Поиск по сайту
Проект публикации книги «Познай самого себя»
Узнать, насколько это интересно. Принять участие.

Короткий адрес страницы: fornit.ru/5170
или fornit.ru/ax1-26-320

Цвет как психологическое и психофизиологическое явление

Использовано в предметной области:
Системная нейрофизиология (nan)
  • раздел: Распознавание образов (nan)
  • раздел: Критические периоды развития (nan)


  • Оглавление

    Введение...............................................................................................
    Глава 1. Механизмы восприятия цвета и их развитие........................
    1.1. Цвет как психофизиологическое явление........................................
    1.2. Восприятие цвета в процессе индивидуального развития человека........................


    Глава 2. Прикладное значение цвета...................................................
    2.1. Влияние цвета на центральную нервную систему и вегетативную нервную систему
    и его использование в психодиагностике...................................................
    2.2. Связь цвета с психосоциальными характеристиками личности........
    2.3. Цвет в различных областях, смежных с психологией..............................
    Выводы...................................................................................
    Заключение...................................................
    Библиографический список.........................

    Введение

    Актуальность темы. Зрение является основным источником информации о внешнем мире, и цвет является неотъемлемым свойством всех предметов: мы постоянно испытываем на себе его влияние. Можно сказать, что окружающий нас мир – это комбинация световых пятен разной яркости и цвета.
    Цвет, как совокупность оттенков, представляет собой устойчивую семантическую структуру, соотнесенную с эмоционально-личностными особенностями человека. Цвет является самостоятельной системой ориентации в действительности, независимой от предметной. Таким образом, предметы с помощью цвета связаны с нашим душевным и функциональным состоянием. И наиболее интересно то, что эта связь минует на своем пути сознание.
    Действительно, цвет – мощное средство воздействия на психику человека. И сила цвета во многом заключается в том, что он способен «обойти» защитные механизмы нашего сознания и действовать на бессознательном уровне. Поэтому в этом своем качестве он становится очень привлекательным средством для психологических манипуляций. Соответственно современный человек должен знать и понимать, как цвет воздействует на его организм и психику, чтобы лучше ориентироваться в окружающем мире.
    У истоков культуры цвет был равноценен слову. Цветовой образ является аналогом высказывания, т.е. допускает закономерную "проекцию" содержания в категориальную систему развитых форм значений, в том числе вербальных. Отсюда, «язык цвета» сопоставим с речью и обладает ее функциями: коммуникативной, номинативной, выразительной и побудительной.
    Далее, одним из важнейших положений этой темы является то, что цвет способен закономерно выражать эмоциональное (личностно-смысловое) отношение субъекта к чему-то значимому и самому себе. В цвете происходит визуализация эмоционального отношения. Свойство цвета преобразовывать наше душевное состояние и сигнализировать об этом изменении имеет оборотную сторону. Если мы обозначаем кого-то (или себя) с помощью цвета, мы сообщаем этим, какое душевное состояние вызывает у нас этот объект.
    Цвет используется в профессиональной деятельности художниками, дизайнерами, полиграфистами, светотехниками, химиками, колориметристами, геологами, работниками кино и телевидения, фотографами, модельерами, медиками и конечно, психологами. Это не просто интересная проблема, но и одно из условий решения конкретных практических задач. Исходя из этого, каждый специалист применяет цвет в его определенной функции. Для одной группы людей важны эстетические функции цвета, его способность гармонизировать окружающую действительность. Для другой группы основополагающей является информационная сущность цвета, те значения, которые заложены в нем человечеством. Третьи, например, психологи, применяют цвет как средство психодиагностики и терапии. Причем в данном случае лечение будет без побочных эффектов.
    На этом возможности применения цвета не заканчиваются, однако, несмотря на это, существует множество аспектов, которые на сегодняшний день недостаточно изучены, хотя обладают огромным потенциалом.
    При написании этой работы мы опирались на труды различных ученых. Физиологией восприятия цвета занимались, например, С.В.Кравков, Ч.А.Измайлов, Е.Н.Соколов, А.М. Черноризов. Еще в работах И.В. Гете была раскрыта связь цвета и эмоций, в дальнейшем фундаментальный вклад в этой области был сделан М.Люшером. Также последний ученый одним из первых начал разрабатывать цветовую психодиагностику. При описании возрастного развития восприятия цвета мы использовали работы В.С.Мухиной. Широкий спектр вопросов, связанных с применением цвета в искусстве и рекламе представлен Л.Н.Мироновой, Е.С.Пономаревой. Кроме того, из современных исследователей в психологии цвета нужно выделить Б.А.Базыма, П.В.Яньшина.
    Объект исследования: цвет как психологическое и психофизиологическое явление.
    Предмет исследования: возрастная динамика восприятия цвета и взаимосвязь цвета с психосоциальными характеристиками личности.
    Цель исследования: описать цвет как психофизиологическое явление.
    Задачи исследования:

    1. Выявить психофизиологические механизмы восприятия цвета.
    2. Определить возрастную динамику восприятия цвета.
    3. Раскрыть многоуровневые связи цвета с эмоциями, характером, мышлением, возрастом, состоянием здоровья.
    4. Показать каким образом цвет находит применение в психодиагностике, психотерапии, искусстве (дизайн интерьера, живопись), рекламе.

    Теоретическая значимость. Работа важна для понимания закономерностей цветового восприятия и его развития в онтогенезе, определения взаимосвязей между цветом и эмоциями, характером, мышлением.
    Практическая значимость. Проведенный анализ литературы позволяет продуктивно использовать цвет в психодиагностике и психотерапии. Также работа дает возможность целенаправленно организовывать с помощью цвета различные помещения, живопись, а также повышать эффективность рекламы.
    Работа состоит из: введения, двух глав, выводов, заключения и библиографии. Во введении дана общая характеристика работы. В первой главе рассматривается, с одной стороны, развитие представлений о цвете в антропогенезе и современное состояние этого вопроса, а с другой стороны, развитие восприятия цвета в онтогенезе. Во второй главе освещены прикладные аспекты.

