Поиск по сайту
Главная книга сайта Форнит: «Мировоззрение».
Другие книги: «Познай себя», «Основы адаптологии» и «Вне привычного».
Короткий адрес страницы: fornit.ru/2234
Содержание журнала Достижения науки, техники и культуры
Ссылка на первоисточник статьи: http://www.membrana.ru/lenta/?8377.

Универсальная грамматика жестов


Жест победы (victory) был обессмерчен Черчиллем. Однако он появился во время Столетней войны, когда английские лучники, вернувшиеся домой, демонстрировали своим согражданам два здоровых пальца и, соответственно, возможность продолжать своё дело (фото Los Angeles Times).


Когда дело доходит до языка жестов, не важно, кто "говорящий" — турок, англичанин, китаец или испанец. Даже у обычных здоровых людей порядок слов одинаков, выяснили экспериментаторы из университета Чикаго (University of Chicago).

Группа учёных под руководством доктора Сьюзен Голдин-Мидоу (Susan Goldin-Meadow) протестировала сорок человек, разговаривающих на разных языках (по десять говорящих по-английски жителей Чикаго, по-китайски жителей Пекина, по-испански — Мадрида и по-турецки — Стамбула).

Подопытным были показаны простые видеоролики, иллюстрирующие различные действия как реальных людей, так и нарисованных персонажей (примеры: мужчина берёт ребёнка, мальчик подкрадывается к кошке, девочка дарит мужчине цветок). Людей попросили сначала описать происходящее словами, а затем жестами.

После учёные сравнили, в каком порядке идут слова (субъект, глагол и объект), которые использовали люди для своего рассказа об увиденном.

Порядок слов в описании происходящего голосом соответствовал грамматическому порядку языка, которым владел испытуемый. Так, в английском, испанском и китайском первым идёт субъект, потом глагол, затем объект (пример: женщина завязывает узел). Турецкий вариант последовательности: субъект – объект – глагол (женщина узел завязывает).


Все испытуемые продемонстрировали один и тот же порядок жестикуляции (фото University of Chicago).

"Не удивительно, что для словесного описания говорящие использовали слова в том порядке, в котором они обычно идут в их родном языке. Нас поразило то, что во время "рассказа" руками все тестируемые проигнорировали этот порядок и показали универсальность своего мышления", — рассказывает Сьюзен в пресс-релизе университета.

Действительно, теперь можно играть в игру по разгадыванию слов с представителем любой нации. Ведь все четыре группы испытуемых "на пальцах" продемонстрировали последовательность "субъект-объект-глагол" (пример: мужчина на гитаре играет).

Позже другим сорока представителям тех же народностей на мониторе компьютера были представлены слайды с изображением объектов или действий. Их попросили "собрать" то, что они увидели в видеоролике, из трёх слайдов. И снова в большинстве случаев учёные наблюдали последовательность: субъект-объект-глагол (люди сначала выбирали картинку с изображением женщины, потом узла, а затем круговую стрелку).

Грамматика современных языков развивалась сложным образом, и, конечно же, сейчас лингвисты не в состоянии отследить даже основные закономерности.

Между тем, все достаточно молодые языки жестов, созданные глухими людьми, также основываются на последовательности "субъект-объект-глагол". Существуют и другие примеры различных языков, которые тоже подтверждают теорию о фундаментальности этого порядка.

Ранее считалось, что язык, на котором говорит человек, определяет ход его мыслей. "Наши данные свидетельствуют о том, что всем людям при невербальном общении свойственно составлять слова именно в порядке "субъект-объект-глагол". И, возможно, влияние как раз обратное: то, как мы думаем, влияет на то, как мы говорим", — резюмируют Голдин-Мидоу и её коллеги в статье, опубликованной в журнале PNAS.

Кстати, мы писали о том, как в разговорной речи были обнаружены элементы языка жестов, и о том, что гориллы тоже могут "заговорить руками", если у них заболят зубы.

Узнайте также, как с помощью языка жестов заставить работать клавиатуру и компьютерную мышь и даже любимое авто.


Источник: EurekAlert!

Обсуждение Еще не было обсуждений.




Оценить статью >> пока еще нет оценок, ваша может стать первой :)

   
Архив новостей
Анонсы новостей сайтов-участников    http://www.scorcher.ru/xml/news.rss - что это?
Расширение личной памяти
Каждый авторизованный может расширить свою память: Расширение личной памяти.
18-06-2018г.

Адаптивное обучение
Статья определяет необходимое в организации идеальной системы обучения с учетом механизмов организации психики - как иерархической системы усложняющихся уровней индивидуальной и социальной адаптивности (системы адаптивности на основе произвольности).
Адаптивное обучение.
18-05-2018г.

Тишина мысли
О выделенной зоне субъективного осознания и барьере произвольного внимания: Тишина мысли.
03-05-2018г.

Социальные проблемы психики
Цель статьи - показать общее сплетение проблем современности, увидеть общие основы, их порождающие: Социальные проблемы психики.
08-04-2018г.

Развитие ребенка и влияние родителей
Как родители и педагоги могут оптимизировать развитие ребенка и его обучение: Развитие ребенка и влияние родителей.
24-03-2018г.

Эффектор для фото
Сделал отдельное приложение, независимое от галереи: Эффектор для фото.
20-03-2018г.

Ученые - особая каста
О последствиях высочайшего авторитета науки, об использовании науки в личных целях, о том, насколько ты - ученый:: Ученые - особая каста.
11-03-2018г.

Роль религии в современном обществе
В статье, прежде всего, рассматриваются адаптивные аспекты влияния религии в обществе: Роль религии в современном обществе.
23-02-2018г.

Здоровье и счастливое долголетие
В статье кратко, но достаточно основательно обозначено то, от чего зависит здоровье и эффективная жизнь и то, как поддерживать этот оптимальный тонус физически и психически: Здоровье и счастливое долголетие.
09-02-2018г.

Понимание произвольности
Про абстрактную суть сознания, реализующего произвольность отвлечения от привычного. Попытаемся представить себе наглядно суть самоощущения своего Я: Понимание произвольности.
28-01-2018г.

Яндекс.Метрика
 посетителейзаходов
сегодня:11
вчера:11
Всего:281385