь характер жеста
или звука, но в обоих случаях оно обязательно должно
иметь предметное значение, оно должно обозначать нечто
вроде следующего: тащи дерево, клади, оставь, осторожно.
Первая из них - это функция замещения
предметов или функция представления, то есть функция,
замещающая предмет знаком, ставящимся вместо предмета,
иначе ее называют функцией предметной отнесенности.
Оно формируется в
процессе предметной деятельности, общения ребенка со
взрослым, общение одних взрослых с другими, и носит
глубоко социальный характер с самого начала.
У ребенка, который манипулирует вещами,
начинают возникать движения, которые уподобляются
предметам, и, следовательно, начинают носить новый
предметный характер.
Ребенок берет большой мяч двумя
руками, а маленькое кольцо одной рукой и пальцами: его
движения уподобляются предмету и начинают приобретать
специфический, человеческий предметный характер.
Возникает новая форма жизнедеятельности ребенка, которая
не имела место на первом этапе развития: формирование
предметных движений и действий является важнейшим фактом
этого этапа развития ребенка.
Возникновение предметной деятельности и
речи есть важнейшее новообразование этой стадии
психического развития ребенка.
В процессе развития предметной
деятельности и речи ребенок начинает выделять важнейшие
свойства вещей и обозначает их названиями, а с этим
меняется и восприятие ребенка, который приобретает
предметный характер и которые все больше превращается в
сложные формы наглядного анализа и синтеза.
С помощью своей речи ребенок
анализирует те отношения между вещами, которые он
воспринимает, а затем постепенно начинает подчиняться
этим отношениям между вещами, которые он сформулировал в
своей собственной речи и в своем собственном предметном
опыте.
Ребенок дошкольного возраста обнаруживает
более сложные игры - для него игра - это воспроизведение
известной ситуации, которую он пережил, которую он
усвоил в своей предметной деятельности и которую он
сформировал в речи.
Раз уж здесь возникли комментарии по
Блаженным, причем, надо отметить, достаточно предвзятые
комментарии хочу
обратить внимание, что эта статья написана не как
противопоставление мистике или в укор мистике (хотя без
такого побочного эффекта не обошлось), а в качестве
работы по системной нейрофизиологии (которая и есть моя
основная предметная область исследований) описывающей
механизмы и условия возникновения состояния "Блаженный"
(-чисто условное, но, мне кажется, очень удачное
название).
Хотя сама статья – не
строго научная, а представляет собой междисциплинарную
популяризацию, это – та предметная область,
говорить корректно в контексте которой вряд ли готовы
те, кто поминал здесь Блаженных Но
всегда готов прояснить суть.
Но в мировой культуре существует столько разных пониманий понятий, сколько существует субкультур: от понимания набожных домашних хозяек, до понимания сепциалистов разных предметных областей.
А вот
если это слово используется как термин в какой-то
предметной области, тогда оно обязано быть определено.
И если уж самые простые
психические состояния с трудом поддаются описанию,
то тем более принципиально неописываемо
переживание, выходящее за пределы предметности,
субъект-объектных отношений и вообще всяческой
дихотомии.
Но, как это случается всегда, чтобы понять
что-то углубленно, необходимо погружаться в дебри
конкретной предметной области исследования.
На легко
понимаемом же уровне можно сказать так: в отличие от
научных понятий, которые в каждой предметной области
имеют строгое определение и рамки их применимости,
мистические представления основываются на неопределенных
понятиях.
Но это можно сделать и навигацией по
сайту, используя тематические разделы, карту или предметный указатель
Цитата:
Нэд Нуарб от 12 Февраля 2008, 22:46:15.
В случае же моего высказывания "порочная
логика" - не термин какой-то предметной области, а
синоним неадекватности, проявляющийся в операции
сравнения утверждения с реальностью.
