Поиск по сайту
Изданы 4 книги сайта Форнит (бумажные и электронные версии).
Научно-популярная: «Познай себя» и специализированная: «Основы адаптологии».
Литературно-художественная интерпретация: двухтомник «Вне привычного».
Айн Рэнд: Атлант расправил плечи


    страница Галереи Идей
    Категория: Общий
    Источник: http://www.peoples.ru/art/literature/prose/roman/rand/
    Короткий адрес страницы: fornit.ru/1805

Айн Рэнд: Атлант расправил плечи

По рукам блогеров пошла книжка, уже давно искрившая у америкосов и почитаемая там не менее, чем библия, настолько, что некоторые называют ее "библией бизнеса". И вот это почитание накрыло легких на доверчивость крикливых первонахов нашего инета.

Можно найти плюс по всем (типа нет худа без добра), так что и эта книжка в чем-то как-то заставляет задуматься, но исключительно только тех, кто до этого вообще почти ни о чем не задумывался всерьез ("быдл") или подпавших под восторженное влияние, над вопросами, которые им, в силу некотрой ограниченности и поверхностного мышления просто не приходили в голову. А в остальном...

Если уж у автора нет добротной, целостной мировоззренческой основы, то попытка сопоставлять и обобщать факты не приведет к дееспособной теории, не приведет к понимаю сути происходящего... Айн Рэнд засвечивается буквально постоянно своим невежеством и непониманием принципов адаптивности индивида и социума. Отсюда - поверхностное (на бытовом уровне) мышление, но далеко погрязшее в домыслах. А домыслы, если находятся далеко от практического жизненного опыта, всегда неадекватны действительности. Айн Рэнд лишь рассуждает, философствует, не проверив ничего на собственном опыте или хотя бы корректно - на чужом опыте, и в заблуждениях заходит очень далеко. Поэтому никакой она не футуролог, никакой она не исследователь (тот, кто строго следует научной методологии исследования), она - философ в самом порочном смысле этого слова...

К тому же с литературным даром у нее проблемс: она - типичный графоман... Вот примеры (и качеством перевода это не объясняется :), как говорится, без комментариев:

 

...Белый прямоугольник возвышался над крышами домов, глася с  непреклонной категоричностью: второе сентября.

...Глубоко вросшие в землю корни сжимали холм мертвой хваткой,  и Эдди казалось, что если великан схватит дуб за верхушку и дернет что есть  силы, то  не сможет вырвать  его с  корнем, а лишь сорвет  с места холм, а с ним  и всю землю, и она повиснет на корнях дерева, словно шарик на веревочке.

... Двадцать лет назад он сказал: "Только то,  что правильно". С  тех  пор  он  никогда  не сомневался в истинности этих  слов. Других вопросов для него просто не существовало; он был слишком занят, чтобы задавать  их себе.  Ему  все еще  казалось очевидным и  предельно ясным, что человек должен  делать только то, что  правильно, и  он так и не понял,  как люди могут поступать иначе;  понял только, что они так поступают. Это до сих пор казалось ему простым и непонятным: простым, потому что все в мире должно быть правильно, и непонятным,  потому что это было не так. Он знал,  что это не так.  Размышляя об  этом, Эдди завернул  за  угол...

... Эдди подумал  о скважинах, откуда  фонтаном били  черные  потоки нефти, извергавшиеся  на  поверхность  так  стремительно,  что  поезда  "Финикс  - Дуранго"  едва  успевали  развозить ее. 

... Я  не собираюсь покупать новую машинку.  Новые сделаны  из  олова и никуда  не  годятся.  Когда все старые  машинки  развалятся,  наступит конец машинописи.  Сегодня утром  в метро произошла авария - тормоза  теперь ни к черту. ... У меня  на  лестнице  опять все лампочки повыкручивали. Сердце побаливает. Утром не смог купить капель от кашля, потому что аптека на нашей улице  на прошлой неделе обанкротилась. А месяц назад обанкротилась железная дорога "Техас вестерн". (типа вот они - свидетельства неизбежного краха цивилизации)

... Она никогда раньше не  слышала  этой симфонии, но знала, что ее написал Ричард Хэйли. Она узнала неистовство  и  необычайную  насыщенность звучания. Узнала его стиль,  то была  чистая  и в то  же время  сложная мелодия -  во времена, когда композиторы забыли, что  такое мелодия,  она  сидела, глядя в потолок, забыв,  где  находится.

