Поиск по сайту
Проект публикации книги «Познай самого себя»
Узнать, насколько это интересно. Принять участие.

Короткий адрес страницы: fornit.ru/6278
Список основных тематических статей >>
Этот документ использован в разделе: "Список всех произведений"Распечатать
Добавить в личную закладку.

Судьба громоотвода

Краткая история сайентологии

Список произведений setser

Фаликов Б. З. Культы и культура: От Елены Блаватской до Рона Хаббарда.

М.: РГГУ, 2007, с. 148-169

 

В самом начале 1949 г. известный американский фантаст Л. Рон Хаббард дал интервью журналу с диковинным названием "Рынки и методы писателей", в котором сообщил, что работает над книгой о психологии. Вскоре среди его многочисленных поклонников стали распространяться слухи, что речь шла не просто о психологии, а о новой революционной науке о человеческом разуме. Читателей это не удивило - в своих популярных историях Хаббард часто рассказывал о людях с удивительной силой разума, которая помогала совершать им настоящие чудеса. Почему бы, наконец, писателю не заняться исследованиями? Ведь научная фантастика предсказала немало замечательных открытий, например создание атомной бомбы. Идею отделяет от ее воплощения не слишком многое. По крайней мере, в научно-фантастических романах. Весной следующего года в журнале "Удивительная научная фантастика", где неоднократно печатались произведения Хаббарда, появился развернутый анонс о статье этого автора "Дианетика: введение в новую науку", которая готовилась к публикации. Это сообщение принадлежало перу самого Джона У. Кэмбелла, главного редактора журнала и одного из идеологов жанра научной фантастики. "Это не безумная теория и не мистицизм, а точное инженерное описание того, как работает человеческий разум... Методы, которые вытекают из этого описания, работают, - писал Кэмбелл, - техника стимуляции памяти настолько сильна, что через 30 минут терапии люди подробно вспоминают собственное рождение. Я наблюдал это собственными глазами, более того, использовал эту технику сам". Не доверять уважаемому редактору не было оснований. Подписчики "Удивительной научной фантастики" замерли в ожидании чуда.

Рождение науки из духа фантастики

Ровно за год до появления анонса Кэмбелл помог своему другу Хаббарду и его молодой супруге Саре снять небольшой коттедж на берегу Атлантического океана в Бейхэде, курортном поселке в штате Нью-Джерси. Сам он жил всего в часе езды, в Плейнфилде, и друзья могли часто общаться. Их объединяло многое. Оба верили в то, что гуманитарные науки могли только выиграть от методов, заимствованных из наук точных, оба интересовались телепатией, телекинезом и прочими паранормальными явлениями. Поэтому Кэмбелл с большим вниманием отнесся к Теории Хаббарда о том, что человеческая память - это некий "путь в прошлое", на котором фиксируются малейшие детали. Если вызвать к жизни самые неприятные из них, то они сотрутся, и человек обретет душевное и физическое здоровье. Хаббард предложил другу провести эксперимент, и тот согласился. Кэмбелл лег на кушетку, расслабился и вошел в состояние легкого забытья. Наводящие вопросы Хаббарда помогли ему вспомнить раннее детство, младенчество. После нескольких сеансов Кэмбеллу показалось даже, что он пережил собственное рождение. Эксперимент дал неожиданный результат: редактор избавился от хронического синусита, которым страдал всю жизнь. Через некоторое время он написал одному из своих авторов, мичиганскому врачу Джону Уинтеру: "Писатель Л. Рон Хаббард, занимавшийся психологическими исследованиями, добился важных результатов. Его подход основан на ранних работах Фрейда, других людей и собственных экспериментах. Не будучи психоаналитиком или психиатром, а скорее инженером, он подошел к психиатрии с эвристической позиции достижения результатов". Далее Кэмбелл описал один из случаев удачного излечения Хаббардом ветерана-инвалида. Уинтер заинтересовался. В отличие от своих коллег, он не считал, что талантливый самоучка обречен на заведомую неудачу. Обменявшись письмами с Хаббардом, он приехал в Бейхэд, чтобы на месте разобраться с новым открытием. Поначалу Хаббард раздражал его невероятной самоуверенностью и страстью к обобщениям, но, совершив собственное «путешествие в прошлое», Уинтер признал - техника работает. Более того, он успешно проверил ее на сыне, избавив его от страха темноты.. Однако попытки врачей заинтересовать в дианетике своих коллег ни к чему привели. Его статьи были отвергнуты "Журналом американской медицинской ассоциации" и "Американским журналом психиатрии". Основная претензия - недостаток клинических свидетельств эффективности новой техники. Это не смутило энтузиастов. В апреле 1950 г. они учредили в городе Элизабет неподалеку от Нью-Йорка Фонд Хаббарда по исследованию дианетики. В руководство фонда вошел Арт Сеппос, владелец небольшого издательства "Хермитидж". Проблема с публикацией книги Хаббарда была решена.

