Поиск по сайту
Изданы 4 книги сайта Форнит (бумажные и электронные версии).
Научно-популярная: «Познай себя» и специализированная: «Основы адаптологии».
Литературно-художественная интерпретация: двухтомник «Вне привычного».
Короткий адрес страницы: fornit.ru/2057
Содержание журнала Достижения науки, техники и культуры
Ссылка на первоисточник статьи: http://www.svobodanews.ru/Article/2006/03/24/20060324212629000.html.

Умение мириться унаследовано человеком от обезьян

Александр Марков

24.03.06
Люди и обезьяны после ссор пользуются похожими приемами, чтобы помириться с недавним противником. По-видимому, человек унаследовал от животных не только агрессивность, но и ее обязательное дополнение – способность улаживать конфликты. Таков один из выводов капитальной монографии российских антропологов «Агрессия и мирное сосуществование: универсальные механизмы контроля социальной напряженности у человека» (под редакцией М.Л. Бутовской), в которой подводится итог многолетнему изучению постконфликтного поведения у человека и обезьян.

Агрессия и примирение: две стороны одной медали.

Когда Конрад Лоренц опубликовал свою знаменитую «Агрессию. » (1966), это вызвало бурный протест со стороны тех, кто привык думать, что поведение человека, каким бы оно ни было, есть продукт культуры, не входящий в сферу компетенции биологов. С тех пор ситуация изменилась, и сегодня мало кто из серьезных специалистов станет отрицать, что агрессивное поведение людей имеет глубокие биологические корни и базируется на древних инстинктах (из чего, впрочем, вовсе не следует «неискоренимость зла» – напротив, знание биологической подоплеки агрессии помогает ее обуздывать и даже обращать во благо). Монография «Агрессия и мирное сосуществование: универсальные механизмы контроля социальной напряженности у человека», вышедшая под редакцией выдающегося антрополога Марины Бутовской, продолжает и развивает идеи Лоренца. Книга показывает, что биологические корни имеются не только у человеческой агрессии, но и у ее обязательного дополнения и антипода – примирения.

Общественный образ жизни дает животным большие преимущества (вместе легче защищаться от хищников, охотиться, воспитывать детей и многое другое), но он же неизбежно порождает конфликты. У членов группы то и дело возникают конфликты интересов: то из-за банана, то из-за самки, то из-за статуса – положения в иерархии доминирования. Возникает дилемма: если всем всегда уступать, останешься без бананов. Если вступать в конфликт – испортишь отношения с соплеменниками. У животных с развитым интеллектом (таких, как обезьяны, прекрасно знающие «в лицо» всех членов своей группы) последнее обстоятельство становится существенным фактором, влияющим на принятие решений. Чтобы сохранить сплоченность коллектива вопреки неизбежным ссорам и стычкам, нужно уметь мириться.

Миротворческий инстинкт?

Общественные животные выработали эффективные способы примирения задолго до появления человека. Для этого используются особые действия, которые можно назвать символическими. У бурых макаков это - объятия и характерные клацающие звуки, у шимпанзе – поцелуи, а, например, бонобо – наиболее «социализированные» из высших обезьян – считают секс наилучшим способом примирения. Еще на «обезьяньем» уровне к улаживанию конфликтов стали привлекаться «незаинтересованные третьи лица» – мирители, которые целенаправленно и эффективно подталкивают враждующие стороны к восстановлению мирных отношений. Такие посредники наблюдались у шимпанзе, бонобо, бурых и тонкинских макаков.

Марина Бутовская и ее коллеги в течение многих лет изучали и сравнивали механизмы примирения у разных обезьян и людей. Большое внимание уделялось наблюдению за детскими коллективами (в детских садах, школах, колониях для несовершеннолетних преступников, воспитательных учреждениях для детей с задержками психического развития и так далее). Анализ и обобщение результатов этих исследований составляют основное содержание книги.

Поскольку в краткой заметке невозможно пересказать все выводы этого солидного труда, ограничимся рядом характерных примеров.

Милые бранятся – только тешатся

Оказалось, что «чем лучше развиты механизмы восстановления отношений после конфликта, тем меньше сомнений возникает у особи относительно развязывания конфликта». Яркий пример дают бурые макаки – животные очень дружелюбные, терпимые и умеющие быстро мириться после ссор – и при этом характеризующиеся высоким уровнем взаимной агрессии. У маленьких детей, как выяснилось, прослеживается та же закономерность: дети чаще ссорятся с теми, с кем легче потом помириться (например, с друзьями).

