Поиск по сайту
Главная книга сайта Форнит: «Мировоззрение».
Другие книги: «Познай себя», «Основы адаптологии» и «Вне привычного».
Короткий адрес страницы: fornit.ru/2409
Содержание журнала Достижения науки, техники и культуры
Ссылка на первоисточник статьи: http://science.compulenta.ru/673888/.

Происхождение цветов в языке, или Какой назвали первым, красный или синий?

Автор: Кирилл Стасевич  

Независимо от культурных особенностей названия цветов в человеческих языках появлялись в той последовательности, в которой их видят зрительные рецепторы.

Появление названий для цветов в языках было подчинено особенностям работы наших зрительных <font class='thesaurus' title='Определение - по щелчку' onclick=show_dic_word('%F0%E5%F6%E5%EF%F2%EE%F0',event)>рецептор</font>ов. (Фото <noindex><a target=_blank href=http://www.corbisimages.com>Pulse</a></noindex>.)
Появление названий для цветов в языках было подчинено особенностям работы наших зрительных рецепторов. (Фото Pulse.)

Учёные и философы постоянно задаются вопросом, одинаково ли мы воспринимаем мир. Скажем, если два человека видят голубя, насколько одинаковым будет образ птицы у каждого из них? Судя по тому, что мы можем общаться друг с другом, картина мира у нас большей частью совпадает. Ну а если мы примем во внимание культурные различия? Будет ли «красный» одинаково красным для мексиканца и японца?

Учёные действительно пытаются решить этот вопрос при помощи цветовой шкалы: они исследуют названия цветов, используемые в разных культурах. Так, было установлено, что между культурами существуют заметные различия в используемой палитре: некоторые цвета широко используются одними народами, в то время как у других для них нет даже названия. При этом учёные обнаружили, что названия цветов появляются в строго определённой последовательности, которая повторяется у различных культур: чёрный, белый, красный, зелёный, жёлтый и синий. То есть если в языке есть название для зелёного цвета, то существует название и для красного; но наличие в культуре имён для белого и чёрного не обязательно говорит о том, что тут могут назвать красный и зелёный.

Международная группа итальянских и индийских исследователей изучила это феномен и пришла к выводу, что такая цветовая иерархия отражает некоторые особенности нашей зрительной системы.

Эксперимент, который поставили исследователи, в чём-то напоминает игру «крокодил», только куда более сложную. Два человека общались виртуально; одному из них показывали два или более предметов определённого цвета, а второй должен был угадать, что показали первому. При этом называть цвет было нельзя; тот, кто описывал предмет, придумывал для его цвета слово-заменитель. Со временем угадывающий понимал, что означает выдуманное слово. Учёные указывают, что они учитывали то, как работают наши зрительные рецепторы, то есть разные оттенки могли быть опознаны без труда.

В журнале PNAS авторы описывают цветовой ряд, который им удалось построить: красный, пурпурный, фиолетовый, жёлто-зелёный, синий, оранжевый, голубой. Это означает, что испытуемые проще и быстрее понимали друг друга, когда речь шла о цветах из начала этого ряда. Это похоже на цветовой ряд, о котором говорят культурологические исследования, и одновременно совпадает с физиологической чувствительностью человеческого глаза: наши рецепторы действительно лучше видят красный, чем синий. В процессе формирования языка человек в первую очередь давал названия тому, что его больше всего беспокоит или что он лучше всего знает или чувствует, — так красный цвет стал в этом ряду первым. Можно с уверенностью сказать, что подобные лингвистические закономерности больше, чем эмоции, обязаны своим происхождением человеческой биологии.

Подготовлено по материалам LiveScience.


Обсуждение Еще не было обсуждений.




Оценить статью >> пока еще нет оценок, ваша может стать первой :)

   
Архив новостей
Анонсы новостей сайтов-участников    http://www.scorcher.ru/xml/news.rss - что это?
Адаптивное обучение
Статья определяет необходимое в организации идеальной системы обучения с учетом механизмов организации психики - как иерархической системы усложняющихся уровней индивидуальной и социальной адаптивности (системы адаптивности на основе произвольности).
Адаптивное обучение.
18-05-2018г.

Тишина мысли
О выделенной зоне субъективного осознания и барьере произвольного внимания: Тишина мысли.
03-05-2018г.

Социальные проблемы психики
Цель статьи - показать общее сплетение проблем современности, увидеть общие основы, их порождающие: Социальные проблемы психики.
08-04-2018г.

Развитие ребенка и влияние родителей
Как родители и педагоги могут оптимизировать развитие ребенка и его обучение: Развитие ребенка и влияние родителей.
24-03-2018г.

Эффектор для фото
Сделал отдельное приложение, независимое от галереи: Эффектор для фото.
20-03-2018г.

Ученые - особая каста
О последствиях высочайшего авторитета науки, об использовании науки в личных целях, о том, насколько ты - ученый:: Ученые - особая каста.
11-03-2018г.

Роль религии в современном обществе
В статье, прежде всего, рассматриваются адаптивные аспекты влияния религии в обществе: Роль религии в современном обществе.
23-02-2018г.

Здоровье и счастливое долголетие
В статье кратко, но достаточно основательно обозначено то, от чего зависит здоровье и эффективная жизнь и то, как поддерживать этот оптимальный тонус физически и психически: Здоровье и счастливое долголетие.
09-02-2018г.

Понимание произвольности
Про абстрактную суть сознания, реализующего произвольность отвлечения от привычного. Попытаемся представить себе наглядно суть самоощущения своего Я: Понимание произвольности.
28-01-2018г.

Рекомендованные научно-популярные каналы на youtube
Рекомендованные каналы заключают просто гигантский потенциал популяризации с разных точек зрения: Рекомендованные научно-популярные каналы на youtube.
23-01-2018г.

Яндекс.Метрика
 посетителейзаходов
сегодня:22
вчера:11
Всего:274322