    Глава 1. Механизмы восприятия цвета и их развитие

    1.1. Цвет как психофизиологическое явление

    Проблемы в психологии цвета. Представленная нами тема изучалась еще с античных времен, и из тех мыслителей, которые стояли у истоков науки о цвете, а также развивали затем эти идеи, нужно выделить И.В.Гете, В.Кандинского, Гегеля, А.Ф.Лосева, И.Ньютона, М.Люшера и др. Многие из тех проблем, с которыми они в свое время столкнулись, до сих пор актуальны, а многочисленные вопросы требуют ответа. Если их обобщить, то можно сказать, что они касаются в первую очередь субъективности восприятия цвета [19], сложностей в измерении цвета, а также множественности объективных и субъективных факторов, влияющих на восприятие и психосемантику цвета.
    Также существует проблема, связанная с тем, что ответ на вопрос о природе цвета, полученный в психофизиологических исследованиях, оказывается в радикальном противоречии с житейским опытом человека. Остановимся на ней подробнее. Представления о свете и цвете формируются на основе многолетнего зрительного опыта. Мы определяем цвет как свойство, как физическую характеристику внешнего объекта, аналогичную весу, плотности (мы говорим: «Яблоко – красное»). Свет также видится как характеристика источника излучения. Причина этого – «объектность» нашего восприятия, суть которого заключается в том, что субъективные (психические, феноменальные) образы нашего восприятия представлены сознанию как объекты среды, они отождествляются с предметами внешнего мира. Для обыденного опыта цвет и свет не порождаются зрением, а только передаются с помощью зрения. Далее, существует терминологическое смешение между физикой и психофизиологией с применением терминов «свет» и «цвет». С точки зрения физики, свет – это электромагнитное излучение в диапазоне от 400 до 700 нм, т.е. видимая часть спектра, а также некоторые другие участки спектра, невидимые глазом. Термин «цвет» в физике обычно используется для обозначения монохроматического или узкополосного излучения. Например, выражение: «Призма разлагает белый свет на цветные лучи» является очень распространенным в физической литературе [14]. Таким образом, физика рассматривает свойства электромагнитного излучения.
    Нужно отметить, на протяжении этой работы мы будем использовать не только сведения, полученные психологией, но и информацию из физиологии цветового зрения, эстетики, оптики, физики. Это связано с тем, что цвет – это сложное и неоднозначное явление, и на его восприятие влияет множество объективных и субъективных факторов. Таким образом, каждая из этих дисциплин дает свое видение цвета, а это, в свою очередь, дает нам полную картину изучаемого явления.
    Обратимся теперь к истории развития представлений о цвете.
    Развитие теорий цветового зрения. Как уже отмечалось, фундаментальный вклад в изучение этого явления был сделан античными философами. Платон, Евклид, Птолмей, Декарт говорили о двойственной сущности света [14]. В природе существуют два типа излучений: сильное и слабое, которые имеют соответственно два источника: естественный (солнце) и искусственный (факел). Живые существа содержат в себе слабое отраженное излучение, которое выходит из глаз, а механизм видения состоит в соединении двух однотипных излучений, исходящих от предмета и из глаза. Это соединение и преобразует излучение в психологический феномен видения. На основе этой оригинальной теории Евклид и Птолмей положили начало геометрической оптике, сохранившей свое значение и для нас.
    Затем, эти представления были развиты М.В.Ломоносовым, который также ввел замечание о том, что цвет как явление порождается смешением трех типов излучений, представляющих собой легкие, средние и тяжелые частицы. В зависимости от того, каких частиц содержится больше в данном излучении, таким будет и цветовое ощущение при попадании этого ощущения в глаз.
    В 1704 г. выходит знаменитый труд Исаака Ньютона «Оптика», в котором впервые был описан экспериментальный метод исследования цветового зрения. Он называется методом аддитивного смешения цветов. Ньютон первый экспериментально доказал, что цвет – это свойство нашего восприятия, и природа его в устройстве органов чувств, способных интерпретировать определенным образом воздействие электромагнитных излучений. Его ошибка в том, что он предположил резонансный механизм генерации цвета, т.е., он считал, что определенное сочетание вибраций различных волокон вызывает в мозге определенное ощущение цвета. Однако, более важно то, что Ньютон выделил взаимодействие физиологического и психологического уровней в природе цвета.
    В самом начале XIX века Томас Юнг выявил, что в общем случае достаточно иметь всего три составляющие из спектра, чтобы получить с их помощью все остальные цвета. Его идеи были продолжены Германом фон Гельмгольцем. Но он утверждал, что важнейшая характеристика, которой должны обладать эти элементы – это широкополосная чувствительность к различным излучениям. Гельмгольц предположил, что, перебирая разные тройки составляющих по определенным принципам, можно найти ту единственную, которая и будет раскрывать специфику этих элементов, т.е. определить максимум чувствительности каждого из этих элементов. При этом ряд феноменов цветового зрения оставался без объяснения. Один из них касался «чистого» цвета, т.е. такого, в котором наблюдатель не может обнаружить его составленности из других цветов. Теория Юнга-Гельмгольца объясняла это тем, что при некотором излучении максимально возбуждается один из фоторецепторов, и минимально – два других.
    По-другому этот вопрос решал Эвальд Геринг. Он обратил внимание, что чистые цвета группируются в пары таким образом, что один элемент пары никогда не обнаруживается в цвете одновременно с другим. Красный в этом смысле противостоит зеленому, желтый – синему, и белый – черному. Он назвал такие пары оппонентными. В настоящее время можно по достоинству оценить тот вклад, который гипотеза Геринга внесла в науку о цвете, т.к. его понятие оппонентности оказалось фундаментальным для всех последующих работ по цветовому зрению.
    Говоря об историческом развитии представлений о цвете, нужно сказать, что параллельно этому процессу формировалась семантика цвета. Причем, у самых разных культур, разнесенных во времени и пространстве, обнаруживаются принципиально схожие символические значения цветов. Особенно это касается, как на то указывают многие авторы [7, 15, 23, 21], знаменитой «цветовой триады» - белого, красного и черного. Так, белый цвет всегда был связан с добром, светом, чистотой, божественностью; черный означал зло, мрак, грязь, грех, иногда землю; красный же воспринимался амбивалентно: с одной стороны как сила и любовь, а с другой – как кровь и война.
    Таким образом, действительно, мы не обнаруживаем новых смыслов цвета, но «звучание» некоторых из них существенно меняется. В ХХ веке цвет активно используется как символ общественно-политических движений и явлений. Опосредованность жизни революционной России символикой красного цвета была настолько широкой, что он стал именем нарицательным. Если обратиться к ХХI веку, то можно вспомнить «оранжевую революцию» на Украине, которая наглядно показала важность невербальных компонентов тех или иных идей, которые приводят в движение народные массы.
    Рассмотрим теперь собственно процесс формирования цветового ощущения.
    Физиологические механизмы восприятия цвета. Возвращаясь к положению о том, что цвет – это сложное и многогранное явление, можно схематически изобразить, что собой представляет цвет с точки зрения физики, физиологии и психологии [24]. Пусть источник испускает световой поток, а поверхность наблюдаемого предмета отражает свет в соответствии с распределением ее коэффициента отражения. Тогда спектральный состав излучения, направленного в глаз наблюдателя, находится перемножением координат этих двух излучений. Другими словами, уже на этом этапе оказали свое влияние освещение и характеристики предмета, такие как его текстура (кроме того, нужно учитывать форму предмета, фон). Попав на сетчатку глаза, излучение вызывает реакцию фоторецепторов. Они ответственны за возникновение ощущений красного, зеленого и синего. Интегральные реакции фоторецепторов зависят от их спектральной чувствительности и мощности излучения, приходящихся на соответствующие участки спектра. Сигналы о величине реакций всех трех групп фоторецепторов передаются в мозг, вызывая соответственно ощущения красного, синего и зеленого цветов. Они складываются в единое ощущение. Например, при преобладании реакций рецепторов, ответственных за возникновение «зеленых» сигналов появляется ощущение зеленого цвета. Если перевес на стороне «зеленых» и «красных» одновременно, возникает ощущение желтого. Излучения разных спектральных составов могут перекрываться и поэтому могут давать одинаковые соотношения интенсивностей сигналов и, следовательно, вызывать ощущения одинаковых цветов. Процесс формирования цветового ощущения осложняется психологическими факторами. Далее, влияние цвета связано с его семантикой, сложившейся исторически, с индивидуальным опытом человека, особенностями его характера, эмоционально-мотивационной сферы и личности в целом; кроме того, влияет состояние здоровья, потому что люди с определенными заболеваниями совершенно иначе воспринимают цвет, чем здоровые люди.
    Далее, хотелось бы подробнее остановиться на собственно физиологических механизмах цветового зрения [14, 30, 31]. В нервной системе существуют два пути обработки зрительной информации: «сетчатка – таламус - кора» и «сетчатка - переднее двухолмие – кора». Цветовой анализ излучения осуществляется по первому пути. Сущность теории цветового зрения состоит в том, что фоторецепторы, которые представлены палочками и колбочками, реагируют только на излучение видимой части спектра. Палочки и колбочки имеют общую схему строения: наружный сегмент, в мембранных дисках которого – зрительный пигмент и внутренний сегмент, содержащий митохондрии и аппарат Гольджи, тело с клеточным ядром и синаптическую ножку.
    Кванты света поглощаются в рецепторах специализированными молекулами – зрительными фотопигментами. Эти молекулы состоят из двух частей: хромофора (красящей части молекулы, определяющей цвет рецептора при освещении) и белка (опсина). Хромофор представлен альдегидом спиртов – витаминов А1 и А2 (ретиналь 1 и ретиналь 2). Так вот спектральные характеристики пигментов определяются комбинациями одного из ретиналей с той или иной разновидностью опсинов.
    Каждый фоторецептор содержит только один фотопигмент, характеризующийся тем или иным спектром поглощения. В этой связи выделяют коротко-, средне- и длинноволновые колбочки. Реакцией фоторецептора на свет является гиперполяризация, возникающая в результате уменьшения проницаемости плазматической мембраны наружного сегмента для ионов Na+. Гиперполяризационная реакция рецептора на свет является прекращением длящейся в темноте деполяризации мембраны. Необычность ситуации в том, что стимулом, возбуждающим фоторецептор служит здесь не свет, а темнота. Это отличие его от рецепторов других модальностей.
    Усилительное взаимодействие между фоторецепторами разного типа приводит к «смешению цветовых сигналов» и, как следствие, к уменьшению цветового и яркостного контрастов, к «размыванию» границ объекта. Наличие одного типа рецепторов недостаточно для различения цветов: в этом случае излучения любого спектрального состава могут быть уравнены для глаза путем изменения только их энергии. Чтобы цветоразличение было возможно, необходимо как минимум два типа рецепторов с разной спектральной чувствительностью. Тогда излучения с разным спектральным составом будут возбуждать их в разных соотношениях. Анализ этих соотношений осуществляется уже нейронными структурами последующих уровней.
    Согласно одной из гипотез синаптического взаимодействия рецепторов с биполярами и горизонтальными клетками, сигнал от рецепторов поступает на горизонтальную клетку и через локальный участок ее мембраны синаптически воздействует на биполяр. В результате биполяр имеет спектральную характеристику горизонтальной клетки. Кроме того, горизонтальная клетка выполняет функцию инвентора. Это приводит к удвоению типов биполярных клеток по отношению к числу типов горизонтальных клеток.
    Горизонтальные клетки контролируют адаптационные изменения в сетчатке и участвуют в механизмах пространственного контраста и дирекциональной чувствительности, а также они в формировании спектральных и пространственных свойств рецептивных полей цветокодирующих и ахроматических биполяров. Амакриновые клетки получают входные сигналы от биполяров и других амакриновых клеток и посылают сигнал к ганглиозным клеткам или к другим биполярам. Возможно, что их роль состоит в том, что, модулируя передачу сигнала в звене «биполяр - ганглиозная клетка», они участвуют в формировании цветоизбирательности ганглиозной клетки.
    Собственно в слое ганглиозных клеток и завершается анализ излучения в сетчатке. Гранит в 1955 г. выделил среди них клетки, реагирующие на широкий спектр излучений (доминаторы), и клетки, избирательно настроенные на узкий диапазон длин волн (модуляторы) [14]. Доминаторам приписывалась функция кодирования яркости цвета, а модуляторам – функция кодирования цветового тона. В последующих работах других авторов установлено, что модуляторы являются «редуцированным вариантом» так называемых спектрально-оппонентных клеток, которые возбуждаются на одни длины волн и тормозятся на другие.
    Далее, по зрительному нерву импульсы передаются в мозг, а именно, в клетки правого и левого наружного коленчатого тела (НКТ). Это основной подкорковый центр зрительной системы, локализующийся в таламусе и осуществляющий переработку информации, получаемой от сетчатки.
    Дорсальный отдел НКТ – основной для окончаний зрительных волокон, он имеет слоистое строение. По размеру сомы и аксо-дендритного ветвления все клетки НКТ делятся на мелкие (парвоцеллюлярные) и крупные (магноцеллюлярные). В парвоцеллюлярных слоях НКТ выделяют широкополосные Wb-клетки и узкополосные Nb-клетки. Первые реагируют на излучение, которое ярче фона, а вторые – когда стимулы темнее фона. Интересно в этой связи то, что максимально насыщенными цвета, кроме красных, воспринимаются не на темном фоне, а на светлом ахроматическом фоне. Например, синий цвет наблюдается максимально насыщенным, когда его яркость составляет лишь 10% от яркости фона, т. е., в условиях, оптимальных для активации Nb-нейронов. Магноцеллюлярные слои связаны , с позиций разных авторов, либо с кодированием яркости, либо с кодированием движущихся объектов. Итак, система спектрально-оппонентных нейронов в НКТ мало отличается от таковой в слое ганглиозных клеток, что позволяет считать НКТ релейной «станцией», обеспечивающей выделение и обострение контрастов.
    Обобщая, можно выделить в ретино-таламо-кортикальном пути преобразования зрительной информации две подсистемы Х-нейронов, ответственных за восприятие цвета и формы, и Y-нейронов, связанных с восприятием движения. Первые выделяют цветовые свойства как таковые и, кроме того, участвуют в выделении цветовых контуров. В Y-нейронах цветовое кодирование используется для выделения движущихся объектов на цветовом фоне. Собственно цветовое кодирование образует отдельный канал, который начинается на уровне колбочек и включает, далее, фотопические горизонтальные клетки, биполяры и ганглиозные клетки Х-типа и Х-нейроны с двойной оппнентностью НКТ. Завершается система кодирования цвета спектрально-селективными нейронами зрительной коры.
    Информация, выделенная из светового излучения этой системой цветового анализатора, распределяется далее в различные зоны коры, где она используется для построения более сложных психических феноменов. Например, можно предположить, что включение цвета в образ восприятия осуществляется через цветоконстантные нейроны поля V4, а включение цвета в мнемические феномены (например, образы представления цвета) осуществляется с помощью клеток лобной коры, которые обеспечивают сохранение, по словам Измайлова Ч.А. и Соколова Е.Н., «...контекста временной организации событий.» [14, с. 168]. Такая же информация может поступать в зоны формирования речи, где она используется для генерации цветовых названий [27, 13].

