Короткий адрес страницы: fornit.ru/2975
На форум
  Автор

Инструменты мышления (мыслеструктуры)

(Просмотров: 7179)
Род: Мужской
Constructor
УДАЛЕН

Сообщений: 65
1. « Сообщение №16653, от Март 07, 2010, 02:34:13 PM»

Инструмент мышления (Мыслеструктура) - это концепция в нашей голове, которая помогает описать другие явления.

Пример инструмента мышления - инструмент анализа явлений с помощью среднего арифметического. С помощью средних величин мы можем проанализировать средний доход, средний рост людей, но помня при этом, что средняя может плохо и грубо что-либо описывать. Сама средняя арифметическая - это форма (шаблон, образец, заготовка). Данные о доходах людей - это содержание.
С помощью средней мы анализируем совокупность людей.

Итак, сам инструмент мышления можно представить, как форму, которая ничего из себя не представляет без содержания, а содержанием выступает явление, которое мы анализируем.
Условимся: Инструмент мышления=мыслеструктура (так исторически сложилось)

Еще один пример инструмента - это анализ явлений с помощью положительной обратной связи (ПОС). Сама концепция положительной ОС не является мыслеструктурой. Она ей является только тогда, когда мы анализируем явление с помощью ПОС.
Развернутый пример с положительной ОС
Положи́тельная обра́тная связь(ПОС) — тип обратной связи, при котором изменение выходного сигнала системы приводит к такому изменению входного сигнала, которое способствует дальнейшему отклонению выходного сигнала от первоначального значения.
Пример ПОС развитие телефонов. Телефоны развивались сначало очень медленно, так как их существовало очень мало (никто не будет устанавливать телефон, если ими пользуются только двое). Постепенно количество телефонов увеличивалось и увеличивались желающие установить, вместе с тем увеличивалось желание производить их т.е количество желающих прямо пропорционально количеству телефонов, а количество телефонов растет вместе с количеством желающих и тут произошел "взрыв" распространений телефонов.
Это пример того, как определенное явление мы анализировали с помощью инструмента ПОС.

Другой инструмент мышления - анализ прироста (дифферинцирование). Например мы можем проанализировать, на сколько секунд возрастет долгота дня, чтоб экстраполировать эти данные, помня при этом все недостатки этого метода. Или проанализировать прирост скорости со временем. Такие методы изучались большинством студентов в курсе мат анализа.

Излюбленный инструмент британских ученых - анализ корелляций, с помощью которого можно изучать различные зависимости (но это опасный инструмент, так как с помощью него легко доказать какой-нибудь бред).
Метод анализа корреляций и есть инструмент нашего мышления.

Я пытаюсь собрать эти инструменты, для того, чтоб я смог лучше анализировать мир.
Я назвал только самые распространенные инструменты, но есть и неявные, которые используются редко.