Реальностью (строго
говоря - "действительностью", а не "реальностью", но это
уже, конечно, немножечко придирка) верифицируется не
восприятие, а воспринимаемый объект когда
Рамакришна говорит о наличии мистического опыта в своей
жизни, он говорит о факте восприятия, а не об объекте
восприятия, поясняя это довольно поэтичным образом - раз
я вижу свет, значит, у меня есть зрение (не очень
корректно с точки зрения чистой физиологии, но для
популярной книги довольно точное сравнение)
Цитировать
В случае же моего высказывания
"порочная логика" - не термин какой-то предметной
области, а синоним неадекватности, проявляющийся в
операции сравнения утверждения с реальностью.
Но, как это случается всегда, чтобы понять что-то
углубленно, необходимо погружаться в дебри конкретной
предметной области исследования.
Цитировать
На легко понимаемом же уровне можно
сказать так: в отличие от научных понятий, которые в
каждой предметной области имеют строгое определение и
рамки их применимости, мистические представления
основываются на неопределенных понятиях.
Знаете, в любой "предметной
области" гораздо разумнее пользоваться именно
строго определенными понятиями.
И уже на примере того,
как они определены в разных "предметных областях",
и опираясь на них, как на "подручный инструментарий",
строить некие новые или обобщенные понятия.
Но это
можно сделать и навигацией по сайту, используя
тематические разделы, карту или предметный
указательЯ добросовестно прошел по
предложенным ссылкам.
В предметном указателе я
последовательно ввел в окне поиска имена некоторых
известных мне мистиков, но ответом было (например)
"Экхарт не найдено в
названии и текстах страниц предметного указателя,
которые не являются самостоятельными.
Раз уж здесь возникли комментарии по Блаженным, причем, надо отметить, достаточно предвзятые комментарии :) хочу обратить внимание, что эта статья написана не как противопоставление мистике или в укор мистике (хотя без такого побочного эффекта не обошлось), а в качестве работы по системной нейрофизиологии (которая и есть моя основная предметная область исследований) описывающей механизмы и условия возникновения состояния "Блаженный" (-чисто условное, но, мне кажется, очень удачное название).
Хотя сама статья – не строго научная, а представляет собой междисциплинарную популяризацию, это – та предметная область, говорить корректно в контексте которой вряд ли готовы те, кто поминал здесь Блаженных :) Но всегда готов прояснить суть.
И если уж самые простые психические состояния с трудом поддаются описанию, то тем более принципиально неописываемо переживание, выходящее за пределы предметности, субъект-объектных отношений и вообще всяческой дихотомии.
На легко понимаемом же уровне можно сказать так: в отличие от научных понятий, которые в каждой предметной области имеют строгое определение и рамки их применимости, мистические представления основываются на неопределенных понятиях.
В случае же моего высказывания "порочная логика" - не термин какой-то предметной области, а синоним неадекватности, проявляющийся в операции сравнения утверждения с реальностью.
Реальностью (строго говоря - "действительностью", а не "реальностью", но это уже, конечно, немножечко придирка) верифицируется не восприятие, а воспринимаемый объект :) когда Рамакришна говорит о наличии мистического опыта в своей жизни, он говорит о факте восприятия, а не об объекте восприятия, поясняя это довольно поэтичным образом - раз я вижу свет, значит, у меня есть зрение (не очень корректно с точки зрения чистой физиологии, но для популярной книги довольно точное сравнение)ЦитироватьВ случае же моего высказывания "порочная логика" - не термин какой-то предметной области, а синоним неадекватности, проявляющийся в операции сравнения утверждения с реальностью.
ЦитироватьНа легко понимаемом же уровне можно сказать так: в отличие от научных понятий, которые в каждой предметной области имеют строгое определение и рамки их применимости, мистические представления основываются на неопределенных понятиях.
И уже на примере того, как они определены в разных "предметных областях", и опираясь на них, как на "подручный инструментарий", строить некие новые или обобщенные понятия.