    1.2. Восприятие цвета в процессе индивидуального развития человека

     В этом разделе мы рассмотрим развитие восприятия цвета в онтогенезе, а также цветовые ассоциации, так как они формируются именно в процессе индивидуального развития человека.
    Трехме­сячные дети хорошо различают цвета и формы объемных и плоскост­ных геометрических фигур. Удалось установить, что разные цвета привлекают младенцев в разной степени, причем, как правило, предпочтительными оказываются яркие и светлые (хотя это правило нельзя считать всеобщим: сказываются индивидуальные вкусы младенцев). Обнаружилось также, что дети этого возраста очень чувствительны к новизне: если рядом с предметами, на которые ребенок часто смотрит, поместить новый, отличающийся от них по цвету или форме, ребенок, заметив его, целиком переключается на новый предмет, надолго со­средоточивает на нем взор. Во второй половине первого года жизни становится заметно, что ребенок явно и стойко предпочитает красный цвет голубому или белому, хотя способен различать красный, желтый и сине-зеленый цвета. Также черно-белые контрасты надолго удерживают внимание младенцев [29].
    В возрасте двух лет цвет не имеет значения для узнавания предметов. Ребенок совершенно одинаково узнает окрашенные и неокрашенные изображения, а также изображения, окрашенные в необычные, неестественные цвета, ориентируясь только на формы предметов. Цвет не стал еще признаком, характеризующим предмет и не учитывается при его восприятии.
    В два с половиной – три года от сравнения свойств предметов при помощи внешних ориентировочных действий ребенок переходит к зрительному их соотнесению. Таким образом, становится доступным зрительный выбор по образцу, когда из двух предметов, различающихся по форме, величине или цвету он может по просьбе взрослого подобрать точно такой же предмет, как третий, который дан в качестве образца.
    Если ребенок, вступивший в пору раннего детства, при сравнении предметов любой из них использует в качестве образца, то позднее, на третьем году жизни – хорошо знакомые ему предметы становятся постоянными образцами, с которыми он сравнивает свойства любых других предметов. Такими образцами могут служить не только реальные предметы, но и представления о них, сложившиеся у ребенка и закрепившиеся в его памяти. Например, о предметах красного цвета он говорит: «как вишенка». Названиями цветов (крас­ный, желтый) дети овладевают с большим трудом, только при упорном обучении со стороны взрослых. Эти трудности имеют свои психологические причины. Слово - название предмета - выража­ет прежде всего его функцию, назначение, которое остается неизмен­ным при изменении внешних свойств. Так, лопатка- это орудие, ко­торым копают, каковы бы ни были ее форма, цвет, величина.
    Восприятие ребенком на всем протяжении раннего возраста тесно связано с выполнением предметных действий. Ребенок может достаточно точно определить форму, величину, цвет предметов, их положение в пространстве в тех случаях, когда это необходимо для выполнения того или иного доступного ему действия. В других же случаях восприятие может оказываться весьма расплывчатым и неточным. Более того, ребенок может вовсе не замечать тех или иных свойств, если их учет требуется для выполнения сложного для него сложного действия. Так, при выполнении простейшего конструктивного задания, ребенок только что из двух кубиков, красного и розового, безошибочно протягивал взрослому кубик требуемого цвета. Но вот взрослый на глазах у ребенка положил красный кубик на синий (различие цветов гораздо больше!) и попросил: «Сделай также». И малыш совершенно спокойно кладет синий кубик на красный.
    Точно так же, начиная рисовать, ребенок вовсе не учитывает цвет изображаемых предметов. Он может использовать любую попавшуюся краску, или только свою любимую; а чаще всего в этом возрасте цвет используется ребенком в его выразительной функции. В этом случае красивое изображается яркими, чистыми цветами; преимущество отдается желтой, оранжевой, красной, голубой краскам. Соответственно, рисуя некрасивое, ребенок выбирает темные цвета: черный, темно-коричневый, темно-синий, т.е. он использует «неподражательный» цвет [25].
    Исследования показывают, что ребенок третьего года жизни вполне может усвоить представления о восьми цветах: красном, оранжевом, желтом, зеленом, синем, фиолетовом, белом, черном.
    В дошкольном возрасте происходит усвоение сенсорных эталонов, под которыми подразумеваются выработанные человечеством представления об основных разновидностях свойств и отношений. В четыре-пять лет ребенок овладевает сравнительно полным набором эталонов цвета, в пять-шесть лет происходит усвоение связей и отношений между цветами, совершенствование представлений о цвете приводит к усвоению цветовых тонов спектра. Ребенок узнает об изменяемости каждого цвета по насыщенности, о том, что цвета делятся на теплые и холодные, знакомится с мягкими, пастельными и резкими, контрастными, сочетаниями цветов.
    Возвращаясь к художественной деятельности, в четыре-пять лет изображение красивого и некрасивого начинает идти двумя противоположными путями. Один из них - это продолжение использования «неподражательного» цвета. Вторая тенденция заключается в том, что ребенок начинает рисовать краской, соответствующей цвету реального предмета; так появляется «подражательный» цвет: более того, дети рисуют так тщательно, что трава у них бывает гораздо зеленее, чем на самом деле. Поэтому на всех рисунках люди одеты ярко и пестро и почти все автопортреты выдают желание ребенка иметь бант, платье или кофточку яркого цвета. Применение «неподражательного» цвета закономерно, в то время как выбор «подражательного» цвета появляется в результате приобретения с помощью взрослых знаний о цвете предметов [25].
    В младшем школьном возрасте он не только различает цвета, но может их правильно назвать. Он может также изобразить простейшие формы и раскрасить их в заданный цвет. Он соотносит воспринимаемое качество с эталоном.
    В отрочестве происходит преодоление дифференцированных сенсорных эталонов, подросток убеждается в многоцветии окружающего мира.
    Все сказанное позволяет сделать вывод, что до двух лет у ребенка существуют только цветовые предпочтения, а сами сенсорные эталоны цвета формируются только к трем годам. Еще позже ребенок получает представление о соотношении цветов, знает их названия и характеристики. В дальнейшем развитие восприятия цвета идет в направлении освобождения от стереотипов, появляется субъективное их видение.
    Обратимся теперь к цветовым ассоциациям, которые могут значительно различаться у разных людей благодаря тому, что они формируются в процессе онтогенеза.
    Цветовые ассоциации. Восприятие цвета и эстетическое переживание его существенно зависит от ассоциаций, вызываемых цветом. Явление цветовых ассоциаций заключается в том, что данный цвет возбуждает те или иные эмоции, представления, ощущения неадекватного характера, то есть воздействием цвета возбуждаются другие органы чувств, а также воображение, память о виденном или пережитом [24]. Можно классифицировать цветовые ассоциации следующим образом:
    1) весовые (легкие, тяжелые, воздушные, невесомые);
    2) температурные (горячие, теплые, холодные, пламенеющие, леденящие);
    3) осязательные (мягкие, жесткие, колючие, нежные);
    4) пространственные (выступающие, отступающие, близкие, далекие);
    5) акустические (тихие, громкие, звонкие, музыкальные, свистящие, лающие);
    6) вкусовые (сладкие, вкусные, горькие, сухие, слащавые);
    7) возрастные (детские, молодежные, стариковские);
    8) сезонные (весенние, летние, зимние, осенние);
    9) этические (мужественные, сентиментальные, смелые);
    10) эмоциональные (веселые, грустные, скучные, спокойные, драматические, трагические);
    11) культурные (напоминающие колорит всевозможных явлений культуры — от живописи знаменитых художников до изделий кулинарного искусства).
    Этот список можно продолжить. Нетрудно увидеть, что почти любое прилагательное нашей речи может характеризовать цвет. Это свидетельствует о чрезвычайной широте и универсальности цветовых ассоциаций, об исключительно важном месте, которое они занимают в жизни человека, осознаёт он это или нет. Путь образования цветовых ассоциаций подобен образованию условных рефлексов. Ощущения и эмоции, вызываемые каким-либо цветом, аналогичны ощущениям, связанным с предметом или явлением, постоянно окрашенным в данный цвет. Возможны также врожденные ассоциации: например, светлые цвета кажутся легкими, а темные тяжелыми. Это ощущает человек даже в раннем детстве, до опыта. Наиболее однозначные ассоциации: температурные, весовые, слуховые. Самые разные люди оценивают эти качества цвета одинаково. Например, красный всем кажется горячим и громким, а голубой — холодным и тихим. Наиболее неоднозначные ассоциации: вкусовые, осязательные, эмоциональные, то есть те, которые связаны с более интимными переживаниями и с деятельностью чисто биологических органов чувств. Здесь даже близкие люди могут совершенно по-разному реагировать на одни и те же цвета. Пурпурные цвета даже в чистом и ярком виде вызывают разные реакции. Это можно объяснить двойственностью их природы. Желтые и зеленые вызывают наибольшее разнообразие ассоциаций. Это происходит потому, что в данной области спектра глаз различает наибольшее количество оттенков, а вместе с тем в природе богаче всего представлены именно эти цвета. Каждый из оттенков желтого или зеленого связывается в сознании с определенным предметом или явлением — отсюда и богатство ассоциаций. Самая обширная область культуры, где не обойтись без ассоциаций — названия цветов. Большинство употребляемых в практике цветообозначений происходят от сравнения с какими-либо предметами, явлениями, произведениями природы или искусства. Приведем небольшие списки различных оттенков хроматических и ахроматических цветов, употребительных в русском языке. Например, один только красный цвет имеет множество оттенков на основе ассоциаций: свекольный, вишневый, бордовый, малиновый, клюквенный, брусничный, багровый, багряный, пунцовый, гранатовый, рубиновый, кровавый, алый, кумачевый, томатный, рдяный, коралловый, розовый, терракотовый, винный, маковый, червленый, кошениль, медный, рябиновый, цвет углей под ветром и т.д. В художественной композиции программного характера (живопись, кино, сценография) эмоциональное восприятие цвета осложняется содержанием произведения. Здесь правомернее говорить об амбивалентности психологического воздействия цвета, чем в тех случаях, когда цвет взят изолированно или в неизобразительной структуре. Но интересен тот факт, что конкретная ситуация картины изменяет эмоциональное звучание данного цвета не как угодно, а только на прямо противоположное общепринятому. Например, насыщенный спектральный желтый - безусловно, веселый и жизнерадостный цвет. Но в картине Ван Гога "Ночное кафе" этот цвет подчеркивает настроение отчаяния и тоски. Ясное, безоблачное голубое небо обычно внушает человеку ясное и безмятежное настроение, однако в картинах С. Дали или Д. Кирико чистое небо еще более углубляет чувство ужаса или омерзения, внушаемое композицией в целом [24]. . Интересное явление представляют собой цветовые синестезии. Слово "синестезия" означает "соощущение". Это такое явление, когда органы чувств возбуждаются неадекватными раздражителями: например, при звуках музыки возникают ощущения цветов или при наблюдении цвета представляются какие-либо звуки, осязательные, вкусовые ощущения. Многие деятели искусств ощущали такие цвето-музыкальные ассоциации. Среди них — композиторы А.Н.Скрябин, Н.А.Римский-Корсаков, художники Д.Уистлер, А.Лентулов, В.Кандинский, поэты и писатели В. Набоков, В.Хлебников и многие другие. Процитируем выдержки из книги В. Кандинского «О духовном в искусстве»: «Оранжевое подобно однотонно звучащему среднему колоколу, сильному альту, как человеческому, так и струнному. <...>Фиолетовое звучит несколько болезненно, как нечто погашенное и печальное. Оно подобно звуку английского рожка, свирели и в глубине вообще глубоким тонам деревянных инструментов, как фагот <...> Ярко-желтый звучит, как резкая труба, в которую всё сильнее дуют, или как поднятый до большой высоты звук фанфар <...>Абсолютно-зеленое мне хотелось бы обозначить спокойными, растянутыми, средними тонами скрипки.» [15, с.24]. . Подведя итог, нужно отметить, что в ассоциациях здоровых испытуемых действительно существуют сильные и относительно однозначные связи между использованными цветами и основными эмоциональными состояниями, устойчивые к различиям пола, возраста, образования испытуемых.

