Поиск по сайту
Главная книга сайта Форнит: «Мировоззрение».
Другие книги: «Познай себя», «Основы адаптологии» и «Вне привычного».
Короткий адрес страницы: fornit.ru/2253
Содержание журнала Достижения науки, техники и культуры
Ссылка на первоисточник статьи: http://www.cnews.ru/news/top/index.shtml?2006/09/01/210016.

Шимпанзе хранят и чтут культурную традицию

Как сообщает Terra Daily, исследования, проведенные в университетах Эмори (США) и Сент-Эндрюс (Шотландия), показали, что шимпанзе передают культуру потомкам, формируя и поддерживая культурную традицию, а также обладают здоровым конформизмом, препятствующим передаче "чего попало" - навыков, полученных случайным, не обусловленным социальной структурой общества, образом.

Впервые ученым удалось доказать, что у высших приматов, как и у людей, также имеется так называемое «поведение обучения». Оказалось, что шимпанзе не просто подчиняются нормам поведения, принятым в их группе в текущий момент, но могут передавать свой опыт и традиции другим особям и делают это.

Тем самым обнаружилось, что шимпанзе не только формируют свою собственную традицию - цепочку, связывающую поколения - но и целенаправленно подготавливают потомство к вступлению во взрослую жизнь. Более того - разнообразие культурных форм, выявленное учеными в мире шимпанзе, устпает лишь человеческой культуре.

Исследования проводились в национальном исследовательском центре приматов университета Эмори в Йерксе. В отличие от предыдущих исследований, в которых приматам пытались "навязать" характерные для человека модели культурного поведения, был использована уникальная методика, позволяющая перенести эксперимент на уровень группы, а не отдельной особи, и сосредоточиться на коммуникации между особями.

Для этого была использована методология "двойного действия" (two-action methodology). С ее помощью удалось преодолеть барьер между использовавшимися прежде исследовательскими методиками - наблюдением за особями в их естественной среде и экспериментами по передаче социальных навыков непосредственно одной обезьяне.

Ученые поставили перед обезьянами, разделенными на 3 группы, одна из которых была контрольной, задачу "обучения через наблюдение". Для этого в каждой из 2 экспериментальных групп было отобрано по одной "значимой" самке, которую отдельно от остальных добывать пищу из экспериментальной установки. Чтобы получить фрукты, самке из первой группы необходимо было сдвинуть дверцу, а другой - приподнять ее. Когда обе освоились с поставленными задачами, другим шимпанзе из экспериментальных групп позволили наблюдать за их действиями на протяжении недели.

Обнаружилось, что при этом члены группы собирались вокруг "эксперта", внимательно наблюдали за ее действиями, после чего успешно справлялись с подобной задачей. В третьей группе имелась аналогичная установка с фруктами, однако обучение "эксперта" не осуществлялось, и обезъяны добраться до вожделенного лакомства не могли.

Значимость открытия феномена культуры в мире животных трудно переоценить. Однако не менее важным, хотя и неожиданным, результатом, явилось обнаружение в среде шимпанзе "социального конформизма", препятствующего "замусориванию" культуры и ее размыванию в набор полезных приемов.

В обоих группах обезьян выявились пытливые особи, нашедшие бреши в установках и научившиеся извлекать фрукты из нее "нестандартным" образом. Тем не менее, их деятельность традицией не стала - большинство из них вернулось впоследствии к нормам, предложенным "культурным авторитетом". Выявилось также, что обезьяны передавали свои поведенческие навыки в цепи из шести шимпанзе, моделировавших 6 поколений - примерно 90-летний период в реальных условиях.

Неожиданные результаты, полученные группой, ставят перед человечеством непростые вопросы об истинной природе различий между людьми и животным миром. Немаловажно и то, что представителям современной "культуры" иной раз не мешает поучиться и у шимпанзе тому, как хранить собственную культуру незамутненной.

Обсуждение Еще не было обсуждений.




Оценить статью >> пока еще нет оценок, ваша может стать первой :)

   
Архив новостей
Анонсы новостей сайтов-участников    http://www.scorcher.ru/xml/news.rss - что это?
Социальная значительность
О всеобъемлющей, нарастающей проблеме общества: Социальная значительность.
19-07-2018г.

Расширение личной памяти
Каждый авторизованный может расширить свою память: Расширение личной памяти.
18-06-2018г.

Адаптивное обучение
Статья определяет необходимое в организации идеальной системы обучения с учетом механизмов организации психики - как иерархической системы усложняющихся уровней индивидуальной и социальной адаптивности (системы адаптивности на основе произвольности).
Адаптивное обучение.
18-05-2018г.

Тишина мысли
О выделенной зоне субъективного осознания и барьере произвольного внимания: Тишина мысли.
03-05-2018г.

Социальные проблемы психики
Цель статьи - показать общее сплетение проблем современности, увидеть общие основы, их порождающие: Социальные проблемы психики.
08-04-2018г.

Развитие ребенка и влияние родителей
Как родители и педагоги могут оптимизировать развитие ребенка и его обучение: Развитие ребенка и влияние родителей.
24-03-2018г.

Эффектор для фото
Сделал отдельное приложение, независимое от галереи: Эффектор для фото.
20-03-2018г.

Ученые - особая каста
О последствиях высочайшего авторитета науки, об использовании науки в личных целях, о том, насколько ты - ученый:: Ученые - особая каста.
11-03-2018г.

Роль религии в современном обществе
В статье, прежде всего, рассматриваются адаптивные аспекты влияния религии в обществе: Роль религии в современном обществе.
23-02-2018г.

Здоровье и счастливое долголетие
В статье кратко, но достаточно основательно обозначено то, от чего зависит здоровье и эффективная жизнь и то, как поддерживать этот оптимальный тонус физически и психически: Здоровье и счастливое долголетие.
09-02-2018г.

Яндекс.Метрика
 посетителейзаходов
сегодня:22
вчера:00
Всего:274376