В предметном указателе я последовательно ввел в окне поиска имена некоторых известных мне мистиков, но ответом было (например) "Экхарт не найдено в названии и текстах страниц предметного указателя, которые не являются самостоятельными.
Позиционируется как "мировоззренческий", претендует на научность в тех частях, которые касаются каких-либо научных тем:"На сайте Форнит организована наилучшая в современном интернет-пространстве система материалов по механизмам индивидуальной адаптивности, в частности, по механизмам психики, в чем могут убедиться специалисты затрагиваемых предметных областей.
Эта система материалов поддерживается такими инструментами как: предметная аксиоматика, предметный указатель, терминологический словарь, материалы по научной методологии, автопубликатор научных работ и многими другими.
Кстати, велосипед типа "научный скептицизм" так же абсурден как и "научный атеизм" потому, что в научную методологию не включены ни скептицизм, ни атеизм, хотя ученый, носитель научной методологии, и может исследовать как скептицизм так и атеизм в каких-то предметных областях.
И хотя бывают редкие исключения-самоучки, в наш век это почти немыслимо вот тут настолько явное передергивание, что даже Кирилл как-то невнятно выразился :) Да, нужно честно признать, что в самом деле эффективных исследователей - мизер среди массы остепененных чернорабочих науки и что только самостоятельно возможно наработать систему личных знаний в предметной области, но, опять же, Кирилл очень далек от понимания специфики психической организации, хотя так уверенно судит в незнакомой области, ну точно как домохозяйка о политике :).
Очень часто для выявления стадии, на которой находится современное понимание вопроса, требуется рассмотреть не отдельную статью, не парочку одиночных клинических испытаний, а сделать систематический обзор всего корпуса научной литературы по теме вообще-то это следует делать всегда при занятиях предметной областью и не только вначале, а постоянно отслеживать новости по предмету.
ру, с которой мы начали:На сайте Форнит организована наилучшая в современном интернет-пространстве система материалов по механизмам индивидуальной адаптивности, в частности, по механизмам психики, в чем могут убедиться специалисты затрагиваемых предметных областей.
Эта система материалов поддерживается такими инструментами как: предметная аксиоматика, предметный указатель, терминологический словарь, материалы по научной методологии, автопубликатор научных работ и многими другими.
и предметная "аксиоматика" являются сомнительными достоинствами для таких невежд как Кирилл Алферов :), создающими существенный барьер между сайтом и научным материалом что за фигня.
ру в качестве надёжного источника знаний по нейрофизиологии верно, Никаких оригинальных знаний по нейрофизиологии на Форните не предлагается, он развивает предметную область "психофизиология" и "адаптология".
Нетрудно убедиться, что ведущие специалисты ни одной из
исследовательских предметных областей, связанных с физиологией и психологией не
имеют сегодня целостных представлений о механизмах организации психических
явлений и затрудняются в определении функциональности того, что проявляется как “сознание”:
fornit.
Консервативность отнесения вида исследования к одной из
формально допустимых предметных областей не позволяет быть специалистом в том,
что выходит за эти рамки и оставаться в системе академической науки.
Попытка создать предметную область “психофизиология” дает только видимость
расширения рамок потому, что собственно слово “психика” заведомо оказывается не
определенным и, соответственно, не определяет рамок приложения предметной
области.
Для того, чтобы приводимые в данном тексте обоснования могли быть критически осмысленны, необходимы ясные представления в таких предметных областях как химия, схемотехника, программирование, строение вещества, молекулярная биология.
Так что, если человек, решивший обобщить
огромное количество фактических данных по работе мозга в его связи с телом и
реальностью, но не обладающий глубокими навыками в перечисленных предметных
областях, принципиально не сможет этого сделать полноценно, даже привлекая в
помощь соответствующих специалистов потому, что процесс обобщения - сугубо
индивидуален и может происходить только при наличие всех составляющих более
элементарных моделей происходящего в более общую в одной голове.