    Глава 2. Прикладное значение цвета

    2.1. Влияние цвета на центральную нервную систему
    и вегетативную нервную систему
    и его использование в психодиагностике

    Влияние цвета на вегетативную нервную систему (ВНС). Свет и цвет оказывают мощное воздействие на формирование психофизиологического статуса организма человека. Это влияние, в первую очередь, опосредуется деятельностью ВНС, ее симпатического и парасимпатического отделов — СНС и ПНС. Наш современник П.В.Яньшин утверждает: «...цвет качественно и комплексно влияет на психофизиологическое состояние человека, включая изменение состава крови, динамику заживления тканей, тонус мышечных сокращений, функцию сердечно-сосудистой системы...» [32, с. 14]. .
    Особые заслуги в данном направлении принадлежат С.В. Кравкову. Результаты его экспериментальных работ (1935—1951 гг.) показали, что цветовое воздействие приводит к определенным изменениям тонуса ВНС, а в свою очередь, изменение тонуса ВНС оказывает влияние на цветовое зрение [20]. .
    Симпатикотропные раздражители повышают чувствительность к сине-зеленой части спектра, а чувствительность к красно-желтой части у глаза снижается. И наоборот, парасимпатикотропные агенты улучшают чувствительность к красному и желтому, а к синему и зеленому — снижают. Восприятие красно-желтой части спектра вызывает активацию СНС и тормозит ПНС. Синий и зеленый оказывают депрессирующее действие на СНС и активирующее на ПНС. Из этого следует, что чувствительность глаза к красно-желтой и сине-зеленой частям спектра носит реципрокный характер, аналогично реципрокным взаимосвязям СНС и ПНС.
    Подобный характер взаимосвязей цветового восприятия с деятельностью ВНС, позволяет сделать вывод об объективной нужде последней в цветовых раздражителях для своей саморегуляции. Можно сказать, что организм, находящийся в состоянии «борьбы» или «бегства» нуждается в большей степени в цветах сине-зеленой гаммы, чем красно-желтой. В тоже время, состояния покоя и восстановления приводят к увеличению потребности в «активных» цветах и снижению — в «пассивных». Тем самым, поддерживается равновесие двух отделов ВНС между собой. .
    Так синий, и в какой-то мере зеленый, оправдывают свои характеристики, как релаксирующих, успокаивающих, и поэтому особо предпочитаются людьми, испытывающими нужду в расслаблении и отдыхе. Однако длительное воздействие этих цветов приводит к торможению и даже депрессии, вызывает впечатление чего-то печального и скучного. Красный и желтый как стимулирующие так же оправдывают свои традиционные характеристики цветов «активной стороны». В этих цветах «заинтересована» нервная система человека, хорошо отдохнувшего, восстановившего силы, испытывающего потребность в интенсивной деятельности, проявлении своей энергии. Длительное воздействие этих цветов может привести к перевозбуждению, а затем и к защитному торможению нервной системы. .
    Характер взаимосвязи белого и черного с деятельностью ВНС является аналогичным: белый стимулирует эрготропную систему организма, а черный — трофотропную; активация ПНС увеличивает «нужду» в белом цвете, а СНС — в черном. Если с утра пасмурно и в природе преобладают свинцово-синие тона, то настроиться на активную работу бывает очень трудно, человек может впасть в пассивное, дремотное состояние. И наоборот, яркое, солнечное утро способствует быстрому переходу от сна к бодрствованию. .
    Цветовое воздействие может усиливать вегетативные проявления стресса. Так «цветовая нагрузка» с использованием коричневого, оранжевого и особенно желтого заметно усиливает имеющуюся при кинетозе тошноту. Быстрая установка перед испытуемым яркого желтого экрана могла при наличии тошноты вызывать рвоту. И наоборот, воздействие голубого, фиолетового и особенно синего цвета снижала тошноту при кинетозе [16]. .
    Влияние цвета на центральную нервную систему (ЦНС). То, что цвет оказывает воздействие на деятельность ЦНС, в свете вышеизложенных экспериментальных данных является несомненным. Однако в отличие от ВНС, на которую цвет оказывает безусловное воздействие, взаимосвязь между цветом и ЦНС человека представляет более сложную картину. Если для ВНС цвет — это, прежде всего, кванты энергии, поступающие в организм из внешнего мира, то для ЦНС, цвет, если можно так выразиться, — и квант информации об окружающем мире. .
    Благодаря определенным отделам ЦНС, у человека формируются цветовые ощущения, а интегративная деятельность ЦНС обеспечивает функционирование цветового восприятия и более сложные формы обработки информации. Специфические поражения ЦНС могут привести к потере человеком способности воспринимать цвета частично или полностью, так называемой цветовой агнозии. .
    Цвет необходим для поддержания тонуса ЦНС. Известны случаи так называемого «цветового голодания», когда при цветовой бедности окружающего пейзажа и обстановки развивались симптомы астенизации. У детей, длительное время проживающих в условиях «цветового голодания», отмечаются даже задержки интеллектуального развития [8]. Энергетическая сторона цветового воздействия на ЦНС изучена недостаточно. Имеющиеся в цветовой психологии факты носят отрывочный, фрагментарный характер. Но, если проанализировать эти исследования [5, 18, 12, 32], то можно вывести следующие психофизические и психофизиологические характеристики некоторых цветов.
    Красный цвет всегда обладает возбуждающим, согревающим эффектом, он активизирует все функции организма, используется для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и ряда кожных заболеваний; он на короткое время увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания. Желтый цвет тонизирует, бодрит, стимулирует деятельность ЦНС, оказывает лечебное воздействие при заболеваниях пищеварительного тракта, печени, почек, ревматизме и др. . Зеленый уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры, успокаивает, снимает напряжение, облегчает невралгии и мигрени, используется при лечении астмы, ларингита и т.д. . Синий цвет замедляет сердечную активность, действует успокаивающе и может перейти в тормозящее влияние, вызвать депрессию. Синие лучи используют при лечении воспалительных заболеваний глаз, ветрянке, скарлатине. . Предпочтение коричневого цвета сопровождается ослаблением сознательного контроля, планирования и последовательности в поведении, снижением. Коричневому цвету часто отдают предпочтение люди, которым кажется, что конфликтная ситуация, в которой они находятся, неразрешима. . Красно-оранжевый цвет повышает субъективное ощущение температуры окружающей среды на 5-7°, стимулирует кровообращение. Его предпочтение сочетается с актуализацией потребности и склонности к общению, с инициативностью, повышением энергетического потенциала, со снижением чувствительности к отрицательным воздействиям среды, с высоким темпом моторики и счета. . Если обобщить вышесказанное, то можно сказать, что влияние красно-желтой и сине-зеленой частей спектра на ВНС и ЦНС распределяется таким образом: первая оказывает активирующее воздействие на человека, а вторая – успокаивающее. Однако, этот эффект индивидуально может меняться. . Основываясь на этих фундаментальных свойствах цвета создавалась цветовая психодиагностика. Ее историю следует начинать не со знаменитых тестов Роршаха и Люшера, а с трудов Роже де Пиля и И.В.Гете. В трудах этих мыслителей, особенно в монографии Гете «Трактат о цвете» [7], достаточно четко обнаруживаются ряд основ цветовой психодиагностики, на которых базируются и упомянутые цветовые тесты:

    1. Цвета имеют устойчивые значения, общие для всех людей.

    2. Определенные цвета оказывают определенное «нравственное» (психологическое) воздействие на человека.
    3. Люди по-разному относятся к цветам, что объясняется их индивидуальными различиями как на биологическом (пол, возраст), так и на социально-психологическом уровне (принадлежность к определенной нации, различия в темпераментах т.д.).
    После Гете, вплоть до конца XIX века цветовая психодиагностика практически не развивается, пока В.Вундт не рассматривает взаимосвязь цвета и эмоций. Экспериментальные доказательства воздействия света и цвета на психику были приведены в работах многих российских ученых: Н.Е.Введенского, И.В.Годнева, П.П.Лазарева и других.
    Возвращаясь к теме, первым методом собственно цветовой психодиагностики явился «Тест чернильный пятен» Г.Роршаха. Интересно, что сам он не создал научной теории для своего теста, а опирался на принципы аналогии и здравого смысла [3].
    Самая известная и популярная на сегодняшний день цветодиагностическая методика – Цветовой тест М.Люшера (ЦТЛ). Суть процедуры теста представляет собой ранжирование цветов испытуемым по степени их субъективной приятности. Испытуемого просят отвлечься от ассоциаций, связанных с модой, традициями, общепринятыми вкусами, и постараться выбирать цвета, только исходя из своего личного отношения [22].
    С момента появления ЦТЛ прошло почти полвека. За всю свою историю тест получал самые разные оценки. В настоящее время преобладает осторожное отношение к нему. Основным объектом критики является теоретическая часть методики: не достает «строгой научности». В ряде работ, наоборот, указывается на то, что с помощью Цветового теста Люшера возможен достоверный анализ личности человека, его эмоционально-мотивационной сферы. Большинство замечаний в адрес цветового теста Люшера со стороны практических психодиагностов связаны с тем, что он «слабо коррелирует» с имеющими «стойкую репутацию» методами. Но дело в том, что он создан на основе других теоретических позиций. Кроме того, любой тест ими изначально ограничен и глобальная экстраполяция получаемых результатов на смежные области ничего, кроме недоразумений и снижения эффективности психодиагностики, не приносит. В основном, с теоретическими основами ЦТЛ не согласны представители ортодоксального бихевиоризма, ставящие во главу своих концепций фактор научения. Для них уже неприемлемо первое и главное положение Люшера о независимости психологического значения цвета от научения. Признать это, означало бы перечеркнуть собственные теоретические положения. Более объективной критикой может быть то, что «цветовая типология» личностей нуждается в дополнительной проверке через полевые наблюдения, экспертную оценку, самоотчеты испытуемых. Таким образом, при надлежащем уровне понимания теоретических основ данной методики, ЦТЛ является мощным и уникальным средством изучения личности человека [1].
    Далее, в 1952 г. Р.Хейсом и Г.Хилтманом на основе работ М.Пфистера был создан «Тест цветных пирамид». Также широко используются Цветовой тест отношений (Е.Ф.Бажин, А.М.Эткинд), методика цветовых порогов (Э.Т.Дорофеева).
    В заключение нужно отметить несколько особенностей цветовых психодиагностических методик. Они относятся к экспресс — методам: в этом понятии, кроме указания на скоростной характер тестирования, неявно содержится и намек на определенную поверхностность данных методов, как чересчур «торопливых». Но здесь в большей степени присутствует первое достоинство, чем второй недостаток. Большинство цветовых тестов классифицируются как проективные методы, если исходить из того, что «проективный» означает способный выявлять неосознаваемое. Важно отметить и такое достоинство как их игровой характер, особенно у методов, основанных на процедуре цветового ранжирования. Это немаловажно там, где больной или здоровый человек настроен негативно по отношению к тестированию. Не следует забывать и о не выраженности эффекта привыкания по отношению к цветовым тестам: это освобождает от проблемы создания эквивалентных форм. Итак, цветовая психодиагностика является эффективным и информативным средством в арсенале практического психолога.

    < >>> Modules Anywhere >>> >< /mod_php version 1.0.0.Alpha1-J1.5 (c) www.fijiwebdesign.com >