Двойной удар

Статья в "Удивительной научной фантастике" и книга "Дианетика: современная наука об умственном здоровье" увидели свет примерно в одно время - весной 1950 г. Поклонники таланта Хаббарда удивились метаморфозе его писательского стиля: автор, всегда славившийся легкостью пера, впал в наукообразие. Удивились, но отнеслись с пониманием: это же была не развлекательная проза, а наука, которая требовала соответствующего изложения. Вместе с тем она сохранила грандиозность замыслов, типичную для научной фантастики. Дианетика, по Хаббарду, - это "терапевтическая техника, с помощью которой можно излечивать все неорганические психические и все органические психосоматические заболевания с гарантией полного излечения в большинстве случаев". Человеческий ум Хаббард уподоблял совершенному компьютеру, наделенному колоссальной информацией, стоит его отладить, и он сможет решать любые задачи. Человеческий род эволюционировал, поскольку был наделен способностью выживания, а выжить можно, только избегнув опасности. Опасность всегда связана с болью, поэтому нормальный ум (Хаббард называет его "аналитическим") отказывается регистрировать физическую и эмоциональную боль. Эту функцию берет на себя ум "реактивный" (другой базовый термин дианетики), именно в нем и сохраняются следы, вызванные болью. Их Хаббард предложил именовать "энграммами", позаимствовав термин из биологии, где он означает след, остающийся на протоплазме в результате ее стимулирования. Эти следы дают о себе знать, когда срабатывает механизм ассоциации. Предположим, вы слышите те же звуки или чувствуете те же запахи, что и в момент боли. Энграмма активируется, что может приводить к различным психосоматическим заболеваниям. Происходит серьезный сбой человеческого компьютера. Починить компьютер можно, лишь переведя энграммы из реактивного ума в аналитический - следы боли стираются, у человека улучшается память и повышается коэффициент умственного развития. Он обретает психическое и физическое здоровье. Процедуру стирания энграмм Хаббард назвал "одитингом" (от лат. "audire" - слушать), в бухгалтерии существует однокоренной термин "аудит". Для осуществления процедуры человека следует ввести в состояние легкого забытья, которое можно определить по слабому подергиванию век. И затем помочь ему совершить путешествие в глубины памяти. Хаббард утверждал, что памятью обладает даже человеческий зародыш, следовательно, первые энграммы возникают уже на этой стадии. Начинать надо с них, стирание последующих требует меньше усилий. Человека, успешно прошедшего через процедуру одитинга, Хаббард предлагал именовать "клиром" - "оптимальным индивидом, освобожденным от всех энграмм".