Поэтому та предметная область, которая бы своей границей
применимости была способна охватить функциональность психических явлений,
представляется наукой “адаптология”, и это будет обосновываться всем развитием
представлений предлагаемого текста.
Почему именно адаптология представляется
основной предметной областью для изучения психических явлений
Когда возникает задача определения, почему в организме есть
те или иные свойства, то необходимо ставить вопрос, какие преимущества ему, а
точнее, его виду в популяции дает это свойство.
Огромное количество различных слов, связанных с описанием
психических явлений на философском уровне, без четкого понимания принципов
адаптивной функциональности к новому, породило и множество интерпретаций, в той
или иной степени противоречивых и вызывающих беспредметные споры, во многих
случаях даже просто грешащие некорректными определениями и утверждениями.
ru/920) -
делать предположения, когда предметная область еще не сформировалась на основе
своей взаимосвязанной системы аксиоматики или развивать эту область в далекой
перспективе, за что философию называют предшественницей наук (в том числе и
потому, что в ней неизбежно игнорируются многие принципы научной методологии).
С позиций отечественной психологии
основное содержание Онтогенеза составляет предметная деятельность и общение
ребенка (прежде всего совместная деятельность - общение со взрослым); 3)
процесс развития индивидуального организма от его зарождения до смерти.
В рамках предметных областей такие описания способны иметь определенный смысл у каждого, кто способен воспринять формализованные описания, а вне таких рамок становятся некорректными.
Исследователь
вынужден во многом полагаться на авторитетность прежде полученных результатов,
затрагивающих его предметную область, но то, на чем он собирается основывать
свое дальнейшее исследование – аксиомы,
он проверяет сам, приобретая ничем не заменимые знания.
В ходе своего обучения,
он имел возможность выработать знания, начиная с самых простейших представлений
до тех, которые легли в основание его предметной области.
Невозможно никаким
другим способом придать статус аксиоматичности, статус фактического соответствия
реальности, кроме как развивая собственный, сугубо личный опыт в этой
предметной области.
Такая оценка – сугубо личностная,
основанная на системе значимости личности, развиваемой жизненным опытом, и она
сама, в виде общепринятых суждений, постоянно меняется в надличностной культуре
научного сообщества каждой предметной области исследования.
Развивая свое направление в предметной области науки,
исследователь вписывает новое в уже хорошо познанное, в первую очередь сначала
убеждаясь сам в этом, и поэтому вопрос о несоответствии аксиоматики, его идея
должна оказываться самым последним в очереди рассматриваемых вариантов.
Поэтому необходимо
для каждого уровня исследования быть подготовленным для хорошего понимания его
основ – аксиоматики и всего, что так или иначе может затрагивать эту предметную
область для возможного обобщения.
Учитывая то, что по мере развития предметной области возникают множество предположений, которые с немалым трудом уступают давлению новых фактов, накапливаются целые пласты субъективного и авторитетного понимания, которые становятся серьезным препятствием новому взгляду.
На каждом из этих уровней исследователь может иметь дело с одной и той же объективной реальностью, но он изучает ее в разных предметных срезах, в разных аспектах, а поэтому ее видение, ее представление в знаниях будут даваться по-разному.
На каждом из этих уровней исследователь может иметь дело с одной и той же объективной реальностью, но он изучает ее в разных предметных срезах, в разных аспектах, а поэтому ее видение, ее представление в знаниях будут даваться по-разному.
Предметная содержательность метода состоит в том, что в нем отражено знание о предмете исследования; метод основывается на знании, в частности, на теории, которая опосредует отношение метода и объекта.
Признание наличия качественных скачков в эволюции научного знания означает, что эта эволюция имеет характер развития, когда новые научные теории ставят под вопрос истинность старых теорий, поскольку они не могут быть совместимы друг с другом по целому ряду утверждений о свойствах и отношениях одной и той же предметной области.
Итак, развитие научного знания представляет собой непрерывно-прерывный процесс, характеризующийся качественными скачками в ведении одной и той же предметной области.