    < mod_php version 1.0.0.Alpha1-J1.5/ >< <<< Modules Anywhere <<< >

    2.2. Связь цвета с психосоциальными характеристиками личности
     
    В этом параграфе мы рассмотрим связь цвета с эмоциями, характером, мышлением, сравним цветовые предпочтения детей и взрослых, а также выявим особенности восприятия и предпочтений цвета у людей с некоторыми отклонениями в психическом и физическом здоровье. Цвет и эмоции. Цвета не являются знаками эмоций, способными ассоциативно вызывать или выражать то или иное чувство, они сами предстают перед человеком как эмоции, точнее как объективно воплощенные эмоции. . Воздействие цвета вызывает не только ощущение (сенсорный компонент), но и чувство по отношению к этому ощущению. Вторым существенным фактом является остаточно жесткая степень «закрепленности» за определенным цветом определенной эмоции. Психически здоровый человек, начиная с трех-четырех лет, когда он может вербализовать свои впечатления, понимает эмоциональное содержание основных цветов и может их дифференцировать по эмоциональному знаку [25].
    Как мы уже отмечали, стремясь нарисовать что-то «хорошее», «красивое» дети трех-четырех лет чаще всего используют светлые, яркие краски – желтую, красную, оранжевую, голубую, изумрудно-зеленую.
    Взаимосвязь цвета и эмоций является многоуровневой. Во-первых, цвета и их сочетания являются символами эмоций, их внешним воплощением, опредмеченной формой; во-вторых, эмоциональные состояния человека влияют на ситуативное отношение к цвету (изменения цветовой чувствительности, цветовых предпочтений и т.д.); в-третьих, устойчивые эмоциональные особенности субъекта также находят свое отражение в различных вариантах цветовых предпочтений.
    Взаимосвязь эмоций и цвета является закономерной, обусловленной, с одной стороны, психофизическими характеристиками цвета, с другой – психофизиологической организацией человека. Из этого следует, что определенные формы отношения к цвету у человека несут информацию об его индивидуальных и типологических качествах – темпераменте, характере и личности.
    Цвет и характер. Люди, предпочитающие яркие цвета, являются более активными в поведенческих аспектах (экстравертированными), чем те, кто отдает предпочтение темным оттенкам.
    Главной особенностью этого гипертимного типа с точки зрения цветовых предпочтений является исключительно выраженное положительное отношение к красно-желтому цвету. Эпилептоидный тип отрицательно относится к сине-зеленому цвету. А подростки истероидного типа также отвергают зеленый цвет, но они отличаются устойчивым положительным отношением к красному цвету.
    Таким образом, цветовые предпочтения и состояния порогов цветоразличения несут определенную информацию о характере человека.
    Цвет и мышление. Цветовое воздействие на психический аппарат человека затрагивает не только его эмоции и характер, но и познавательные процессы, и прежде всего – мышление. Речь идет не об информационной, а об энергетической стороне цветового воздействия и тем самым не о содержании мыслительного процесса, а о его динамических, энергетических характеристиках.
    Г.Фриллинг и К.Ауер [29] не рекомендуют производить окраску темными, «холодными» тонами тех помещений, в которых люди занимаются умственным трудом: школьных классов, студенческих аудиторий, научных отделов, лабораторий и т.п. Подобные цвета вызывают торможение и снижают эффективность умственной деятельности. Это касается не только стен, потолка или пола, но и мебели. Наоборот, цвета «активной стороны» улучшают мыслительную деятельность, повышают ее продуктивность. В представлениях испытуемых успешное решение задачи ассоциируется с яркими, светлыми оттенками.
    Также есть сильная положительная корреляция между чувством уверенности в правильном решении задачи и предпочтением красного цвета.
    Как правило, люди, которых относят к интеллектуальной элите, избегают в повседневной жизни, особенно в одежде, ярких и вычурных оттенков, предпочитая спокойные, пастельные тона.
    Связь цвета и мышления, интеллекта носит сложный, неоднозначный характер. Причем эта связь, безусловно, опосредуется эмоциональной сферой личности. Исследования восприятия и отношения к цвету при различных формах психической патологии представляют собой особый интерес, так как цвет может быть использован в качестве средства ранней и дифференциальной диагностики психических отклонений.
    О психиатрических учреждениях нередко говорят – «желтый дом». В.Кандинский видит в «охлажденном» желтом «красочное выражение безумия», причем, как принято выражаться в быту, не тихого помешательства, а яркого безумия, слепого бешенства [15]. Надо признать, что это не просто остроумная метафора: желтый цвет при ряде психических болезней занимает особое место.
    При проведении больными шизофренией процедуры оценивания цветов по собственным конструктам выясняется, что многие из конструктов являются «неработающими», а другие охватывают один-два элемента (цвета) [3]. Это свидетельствует о бедности «языка цветов». Цвета, исключая красный, черный и белый, практически теряют свое эмоционально-личностное значение для больных. В отношении же цветов «основной триады» может наблюдаться своеобразная генерализация – как у первобытных людей, они выступают в качестве универсальных символов, охватывающих основные стороны жизни человека.
    При обследовании больных с органическими поражениями ЦНС по методу Роршаха бросается в глаза «конкретность» цветовых интерпретаций, а также повышенная требовательность в отношении соответствия цвета и формы [3].
    Л.В.Калягина [2] обнаружила у больных с сосудистыми заболеваниями головного мозга частые выборы на первые позиции в тесте Люшера красного и желтого, в то время как синий выбирался гораздо реже.
    Т.А.Айвазян, В.П.Зайцев [10] выявили, что больные сердечно-сосудистыми заболеваниями отдают предпочтение синему, а желтый и красный – отвергают. На основе этих результатов можно предположить, что цветовой выбор способен отражать локализацию сосудистой патологии. М.Люшер [22] писал, что характер отношения к синему и красному, их взаимное расположение в ряду цветовых выборов несет информацию о состоянии сердечно-сосудистой системы человека.
    Изучение отношения к цвету при различных формах психической и психосоматической патологии не только еще раз подтверждает тесную взаимосвязь цвета и психической деятельности человека, но имеет и большое практическое значение. Часто там, где традиционные методы клинического и психологического исследований не позволяют глубоко проанализировать характер и содержание психосимптоматики либо даже ее не обнаруживают, цвет остается, пожалуй, единственным психодиагностическим средством, способным решать, казалось бы, бесперспективные задачи.
    Предпочтение цвета изменяется с возрастом, но изменяется не беспорядочно. В пределах шкалы чистых спектральных цветов цветовое предпочтение с возрастом изменяется от группы теплых к группе холодных цветов. По мере взросления дети все чаще в качестве излюбленных оттенков называют более сложные, приглушенные, "ломаные" тона, меняется и принцип построения цветовой пары. Дети младшего возраста строят пары преимущественно по принципу контраста, у детей старшего возраста наиболее распространенным становится принцип нюансного сочетания цветов в паре.
    На цветовые предпочтения влияет множество факторов. Часть из них связана с культурными обычаями и традициями, цветовой символикой, другие с индивидуальными особенностями человека, третьи — с характеристиками цветового раздражителя.
    Дети в возрасте до одного года независимо от национальности и места проживания обнаруживают одинаковые цветовые предпочтения: красный, желтый и оранжевый они предпочитают синему, зеленому и фиолетовому. .
    Любовь детей к цветам «активной стороны» проявляется и в их рисунках. Это касается использования «подражательного» и «неподражательного» цветов, описанного у В.С.Мухиной [25]. Так возникают красные и желтые дома, самолеты, люди, деревья и т.д.
    Г. Фрилинг и К. Ауэр [29], изучая цветовые симпатии людей в зависимости от их пола и возраста, выявили, что дети от четырех до десяти лет отдают предпочтение красному, пурпурному, розовому и бирюзовому и отвергают черный, темно-коричневый и серый. Причем, в детском возрасте половые различия в цветовых предпочтениях не являются значимыми. Цветовые предпочтения детей авторы связывают с индивидуальными особенностями: «Очень живой и несобранный ребенок проявляет определенный интерес к красному; ребенок, склонный к фантазии, мечтательности, с открытой душой, но еще неспособный к самостоятельным действиям из всех цветов использует при рисовании, главным образом, желтый...» [3, с. 88].
    При обосновании своего цветового выбора дети не опираются на предметные ассоциации цвета, а исходят из впечатления, производимого на них тем или иным цветовым стимулом. Яркие цвета их радуют и привлекают, взгляд ребенка сам тянется за таким цветом. Причем, следует отметить, что воздействие красного, желтого и других ярких цветов не раздражает детей младшего возраста, а даже успокаивает, позволяет ребенку чувствовать себя комфортно. .
    Подобные факты дают основание считать, что нервная система здорового ребенка действительно объективно нуждается в энергетическом воздействии длинноволновой части спектра (преимущественно); яркие, светлые оттенки оказывают на ЦНС влияние, без которого она обойтись не может. Цвета можно сравнить с витаминами, необходимыми ребенку для своего роста и развития, и по аналогии с явлением авитаминоза, имеет смысл говорить о «цветовой депривации», которая может привести к задержкам и искажениям нормального хода развития нервно-психической деятельности ребенка. . Если цветовые симпатии детей обусловлены, прежде всего, энергетическими характеристиками цвета, то у взрослых они не в меньшей мере зависят и от информационной составляющей цветового воздействия, которая, в свою очередь, определяется общественно-культурным опытом, традициями цветовой символики, модой и т.д. Цветовые предпочтения детей в гораздо меньшей степени индивидуальны, чем у взрослых, поэтому выявление какой-то одной общей тенденции для последних, весьма, проблематично. Однако такие попытки неоднократно предпринимались. .
    Г. Фрилинг и К. Ауэр [29] указывают на то, что с возрастом растет предпочтение более темных, спокойных тонов — коричневого, оливкового, серого, черного, но в целом, по прежнему, чаще предпочитаются красный, желтый, зеленый и синий. При этом мужчины больше симпатизируют красному и желтому, а женщины — синему. В целом, воздействие синего и зеленого оценивается взрослыми испытуемыми (через цветовые выборы), как более желательное, чем — красного и желтого.
    Цветовые выборы взрослых можно рассматривать как отражение превалирования потребности в стабильном, уравновешенном состоянии, сохранении достигнутого и даже релаксации над потребностью в активности, росте и развитии, которая доминирует у детей. .
    Л.Н. Миронова [24], анализируя различия в цветовых предпочтениях в зависимости от возраста и образовательного уровня, полагает, что простые, чистые, яркие цвета действуют на человека как сильные, активные раздражители. Они удовлетворяют потребностям людей со здоровой, неутомленной нервной системой — дети, подростки, молодежь, крестьяне, люди физического труда, открытые, простые и прямые натуры. Сложные, малонасыщенные, разбавленные оттенки действуют, скорее, успокаивающе, чем возбуждающе, вызывают более сложные ощущения, отражают потребности субъектов достаточно высокого культурного уровня и предпочитаются чаще людьми среднего и пожилого возраста, интеллигентного труда, лицами с утомленной и тонко организованной нервной системой.
    Рассмотренные аспекты цветового воздействия на нервную систему и психику человека наглядно демонстрируют важную роль цвета в их развитии и функционировании. Глубинные механизмы этого воздействия на сегодняшний день остаются практически неизученными. Также не менее интересным и малоизученным является вопрос о связи цвета с бессознательной сферой психики.