Друзья и враги

Успех статьи и книги превзошел ожидания автора. Как утверждал редактор Кэмбелл, число откликов на статью уже за первые две недели перевалило за две тысячи, причем в подавляющем большинстве они были положительными. Издательству "Хермитидж" пришлось срочно печатать дополнительный тираж: книгу в одночасье смели с прилавков. В июле она уже возглавляла список бестселлеров газеты "Лос-Анджелес тайме". Успех имел объяснение. Дианетика нашла свою целевую аудиторию - поклонников научной фантастики, которая после войны обрела необычайную популярность, особенно среди людей с инженерным образованием. Для умов, безоговорочно веривших в безграничные возможности человека, не было ничего удивительного в том, что найдена техника для усовершенстввания его самого. Немаловажно и то, что техника эта была совершенно демократичной. После войны стали приоткрываться страшные тайны сталинских и гитлеровских застенков, масштабы идеологического оболванивания люде сильно напугали Запад. Тойнби предрекал, что в скором будущем это может стать проблемой номер один для всего человечества. Общедоступная техника для прочищения мозгов была тут как нельзя кстати. В то же время хаббардовские инвективы против традиционной психиатрии с ее лоботомией и электрошоком находили понимание у тех, кто читал про бесчеловечные нацистские эксперимент над заключенными. Но главная претензия к психиатрам и психоаналитикам заключалась не в этом, а в дороговизне их услуг. Например, в начале 50-х годов в США практиковали около 6 тысяч психоаналитиков, которые брали минимум по 15 долларов в час, а лечение растягивалось на годы. Напротив, дианетическая терапия не нуждалась в профессионалах, муж и жена могли применять ее друг к другу и к детям, ею могли воспользоваться друзья и любовники. Правда, для эффективного овладения неплохо было прослушать специальный курс в Фонде Хаббарда, который тоже обходился недешево - 500 долларов. Но все-таки это было дешевле, чем лечиться у психоаналитика. Более того, "профессионалом" становился ты сам. По мере роста популярности дианетики росло и число ее врагов. Знаменитый американский психолог Ролло Мей в рецензии на книгу Хаббарда в "Нью-Йорк тайме" писал о том, что дианетика - это предельно упрощенная психотерапия, не подкрепленная достаточной научной базой. Более того, своими необоснованными обещаниями она может причинить вред душевнобольным людям. Мею вторила Американская психологическая ассоциация, требовавшая подвергнуть дианетику строгому научному исследованию. То, что "новая наука" давала результаты, врачи объясняли просто: Хаббард использовал известные психотерапевтические методы, назвав их по-своему. Например, "одитинг" имеет очевидную аналогию с тем, что в классическом психоанализе называется Abreagierung - снятие психического напряжения через вербализацию подавленного травматического опыта, которое нередко сопровождается бурным эмоциональным переживанием. Но поклонники дианетики не обращали внимания на упреки специалистов. Через два месяца после публикации были проданы 55 тысяч копий книги. Более того, за это же время в США спонтанно возникли около пятисот групп по изучению новой терапии. Хаббард стремительно стал не только модным автором, но и лидером целого движения.