Так, например, по мере эволюции математики числа начинают рассматриваться не как прообраз предметных совокупностей, а как самостоятельные математические объекты, свойства которых подлежат систематическому изучению.
Классификация научного познания
Научные знания классифицируются по разным основаниям:
• по группам предметных областей знания делятся на математические, естественные, гуманитарные и технические;
• по способу отражения сущности знания классифицируются на феноменалистские (описательные) и эссенциалистские (объяснительные).
Теоретическое знание – это сформулированные общие для данной предметной области закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты и эмпирические закономерности, а также предсказать и предвидеть будущие события и факты.
Научное сообщество отдельной предметной области - объединяется
общими, но специфичными данному предмету, принципами методологии, которые могут
отличаться от методологии другого предмета присущими этому предмету
особенностями.
Точно так же и любой всамомделишний
ученый - профан "не в своих" предметных областях, но если уверенность
в действенности своей методологии у него очень высока, то он может посчитать,
что вправе легко переносить представления своей предметной области на все
остальные.
Но, в какой бы форме не
проводились исследования, основа научной методологии любой предметной области это
- формализация той аксиоматики, на которой основываются обобщения этой
предметной области, призванные сделать наиболее правдоподобное предположение
(гипотезы) о закономерностях и фактических вытекающих отсюда проявлениях -
основы аксиоматики следующего уровня.
Эти предположения становятся личной аксиоматикой
для носителей методологии и становятся общепризнанной аксиоматикой, когда их сообщество
предметной области признает, что опытные проверки предположений бесспорны в
рамках, определенных для их описания (вне этих рамок использования описаний
может быть иное).
В случае же не всего
сообщества, а только одного ученого, все сказанное об аксиоматике, обобщающих
предположениях и их проверке - соответственно, относится к нему одному:
аксиоматикой он принимает не вызывающие у него возражений в достоверности факты,
на их основе делает обобщения и предлагает все это научному сообществу
предметной области, после чего его субъективизм корректируется личностным
восприятием и пониманием всех заинтересовавшихся в сообществе.
Директ wwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwwww
В предметном указателе: Ученый говорит о реинкарнацияхПоследняя из новостей:
О том насколько понимание буквально всего в мире зависит от понимания механизмов психики и что нужно бы сделать: Познай самого себя.
ru/3478
На форум
Автор
Тема: Список преобладающих смысловых слов сайта (Просмотров: 4208)
Род: alexfoxInfra RealСообщений: 1155
1.
Список преобладающих смысловых слов сайта « Сообщение №15206, от Сентябрь 11, 2009, 04:31:00 PM»
Опция предметного указателя- ВСЕ не работает, выдается сообщение Пошел вон со своей инъекцией.
Список преобладающих смысловых слов сайта « Сообщение №15218, от Сентябрь 12, 2009, 10:50:55 PM»
Выслало , у меня как " вэб-архив" , а потом поняло , что темное я существо : надо было предметный указатель смотреть , а я на главной " поиск" смотрело
Род: nan - админ Сообщений: 9470E-Mail
7.
Список преобладающих смысловых слов сайта « Сообщение №15390, от Сентябрь 27, 2009, 08:11:49 PM»
Теперь можно скачать архив только статей и обсуждений, всего в zip-файле 91 мег: http://narod.
Список преобладающих смысловых слов сайта « Сообщение №18461, от Июнь 28, 2010, 03:30:05 AM»
Нан, по какой-то причине пропала статья про Альберта Игнатенкоhttp://www.
Список преобладающих смысловых слов сайта « Сообщение №18463, от Июнь 28, 2010, 08:44:57 AM»
Материалы про Игнатенко были сняты по просьбе главы Ассоциации российских работников правоохранительных органов.
Сборник по исследованиям психики
Сборник пси
Это - сборник материалов исследований в предметной области Психофизиология.