Об инструментах:
1. Мыслеструктура - это инструмент мышления, а не теория, описывающая какое-либо явление, хотя многие теории можно применять, как инструмент. Теория строения атомного ядра мыслеструктурой не является, а многие излюбленные вами паттерны проектирования являются (а точнее мыслеструктуры базируются на этих паттернах)
2. Мыслеструктура - это метод анализа, применяемый в разных областях знаний (как в физике, так и в биологии, так и в социологии), а не только в каой-либо одной области. Так дифферинцирование применяется не только в математике, но и в инженерии, физике, экономике, а анализ цен с помощью индексов применяется только в социально-экономической сфере.
3. Всего я нашел 85 мыслеструктур. каждый день нахожу штук по 15, разыскивая по разным справочникам и интернету.
4. Каждая мыслеструктура (инструмент мышления) описывает только один аспект явления. (я сам по себе агностик потому, что человек не может охватить одной мыслью всю сущность сложной вещи, поэтому он должен рассматривать явления с разных аспектов)
5. Принцип критического анализа. Если эти инструменты (синоним - шаблоны, мыслеструктуры) использовать не правильно, не знать недостатков инструментов, то можно неправильно понять действительность. см средняя температура по больнице
6. Я подумал и до меня дошло, что я собираю (именно собираю, а не изобретаю) велосипед. Этот велосипед разобран, его части разбросаны по всем областям знаний, но его нет как целого. Я очень обрадуюсь, если кто-нибудь найдет все эти мыслеструктуры и предоставит их мне.
7. Я назвал только очевидные инструменты мышления, не думайте, что из тех 85 инструментов остальные будут такими же очевидными.
8. Принцип пользы. Если я вижу инструмент мышления, который используется очень редко, то я его не включаю в свой список и не описываю его.
9. Принцип очевидности. Если я вижу слишком очевидную мыслеструктуру (та же средняя арифметическая), то я ее не включаю в список, так как ее все знают.
10. Кто хорошо знает и применяет паттерны проектирования? Я проанализировал не все паттерны.
11. О шаблонности. Нет знание паттернов не приведет к шаблонному мышлению, если не использовать его бездумно.
Почитайте о паттернах программирования в вики, в разделе критика, много общего с моей проблемой.
12. О недостатках многих инструментов мышления. Прежде чем применять инструмент - ознакомьтесь с его недостатками.
Я могу часами перечислять недостатки средней арифметической, как метода анализа или регрессионного анализа, но об этом уже писали специалисты.
13. Об универсальности. Я уверен, что инструменты мышления подойдут не всем, так как мозг у всех разный. Но это не значит, что они никому вообще не подойдут.
14. Тому, кто даст свой инструмент мышления, поставлю плюс.
15. Мыслеструктура является формой, а то что мы анализируем - содержание. Метод регрессионного анализа - форма, данные (показатели, различные описания) - содержание. Метод дифференцирования - форма, скорость нашей машины, которую мы дифференцируем - содержание.

Я собираю эти инструменты мышления. Я хочу, чтоб вы мне помогли их собрать, кто даст мне инструмент - тому дам плюс.


evg
Имеет права модератора этой темыSr. Poster

Сообщений: 139
2. « Сообщение №16654, от Март 07, 2010, 03:46:45 PM»

Предложу свой вариант инструмента мышления-головной мозг мыслящего.или вся совокупность нервных проводимостей,сложившихся в результате развития и жизнедеятельности особи.


Род: Мужской
nan
Имеет права полного администратора сайта - админ

Сообщений: 12218


E-Mail
3. « Сообщение №16655, от Март 07, 2010, 04:06:16 PM»

Это проделал еще Аристотель, системно и универсально. И назвал формальной логикой.




Род: Мужской
Constructor
УДАЛЕН

Сообщений: 65
4. « Сообщение №16657, от Март 07, 2010, 04:56:37 PM»

Это развивается дальше формальной логики


Род: Мужской
nan
Имеет права полного администратора сайта - админ

Сообщений: 12218


E-Mail
5. « Сообщение №16658, от Март 07, 2010, 05:25:30 PM»

типа в полную мистику? :) что может быть еще дальше формальной логики в рамках адекватных реальности формализаций?




Род: Мужской
Constructor
УДАЛЕН

Сообщений: 65
6. « Сообщение №16661, от Март 07, 2010, 06:28:28 PM»

Математика.


Род: Мужской
nan
Имеет права полного администратора сайта - админ

Сообщений: 12218


E-Mail
7. « Сообщение №16662, от Март 07, 2010, 06:36:07 PM»

аминь...




Род: Мужской
N_A
Имеет права полного администратора сайта - админ

Сообщений: 444


ICQ: 191-87-85-92
8. « Сообщение №16664, от Март 08, 2010, 12:24:49 AM»

А мне понравилось. Nan, ты не находишь, что это очень похоже на обсуждавшийся в свое время вопрос об некотором наборе важных принципов, которые находят свое применение в самых разнообразных жизненных ситуациях "по аналогии". Выделение таких принципов весьма условно, но почему бы нет, ведь не всеми человек владеет от рождения, и среди них есть довольно хитрые, новые, существенно упрощающие подход к решению целых классов задач.

Простой пример: получив однажды опыт, что много "хорошего", лучше чем мало "хорошего", мы по аналогии будем применять это правило к самым разнообразным вещам: еде, деньгам, ширине интернет канала, числу контактов в аське. Но вскоре реальность заставит нас пересмотреть принцип, внеся в него такое понятие как "насыщение"(когда, например, инет быстрый, а качать нечего), а возможно и "перенасыщение" - "отравление". И вот мы имеем довольно фундаментальный принцип, который применяем повсемесно и даже неосознанно. Нетрудно заметить, как простые принципы находят отражения в поговорках, которые, собсвтвенно, и являются аналогом списка автора (который я не видел): "одна голова - хорошо, а 2 лучше", "сколько волка ни корми...", "все - яд, все - лекарство...".