Крах

Наибольший интерес дианетика вызвала в Калифорнии, что неудивительно. Этот штат всегда проявлял большую отзывчивость к новомодным начинаниям. Недаром книга Хаббарда попала именно в список бестселлеров "Лос-Анджелес таймс". К тому же там находился Голливуд, который по числу невротиков мог сравниться разве что с Нью-Йорком. Правда, капризные кинозвезды вполне могли позволить себе самых дорогих психоаналитиков, но терапия Хаббарда вошла в моду, а потому была предпочтительней. "Дианетические вечеринки", где гости напропалую подвергали друг друга одитингу, стали гвоздем летнего сезона 1950 г. Когда в августе этого года Хаббард появился в Лос-Анджелесе, желающих встретиться с ним собралось так много, что в специально арендованном зале на 6 500 мест яблоку было негде упасть. Хаббард начал встречу с публичного сеанса одитинга, но зрителям это довольно быстро надоело. На сеансах гипноза в цирке можно было, по крайней мере, посмеяться над незадачливыми жертвами гипнотического внушения, здесь же, как настаивал сам Хаббард, речь шла о другом. Главным козырем дианетики были обещания быстрого повышения интеллектуальных способностей: великолепной памяти, выдающегося IQ. Поэтому толпа потребовала чуда, и Хаббард его предоставил. На сцену поднялась робкая студентка из Бостона, которая рассказала, что дианетика вылечила ее от синусита (похоже, Хаббард специализировался на этом заболевании) и аллергии на краску. Кроме того, у нее феноменально улучшилась память. Зрители немедленно потребовали доказательств, девушка смешалась, сконфузилась и не смогла даже вспомнить цвет галстука Хаббарда, когда тот на минуту отвернулся. Несчастную можно было понять, перед многотысячной аудиторией растерялся бы любой, но не Хаббард. Он тут же предоставил разъяснение: вызывая девушку на сцену, он употребил слово "сейчас" и тем самым зафиксировал в настоящем. Вот у бостонки и отшибло память. Фонд дианетических исследований Хаббарда в Калифорнии возглавил его коллега по цеху Альфред ван Вогт. Писатели-фантасты отнеслись к начинанию Хаббарда неоднозначно: некоторые - отрицательно (Айзек Азимов назвал дианетику "чепухой", Джек Уильямсон -"сумасшедшей ревизией фрейдизма"), другие - положительно. Ван Вогт принадлежал к последним, что было неудивительно: один из любимых его образов - сверхчеловек, наделенный необычайной силой разума. Писателя интересовали психология и гипноз, он даже издал на эту тему книжку, но все же уподобиться Хаббарду и создать собственную науку не решился, а вот помочь коллеге в Калифорнии согласился. Под здание фонда был куплен бывший губернаторский особняк в испанском стиле, и в нем началась лихорадочная деятельность. Деньги поначалу текли рекой: интерес к новой терапии не ослабевал, Хаббарду приходилось день и ночь читать лекции и обучать желающих одитингу. Однако ни он, ни его многочисленные помощники не имели никаких навыков менеджмента, и вскоре многочисленные отделения фонда обанкротились. На склоне лет доживший до мафусаиловых седин ван Вогт (1912-2000) с удивлением вспоминал, как всего за год через его руки утекли неизвестно куда сотни тысяч долларов, но настаивал, что калифорнийскому отделению все же удалось свести концы с концами. Причины краха крылись не только в управленческой неумелости первых дианетиков, но и в глубоком противоречии, лежащем у истоков "новой науки". Поверившие в ее потенциал ранние соратники Хаббарда настаивали на продолжении исследований. Любая наука обязана иметь эмпирическую базу. Особенно упирал на это доктор Джозеф Уинтер, который поставил на карту свою профессиональную репутацию, возглавив первое отделение фонда в Элизабете, штат Нью-Джерси. Его беспокоили случаи острого невроза, развившегося у двух слушателей. Он не был уверен в том, что можно было готовить "профессиональных одиторов" из всех желающих. Поскольку его соображения не были приняты во внимание, Уинтер решил уйти в отставку. Вместе с ним покинул совет директоров и издатель Арт Сеппос. С другой стороны, многочисленных поклонников дианетики вовсе не интересовало ее становление и развитие как науки, их привлекали прежде всего щедрые посулы быстрых и удивительных результатов. По сути, они ждали от дианетики чуда но чуда в новой "научной" упаковке. Более того, сами стремились выступить в роли чудотворцев. Противоречие между религиозной и научной тенденциями внутри дианетики и привело к неудаче. Хаббарду предстояло сделать свой выбор.

