Поиск по сайту
Изданы 4 книги сайта Форнит (бумажные и электронные версии).
Научно-популярная: «Познай себя» и специализированная: «Основы адаптологии».
Литературно-художественная интерпретация: двухтомник «Вне привычного».
Короткий адрес страницы: fornit.ru/2398
Содержание журнала Достижения науки, техники и культуры
Ссылка на первоисточник статьи: http://science.compulenta.ru/707937/.

Почему недостаток общения в детстве ухудшает работу мозга в зрелости

Автор: Кирилл Стасевич  

Исследователям удалось увидеть, как недостаток общения влияет на работу мозга. Дело оказалось в служебных глиальных клетках, которые в отсутствие социальных контактов плохо развиваются и потому формируют слабую миелиновую оболочку вокруг проводящих нейронных отростков.

Ветвистый олигодендроцит (красный), сидящий на <font class='thesaurus' title='Определение - по щелчку' onclick=show_dic_word('%ED%E5%E9%F0%EE%ED',event)>нейрон</font>ном <font class='thesaurus' title='Определение - по щелчку' onclick=show_dic_word('%E0%EA%F1%EE%ED',event)>аксон</font>е (зелёный) (фото <noindex><a target=_blank href=http://www.sciencephoto.com/>Dr. John Zajicek</a></noindex>).

Ветвистый олигодендроцит (красный), сидящий на нейронном аксоне (зелёный) (фото Dr. John Zajicek).

В 1980-х годах в нескольких сиротских приютах на территории Румынии проводили своеобразный эксперимент: детей оставляли в яслях совершенно одних, лишая их всяких социальных контактов. Так они проводили до 20 часов. Потом, когда дети выросли, неврологические и психологические тесты выявили у них различные аномалии в психике, от эмоциональной нестабильности до задержки умственного развития. Похожие результаты до этого были получены и на животных, мышах и макаках-резуса. Однако до сих пор учёные могли лишь строить предположения о механизмах этого явления.

Предположения эти обычно основывались на известном факте, что схема межнейронных соединений меняется по ходу того, как индивидуум получает новый опыт, обучается чему-либо и т. д. Нынешние эксперименты учёных из Гарвардской медицинской школы (США) показали, что дело тут не столько в нервных клетках, сколько в олигодендроцитах, служебных глиальных клетках. Олигодендроциты помогают нейронам выполнять свою работу, синтезируя миелин, необходимый для изоляции проводящих отростков нервных клеток. Миелин-производящие клетки сосредоточены в белом веществе мозга, где, как показали предыдущие исследования, и происходят основные изменения, вызванные недостатком социализации.

Эксперимент ставили на мышах. После того как мышата переставали питаться материнским молоком, их делили на три группы: одних сажали в клетку, где, кроме них, никого не было, другие попадали в окружение трёх товарищей, а третьих сажали в просторную клетку, где было много соседей и игрушек. Через четыре недели мышей из разных групп подсаживали друг к другу, чтобы посмотреть, как они будут общаться. Результаты были предсказуемы: те, кто рос с товарищами, 80% времени проводили, обнюхивая новых соседей и новое помещение. И наоборот: одиночки не проявляли никакого интереса к другим. Различия были и в когнитивных способностях. Мышей обучали простому тесту: плывя в водяном лабиринте, они должны были повернуть в правильную сторону. Животные, которые «воспитывались» в обществе себе подобных, усваивали задание за пять дней; тот, кто рос один, запоминал правильный вариант лишь за семь дней тренировок.

Но самое интересное ждало исследователей, когда они обратились к строению мозга. У животных, которые росли в изоляции, глиальные клетки, сопровождающие нейроны, были слабо разветвлены, несли короткие отростки и формировали тонкий миелиновый слой вокруг нейронных аксонов. Такие изменения случались лишь тогда, когда детёнышей изолировали сразу после того, как они переставали сосать материнское молоко, то есть на 21-й день жизни. Если же мышей оставляли в одиночестве через пять недель после рождения, ни к каким серьёзным последствиям это не вело.