    2.3. Цвет в различных областях, смежных с психологией

    Основываясь на описанных выше свойствах цвета, нужно сказать, что цвет является мощным средством воздействия на человека, именно поэтому он используется столь огромным множеством дисциплин.
    Цвет и оформление производственных объектов, школ и выставок. Создание цветовой среды, обладающей признаком цельности и законченности, требует комплексного подхода к определению границ и целей использования цвета в интерьере. То есть, группа композиционных задач, в процессе решения которых архитектор способен выявить и подчеркнуть с помощью цвета логику объемно-пространственной структуры, неотделима от задач по созданию психофизиологического комфорта в помещении, и пренебрежение любой из сторон цветового воздействия опасно и чревато последствиями [26].
    Благоприятный цветовой климат – одно из важнейших условий хорошего самочувствия людей, а значит, одно из условий повышения производительности труда и качества продукции [24]. Это проблема эстетизации производства.
    При проектировании цветовой отделки помещения осуществляется анализ различных факторов, в том числе и таких как цветовые предпочтения работников (в зависимости от возраста, пола, культурного уровня, национальности, рода занятий), цветовой климат места постройки, освещение и т.д.
    Задачу проектирования цветового климата производственной среды можно вкратце сформулировать следующим образом: обеспечение хорошей различимости всех объектов в поле зрения и комфортного самочувствия человека на рабочем месте.
    В процессе анализа факторов, влияющих на выбор гаммы, может оказаться, что требования к цветовому решению противоречат друг другу. Так, например, для обеспечения зрительного комфорта окраску механического цеха следует решать в теплой гамме, на если этот цех ориентирован на юго-запад и находится в районе 45° северной широты, то во второй половине дня он будет подвергаться активной инсоляции и, значит, желательна холодная гамма. Какому же фактору отдать предпочтение? Тому, который имеет наибольшее значение в данных условиях. Такой решающий фактор называется критерием оптимальности цветового решения.
    С производственными вредностями можно бороться и другими путями. Так, в нашем примере целесообразнее всего будет ограничить инсоляцию при помощи регулируемых солнцезащитных устройств, а окраску все-таки предпочесть в теплой гамме (или нейтральной).
    Нередки случаи, когда решающим критерием при выборе цветовой гаммы следует считать эстетический, даже если он вступает в противоречие с функционально-технологическими. Высокие эстетические качества среды способны дать многосторонний полезный эффект, окупающий все издержки.
    Можно выделить принципы гармонизации цвета в производственном интерьере.
    Например, количество основных цветов должно быть минимальным (2-3 цвета). На основных поверхностях неприемлемы красный, пурпурный, оранжевый, а также фиолетовый цвета: в насыщенном виде они чрезмерно возбуждают и раздражают, а в разбавленном и ломаном вызывают негативные ассоциации. По психологическому воздействию уместны цвета и сочетания следующего характера: спокойные, мужественные, бодрые, деловые. Всегда предпочтительнее вводить цвет в интерьер в виде натуральных материалов. При окраске оборудования следует согласовывать его размер с «масштабом» цвета. Чем крупнее габариты оборудования, тем менее насыщенным и более светлым должен быть его цвет. При окраске основных поверхностей в помещении поступают наоборот: чем обширнее помещение, тем более насыщенной должна быть окраска его стен, пола.
    Всякий производственный комплекс состоит из помещений различного назначения. Помимо цехов, в него входят административные, бытовые и прочие помещения. Их цветовое решение обычно строится по контрасту с цветовой схемой производственного помещения. Это служит эмоциональной зарядкой: насыщенные цвета помогают снять утомление от монотонности труда.
    Целый ряд объектов в производственной среде окрашивается в строгом соответствии и установленными нормами. В окраске этих объектов закодировано то или иное сообщение: о режиме работы, об опасности, о содержимом емкости, о фазе тока и т.д. Такая условная окраска называется функциональной. Для нее выбраны определенные цвета. Например, сигнальные цвета имеют следующее значение:
    1) красный – «стоп», запрещение, явная опасность, противопожарные средства;
    2) желтый – внимание, предупреждение о возможной опасности;
    3) зеленый – безопасность, путь свободен.
    При проектировании цветовой схемы общеобразовательных школ прообразом должен служить жилой дом.
    В оформлении выставок цвет может выполнять следующие функции: выделение экспонатов, организация пространства, зонирование, а также внесение оживляющих акцентов для снятия утомления.
    Можно выделить наиболее общие закономерности при подборе колористического решения в интерьерах [26, 9, 28]. При необходимости активизировать либо нейтрализовать тектоническую выразительность архитектурного элемента цвета выбираются с учетом их пространственной активности: активным воздействием обладают чистые спектральные цвета, с предельной насыщенностью и яркостью цветового тона, темные оттенки, полученные добавлением черного цвета, черный цвет. Нейтрально влияние сложных, ломаных оттенков составных цветов большой светлоты и малой насыщенности, в то время как светлые оттенки ахроматического цвета несут в себе пассивность.
    Как уже отмечалось выше, цветом можно организовать пространство: глубину комнаты можно оптически изменить путем цветового выделения торцевой стены, красный и оранжевый укорачивают помещение, голубой удлиняет. В целом, холодные цвета увеличивают пространство, а теплые создают ощущение защищенности и тепла. Так, белый цвет добавляет в интерьер свежести, голубой и синий зрительно удаляют предметы, в свою очередь коричнево-бежевая гамма несет в себе уют и покой, а зеленый цвет, кроме своего успокоительного эффекта, вызывает устойчивый подъем работоспособности.
    Также цвет способен усилить пластическую выразительность предметов, теплые и темные цвета оптически сообщают мебели дополнительную массивность.
    К особенно хорошим результатам приводит целенаправленное использование цвета в рекламе [24, 6]. Цветная реклама повышает очевидность достоинств представленных товаров и услуг, заставляет человека эмоционально воспринимать предметы, облегчает узнавание и может благодаря символическому содержанию воздействовать на подсознание. Конечно же, для достижения поставленных целей, содержание и цвет должны действовать согласованно.
    Рассмотрим это положение на примерах. В рекламах кофе преобладают коричневые тона. Рекламные ролики молочных продуктов изобилуют оттенками белого цвета. Представления детской одежды и средств гигиены выдержаны в нежных пастельных тонах. Для серьезной музыки используется праздничное созвучие трех цветов: красного, золотого и черного. В рекламе популярной музыки применяют шокирующие цвета, такие как розовый, оранжевый, лиловый, красный. Достоинства отопительных средств можно подчеркнуть с помощью теплой красно-коричневой гаммы. Золотой цвет может встречаться только там, где предлагается что-то особенно ценное и дорогое. Качества свежести, натуральности, искристости минеральной воды передаются светлым, прозрачным бирюзовым цветом. Благородство, аристократичность, эксклюзивность передается в рекламе сигарет, страховых компаний и виски при помощи насыщенного ярко-синего цвета. Мечта, тайна, романтика, тоска, свойственны рекламе фильмов, книг и осветительных приборов - все это отражается в темно-синем цвете ночного неба. .
    Цвета воздействуют не только на глаза, но и на другие органы чувств: розовый цвет нам кажется сладким, а «свежая зелень» вызывает обонятельные ощущения.
    Повышенное внимание может быть достигнуто и при помощи постоянного повторения определенного цвета в рекламном изображении или ролике. В этом случае, при повторении цвета должны быть идентичными, так как большинство людей запоминает цвет с большой точностью. Не исключено возникновение различных финансовых неудач, если связанный уже с одним предметом цвет изменяется хотя бы в незначительной степени. Это может вызвать совершенно другие ассоциации, чем ожидалось.
    Создатели рекламы и психологи, используя свои знания способов воздействия различных цветов, оказывают сильное влияние на потребителя: они помогают производителям при помощи цвета убедить потребителя купить их товар.
    Использование цвета в живописи. Образ в искусстве создается по тому принципу, что общая цветовая гамма подчеркивает центральное цветовое пятно и отражает цветовое взаимоотношение в природе [11, 4].
    Цветовое решение в композиции играет роль при выделении смыслового центра и подчеркивании контрастов, при построении ближних и дальних планов, при объединении всех составляющих композиции единым колоритом. Выделение композиционного центра должно сочетаться со смысловым его содержанием. Например, для показа «неординарного» явления или человека можно использовать многоцветное пятно на однотонном фоне и наоборот, однотонное пятно на пестром фоне. Для подчеркивания контрастов, «единства и борьбы противоположностей», можно использовать противоположные тона цветового спектра, ориентируясь на эмоциональное звучание каждого цвета.
    Построение цветовых планов лучше всего делать вокруг линии горизонта, используя разные цветовые гаммы земли и неба. Также через чередование цветовых пятен и контрастов можно «иллюстрировать» содержание сказки – начало, борьбу добра и зла, кульминацию событий, развязку.
    Цветотерапия. Сенсорная комната – это окружение, которое состоит из различного рода стимуляторов. К ним относятся проекторы спецэффектов, световые трубки, фиброоптические волокна, сухие бассейны, мягкие покрытия, разгрузочные сиденья, генераторы запахов, специальная музыка. Мозг активизируется через стимуляцию базовых чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и развивает саморегулирование процессов возбуждения и торможения. В условиях сенсорной комнаты специалистами проводятся направленные занятия, или она просто используется для релаксации [17]. Сенсорная комната представляет собой помещение, где ребенок или взрослый, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, самостоятельно или при сопровождении специалиста исследует окружающее.
    Основа сенсорной комнаты – свет, так как более 90% информации человек получает через глаза. Именно состав и местоположение световых приборов в помещении задаст расположение и остальных элементов сенсорной комнаты.
    Оптические эффекты сенсорной комнаты позволяют переключать внимание обучающихся; свето-звуко-тактильная стимуляция в сенсорной комнате легко может быть ассоциирована с природными релаксирующими объектами, что усиливает глубину релаксации.
    Светотерапия может помочь тем, кто страдает сезонной депрессией. Чаще всего её симптомы проявляются тогда, когда организму не хватает солнца (обычно в осенне-зимний период). Элементарные частицы света - фотоны - воздействуют на процессы, происходящие в организме: :
    - осуществляют передачу информации из окружающей среды, а также внутри организма между клетками, тканями и органами; ;
    - улучшают состояние иммунной системы; ;
    - регулируют функции многих гормонов; ;
    - задают и поддерживают ритм суточных колебаний.
    Цветотерапия используется для влияния на настроение и общее состояние человека.
    Все сказанное позволяет сделать вывод о первостепенных функциях цвета. Например, цвет как средство информации используется на производстве. В живописи роль цвета – символическая, можно сказать, номинативная. При оформлении общеобразовательных учреждений цвет в первую очередь должен быть средством гармонизации визуальной среды. Побудительная функция цвета широко применяется в рекламе. Правильная цветовая организация выставки – это фактор зрительного комфорта. И наконец, цвет – это метод терапии, и наверное самая важная его функция.