Детектор истины

Так получилось, что первые успешные шаги дианетика сделала на восточном и западном побережьях США, но для преодоления кризиса она удалилась вглубь страны, вначале в Канзас, потом в Аризону. Бизнесмен из Вичиты Дон Перселл предложил Хаббарду организовать отделение фонда в своем городе. Среди канзасских равнин того и посетили новые идеи о религиозной подоплеке учения. В августе 1951 г. Хаббард издал свою вторую книгу "Наука выживания", где впервые заговорил о перевоплощении. По его утверждению, он столкнулся с этим явлением еще при первых экспериментах с одитингом, когда клиенты уходили в воспоминаниях за пределы своего рождения, судя по всему, в предшествующие жизни. Перселлу идея не понравилась, поскольку показалась ему ненаучной и нехристианской. Он считал дианетику новым прорывом в области медицины, утверждая, что она резко повысила его работоспособность. Впрочем, ленью Перселл по-видимому, никогда не страдал, сколотив с нуля милллионное состояние на торговле недвижимостью. Он и дианетику предполагал превратить в доходный бизнес. Но его взгляды на то, как это сделать, все меньше совпадали с позицией партнера. Весной 1952 г. Хаббард собрал своих сторонников и сообщил им, что у него возникла идея о создании науки, которая превзойдет дианетику. Называться она будет "сайентология". Если первая заботилась о теле, вторая возьмет на попечение душу, существование которой имеет под собой безусловное научное обоснование. В доказательство Хаббард продемонстрировал новый прибор - "е-метр". На вид он был очень прост: два металлических цилиндра, соединенные с коробочкой, в которую вмонтирован циферблат. Изобретатель тут же предложил испытать прибор. Один из студентов взял цилиндры в руки, его ущипнули - стрелочка циферблата дрогнула. Испытуемый вспомнил, как его ущипнули, - стрелка вздрогнула вновь. Судя по всему, прибор реагировал не только на реальную боль, но и на воспоминание о ней. С его помощью, утверждал Хаббард, можно выявлять и энграммы прошлых жизней. Сколь бы ни были велики посулы, в основе работы «е-метра» лежал весьма простой факт - электропроводимость кожи меняется в зависимости от переживаемых состояний. Слабый ток, идущий от цилиндра к цилиндру через человеческое тело, реагирует на эти перемены. На сходном принципе работает детектор лжи. Дону Перселлу все это совсем не понравилось. Бизнесмен плохо представлял себе, какой прок может выйти из науки о душе. Кроме того, на него свалились долги обанкротившихся фондов Хаббарда. Дальше тому снова пришлось действовать в одиночку. В апреле 1952 г. в Фениксе, штат Аризона, открылась новая организация - Фонд сайентологов Хаббарда. Деловое чутье на этот раз подвело бизнесмена Перселла - наука о душе стала продаваться гораздо лучше, чем наука о теле.

От нуса к логосу

Сайентологии не долго оставалось пребывать в научном статусе. Новое название уже само по себе указывало на религиозный характер учения. Если дианетика была образована от двух греческих слов dia - через и nous - ум, что указывало на ее психотерапевтическую природу, то сайентология (от лат. scio - знание и гр. logos - слово) - это учение о знании, которое ведет к спасению. Понятие реинкарнации неизбежно повлекло за собой возникновение космологии, метафизики и сотериологии (учения о спасении). Ключевыми понятиями новой религии стали "мэст" и "тетан". Мэст - это аббревиатура четырех английских слов: matter (материя), energy (энергия), space (пространство) и time (время). Тетан - существительное, образованное от греческой буквы "тета" (по рейхлинову чтению - "фита"), которая, по мнению Хаббарда, являлась символом духа или мысли. Космологическая концепция Хаббарда сводилась к следующему. Миллиарды лет назад свободные духи - тетаны - стали пленниками материи, энергии, пространства и времени и забыли о своей истинной сущности. Отсюда следует дуалистическая метафизика: человек есть духовная сущность, заплутавшая в материи и переселяющаяся из одного тела в другое. Это, в свою очередь, ведет к пониманию спасения как освобождения от плененно-сти путем осознания своей истинной сущности и овладения материально-временной средой. Идеальным существом, достигшим спасения, является ОТ (аббревиатура от английских слов operating thetan - действующий тетан). Сайентологический словарь определяет его как "индивида, который может действовать абсолютно независимо от своего тела, если он таковым обладает. Он является самим собой и не зависит от окружающей вселенной". Считается, что ОТ может оставлять тело и возвращаться в него, не причиняя ему вреда. Ни Будда, ни Христос не достигли этого состояния, хотя и превзошли уровень клира. Как и в случае с дианетикой, в становлении сайентологии большую роль сыграли навыки Хаббарда-фантаста. В основе научной фантастики лежат современные мифы, призванные развлечь читателя. Дианетика используется для создания терапевтического эффекта, а сайентология соединяет фантазию и науку, обещая спасение души, на для того чтобы произошел переход от поиска развлечения к поиску спасения, нужны были особые обстоятельства. В 1950-е годы в США завершалось формирование гражданской религии: не имеет значения, в какого бога ты веришь, главное - сам факт веры, который помогает тебя быть хорошим гражданином великой страны. Как с военной прямотой заявил президент Дуайт Эйзенхауэр: "Что за смысл в нашем правительстве, если оно не руководствуется глубокой религиозной верой, неважно какой!" Этот процесс имел ряд последствий. Поскольку факт веры объявлялся важнее ее содержания, содержание релятивизировалось. Различные религии на равных соревновались за души верующих, формируя единый рынок духовных ycлуг. В этой ситуации имел свою привлекательность и миф, предложенный Хаббардом: в нем присутствовали безудержное воображение и современная научная оболочка. Кроме того, Хаббард предлагал технику одитинга, которая работала, т. е. создавала определенный терапевтический эффект, доказывая тем самым подлинность мифа. Американский религиозный мейнстрим в ту пору ничего подобного не предлагал, опытная сторона веры оттеснялась на второй план. На первый выходила социальная функция: церкви, в особенности протестантские, превращались в клубы, члены которых соревновались в умении быть хорошими гражданами - жертвовать на бедных и следить за общественной моралью.

