Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
ВХОД
 
 
Короткий адрес страницы: fornit.ru/2247
Содержание журнала Достижения науки, техники и культуры
Ссылка на первоисточник статьи: http://www.cnews.ru/news/top/index.shtml?2006/12/19/228768.

Чтение Шекспира видоизменяет мозг человека

Чтение Шекспира, как показали исследования, положительно воздействует на активность структур мозга. Это связано, в частности, с лингвистическими особенностями произведений Шекспира и, очевидно, поэзии вообще.
Ученые из Ливерпульского университета обнаружили, что язык шекспировских пьес возбуждает позитивную активность мозга, сообщает PhysOrg. По мнению исследователей, Шекспир применял особый лингвистический метод — т.н. функциональный сдвиг, в котором, например, существительное используется как глагол. Благодаря этому методу мозг начинает понимать, что означает слово, еще до того, как осознается функция слова в предложении. Это и вызывает всплеск активности мозга и заставляет его усиленно работать — в попытках понять, что именно хотел сказать Шекспир.
Профессор Филип Дэвис (Philip Davis) с факультета английского языка Ливерпульского университета приводит следующий пример. Читая, к примеру, фразу he godded me’ («он боготворит меня») из трагедии «Кориолан», английский читатель пытается составить своего рода цельную картину из отдельных фрагментов структурной головоломки («пазла»), поскольку слово God (Бог) очень редко используется в качестве глагола. Поэтому чтение Шекспира — нелегкое занятие даже для англичан.
А если человек пытается вникнуть в суть фразы, это приводит к настоящему взрыву мозговой активности. Шекспир как бы «вбрасывает» странные и, казалось бы, неуместные слова в обычные по виду фразы, и попытки осознать эти странности рождают ощущение драматичности момента уже от самой фразы.
Эксперты пока не могут понять, почему, скажем, незнакомое или не слишком известное слово не вызывает особых эмоций, а то же слово или самое обычное слово в необычном контексте вызывает усиление мозговой активности, причем позитивной.
Ливерпульские ученые провели испытания 20 добровольцев с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ). Деятельность мозга наблюдалась в ходе чтения испытуемыми пьес Шекспира.
Оказалось, что мозг по-разному реагирует на фразы разных типов. Например, фраза с неясным смыслом, но грамматически правильная, в ЭЭГ дает реакцию в форме отрицательной волновой модуляции (т.н. эффект N400). А если фраза грамматически неправильная, в ЭЭГ наблюдается другой эффект (т.н. Р600) — когда появление слова не на своем месте или в другом значении вызывает продолжительный положительный эффект.
Исследователи из Ливерпуля в настоящее время пробуют применять и другие диагностические методы (в частности, метод магнитоэнцефалографии и фунционального магнитно-резонансного сканирования) с целью выявления тех зон мозга, которые реагируют на слова и фразы. Развитие исследований в этом направлении поможет выяснить более общие вопросы — как слова и фразы влияют на развитие мозга и можно ли управлять им с помощью вербальных средств.
Многочисленные сторонники методик нейролингвистического программирования найдут в сообщении из Англии подтверждение своим теориям, хотя до понимания сути этого открытия еще очень далеко. Для российских исследователей высшей нервной деятельности открытие англичан также будет мощным стимулом — в русском языке и литературе можно отыскать немало примеров столь же ярко выраженного воздействия слова на сознание.
Собственно процесс чтения также остается в центре внимания психологов и нейрофизиологов. Проблема концентрации внимания во время чтения всерьез заинтересовала ученых. В США проводятся исследования так называемого феномена «отвлеченного» чтения. Цель эксперимента — выявить физиологические и психологические причины этого, как оказалось, массового явления и разработать методы повышения концентрации внимания для читателей всех возрастов.

Обсуждение Еще не было обсуждений.




Оценить статью >> пока еще нет оценок, ваша может стать первой :)

   
Архив новостей
Анонсы новостей    http://www.scorcher.ru/xml/news.rss - что это?
Путь решения проблемы сознания
Схемотехника адаптивных систем - Путь решения проблемы сознания.
07-02-2024г.

Развитие квалиа в онтогенезе или как именно мы все ощущаем
Последовательность формирования субъективных абстракций в механизмах произвольности выбора: Развитие квалиа в онтогенезе или как именно мы все ощущаем.
20-12-2023г.

Факторы деструктивного влияния в обществе: политика, реклама, соцсети, биржи, религия
Политические элиты все в большей степени паразитируют на обществе: Факторы деструктивного влияния в обществе: политика, реклама, соцсети, биржи, религия.
13-11-2023г.

Система децентрализованного управления обществом
Какой может быть эффективная система децентрализованного управления обществом: Система децентрализованного управления обществом.
08-09-2023г.

Принципиальные элементы фундаментальной теории сознания
Для верификации: Принципиальные элементы фундаментальной теории сознания.
07-08-2023г.

Коротко и ясно про мозг человека
Организации механизмов мозга человека: Коротко и ясно про мозг человека.
08-07-2023г.

Проблемы восприятия программной реализации искусственного разума
Анонсирование Beast: Проблемы восприятия программной реализации искусственного разума.
06-02-2023г.

О программной реализации живого существа
Анонс отчета: О программной реализации живого существа.
01-01-2023г.

Жизнь - Самоощущение - Разум
Терминологические определения понятий Жизнь, Самоощущение и Разум на основе выявленных механизмов реализации этих явлений в прототипе системы индивидуальной адаптивности: Жизнь - Самоощущение - Разум.
06-12-2022г.

Эссе «Одушевление»
Литературная демонстрация общей структуры самоощущения для всех живых существ, обладающих механизмами субъективных абстракций: Эссе «Одушевление».
20-03-2022г.

 посетителейзаходов
сегодня:00
вчера:00
Всего:12311299