Обобщением сборника является целостная система представлений о механизмах организации психики - в материалах О системной нейрофизиологии (или более общепринятое название предметной области - Психофизиология).
Изолированное раздражение
таких точек в глубоких структурах мозга человека вызывало появление чувства
«беспричинной радости», «беспредметной тоски», «безотчетного страха».
Благодаря тому что
структура дает возможность хранить и во времени воспроизводить смысловые
значения предметных отношений действительности, возникает возможность
ориентироваться как в прошлой и настоящей действительности, так и в будущей.
Все
эмоции предметно соотнесены и двухвалентны - они или положительные, или
отрицательные (потому что предметы либо удовлетворяют, либо не удовлетворяют
соответствующие потребности).
Сопоставление
результатов разных экспериментальных серий показало, что СИЗ в определенной
предметной области может быть описана как множество базовых компонентов и их
групп, образованных отношениями различного типа.
Именно показатель связности СИЗ как интегральная
оценка уровня компетенции субъекта в данной предметной области, его
возможностей в формировании целостного и детального представления о ней
наиболее тесно коррелирует с индивидуальными психологическими характеристиками
испытуемых, как обобщенными оценками деятельности субъекта в различных
ситуациях.
Это говорит о том, что характеристики СИЗ в данной предметной
области сходны с характеристиками структур знания субъекта, релевантных другим
предметным областям.
Основными свойствами восприятия являются адекватность,
предметность, целостность, селективность, константность, категориальность,
апперцепция.
Предметность
восприятия — характеристика процесса восприятия, которая представляет собой
членение единого феноменального поля на четко очерченные и обладающие
устойчивостью предметы, способностью к которому обладают младенцы самого
раннего возраста.
Развитие предметности восприятия в онтогенезе связано с успешностью
практических действий ребенка, которые опираются на общественно выработанные
формы взаимодействия с внешними предметами.
) — феномены восприятия, которые
представлены рядом гештальт–качеств, таких как:
— качество „сверхсуммативности“ (в целостном предметном
восприятии есть признаки, которые отсутствуют в восприятии частей);
— качество „транспозитивности“ (образ целого остается,
даже если все части меняются по своему материалу, например, если это — разные
тональности одной и той же мелодии, и может теряться, даже если все элементы
сохраняются, например, воспроизведение нот мелодии с конца фразы).
Перцептивные действия, которые
реализуются с помощью различных наборов перцептивных операций, рассматриваются
здесь как основные структурные единицы процесса восприятия, обеспечивающие
построение предметного образа.
В возрасте 6–12
месяцев происходит быстрое развитие двигательной системы, и в качестве ведущей
деятельности выступают предметные действия и манипуляции, что требует
константности восприятия.
Предметный разум проник даже в сердце
материи, в ядро атома, и его расщепление, и, таким образом, выпустил на волю
энергию, которая угрожает жизни на нашей планете.
Все сегодняшние попытки компенсировать
ущерб посредством мер по защите окружающей среды так и останутся
безнадежными, поверхностными заплатками, если не вылечить "западный невроз",
как назвал Бенн концепцию предметной реальности.
В них, в
восприятии мистического единства, в вере в бессмертие и вечное
существование, страдающее человечество нашло лекарство от рационального,
предметного, расщепленного разума.
Существенное различие между медитацией и молитвой в обычном смысле слова,
которая основывается на двойственности творец-создание, заключается в том,
что медитация стремиться к разрушению барьера Я-Ты путем слияния объекта и
субъекта, приемника и передатчика, предметной реальности и
"Я".
Это не бегство в воображаемый
мир снов; скорее это поиск абсолютной истины предметной реальности, при
помощи одновременного стереоскопического созерцания ее глубин и
поверхностей.
В ответах левополушарного человека усиливается доля
предметно отнесенных названий, но при этом полностью утрачивается связь с
истинными физическими характеристиками цветного раздражителя.
моделей, способных легко перестраиваться и сохранять высокую степень адекватности как при изменении целевых и оценочных установок, так и самой моделируемой предметной области.