Параллели

Формальный переход от науки к религии произошел в конце 1953 г. В декабре Хаббард зарегистрировал в Кэмдене, штат Нью-Джерси, три новые церкви - Церковь американской науки, Церковь сайентологии и Церковь духовной инженерии. На следующий год им были зарегистрированы две церкви сайентологии - в Лос-Анджелесе и Вашингтоне. То, что психотерапия дианетика дала толчок развитию религиозной системы, не является чем-то необычным в истории религии. В какой-то мере и буддизм можно рассматривать как религиозную систему, возникшую из определенного типа психотехники (буддийской йоги). Изменяя свое сознание с помощью специальной техники созерцания (дхьяны), Будда Шакьямуни достиг знания (праджни), которое помогло ему обрести спасение (нирвану). Согласно буддийскому преданию, Будда неоднократно сравнивал себя с врачом, который ставит диагноз и дает своим пациентам спасительный рецепт (четыре благородные истины). Впоследствии из этой "психотерапевтической" практики и развились буддийская метафизика и религиозная организация. Есть и гораздо более давние примеры подобной эволюции. Мэри Бейкер Эдди, основательница Христианской науки, которая ныне является вполне респектабельной протестантской деноминацией в США, долгие годы экспериментировала с различными типами излечения психосоматических недугов, прежде чем открыла в 1866 г. свой собственный способ "лечения ума", на основе которого через девять лет и учредила Церковь Христа Ученого. От открытия дианетики до основания Церкви сайентологии прошло в два раза меньше времени, но тип эволюции совершенно тот же. Переход от психотерапии к религии нередко кажется подозрительным психологам и психиатрам. Если это религия, то зачем она занимается психотерапией? Если же психотерапия, то для чего облачается в религиозные одежды? Любопытно, однако, что и сам психоанализ (сходство которого с дианетикой сразу бросается в глаза) также претерпел в XX столетии сходную эволюцию от светской психотерапии к мифологической системе. Если отец психоанализа Зигмунд Фрейд настаивал на позитивистском характере разработанной им науки о законах человеческой психики, то такие его последователи, как Карл Густав Юнг, выстроили на этой основе квазирелигиозную систему. В 70-е годы XX в. в США начинание Юнга было доведено до логического конца. В результате возникли такие образования, носящие эксплицитно-религиозный характер, как трансперсональная психология. С другой стороны, использование различного рода психотехник является сейчас общим местом в таких новых религиях, как ЭСТ, Эканкар, ТМ и т. д. Сайентология в этом смысле не является исключением, скорее напротив, представляет собой тип религиозной эволюции, достаточно характерный для нашего временя Эта эволюция и определяет многие ее черты.

