Поиск по сайту
Главная книга сайта Форнит: «Мировоззрение».
Другие книги: «Познай себя», «Основы адаптологии» и «Вне привычного».
Короткий адрес страницы: fornit.ru/2714
Содержание журнала Достижения науки, техники и культуры
Ссылка на первоисточник статьи: http://science.compulenta.ru/655340/.

Между растением и животным, или Удивительная жизнь одной инфузории

Автор: 

Кирилл Стасевич

Ресничная инфузория Mesodinium chamaeleon всю жизнь не может выбрать, кем ей быть: поймав водоросль и побыв за счёт фотосинтеза какое-то время растением, она переваривает своего фотосинтезирующего «раба» и снова становится животным.

Инфузория рода Mesodinium (фото <noindex><a target=_blank href=http://www.flickr.com/photos/microagua/>PROYECTO AGUA** /** WATER PROJECT</a></noindex>).

Инфузория рода Mesodinium (фото PROYECTO AGUA** /** WATER PROJECT).

Многие животные в течение жизни претерпевают удивительные превращения. Достаточно вспомнить гусеницу и бабочку: если человек ничего не знает о метаморфозе у насекомых, он легко отнесёт их к разным видам. Но, как бы ни трансформировался внешний вид, какие-то базовые признаки не меняются: и гусеница, и бабочка, и головастик, и взрослая лягушка остаются животными, то есть пищу они получают извне, из окружающей среды. Сами себя, как растения, они кормить не в состоянии.

И всё же есть организмы, которые балансируют на грани между животными и растениями: в течение жизни они несколько раз превращаются то в тех, то в других.

Исследователи из Копенгагенского университета (Дания) обнаружили весьма своеобразную ресничную инфузорию Mesodinium chamaeleon, живущую в морских водах вблизи Скандинавского полуострова и Северной Америки. Большинство представителей ресничных инфузорий активно охотятся, плавая в воде с помощью ресничек, покрывающих тело. Однако некоторые виды рода Mesodinium ведут себя иначе. Они поглощают микроскопические водоросли и удерживают их внутри себя: водоросль снабжает инфузорию углеводами, синтезируемыми в процессе фотосинтеза, а инфузория служит для водоросли чем-то вроде передвижного дома. Так поступает, например, M. rubrum, которая отдаёт предпочтение красным водорослям.

Можно сказать, что до какого-то момента эта инфузория является животным, а потом превращается в растение. Но M. chamaeleon представляет собой ещё более любопытный феномен. Водоросль, попавшая в M. chamaeleon, становится чем-то вроде раба, которого, несмотря на прилежно выполняемую работу, всё равно ожидает казнь: через несколько недель инфузория переваривает поглощённые водоросли, поступая как самое настоящее животное. При этом M. chamaeleon не делает разницы между зелёными и красными водорослями и может в течение жизни несколько раз менять цвет (за что и получила своё видовое название).

Со стороны это выглядит так, как если бы инфузория никак не могла решить, кем ей быть — фотосинтезирующим растением или животным-гетеротрофом.

В отличие от школьного примера растения-животного, эвглены зелёной, у инфузории M. chamaeleon нет собственных хлоропластов, полученных в результате эволюции. В статье, опубликованной в Journal of Eukaryotic Microbiology, учёные утверждают, что именно так могло быть обставлено появление в клетках эукариот митохондрий. Считается, что митохондрии произошли от бактерий, которых поглотили древнейшие предки эукариот. Поначалу эти предки не могли удержаться от того, чтобы переварить пойманные бактерии, но постепенно отношения между хищником и жертвой всё больше начинали напоминать симбиоз. И на примере M. chamaeleon мы можем наблюдать как бы иллюстрацию самых первых стадий этого процесса, занявшего миллионы лет эволюции.

Подготовлено по материалам NewScientist.


Обсуждение Еще не было обсуждений.




Оценить статью >> пока еще нет оценок, ваша может стать первой :)

   
Архив новостей
Анонсы новостей сайтов-участников    http://www.scorcher.ru/xml/news.rss - что это?
Расширение личной памяти
Каждый авторизованный может расширить свою память: Расширение личной памяти.
18-06-2018г.

Адаптивное обучение
Статья определяет необходимое в организации идеальной системы обучения с учетом механизмов организации психики - как иерархической системы усложняющихся уровней индивидуальной и социальной адаптивности (системы адаптивности на основе произвольности).
Адаптивное обучение.
18-05-2018г.

Тишина мысли
О выделенной зоне субъективного осознания и барьере произвольного внимания: Тишина мысли.
03-05-2018г.

Социальные проблемы психики
Цель статьи - показать общее сплетение проблем современности, увидеть общие основы, их порождающие: Социальные проблемы психики.
08-04-2018г.

Развитие ребенка и влияние родителей
Как родители и педагоги могут оптимизировать развитие ребенка и его обучение: Развитие ребенка и влияние родителей.
24-03-2018г.

Эффектор для фото
Сделал отдельное приложение, независимое от галереи: Эффектор для фото.
20-03-2018г.

Ученые - особая каста
О последствиях высочайшего авторитета науки, об использовании науки в личных целях, о том, насколько ты - ученый:: Ученые - особая каста.
11-03-2018г.

Роль религии в современном обществе
В статье, прежде всего, рассматриваются адаптивные аспекты влияния религии в обществе: Роль религии в современном обществе.
23-02-2018г.

Здоровье и счастливое долголетие
В статье кратко, но достаточно основательно обозначено то, от чего зависит здоровье и эффективная жизнь и то, как поддерживать этот оптимальный тонус физически и психически: Здоровье и счастливое долголетие.
09-02-2018г.

Понимание произвольности
Про абстрактную суть сознания, реализующего произвольность отвлечения от привычного. Попытаемся представить себе наглядно суть самоощущения своего Я: Понимание произвольности.
28-01-2018г.

Яндекс.Метрика
 посетителейзаходов
сегодня:11
вчера:33
Всего:227244