Часто ссоры (разумеется, с последующим примирением), в конечном счете, не снижают, а повышают сплоченность коллектива. Кстати, порой это справедливо и для отношений между супругами в человеческих семьях!

Умный уступает первым

Кто из участников конфликта становится инициатором примирения? Это зависит от интеллектуального уровня и типа общественного устройства. У видов с деспотическими, «тоталитарными» отношениями (резусы, яванские и японские макаки) мировую предлагает агрессор-победитель. Причина проста: жертва боится приблизиться к нему, чтобы снова не нарваться на грубость. У видов с более демократичным («эгалитарным») устройством коллектива инициатива чаще исходит от жертвы (ведь ей, как более слабой, важнее восстановить добрые отношения с победителем). Однако у обезьян, наиболее близких к человеку по интеллектуальному уровню (шимпанзе и бонобо), несмотря на эгалитарные отношения, инициатором примирения чаще становится агрессор. То же наблюдается и в детских коллективах. И на этот раз дело уже не в том, что жертва боится подойти к обидчику, а в развитии рассудка и способности к сочувствию (эмпатии). Агрессор начинает испытывать чувство вины и старается поскорее «извиниться» за содеянное.

В целом, чем сложнее устроен коллектив, тем эффективнее и разнообразнее механизмы примирения. Лучше всего они развиты у видов с «демократическим» общественным устройством. Выяснилось, что большинство способов мирного урегулирования, используемых человеком, базируются на древних поведенческих механизмах, сложившихся еще у наших далеких предков. Многие стереотипы «примирительного» поведения у человека являются в значительной мере врожденными, о чем свидетельствуют наблюдения за детьми (в том числе совсем маленькими), принадлежащими к разным расам, народам и культурам.

М.Л. Бутовская. Эволюция механизмов примирения у приматов и человека.

Обсуждение Еще не было обсуждений.


Оценить статью >> пока еще нет оценок, ваша может стать первой :)

   
Архив новостей
Анонсы новостей сайтов-участников    http://www.scorcher.ru/xml/news.rss - что это?
Достижения и недостатки при Путине
Обобщение доступных статистических материалов динамики параметров развития России с 2000 по 2017 годы:
Достижения и недостатки при Путине.
03-11-2017г.

Системное мышление и формализация
В статье показано, что такое системная модель и почему не системное исследование дает бессмысленные результаты:
Системное мышление и формализация.
24-09-2017г.

О демократии и либерализме
Надеюсь, что статья не будет красной тряпкой для верных Идее либералов и демократов, а послужит поводом для переосмысления многих интересных социальных проблем: О демократии и либерализме.
12-09-2017г.

Смерть и адаптивность
Более общим, чем естественный отбор, для личности является понятие своевременности и своеместности существования - хронотоп личности:
Смерть и адаптивность.
12-07-2017г.

Дети и политика
Что вырастит из ребенка: носитель чужих идей (робот), просто проживающее свою жизнь быдло или самобытный человек, сформировавший свое личное мнение по самым важным именно для себя вопросам: Дети и политика.
18-06-2017г.

Эвристика вероятности
Сегодня существуют методы, позволяющие даже в случае минимального жизненного опыта оценивать, насколько вероятно, что вам врут партнеры и близкие, насколько уверенно можно допускать зависимость между явлениями, в том числе, казалось бы, совершенно не связанными: Эвристика вероятности.


27-05-2017г.

Модели понимания и зависимость
В статье рассмотрена особенность субъективных моделей, негативная для адекватности понимания - зависимые состояния: Модели понимания и зависимость.
16-05-2017г.

Ненависть к несправделивости
Ненависть настолько сильное чувство и настолько имеет далеко идущие последствия, что стоит разобраться в этом психическом явлении: Ненависть к несправделивости.
19-04-2017г.

КПД политических революций
Насколько приемлемой для социума является политическая революция, суть которой многие апологеты ее необходимости для развития маскируют в самые различные формы:
КПД политических революций.
06-04-2017г.

Система произвольной адаптивности
Ясно и просто показываются принципы образования и взаимодействия функциональных элементов, присущих сознанию: Система произвольной адаптивности.
01-04-2017г.

Яндекс.Метрика
 посетителейзаходов
сегодня:11
вчера:00
Всего:285376