Рационализация мифа

Став религией, сайентология не отказалась от психотерапевтических аспектов, включив их в контекст своего учения о спасении. Так возникла сотереологическая концепция восьми динамик. В основе ее лежит идея "выживания", которое трактуется в весьма широком смысле. Первая динамика - это выживание индивида как личности. Вторая - творческий импульс, понимаемый как любое действие, направленное на творение будущего. Сюда включается и образование семьи, и рождение детей, и их воспитание. Третья динамика - групповое выживание (под группой имеется в виду любое человеческое сообщество - от круга друзей до народа). Четвертая - выживание человеческого рода в целом. Пятая - выживание любых жизненных форм. Шестая - выживание физической вселенной в ее четырех проявлениях: материи, энергии, пространстве и времени. Седьмая - стремление к духовному существованию и, наконец, последняя, восьмая - стремление к бесконечности, которая трактуется как Высшее существо (Бог). Таким образом, восемь динамик охватывают всю совокупность бытия в его природных, человеческих и божественных проявлениях. Природа не клеймится как зло (об этом отличии сайентологии от древнего гностицизма уже говорилось), что позволяет сайентологии объединить вполне земные психотерапевтические цели с задачей духовного спасения (осознание тетаном своей высшей сущности). Термин "выживание" призван истолковать суть этого сотереологического синтеза и является аналогом термина "спасение" в традиционных религиях. Дианетика как психотерапия должна была помочь человеку избавиться от иррациональных импульсов. Этот акцент на рационализацию человеческого существования полностью сохраняется и в сайентологии. Если в традиционных религиях не существует никаких гарантий спасения, то Л. Рон Хаббард задался целью создать стандартные сотереологические технологии и таким образом поставить спасение на поток. В этом ключе и следует понимать его высказывание о том, что он стремился объединить честность и точность Будды Гаутамы и последовательный производственный практицизм Генри Форда. Рационализм и технологичность сайентологии являются определяющими ее чертами, однако прецеденты подобной рационализации религии имели место и в прошлом. Например, одна из протестантских деноминаций - методизм - получила свое название именно от того, что ее основатель Уэсли настаивал на том, что спасения можно достичь только рациональным, дисциплинированным, методическим путем. Рационалистический дух протестантизма, нашедший воплощение в методизме, достиг в учении Хаббарда своего апогея. Предельно рационалистична и сайентологическая этика. "Сайентологическая этическая система полностью основана на разуме". В основе ее лежит учение Хаббарда о выживании как высшей сотереологической цели. Этическим считается рациональное поведение, направленное на достижение данной цели. "Этика - это действия, - пишет Хаббард, - которые предпринимает индивид для того, чтобы обеспечить оптимальное выживание для себя и других во всех динамиках. <...> Без этики мы не выживем". Что же касается конкретных моральных предписаний, то они по преимуществу заимствованы Хаббардом из Библии, хотя и выражены современным языком и интерпретированы в прагматическом духе. Они запрещают убийство, кражу, ложь, любые незаконные действия, причинение вреда людям доброй воли и призывают к семейной верности, помощи детям, почтению к родителям, умеренности, ответственности, прилежности, уважению к чужим религиозным взглядам, поддержке справедливого правительства и защите окружающей среды. Но несмотря на формальное сходство с христианской моралью, сайентологическая этика в большей мере напоминает буддийское, этическое учение. Она строится на понимании греха не как ущербности человеческой воли, а как ошибки в суждении Равным образом и в буддизме грех - это результат неведения (авидьи). Рационализм сайентологии ни в коей мере не лишает ее религиозного содержания, поскольку направлен на достижение сверхрациональной цели - осознание человеком своей трансцендентной духовной природы. Сайентология; по верному замечанию Брайана Уилсона, одного из крупнейших в мире социологов религии, - это новая религия, появившаяся в век господства научной парадигмы и несущая на себе печать этого века.

