Поиск по сайту
Главная книга сайта Форнит: «Мировоззрение».
Другие книги: «Познай себя», «Основы адаптологии» и «Вне привычного».
Короткий адрес страницы: fornit.ru/2425
Содержание журнала Достижения науки, техники и культуры
Ссылка на первоисточник статьи: http://science.compulenta.ru/630251/.

Чем отличаются «волшебные пузырьки» в отростках нервных клеток

Автор: Кирилл Стасевич

Исследователи нашли разницу между нейромедиаторными везикулами нервных клеток: эти цистерны с сигнальными молекулами различны не только в своём поведении, но и в строении мембраны, выполняемой работе и способах образовани.

Везикулы быстрого реагирования и спящие везикулы на конце <font class='thesaurus' title='Определение - по щелчку' onclick=show_dic_word('%ED%E5%E9%F0%EE%ED',event)>нейрон</font>ного отростка (рисунок авторов работы).

Везикулы быстрого реагирования и спящие везикулы на конце нейронного отростка (рисунок авторов работы).

Передача нервного импульса между нейронами осуществляется с помощью нейромедиаторов. Когда на передающий нейрон приходит сигнал, он выделяет в синаптическую щель специальные вещества, которые сигнализируют принимающему нейрону, что пора возбуждаться. Вещества эти называются нейромедиаторами, их существует целый класс, и до сих пор иногда среди них обнаруживаются новички. Разные нейроны используют разные соединения для передачи информации о сигнале, но в общем эта схема верна для всех нервных клеток.

Поскольку нейромедиаторы могут понадобиться в любой момент, нейрон держит их наготове в специальных мембранных пузырьках-везикулах, собранных вблизи синапса. Роль этих пузырьков, их строение и динамика изучаются не один десяток лет. В то же время с везикулами связана одна крупная загадка, до сих пор не находившая решения.

В какой-то момент учёные заметили, что разные группы пузырьков с нейромедиаторами различаются по поведению. Часть из них находится в непосредственной близости от мембраны нейрона и освобождает нейромедиатор в ответ на пришедший импульс. Обновляется эта группа везикул тут же, путём эндоцитоза. Вместе с тем бόльшая часть пузырьков — около 80% — существует как бы в спящем виде; она находится чуть в глубине относительно синапса и на приходящие импульсы никак не реагирует. Внешне эти пузырьки ничем не отличаются от оперативных, возобновляющихся везикул, и многие исследователи предположили, что одни пузырьки разнятся с другими только своим положением в клетке: находящиеся вблизи синапса реагируют на нервные импульсы, а те, что располагаются чуть дальше, просто спят.

Как показала группа исследователей из Университета Калифорнии в Сан-Франциско, различия между этими везикулами всё-таки есть. По её данным, опубликованным в журнале Neuron, спящие везикулы удерживает на месте белок VAMP7 (vesicle-associated membrane protein). Этот мембранный белок есть и на мобильных везикулах, но на спящих его во много раз больше. Если у молекулы VAMP7 отрезать определённый фрагмент, то везикулы начнут высвобождать заключённый в них нейромедиатор наружу. Кроме этого, обновление тех и других везикул происходит разными способами.

По словам исследователей, спящие мембранные пузырьки — это не «запасные игроки», а команда, предназначенная для несколько иных процессов. Возможно, они используются не для простой передачи импульса, а для укрепления синапса, повышения прочности и надёжности синаптического контакта. Спящие 80% «волшебных пузырьков» могут определять тип и силу нервного контакта, и, таким образом, именно они в первую очередь становятся по удар при развитии самых разных неврологических расстройств, начинающихся с вмешательства в синаптические контакты.

Подготовлено по материалам Университета Калифорнии в Сан-Франциско.


Обсуждение Еще не было обсуждений.




Оценить статью >> пока еще нет оценок, ваша может стать первой :)

   
Архив новостей
Анонсы новостей сайтов-участников    http://www.scorcher.ru/xml/news.rss - что это?
Адаптивное обучение
Статья определяет необходимое в организации идеальной системы обучения с учетом механизмов организации психики - как иерархической системы усложняющихся уровней индивидуальной и социальной адаптивности (системы адаптивности на основе произвольности).
Адаптивное обучение.
18-05-2018г.

Тишина мысли
О выделенной зоне субъективного осознания и барьере произвольного внимания: Тишина мысли.
03-05-2018г.

Социальные проблемы психики
Цель статьи - показать общее сплетение проблем современности, увидеть общие основы, их порождающие: Социальные проблемы психики.
08-04-2018г.

Развитие ребенка и влияние родителей
Как родители и педагоги могут оптимизировать развитие ребенка и его обучение: Развитие ребенка и влияние родителей.
24-03-2018г.

Эффектор для фото
Сделал отдельное приложение, независимое от галереи: Эффектор для фото.
20-03-2018г.

Ученые - особая каста
О последствиях высочайшего авторитета науки, об использовании науки в личных целях, о том, насколько ты - ученый:: Ученые - особая каста.
11-03-2018г.

Роль религии в современном обществе
В статье, прежде всего, рассматриваются адаптивные аспекты влияния религии в обществе: Роль религии в современном обществе.
23-02-2018г.

Здоровье и счастливое долголетие
В статье кратко, но достаточно основательно обозначено то, от чего зависит здоровье и эффективная жизнь и то, как поддерживать этот оптимальный тонус физически и психически: Здоровье и счастливое долголетие.
09-02-2018г.

Понимание произвольности
Про абстрактную суть сознания, реализующего произвольность отвлечения от привычного. Попытаемся представить себе наглядно суть самоощущения своего Я: Понимание произвольности.
28-01-2018г.

Рекомендованные научно-популярные каналы на youtube
Рекомендованные каналы заключают просто гигантский потенциал популяризации с разных точек зрения: Рекомендованные научно-популярные каналы на youtube.
23-01-2018г.

Яндекс.Метрика
 посетителейзаходов
сегодня:11
вчера:00
Всего:177217