... Она  стояла рядом  и  наблюдала, как  он молчаливо, со знанием дела выполняет свою работу. Она не спала уже две ночи, но и сегодня не могла позволить себе уснуть. Поезд прибывал в Нью-Йорк рано утром, времени  оставалось не так уж много, а ей нужно было еще многое обдумать.

... Она выглядела совсем молодой, лишь рот  и глаза выдавали, что ей за  тридцать. Прямой  и взволнованный  взгляд  темно-серых глаз словно пронизывал насквозь, отбрасывая за  ненадобностью все, что не имело значения.

.... Дэгни подумала, что, будь она сумасшедшей, то пришла бы к выводу, что ее брат потому так не хотел иметь дело с Реардэном, что тот

всегда  относился к  работе  с невероятной ответственностью,  исполняя все в срок и предельно качественно.  Но она не стала делать такой вывод - ни один человек не может испытывать такие чувства.

... его лицо - она успела заметить - не изменилось. Как лицо  может оставаться таким же. когда  все остальное ушло? Напрасно они

напечатали снимок, на  котором он улыбается. Такая улыбка не  для газет. Это улыбка человека, который  способен видеть,  знать и придавать  существованию величие. Это  насмешливо-вызывающая  улыбка блестящего интеллекта.

... Ему казалось нелепостью возрастающее вмешательство стихии в жизнь и дела людей. Раньше такого не было. Если зима выдавалась необычайно суровой, это не создавало особых проблем; если участок железной дороги смывало наводнением, никто не сидел на консервах в течение двух недель; если во время грозы выходила из строя электростанция, то такое учреждение, как Государственный институт естественных наук, не оставалось без электричества в течение пяти дней. Пять дней бездействия этой зимой, вспоминал Стадлер, остановленные лабораторные установки и безвозвратно потерянное время. И это тогда, когда его отдел занимается проблемами, затрагивающими самую суть мироздания...

... - Вы действительно считаете, что мы хотим, чтобы эти законы выполнялись? - продолжил доктор Феррис. - Мы хотим, чтобы их нарушали. Вам следует уяснить, что перед вами не команда бойскаутов, и тогда вы поймете, что наш век - не век красивых жестов. Сейчас время силы и власти. Вы вели осторожную игру, но мы знаем настоящий трюк, и вам надо научиться ему. Невозможно управлять невинными людьми. Единственная власть, которую имеет любое правительство, - это право применения жестоких мер по отношению к уголовникам. Что ж, когда уголовников не хватает, их создают. Столько вещей объявляется криминальными, что становится невозможно жить, не нарушая законов. Кому нужно государство с законопослушными гражданами? Что оно кому-нибудь даст? Но достаточно издать законы, которые невозможно выполнять, претворять в жизнь, объективно трактовать, - и вы создаете государство нарушителей законов и наживаетесь на вине.

... - Посмотри вокруг, - сказал он. - Город - это застывшее мужество. Мужество людей, которым пришлось думать о каждом болте, заклепке, электрогенераторе, нужных для строительства. Мужество сказать не "мне кажется", а "это так", отвечая за свои слова головой. Ты не одинока. Эти люди существуют. Они были всегда. Были времена, когда люди сидели в пещерах, бессильные перед надвигающейся эпидемией или ураганом. Способны ли члены совета директоров вывести людей из пещер и привести их сюда?

... Он вел себя так, будто уверенно руководил собой и передавал ей свою уверенность, чтобы к ней вернулось самообладание. Он даже не дал ей времени подумать, почему они здесь и вместе. У Дэгни возникло необъяснимое чувство, что он потерял свою власть над ней. Некоторое время оба молчали, она смотрела на его лоб, скулы и губы, он сидел, отвернувшись от нее. Но она знала, что он пытался вновь обрести что-то утраченное.

... Обнаружив, что до отправления последнего поезда остается три свободных часа, она отправилась прогуляться по округе, чтобы выбраться из безмолвия города. Она шла наугад по петляющим горным тропам среди скал и снега, пытаясь забыться, потому что понимала, что должна прожить этот день...