В то же время известные типологии не учитывают одну очень существенную характеристику, которая отражает специфику способа представления знаний о предметной области с помощью какого–либо формального алгоритма распознавания образов.
В свою очередь, экстенсиональныеXE "экстенсиональные" представления знаний связаны с описанием и фиксацией конкретных объектов из предметной области и реализуются в операциях, элементами которых служат объекты как целостные системы.
Итак, в многокритериальной постановке задача принятия решения о выборе одной из альтернатив сводится к максимизации интегрального критерия:Основная проблема в многокритериальной постановке задачи принятия решений состоит в том, что необходимо найти такой аналитический вид коэффициентовaiиbi, который бы обеспечил следующие свойства модели:- высокую степень адекватности предметной области и точке зрения экспертов;- минимальные вычислительные трудности максимизации интегрального критерия, т.
Человек лучше, чем машина принимает решения в условиях неопределенности, но и ему для принятия верного решения необходима адекватная (полная и достоверная) информация, характеризующая предметную область.
Она
обеспечивает, при специфическом вкладе каждой из ее частей, работу кожно-кинестетического
анализатора, который связан с разными видами кожной чувствительности,
осязанием, мышсчно-суставным чувством, и выступает базисом в формировании
схемы собственного тела, артикуляции, тонких предметных движений.
Нижне-теменная зона граничит с теми
участками постцентрального отдела, где представлены рука и лицо, и поэтому
связана с интеграцией сложных форм предметных и речевых действий, которые
осуществляются иод контролем зрения и требуют опоры на ориентировку в
пространстве.
Младенчество (0-1 год)
— непосредственно-эмоциональное общение Раннее детство (1-3
года) — предметная, манииулятивная деятельность (усвоение общественно
выработанных способов действия с предметами).
Иерархические связи устанавливаются в
ходе предметной деятельности и общения и характеризуются наличием ряда уровней
в построении психических функций — ведущих и фоновых (Лебединский В.
В голове ученого каждая предметная область науки основывается на опыте чужом и своем о всегда эмпирически подтверждаемом наборе исходных представлений - (аксиом), в которых элементы личного опыта отражают связи наблюдаемых явлений в личной интерпретации.
Поэтому необходимо формировать систему представлений о свойствах реальности таких предметных областей, которые позволят как можно более широко видеть мир и достоверно понимать его.
Это - тот минимум представлений специальных предметных областей, который необходим для понимания взаимосвязей в природе на достигнутом уровне развития науки вообще.
И даже ей не ограничиваться, а начать с самого младенчества, чтобы повлиять на развитие специфичных для человека слоев нейронных детекторов мозга во время соответствующих критических периодов развития, что способно во многом сравнять индивидуальные способности к освоению различных предметных областей и напрямую повлияет на возможности индивидуального творчества.
Краткая история времени от большого взрыва до черных дыр
О теории относительности
Квантовая механика
Теория суперструн
Квантовая телепортация
Современные теории эфира
Торсионные поля
Вакуум, кванты, вещество
Эволюция живых существ на Земле
Наследование признаков
Механизмы психики
Про исследования психических явлений
Адаптология
О системной нейрофизиологии
Сознание, интеллект
Сон и сновидения
Определение сознания
Сознание: тестирование, социальная обусловленность, следствия
Сущность интуиции
Базовое самоощущение
Субъективизация ощущений и личность
Организация механизмов психики
Восприятие пространства и времени
Сознание и эвристика
Про нематериальность мысли
На сайте есть множество других очень интересных статей, которые можно найти с помощью
карты сайта
тематического содержания
предметного указателя
Список новых публикаций
Обсуждение Сообщений: 44.
Эти смыслы могут быть
полностью равны лексическому значению слова (как у междометий) , могут быть коннотативными
(как у экспрессивов) или могут выходить в логико-предметную часть значения (эмотивы-номинативы).
