Поиск по сайту
Главная книга сайта Форнит: «Мировоззрение».
Другие книги: «Познай себя», «Основы адаптологии» и «Вне привычного».
Короткий адрес страницы: fornit.ru/2404
Содержание журнала Достижения науки, техники и культуры

Чтобы настроиться на инструмент в руке, мозгу нужно полчаса

Автор: Кирилл Стасевич

Нейрофизиологи измерили время, которое нужно мозгу, чтобы привыкнуть к молотку в руке.

Нам хватает получаса, чтобы приспособить <font class='thesaurus' title='Определение - по щелчку' onclick=show_dic_word('%ED%E5%E9%F0%EE%ED',event)>нейрон</font>ные цепи к незнакомому инструменту в руке. (Фото <noindex><a target=_blank href=http://www.corbisimages.com>Matt Brandon</a></noindex>.)

 

Нам хватает получаса, чтобы приспособить нейронные цепи к незнакомому инструменту в руке. (Фото Matt Brandon.)

 

Всякий орган и всякая часть тела имеют представительство в головном мозге. Есть соответствующая часть моторной коры, которая является как бы нейронным отражением руки. И когда мы берём какой-нибудь инструмент (допустим, молоток), то он тут же встраивается в нейронную схему руки, и мозг начинает воспринимать инструмент как продолжение конечности.

Группа Эичи Наито из японского Национального института информационных и коммуникационных технологий не так давно показала, что есть особая область в теменной коре, которая занимается «внедрением» ручных инструментов в моторную кору. Эта зона создаёт, грубо говоря, образ молотка в виде нейронной схемы и подключает его к моторной коре, чтобы та им управляла. В новой статье, опубликованной в журнале Proceedings of the Royal Society B, исследователи рассказывают о том, сколько времени нужно мозгу, чтобы перенастроить нейронные схемы на использование инструмента.

Для эксперимента пригласили 13 добровольцев; их сажали перед монитором, на котором был диск. Размер диска можно было менять движением запястья: если запястье двигалось влево, диск увеличивался, если вправо — уменьшался. Целью упражнения было заставить мозг думать, что диск на экране есть продолжение руки. После серии тренировок начиналась вторая часть эксперимента, когда мозг пытались обмануть. Для этого сухожилия запястий стимулировали особым образом, так что сама рука не двигалась, однако нервная система воспринимала это как движение. При этом диск на экране никак не менялся.

Спустя какое-то время у участников эксперимента пропадало ощущение ложного движения, и сильнее всего это проявлялось у тех, кто учился соразмерять свои движения с виртуальным инструментом. Иначе говоря, если диск не менялся, мозг быстрее понимал, что его обманывают, и переставал принимать во внимание стимуляцию сухожилий.

По словам учёных, чтобы сделать из инструмента продолжение руки, нервной системе было нужно около 30 минут. Это значит, что, беря в руки молоток или чайную ложку, нам достаточно получаса, чтобы в мозгу образовались новые нейронные пути, предназначенные для управления рукой с предметом. Как они будут с этим справляться — другой вопрос; учёных занимал сам факт появления таких нейронных схем, а не их умелость. При этом исследователи обращают особое внимание на то, что инструмент вовсе не обязательно должен быть материален: достаточно его визуального представления.

Эти данные, безусловно, будут весьма полезны врачам-нейрофизиологам и инженерам, разрабатывающим устройства, которыми можно было бы управлять силой мысли.

Подготовлено по материалам ABC Science.

 


Обсуждение Еще не было обсуждений.




Качества статьи, оцененные пользователями Экспертов: 1
   
Архив новостей
Анонсы новостей сайтов-участников    http://www.scorcher.ru/xml/news.rss - что это?
Адаптивное обучение
Статья определяет необходимое в организации идеальной системы обучения с учетом механизмов организации психики - как иерархической системы усложняющихся уровней индивидуальной и социальной адаптивности (системы адаптивности на основе произвольности).
Адаптивное обучение.
18-05-2018г.

Тишина мысли
О выделенной зоне субъективного осознания и барьере произвольного внимания: Тишина мысли.
03-05-2018г.

Социальные проблемы психики
Цель статьи - показать общее сплетение проблем современности, увидеть общие основы, их порождающие: Социальные проблемы психики.
08-04-2018г.

Развитие ребенка и влияние родителей
Как родители и педагоги могут оптимизировать развитие ребенка и его обучение: Развитие ребенка и влияние родителей.
24-03-2018г.

Эффектор для фото
Сделал отдельное приложение, независимое от галереи: Эффектор для фото.
20-03-2018г.

Ученые - особая каста
О последствиях высочайшего авторитета науки, об использовании науки в личных целях, о том, насколько ты - ученый:: Ученые - особая каста.
11-03-2018г.

Роль религии в современном обществе
В статье, прежде всего, рассматриваются адаптивные аспекты влияния религии в обществе: Роль религии в современном обществе.
23-02-2018г.

Здоровье и счастливое долголетие
В статье кратко, но достаточно основательно обозначено то, от чего зависит здоровье и эффективная жизнь и то, как поддерживать этот оптимальный тонус физически и психически: Здоровье и счастливое долголетие.
09-02-2018г.

Понимание произвольности
Про абстрактную суть сознания, реализующего произвольность отвлечения от привычного. Попытаемся представить себе наглядно суть самоощущения своего Я: Понимание произвольности.
28-01-2018г.

Рекомендованные научно-популярные каналы на youtube
Рекомендованные каналы заключают просто гигантский потенциал популяризации с разных точек зрения: Рекомендованные научно-популярные каналы на youtube.
23-01-2018г.

Яндекс.Метрика
 посетителейзаходов
сегодня:11
вчера:11
Всего:32923497