... Он видел, как они, подобно обезьянам, заучившим несколько движений, пытаются начать производство его металла, не имея представления о том, что в течение десяти лет происходило в лаборатории "Реардэн стил", десяти лет страстной преданности и мучительных усилий. Справедливо, что им следует называть это чудесным металлом. Это единственно возможное название, которое они могли дать десятилетнему труду и таланту, породившим этот металл. В их глазах он не мог быть ничем, кроме чуда, порождения неведомого и непознаваемого начала, объекта природы, который нельзя объяснить, но можно схватить, как камень или растение, - ведь на то они и существуют, чтобы их хватать.

... Он вспомнил голос этого лакея от науки, который говорил ему: "Мы стремимся к власти, и у нас серьезные намерения. Вы, ребята, оказались трусами, а мы знаем, что делать". Мы не стремились власти, мысленно ответил он духовным прародителям этого лакея, мы не жили тем, что отбирали у других. 

... это походило на обещание, отчаянно стремящееся к исполнению. В сознании Дэгни зазвучала музыка, та, которую она редко вспоминала: не Пятый концерт Хэйли, а Четвертый - крик мучительной битвы, с прорывающимися мощными аккордами основной темы - далекого и прекрасного видения, которого можно достигнуть. (запарила легендарным пятым концертом! :)

 

Таков стиль, слог и смысловой уровень всего текста, не говоря о надуманности ситуаций, передергивании персонажей, насильственное и неестественное вставление им в рот своих идей. Это должно бы раздражать любого нормального человека, который еще не подпал под расхожее мнение, что читает Величайший Бестселлер. Не будь заранее этого высокого мнения, мало кто перешагнул бы несколько страниц, сразу распознав довольно недалекую, глуповатую невежду. Но большинство людей легко принимает хорошо пропиаренное мнение предвзято, и их скепсис остается невостребованным.

Можно даже условно выделить такое - как жанр, в котором пишут для доверчивых лохов такие "писатели" как Норбеков, Зеланд, Монро, Уилсон, Тихоплавы, Луиза-Хэй и т.п. Ну, это как бы блатная песенка "Мурка", но в эпической подаче, т.е. те, кто взахлеб поплывут по морю такой прозы, просто и не заметят мутной воды...

Суть всего огромного текста: атланты-бизнесмены, на которых держался мир, вымирают и все рушится из-за новых социальных веяний, которые угробят цивилизацию.

Экономические и социологические представления автора - наивны и превратны (и никаким творческим вымыслом это не оправдаешь), это сквозит буквально в любом эпизоде, затрагивающим такую тематику.

Персонажи или кране положительные (так и светятся) или крайне отрицательные, они легко заводятся в пространные философствования.

Даже в самом деле серьезным исследователям, умеющим корректно сопоставлять и обобщать, не дано делать столь далекие экстраполяции. Но, понимая тенденции и, главное, понимая механизмы организации психики и формирования ее в социуме, вполне возможно проследить эти тенденции, чтобы увидеть то, к чему они приводят достаточно неизбежно: Общество будущего. И в этой картине нет места противоречивым и надуманным находкам, которые навешивает на благодарные уши Айн  Рэнд. Тем более нет места тому пессимизму, что она пророчит.

 

В противовес:

ДЕКОНСТРУКЦИЯ ФИЛОСОФИИ АЙН РЭНД: ЕЕ МАРКСИСТСКИЕ И БОЛЬШЕВИСТСКИЕ КОРНИ (В СВЯЗИ С ПУБЛИКАЦИЕЙ ЕЕ РОМАНОВ В РОССИИ)

 

Власть - как социально-психическое явление

О философии

Мировоззрение.

Понимание. Умение понимать. Общение.

Разумный скептицизм.

Общество будущего

 

 

 

 


Данные о публикации:
Айн Рэнд покоряет Россию. По рукам блогеров пошла книжка, уже давно искрившая у америкосов и почитаемая там не менее, чем библия, настолько, что некоторые называют ее "библией бизнеса". И вот это почитание накрыло легких на доверчивость крикливых первонахов нашего инета.
Starts: 2011-12-03 12:00PM
Москва
Россия

Обсуждение Сообщений: 47. Последнее - 26.12.2011г. 9:23:52



Авторские права сайта Fornit



Яндекс.Метрика