     

    Выводы

    1. Исторический обзор развития представлений о цвете показал, что поворотным моментом здесь выступает разработка проблемы цвета И.Ньютоном, так как он впервые указал на психофизиологическую природу цвета.
    2. Собственно цвет не является свойством света как такового, а скорее представляет собой результат его взаимодействия со специфическими пигментами, располагающимися в сетчатке глаза, и последующих психических процессов, т.е. интерпретации этих исходных сигналов, а это уже задача мозга. Таким образом, мы можем выделить физиологический и психологический аспекты восприятия цвета. Во-первых, наше ощущение от примененной цветовой группы или отдельного цвета зависит от силы и спектрального состава излучения, от продолжительности воздействия его на наблюдателя, от условий наблюдения. А во-вторых, цвет вызывает ассоциации, эмоционально окрашивает реакцию человека, также его восприятие связано с культурными, мировоззренческими, эстетическими традициями среды, в которой вырос и сформировался человек, его прошлым опытом, памятью, ассоциативным характером мышления.
    3. Что касается развития восприятия цвета в онтогенезе, нужно сказать, что ключевым здесь является этап усвоения сенсорных эталонов, которое происходит в четыре-пять лет. До этого ребенок обладал очень субъективным восприятием цвета, а с наступлением данного этапа происходит приобщение ребенка к некоторым стандартам, принятым в обществе.
    4. Влияние красно-желтой и сине-зеленой частей спектра на ВНС и ЦНС различно и, в целом, противоположно: первая оказывает активирующее воздействие на человека, а вторая – успокаивающее. Однако, этот эффект индивидуально может меняться.
    5. Вероятно, наиболее важным будет вывод, касающийся связи цвета с различными психическими явлениями. Так, связь эмоций и цвета является многоуровневой, так как с одной стороны, цвет непосредственно вызывает определенные эмоции, а с другой, эмоциональное состояние влияет на цветовые предпочтения. Также, существуют определенная зависимость цветовых предпочтений от характера и влияние цвета на мышление. Особенно интересно то, что цвет является полноценным и во многом универсальным средством психодиагностики и терапии.
    6. Использование цвета в различных сферах деятельности основано на его функциях, таких как коммуникативная, номинативная, выразительная и побудительная.
    Заключение

    В процессе анализа литературы нами были выполнены поставленные задачи.
    Было выявлено, что анализ цветовых стимулов проходит ряд этапов: сначала на рецепторном уровне, затем на таламическом и кортикальном. Одновременно с этим активизируются сложные психологические процессы, такие как возникновение ассоциаций, восприятие семантики цвета, появление эмоционального состояния. Таким образом, механизмы восприятия цвета являются психофизиологическими.
    Возрастную динамику восприятия цвета можно охарактеризовать следующим образом: до четырех - пяти лет цвет не соотносится с предметом, после этого возраста ребенок устанавливает эту связь и усваивает сенсорные эталоны цвета, а после 11-летнего возраста восприятие и использование цвета становится более гибким, ребенок освобождается о некоторых стереотипов в области цвета.
    Также были раскрыты многоуровневые связи цвета с психосоциальными характеристиками личности. Так, цвет вызывает строго определенные эмоции и в то же время эмоциональное состояние влияет на цветовые предпочтения. Также, экстраверты предпочитают цвета красно-желтой части спектра, в то время как интроверты выбирают сине-зеленые цвета и оттенки. Продуктивной мыслительной деятельности способствуют теплые и яркие цвета. Цветовые предпочтения меняются в соответствии с возрастом: от ярких и теплых к холодным и сложным оттенкам. Существует определенная зависимость цветовых предпочтений от вида патологии.
    Были приведены примеры применения цвета в психодиагностике, которая основана на способности цвета выявлять неосознаваемое. В психотерапии цвет используется как средство снятия напряжения, создания благоприятного эмоционального состояния. В сфере искусства и рекламы применяются символическая, эстетическая и побудительная функции цвета.
    Итак, в результате данной работы поставленные задачи были реализованы, а также были систематизированы данные о цвете. Очень интересным представляется дальнейшее углубление знаний о цвете. Возможно, например, сравнить значимость влияний восприятия цвета и пространства. В этом направлении актуальным будет выявление возрастных особенностей, поскольку существует недостаток современных экспериментальных данных в этой области.


    Библиографический список

     

    1. Базыма, Б.А. Психология цвета: теория и практика. СпБ.: Речь, 2005. 205 с.
    2. Беспалько, И.Г. О соотношении между цветовыми порогами, соматотипом и эмоциональным состоянием // Мат. методы в психиатрии и невралгии. Л.: 1972. с. 176-178.
    3. Бурлачук, Л.Ф. Исследование личности в клинической психологии. К.: 1979. 176 с.
    4. Волков, Н.Н. Восприятие картины. М.: Просвещение, 1976. 213 с.
    5. Ворсобин, В.Н., Жидкин, В.Н. Изучение выбора цвета при переживании положительных и отрицательных эмоций дошкольниками // Вопросы психологии. 1980. №3. с. 121-124.
    6. Габриелян, Ж. Еще раз о цвете // Реклама. 1999. №4. с. 28-30.
    7. Гете, И.В. Трактат о цвете // Избран. сочинения по естествознанию. М.: 1957. 261 с.
    8. Демидов, В. Как мы видим то, что мы видим. М.: Знание, 1987. 240 с.
    9. Ефимов, А.В. Колористика города. М.: Стройиздат, 1990. 215 с.
    10. Зайцев, В.П., Айвазян, Т.А., Таравкова, И.А. и др. Изучение диагностических возможностей цветового теста у больных сердечно-сосудистыми заболеваниями // Психологический журнал. М.: 1989. Т. 10. №3. с. 38-44.
    11. Ивенс, Р.М. Введение в теорию цвета. М.: Мир, 1964. 342 с.
    12. Измайлов, Ч.А. Цветовая характеристика эмоций //Вест. МГУ. Сер. психол. 1995. №4. с. 27-35.
    13. Измайлов, Ч.А., Соколов, Е.Н., Сукретная, Л.П., Шехтер, Л.М. Семантическое пространство искусственных цветовых названий // Вест. МГУ. Сер. псих. 1992. №1. с. 3-14.
    14. Измайлов, Ч.А., Соколов, Е.Н., Черноризов, А.М. Психофизиология цветового зрения. М.: Издательство МГУ, 1989. 206 с.
    15. Кандинский, В. О духовном в искусстве // К выставке в залах Государственной Третьяковской галереи. М.: 1989. с. 3-48.
    16. Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса. М.: Наука, 1980. 368 с.
    17. Колос, Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: практические рекомендации. АРКТИ, 2006. 80 стр.
    18. Копонова, В.Н., Глубинная невербальная проективная методика Г.Фриллинга «Цветовое зеркало» в исследовании личностных особенностей летчиков-испытателей // Вест. МГУ. Сер. псих. 1995. №3. с. 5-9.
    19. Корж, Н.Н., Ребеко, Т.А. Красный цвет: существует ли он? // Проблема цвета в психологии. М.: Наука, 1993. 207 с.
    20. Кравков, С.В. Цветовое зрение. М.: Издательство АН СССР, 1951. 175 с.
    21. Лосев, А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Мысль, 1991. 534 с.
    22. Люшер, М. Цветовой тест Люшера. М.: АСТ, 2005. 190 с.
    23. Миронова, Л.Н. Семантика цвета в эволюции психики человека // Проблема цвета в психологии. М.: Наука, 1993. 207 с.
    24. Миронова, Л.Н. Цветоведение. Минск: Вышэйшая школа, 1984. 285 с.
    25. Мухина, В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981. 240 с.
    26. Пономарева, Е.С. Цвет в интерьере. Минск: Вышэйшая школа, 1984. 167 с.
    27. Соколов, Е.Н., Вартанов, А.В. К исследованию семантического цветового пространства // Психологический журнал. 1987. Т 8. №2. с. 58-65.
    28. Тонквист, Г. Аспекты цвета. Что они значат и как могут быть использованы // Проблема цвета в психологии. М.: Наука, 1993. с. 5-53.
    29. Фриллинг, Г., Ауер, К. Человек-цвет-пространство. М.: 1973. 120 с.
    30. Черноризов, А.М. Цветовое зрение рыбы как модель цветового зрения человека // Вест. МГУ. Сер. психол. 1995. №4. с. 22-26.
    31. Шашлов, Б.А. Цвета и цветовоспроизведение. М.: Книга, 1986. 280 с.
    32. Яньшин, П.В. Цвет как фактор психической регуляции // Прикладная психология. 2000. №4. с. 14-27.


    Источник: Цвет как психологическое и психофизиологическое явление
    Дата создания: 20.04.2013
    Последнее редактирование: 20.04.2013

    Относится к аксиоматике: Системная нейрофизиология.


    Другие страницы раздела "Распознавание образов":
  • Роль вторичных полей (зон)
  • Распознавание ранее сформированных образов
  • Детекторы
  • Детекторы 2
  • Развитие жизненого опыта
  • Детекторы признаков
  • Развитие специализации нейрона
  • Однослойный персептрон
  • Разделение общей сети на подсети 2
  • Отдельный нейрон имеет распознавательную функциональность
  • Элементарное звено рефлекса - распознаватель
  • Механизм распознавания признаков восприятия
  • Развитие распознавателей
  • Колончатая организация зрительной коры
  • Детекторы побудительной значимости речевого сигнала
  • Наблюдаемые виды функциональных распознавателей
  • Детектор ошибок
  • Крысы оценивают свою уверенность в принятии решений
  • Лица мгновенно узнаются по простейшим признакам
  • Распознавание временных интервалов
  • Чем больше распознавателей в зрительной коре, тем меньше ошибок распознавания
  • Амазонские индейцы обходится без времени
  • Воспоминания сопровождаются активностью «контекстных» нейронов
  • Ребенок начинает распознавать элементы слов еще в утробе матери
  • Роль контекста в выделении объектов внимания
  • Галлюцинации
  • Карта местности в мозге - контекст восприятия-действия
  • Мозг хранит информацию фрагментами
  • Мозговая карта местности обросла границами

    Чтобы оставить комментарии нужно авторизоваться:
    Авторизация пользователя
  • Активность
    Главная
    Темы
    Показы
    Полезное
    О сайте
    Яндекс.Метрика