Поиск по сайту
Главная книга сайта Форнит: «Мировоззрение».
Другие книги: «Познай себя», «Основы адаптологии» и «Вне привычного».
Короткий адрес страницы: fornit.ru/2391
Содержание журнала Достижения науки, техники и культуры
Ссылка на первоисточник статьи: http://science.compulenta.ru/737460/.

Речевые нейроны распределили по звукам

Автор: Кирилл Стасевич

Почему нам так трудно произносить скороговорки — всевозможные «Карл у Клары…», «На дворе трава...» и пр.? Логично было бы предположить, что мы путаемся в языке, потому что в мозгу путаются какие-то нейронные процессы, но какие? Бóльшая часть информации о том, как мозг контролирует речь, получена либо от людей с мозговыми повреждениями, либо с помощью неинвазивных методов. Эти сведения не слишком детальны, то есть не позволяют ответить на вопрос, какой нейрон и когда именно включается в тот или иной речевой акт.

Исследователям из Калифорнийского университета в Сан-Франциско (США) в этом смысле повезло: они сумели собрать информацию о работе речевых нейронов в миллисекундном и миллиметровом масштабе. Можно сказать, что им помогла эпилепсия: учёные работали с тремя больными, которым в мозг были вживлены электроды (стандартная процедура для тех, кому предстоит хирургическая операция по удалению эпилептических нейронов). В результате на руках у исследователей оказался огромный массив данных по активности нейронов в момент произнесения человеком тех или иных звуков английского языка.

Первым делом авторы в своей статье в Nature обращают внимание на то, что конфигурации нейронов, работающих на согласных звуках, отличаются от конфигурации нейронов, действующих на гласных, — даже если при этом задействованы одни и те же мышцы языка, щёк и т. п. Между согласными и гласными есть характерные сходства, и это позволяет понять, почему мы можем спутать [т] и [д], но почти никогда не произносим гласный вместо согласного.

Кроме того, оказалось, что мозг координирует артикуляцию не по звуку, который должен в итоге получиться, а по движению мышц. То есть образец для сравнения — не звучащее слово, а набор движений языка, голосовых связок, губ и щёк. Исследователям удалось выявить несколько блоков нейронной активности: те, что контролируют звуки на кончике языка (например, [с]), отвечающие за звуки с задней поверхности языка ([г]) и те, что имеют отношение к губным (например, [м]). Нейронная активность для чистых гласных звуков разделилась на две части: та, которая нужна для округления губ («о»), и необходимая для звуков вроде «а», где губы округлять не нужно.

Если два звука рождаются при примерно одинаковой мышечной работе, то можно понять, почему мы иногда сбиваемся с одного на другой, как это бывает в скороговорках: мозг ориентируется не на итоговый звук, а на работу языка.
Невнятность речи связана с тем, что речевые нейроны забывают, как правильно двигать языком.

В будущем, надеются авторы работы, эти сведения помогут в терапии речевых расстройств, от лёгких дефектов речи до немоты.

Подготовлено по материалам Nature News.

Комментарии представителей сайтов-участников nan:
Иллюстация специалазации распознавателей в ходе научения различать схожие признаки. Такая специализация может сопровождаться появлением специализированных распознавателей в третичной зоне мозга, т.е. на уровне составляющих образов, способных к субъективизации..

Обсуждение Сообщений: 5. Последнее - 25.02.2013г. 20:11:22




Оценить статью >> пока еще нет оценок, ваша может стать первой :)

   
Архив новостей
Анонсы новостей сайтов-участников    http://www.scorcher.ru/xml/news.rss - что это?
Адаптивное обучение
Статья определяет необходимое в организации идеальной системы обучения с учетом механизмов организации психики - как иерархической системы усложняющихся уровней индивидуальной и социальной адаптивности (системы адаптивности на основе произвольности).
Адаптивное обучение.
18-05-2018г.

Тишина мысли
О выделенной зоне субъективного осознания и барьере произвольного внимания: Тишина мысли.
03-05-2018г.

Социальные проблемы психики
Цель статьи - показать общее сплетение проблем современности, увидеть общие основы, их порождающие: Социальные проблемы психики.
08-04-2018г.

Развитие ребенка и влияние родителей
Как родители и педагоги могут оптимизировать развитие ребенка и его обучение: Развитие ребенка и влияние родителей.
24-03-2018г.

Эффектор для фото
Сделал отдельное приложение, независимое от галереи: Эффектор для фото.
20-03-2018г.

Ученые - особая каста
О последствиях высочайшего авторитета науки, об использовании науки в личных целях, о том, насколько ты - ученый:: Ученые - особая каста.
11-03-2018г.

Роль религии в современном обществе
В статье, прежде всего, рассматриваются адаптивные аспекты влияния религии в обществе: Роль религии в современном обществе.
23-02-2018г.

Здоровье и счастливое долголетие
В статье кратко, но достаточно основательно обозначено то, от чего зависит здоровье и эффективная жизнь и то, как поддерживать этот оптимальный тонус физически и психически: Здоровье и счастливое долголетие.
09-02-2018г.

Понимание произвольности
Про абстрактную суть сознания, реализующего произвольность отвлечения от привычного. Попытаемся представить себе наглядно суть самоощущения своего Я: Понимание произвольности.
28-01-2018г.

Рекомендованные научно-популярные каналы на youtube
Рекомендованные каналы заключают просто гигантский потенциал популяризации с разных точек зрения: Рекомендованные научно-популярные каналы на youtube.
23-01-2018г.

Яндекс.Метрика
 посетителейзаходов
сегодня:22
вчера:11
Всего:279317