Я так понял автор не ищет применяемые редко принципы, но если они имеют определенную изюминку, позволяющие их выделить в отдельный принцип, то кто даст гарантию, что в определеной реальной ситуации он не будет востребован и не станет очень важным? Например, в задаче про волка, козу и капусту, есть изюминка без котрой не решить аналогичную задачу в реальности, хоть нам и не часто приходится попадать в такие ситуации.


Айк
Имеет права полного администратора сайта - админ

Сообщений: 3768
9. « Сообщение №16665, от Март 08, 2010, 01:30:21 AM»

Критерии сбора выше описанной коллекции не совсем понятны... У тебя тут и паттерны проектирования, и различные математические приёмы, всё в кучу.

Как справедливо было указано выше, было бы разумно обратить внимание на логику. Логика (греч. logik ) - наука о приемлемых способах рассуждения (БСЭ). Можно ли логику всегда назвать наукой, я не знаю, но то, что подобная твоей задача уже давно была поставлена и много толковых людей ей занималось, по-моему, несложно заметить. :)

 

Цитата: "Условимся: Инструмент мышления=мыслеструктура (так исторически сложилось)".

Можно узнать ссылки на конкретные книги, работы, по которым было бы возможно проследить заявленную сложившуюся исторически связь?

 

Цитата: "Я собираю эти инструменты мышления. Я хочу, чтоб вы мне помогли их собрать"

Не знаю, правильно ли я понимаю, что именно ты собираешь, но думаю, что эта статья тебе в какой-то мере поможет либо скорректировать собственные рассуждения, либо, если они достаточно разумны, развить их и расширить свою коллекцию инструментов: "полезная статья" <== не рекомендую читать её бегло, по диагонали :)

 

ПостСкриптум: ты собираешь эти "мыслеструктуры" минимум с 22 февраля этого года. Так что, если верить твоим словам, то число собранных тобой структур уже должно было бы перевалить за две сотни :) Это я к тому, что паттерны прогнозирования оказываются слабо применимы в простой жизненной ситуации, где ко всем факторам подключается лень писать новое сообщение и используется "копи-паста". В итоге, в жизни такое безрассудное абстрогирование может принести больше вреда, чем пользы. Сам порыв безоблачного переноса формальных методов, стиля суждений на реальную жизнь, по-моему, крайне опасен и вреден. Это неверная дорога, которая в итоге может неплохо покалечить психику и не только...

Дабы не быть голословным, приведу пример, только не воспринимай на свой счет. Статья "Синдром философической интоксикации (книга полностью))":

Пациент начинает анализировать механизмы автоматизированных действий, мотивы поступков окружающих людей, собственные реакции, используя философско-психологическую терминологию, неологизмы. Он перестает адекватно воспринимать мир и реальность, пытаясь все втиснуть в схему, склонен обсуждать собственные «открытия» с друзьями, сверстниками и взрослыми, записывать свои мысли, читать огромный объем соответствующей литературы. Поведение человека с синдромом «философической интоксикации» носит навязчивый для окружающих характер.




Род: Мужской
nan
Имеет права полного администратора сайта - админ

Сообщений: 12218


E-Mail
10. « Сообщение №16666, от Март 08, 2010, 08:42:27 AM»

тоже выскажусь более детализовано :)

В отличие от реального мира (динамика причинности, основывающаяся на базовых взаимодействиях), где постичь его сотворение невозможно пока не подойдешь к этому с сегодняшнего конца по хорошо утоптанной тропе уже познанного, формальная логика (субъективные абстракции, описывающие взаимоотношения реальности и формализованные в условной символьной форме) позволяют сразу описать свои основы, т.е. то, что имеет наиболее широкую границу корректного использования и выстроить систему более частных формализаций, т.е. предназначенных для более узкой границы использования.

Это взял и гениально проделал Аристотель, поразив до афанарения на многие столетия вперед своих последователей. Афанарение продолжается и сегодня очень у многих творцов несуществующего.