Чувства
различаются по модальности, по интенсивности, продолжительности, глубине,
осознанности, генетическому происхождению, сложности, условиям возникновения,
выполняемым функциям, воздействию на организм, формы своего развития, по
уровням проявления в строении психического ( высшие-низшие) , по психическим
процессам, с которыми они связаны, по потребностям, по предметному содержанию и
направленности, по особенностям их выражения, нервному субстрату.
По
степени обобщенности предметного содержания чувства подразделяются на
конкретные ( например, чувство к ребенку, произведению искусства ) , обобщенные
( чувства к детям вообще, к музыке) и абстрактные ( чувство справедливости,
трагического).
Все эмоции предметно соотнесены и двухвалентны - они или
положительные, или отрицательные (потому что предметы либо удовлетворяют, либо
не удовлетворяют соответствующие потребности).
Территория зрительной предметной агнозии примыкает к зрительной коре затылочной
доли, территория ассоциативной слуховой агнозии примыкает к слуховой коре
височной доли, и территория чистой предметной астереогнозии примыкает к
соматосенсорной коре затылочной доли.
Эти смыслы могут быть
полностью равны лексическому значению слова (как у междометий) , могут быть коннотативными
(как у экспрессивов) или могут выходить в логико-предметную часть значения (эмотивы-номинативы).
Чувства
различаются по модальности, по интенсивности, продолжительности, глубине,
осознанности, генетическому происхождению, сложности, условиям возникновения,
выполняемым функциям, воздействию на организм, формы своего развития, по
уровням проявления в строении психического ( высшие-низшие) , по психическим
процессам, с которыми они связаны, по потребностям, по предметному содержанию и
направленности, по особенностям их выражения, нервному субстрату.
По
степени обобщенности предметного содержания чувства подразделяются на
конкретные ( например, чувство к ребенку, произведению искусства ) , обобщенные
( чувства к детям вообще, к музыке) и абстрактные ( чувство справедливости,
трагического).
Все эмоции предметно соотнесены и двухвалентны - они или
положительные, или отрицательные (потому что предметы либо удовлетворяют, либо
не удовлетворяют соответствующие потребности).
Таким образом, материалы данной статьи не относятся к таким
предметным областям как психофизиология и, тем более, нейрофизиология, хотя и
апеллирует к ним, потому, что он не рассматривает только природные варианты
реализации в модели принципов индивидуальной адаптивности.
Материалы данной
статьи уверенно дистанцируются от всех попыток описания сути адаптивности
личности на уровне лишь физиологических данных и моделей: адекватное описание
даже природной реализации личной адаптивности не может быть корректно сделано
на уровне лишь физиологии, что обосновывалось еще в работе,
показывающей, какие предметные области обязательно привлекаются при этом.
"Чистые"
физиологи, все без исключения, демонстрируют неспособность делать корректные
обобщения в данной предметной области: ограничиваясь лишь физиологией, они
оказываются вне данной темы (что много раз было показано в отзывах
на подобные работы).
Это ставит рассмотрение модели вне компетенции "чистых"
физиологов, делая ее самостоятельной формализацией в рамках предметной области
- адаптологии, которая, как и любая другая предметная область, должна
основываться на системы аксиоматики, т.
Адаптология - не упоминающаяся явно предметная область (отсутствует
в словарях), как бы говорящая сама за себя, но вполне часто это слово
используется в контексте адаптации физиологических организмов.
Остальные страницы в количестве 2176 со вхождениями слова «предметный» смотрите здесь.
Дата публикации: 2015-12-26
Оценить статью можно после того, как в обсуждении будет хотя бы одно сообщение.
Об авторе:Статьи на сайте Форнит активно защищаются от безусловной веры в их истинность, и авторитетность автора не должна оказывать влияния на понимание сути. Если читатель затрудняется сам с определением корректности приводимых доводов, то у него есть возможность задать вопросы в обсуждении или в теме на форуме. Про авторство статей >>.