Поиск по сайту
Проект публикации книги «Познай самого себя»
Узнать, насколько это интересно. Принять участие.
Короткий адрес страницы: fornit.ru/2253
Содержание журнала Достижения науки, техники и культуры
Ссылка на первоисточник статьи: http://www.cnews.ru/news/top/index.shtml?2006/09/01/210016.

Шимпанзе хранят и чтут культурную традицию

Впервые ученым удалось доказать, что у высших приматов, как и у людей, также имеется так называемое «поведение обучения». Оказалось, что шимпанзе не просто подчиняются нормам поведения, принятым в их группе в текущий момент, но могут передавать свой опыт и традиции другим особям и делают это.

Как сообщает Terra Daily, исследования, проведенные в университетах Эмори (США) и Сент-Эндрюс (Шотландия), показали, что шимпанзе передают культуру потомкам, формируя и поддерживая культурную традицию, а также обладают здоровым конформизмом, препятствующим передаче "чего попало" - навыков, полученных случайным, не обусловленным социальной структурой общества, образом.

Впервые ученым удалось доказать, что у высших приматов, как и у людей, также имеется так называемое «поведение обучения». Оказалось, что шимпанзе не просто подчиняются нормам поведения, принятым в их группе в текущий момент, но могут передавать свой опыт и традиции другим особям и делают это.

Тем самым обнаружилось, что шимпанзе не только формируют свою собственную традицию - цепочку, связывающую поколения - но и целенаправленно подготавливают потомство к вступлению во взрослую жизнь. Более того - разнообразие культурных форм, выявленное учеными в мире шимпанзе, устпает лишь человеческой культуре.

Исследования проводились в национальном исследовательском центре приматов университета Эмори в Йерксе. В отличие от предыдущих исследований, в которых приматам пытались "навязать" характерные для человека модели культурного поведения, был использована уникальная методика, позволяющая перенести эксперимент на уровень группы, а не отдельной особи, и сосредоточиться на коммуникации между особями.

Для этого была использована методология "двойного действия" (two-action methodology). С ее помощью удалось преодолеть барьер между использовавшимися прежде исследовательскими методиками - наблюдением за особями в их естественной среде и экспериментами по передаче социальных навыков непосредственно одной обезьяне.

Ученые поставили перед обезьянами, разделенными на 3 группы, одна из которых была контрольной, задачу "обучения через наблюдение". Для этого в каждой из 2 экспериментальных групп было отобрано по одной "значимой" самке, которую отдельно от остальных добывать пищу из экспериментальной установки. Чтобы получить фрукты, самке из первой группы необходимо было сдвинуть дверцу, а другой - приподнять ее. Когда обе освоились с поставленными задачами, другим шимпанзе из экспериментальных групп позволили наблюдать за их действиями на протяжении недели.

Обнаружилось, что при этом члены группы собирались вокруг "эксперта", внимательно наблюдали за ее действиями, после чего успешно справлялись с подобной задачей. В третьей группе имелась аналогичная установка с фруктами, однако обучение "эксперта" не осуществлялось, и обезъяны добраться до вожделенного лакомства не могли.

Значимость открытия феномена культуры в мире животных трудно переоценить. Однако не менее важным, хотя и неожиданным, результатом, явилось обнаружение в среде шимпанзе "социального конформизма", препятствующего "замусориванию" культуры и ее размыванию в набор полезных приемов.

В обоих группах обезьян выявились пытливые особи, нашедшие бреши в установках и научившиеся извлекать фрукты из нее "нестандартным" образом. Тем не менее, их деятельность традицией не стала - большинство из них вернулось впоследствии к нормам, предложенным "культурным авторитетом". Выявилось также, что обезьяны передавали свои поведенческие навыки в цепи из шести шимпанзе, моделировавших 6 поколений - примерно 90-летний период в реальных условиях.

Неожиданные результаты, полученные группой, ставят перед человечеством непростые вопросы об истинной природе различий между людьми и животным миром. Немаловажно и то, что представителям современной "культуры" иной раз не мешает поучиться и у шимпанзе тому, как хранить собственную культуру незамутненной.

Обсуждение Еще не было обсуждений.


Оценить статью >> пока еще нет оценок, ваша может стать первой :)

   
Архив новостей
Анонсы новостей сайтов-участников    http://www.scorcher.ru/xml/news.rss - что это?
Субъективные модели действительности
Обзор эволюционного появления субъективных моделей действительности: Субъективные модели действительности.
30-11-2016г.

Словарный запас, используемый в тексте
Словарный запас, используемый в тексте, сколько раз используются слова (по убыванию числа): Статистика слов в тексте
25-11-2016г.

Книга по психологии
Книга по психологии - в поддержку проекта публикации.
30-09-2016г.

От рефлексов к произвольности
Переход рефлекторно сформированного действия в произвольно организованные автоматизмы:
От рефлексов к произвольности.
03-09-2016г.

Психическое явление Интерес или Инициатива наказуема?
Психическое явление Интерес или Инициатива наказуема?
17-08-2016г.

Психическое явление Превосходство
Об адаптивной роли явления превосходства, начиная с базовых механизмов реализации осознанного внимания: Психическое явление Превосходство.
09-08-2016г.

Иллюзия счастья или Стратегическая ошибка сапиенсов
Про уход от реальности или пренебрежение активной адаптивностью: Иллюзия счастья или Стратегическая ошибка сапиенсов
20-06-2016г.

Как правильно выйти замуж
Вопрос: как не продешевить с замужеством - один из актуальных.
Как правильно выйти замуж.
30-05-2016г.

Тестирование личных представлений о системной нейрофизиологии
Самопроверься перед участием в дискуссиях об интеллекте и разуме: Тестирование личных представлений о системной нейрофизиологии.
24-05-2016г.

Очевидность
О роли очевидности в психике: Очевидность.

Pokemon GO скачать  1  2  (3)  4  5  6  



15-05-2016г.

Активность
Главная
Темы
Показы
Полезное
О сайте
Яндекс.Метрика
 посетителейзаходов
сегодня:11
вчера:33
Всего:213313