Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
ВХОД
 
 

Короткий адрес страницы: fornit.ru/16231
или fornit.ru/ax1-35-543

Внимание привлекает то, что обладает наивысшим сочетанием нового и важного

Использовано в предметной области:
Системная нейрофизиология (nan)
  • раздел: Новизна-значимость (nan)

  • Используемый довод статьи (аксиома):
    Внимание привлекает то, что обладает наивысшим сочетанием нового и важного
    Вес уверенности: Имеет дополнительные подтверждения независимых специалистов

    Представим, что нам показывают три картинки с тремя фруктами: яблоком, апельсином и чем-то буро-зеленым и волосатым, нам совсем незнакомым. Если нас попросить показать на этих картинках нечто под названием «киви», мы, скорее всего, ткнем пальцем в незнакомый фрукт – потому что как называются два других, мы и так знаем.

    Считается, что дети познают мир точно так же, то есть методом исключения связывают новые слова с неизвестными предметами. То есть чтобы ребенок быстрее учился, нужно смешивать знакомое и незнакомое – знакомые вещи будут помогать усваивать то, что он еще не видел и не знает. Однако, как утверждают исследователи из Висконсинского университета в Мадисоне, в случае детей знакомые вещи порой не помогают, а мешают запоминать новое.

     

    В эксперименте детям в возрасте чуть старше трех лет и чуть младше четырех показывали по две картинки: на одной было что-то знакомое, например, кошка или коробка, а на другой – какой-то странный неизвестный предмет. На картинках нужно было показать именно незнакомый предмет, то есть ребенку говорили что-то вроде «Найди пифо», и вот это «пифо» нужно было соотнести с незнакомым странным предметом. Чтобы понять, на что направлено внимание детей, использовали специальное оборудование, которое позволяло отследить направление взгляда.

    По идее, отталкиваясь от знакомого объекта, дети должны были смотреть на незнакомый, особенно когда они слышали незнакомое слово. Однако оказалось, что знакомый объект знакомому объекту рознь, потому что среди них есть более интересные и менее интересные. И если знакомый объект для ребенка очень интересен, то он все равно будет смотреть на него, отвлекаясь от просьбы найти что-то неведомое. Например, кошка или какая-нибудь ярко раскрашенная знакомая штука явно будут более привлекательными, чем какая-нибудь однотонная коробка, пусть даже такую коробку ребенок раньше никогда не видел.

    В другом варианте эксперимента детям показывали сразу два незнакомых предмета, один – из предыдущего опыта, то есть как бы знакомый незнакомый предмет, другой совсем незнакомый; и точно так же, как и раньше, с одним из них требовалось соотнести незнакомое слово. И здесь тоже все зависело от интереса: если «знакомый незнакомый» предмет выглядел не более и не менее интересным, чем «новый незнакомый», то неизвестное слово дети к большей вероятностью относили к «новому незнакомому» – ведь его-то они еще никогда не видели. Но если «знакомый незнакомый» предмет выглядел более занимательным, чем второй, то дети с равной вероятностью называли новым словом оба предмета. Подробно результаты исследований описаны в статье в Child Development.

    На всякий случай подчеркнем, что авторы работы не доискивались того, почему ребенку тот или иной предмет кажется интересным и как именно он кажется интересным. Важно было только оценить разницу в интересе, а это можно было сделать, проследив за взглядом – вряд ли кто-то будет спорить с тем, что дети (да и не только дети) внимательнее всего смотрят на то, что им интересно. И если им предмет неинтересен, то они вряд ли запомнят, как он называется. 

    Кому-то может показаться неожиданным, что дети вовсе не всегда стремятся к новому и только новому. Но тут нужно понять, что новое – не всегда синоним интересного, и пытаясь научить ребенка чему-то, стоит помнить, что привычный умывающийся котик может быть для него намного занятнее всех тех новых вещей, которые вы ему рассказываете и показываете.

    Автор: Кирилл Стасевич



    Источник: Знакомые вещи детям могут быть намного интереснее, чем что-то новое
    Дата создания: 09.04.2018
    Последнее редактирование: 09.04.2018

    Относится к аксиоматике: Системная нейрофизиология.

    Оценить cтатью >>

    Другие страницы раздела "Новизна-значимость":
  • Значение эмоций для закрепления опыта
  • Функциональная значимость нового
  • Механизм субъективизации объектов внимания
  • Условия привлечения внимания
  • Эволюционное обоснование появления сознания
  • Новизна мотивирует
  • Функции и механизм "ориентировочного рефлекса"
  • Ориентировочный рефлекс
  • Сеть Кохонена может служить как детектор новых явлений
  • Модулирующие нейроны
  • Новизна, внимание, побуждение к исследованию нового
  • Исследовательская мотивация
  • Развитие внимания
  • Патология гиппокампа при шизофрении
  • Адаптивность и запоминание последовательности событий
  • Е. Соколов Ориентировочный рефлекс
  • Рефлекс избегания
  • Удивление заставляет детей исследовать окружающий мир
  • Генез и эволюция ориентировочно-исследовательского поведения
  • В мозге птиц обнаружен механизм, не позволяющий переучивать выученное
  • А. Иваницкий: Мозговая основа субъективных переживаний
  • Нейроны новизны
  • Боязнь нового более свойственна стрессированным
  • Ориентировочный рефлекс подавляет другие рефлексы
  • Нейроны внимания в префронтальной коре
  • Холинергическая система и ориентировочный рефлекс
  • Субъективная значимость
  • Ориентировочный рефлекс и ориентировочно-исследовательская деятельность
  • Ориентировочный рефлекс и его компоненты
  • Ориентировочный рефлекс как основа внимания
  • Ориентировочный рефлекс: нейронные механизмы
  • Механизмы ориентировочного поведения
  • Как новизна влияет на запоминание
  • Ориентировочный рефлекс у осьминога
  • Чем больше значимость объекта, тем более вероятно внимание на нем.
  • Мозг не осознает привычные вещи

    Чтобы оставить комментарии нужно авторизоваться:
    Авторизация пользователя