Иными словами, недостаток общения влияет не столько на межнейронные соединения, сколько на техобслуживание нейронов: если миелиновый слой слишком тонок, недостаточно хорошо покрывает проводящие отростки, то это приводит к проблемам в передаче сигнала: сигнал слабеет, теряется, плохо доходит по назначению. Ну а это, в свою очередь, может уже сказаться на качестве и количестве синапсов. Учёным удалось даже выяснить в общих чертах молекулярный механизм, который за это отвечает. Оказалось, что социальная изоляция в период между третьей и пятой неделей от роду подавляет синтез белка NRG1 (neuregulin-1). NRG-1 важен для формирования у олигодендроцитов длинных, разветвлённых отростков, которыми они могут обхватывать нейрональные аксоны.

Таким образом, исследователям удалось — хотя бы и в общих чертах — выяснить, как социальные контакты стимулируют правильное развитие мозга. В будущем вы можете сколь угодно сторониться людей, но в раннем детстве общение — это, так сказать, физиологическая необходимость, без него в будущем вы рискуете получить неполноценный мозг.

Разумеется, все эти результаты были получены на животных, однако, как было сказано, недостаток общения приводит примерно к одинаковым результатам и у животных, и у людей, так что есть все основания полагать, что у человека тут задействован такой же механизм. Не исключено, что и некоторые психоневрологические болезни, вроде аутизма, случаются именно из-за таких неполадок в обслуживании нейронных цепей. Поскольку исследователям удалось проникнуть и в молекулярно-клеточный механизм этого феномена, можно надеяться, что работа подтолкнёт создание медикаментозных способов лечения аутизма и подобных ему заболеваний.

Статья исследователей вышла журнале Science.

Подготовлено по материалам ScienceNOW.


Обсуждение Еще не было обсуждений.


Оценить статью >> пока еще нет оценок, ваша может стать первой :)

   
Архив новостей
Анонсы новостей сайтов-участников    http://www.scorcher.ru/xml/news.rss - что это?
Достижения и недостатки при Путине
Обобщение доступных статистических материалов динамики параметров развития России с 2000 по 2017 годы:
Достижения и недостатки при Путине.
03-11-2017г.

Системное мышление и формализация
В статье показано, что такое системная модель и почему не системное исследование дает бессмысленные результаты:
Системное мышление и формализация.
24-09-2017г.

О демократии и либерализме
Надеюсь, что статья не будет красной тряпкой для верных Идее либералов и демократов, а послужит поводом для переосмысления многих интересных социальных проблем: О демократии и либерализме.
12-09-2017г.

Смерть и адаптивность
Более общим, чем естественный отбор, для личности является понятие своевременности и своеместности существования - хронотоп личности:
Смерть и адаптивность.
12-07-2017г.

Дети и политика
Что вырастит из ребенка: носитель чужих идей (робот), просто проживающее свою жизнь быдло или самобытный человек, сформировавший свое личное мнение по самым важным именно для себя вопросам: Дети и политика.
18-06-2017г.

Эвристика вероятности
Сегодня существуют методы, позволяющие даже в случае минимального жизненного опыта оценивать, насколько вероятно, что вам врут партнеры и близкие, насколько уверенно можно допускать зависимость между явлениями, в том числе, казалось бы, совершенно не связанными: Эвристика вероятности.


27-05-2017г.

Модели понимания и зависимость
В статье рассмотрена особенность субъективных моделей, негативная для адекватности понимания - зависимые состояния: Модели понимания и зависимость.
16-05-2017г.

Ненависть к несправделивости
Ненависть настолько сильное чувство и настолько имеет далеко идущие последствия, что стоит разобраться в этом психическом явлении: Ненависть к несправделивости.
19-04-2017г.

КПД политических революций
Насколько приемлемой для социума является политическая революция, суть которой многие апологеты ее необходимости для развития маскируют в самые различные формы:
КПД политических революций.
06-04-2017г.

Система произвольной адаптивности
Ясно и просто показываются принципы образования и взаимодействия функциональных элементов, присущих сознанию: Система произвольной адаптивности.
01-04-2017г.

Яндекс.Метрика
 посетителейзаходов
сегодня:55
вчера:00
Всего:22632402