Сумев сотворить мир формальной логики с самого основания, Аристотель с упоением продолжил возводить конструкции в уже даже очень частных границах применения, доказывая, например, почему у мухи должно быть 8 ног и даже не удосуживаясь проверить так ли это в реале, ведь логические-то цепи были непорочны.

Прикол в том, что субъективная формализация позволяет вводить понятия, которых нет в реальном мире и использовать их со всей полнотой и непогрешимостью. Мало того, формальная логика позволяет давать непогрешимые объяснения реальным явлениям (как в примере с мухой) на основе разумно введенных представлений. Этот метод объяснения реальности назван методом Аристотеля. Необходим следующий, послеаристотелевский уровень мировоззрения, чтобы понимать границы использования самой логики.

Можно сказать, что Аристотель стал идеологом философии, дав ей формально обоснованные методы субъективного развития идей. Появилось множество самых разных до противоположности целостных и внутренне не противоречивых философских систем (см. О философии), основанных на неких субъективных посылках в субъективно приданном контексте понимания (т.е. высосанных из Большого Пальца без методологически корректных попыток сопоставления с реальностью), а также просто бессистемных увлеченных рассуждений и тем же грехом удаления от реального.

Вообще-то формальная логика - неотъемлемая составляющая любой предметной области исследования. Вот только для адекватности реальности нужно сначала исследовать реальность, а потом делать формализованное описание с заданием границы его использования. Для следующего шага исследования нужно попробовать развить формальную логику этого описания в гипотезу, подлежащую, опять таки, обязательной проверке реальностью.

Таким образом любая предметная область исследований расширяет формальную логику в своей специфике применения. И, конечно, не претендует на то, чтобы ее частные абстракции, вроде формального решения, к примеру, какого-то уравнения, назывались громко "Мыслеструкторой" и собирались в бессистемную кучу утверждений, не корректных в отсутствии обозначенной границы использования. Таких абстракций вовсе не 85 или сколько-то, их может быть бесконечно много. И в предметной области "Клиника инфекционных заболеваний" средняя температура по боткинской больнице - вполне корректное понимание специфики иммунного ответа, наиболее характерное для данного заболевания.



Спасибо за это сообщение! Благодарность от: Айк

Род: Мужской
N_A
Имеет права полного администратора сайта - админ

Сообщений: 444


ICQ: 191-87-85-92
11. « Сообщение №16667, от Март 08, 2010, 09:51:17 AM»

У меня сложилось ощущение от обсуждения, которое можно продемонстрировать такой аналогией:
Например, человек просит помочь ему составить список алгоритмов сортировки некой абстрактной последовательности, при этом называет эти алгоритмы громким словом "Инструментом мышления" и довольно нестрого описывает свойства, которым должен удовлетворять алгоритм сортировки, чтобы попасть в список.

Такая вольность в терминологии и нестрогость в рассуждениях вызывает у собеседников желание оградить автора от распространенных ошибок. В итоге, вместо собеседников автор получает оппонентов, а вместо конкретных алгоритмов - предостережения о порочности их бездумного применения и указанием на то, что по теме вычислений есть работы столетней давности таких отцов как Тьюринг и фон Нейман.

Пусть автор меня поправит, если я его не верно вижу ситуацию.

Спасибо за это сообщение! Благодарность от: Айк

Род: Мужской
Constructor
УДАЛЕН

Сообщений: 65
12. « Сообщение №16668, от Март 08, 2010, 02:41:23 PM»

Вы правы, насчет того, что нельзя все явления подставить под готовые схемы. Более того я могу согласится, что если это зайдет слишком далеко, то может вызвать навязчивую идею все объяснять готовыми схемами. Да, действительно многие вещи описываются слишком грубо и неподходят под "стандартные описания", про что я указывал выше. Например средняя см http://lurkmore.ru/Средняя_температура_по_больнице . Но тем не менее хоть небольшую, но пользу можно получить.
Насчет того, что "все в кучу". Да, действительно здесь свалено в кучу ибо я сам плохо разобрался в этом, но я очень благодарен за конструктивную критику, особенно, что касается предостережений о вреде психики всякими "идеями фикс".

Спасибо за это сообщение! Благодарность от: Constructor, Constryctor