Аудитор в пастырском воротничке

Преемственность сайентологии от дианетической терапии определяет ее организационную структуру. Формально в ней сохраняются типичные для психотерапии отношения между врачом и клиентом, но они наполняются новым содержанием. Преклир (так сайентология называет своих неофитов) - это не просто человек, желающий поправить свое душевное самочувствие. Прежде чем приступить к одитингу, он принимает на веру основное положение сайентологии о том, что он потенциальный тетан, т. е. духовная особь, пребывающая в состоянии заблуждения и стремящаяся от него избавиться. Это вполне религиозная установка, и отношения между преклиром и одитором строятся, в сущности, как отношения между священником и прихожанином, пришедшим на исповедь. Вместе с тем одитинг отличается от католической и православной исповеди - отношения в нем деперсонализированы. Одитор не дает преклиру советы, основываясь на собственной духовной интуиции, а следует строгим сайентологическим предписаниям, согласно которым проходит вся процедура. Но религиозный ее характер очевиден, и сайентологи все чаще применяют для одитинга термин "пасторское наставление",а некоторые щеголяют в пасторских воротничках. Одитинг - это основное ядро сайентологической практики. Кроме того, сайентология опирается на так называемые курсы подготовки, где члены Церкви изучают сайентологические доктрины. Религиозное образование и религиозное просвещение свойственны всем религиям. К первому относится профессиональная подготовка священства, ко второму - распространение религиозных знаний среди мирян. Сайентология здесь не составляет исключения, разве что религиозному просвещению мирян уделяется гораздо больше внимания, чем в традиционных религиях. Курсы строятся по иерархическому принципу. Вначале слушатели получают общедоступные знания, но со временем могут рассчитывать и на приобщение к эзотерической (сокровенной) информации, закрытой для общего пользования. Как правило, она имеет отношение к некоторым подробностям сайентологической космологии: как возник этот мир, каким образом в нем оказались тетаны и т. д. Наличие эзотерических доктрин смущает критиков сайентологии, которые подозревают, что за этим скрываются некие тайные планы, опасные для окружающих. Между тем сокровенные учения имелись во всех античных мистериях. Считалось, что они могут принести пользу только тем, кто прошел соответствующую мистическую подготовку, и нанесут вред профанам. Поэтому доступ к эзотерическому ядру имели только посвященные адепты. Сайентология заимствовала эту древнюю структуру, но придала ей современное рациональное звучание: усвоение материала должно строиться на иерархической основе - от простого к более сложному. Если каким-то чудом студент после первого курса попадет в аспирантуру, это внесет сумятицу в процесс познания. Подобным же образом невозможно стать ОТ, минуя промежуточные стадии. Организационная структура сайентологии определяет и ее финансовое устройство. В отличие от традиционных церквей, имеющих устоявшиеся приходы и живущих за счет пожертвований своих прихожан, продажи литературы, взымания платы за основные обряды и т. д., сайентология существует прежде всего за счет продажи религиозных услуг - от одитинга до многочисленных курсов подготовки. В этом она мало чем отличается от других новых религий и подобно им зачастую подпадает под подозрение налоговых органов, у которых такие методы финансовой деятельнойти, не совсем обычные для религиозных организаций, вызывают дополнительные вопросы. Когда на финансовые претензии накладываются еще и идеологические подозрения, вызванные многочисленными новациями новых религий, от последних требуют все новых доказательств их религиозного характера, а следовательно, права на безналоговый статус.

Источники

Создавая религию, Хаббард опирался не только на собственное воображение. Сайентология обнаруживает знакомство автора с рядом учений. Прежде всего с гностицизмом, носившим ярко выраженный дуалистический характер - дух противопоставлялся в нем материи. Целью спасения являлось освобождение духовной сущности человека из материального плена. Гностические учения имели ярко выраженную потустороннюю ориентацию. Материя .мыслилась как зло, от которого следует освободиться. Сайентология, напротив, имеет посюстороннюю ориентацию. Бежать от материального мира не следует, скорее его надо подчинить своей воле и преобразить. Отсюда религиозно-утопический характер учения Хаббарда: царство небесное должно быть построено на земле. Сходство сайентологии с двумя религиозными системами Востока - индуистской санкхьей и буддизмом хинаяны - тоже бросается в глаза. С первой сайентологию роднит представление о плюралистической природе духовного начала. В санкхье духовные сущности (пуруши) теряют себя в безбрежной материи (пракрити) и могут освободиться, лишь осознав свою истинную сущность. Делается это с помощью специальной психотехники (йоги). Хотя техника одитинга не имеет ничего общего с техникой йоги, и в том и в другом случае спасение достигается путем опоры на собственные психические ресурсы, а не путем обращения за помощью к Высшему существу. В этом сайентология похожа и на буддизм хинаяны. Различие заключается в том, что хинаяна атеистична и не прибегает к понятию Бога, тогда как сайентология признает его существование, хотя и отказывается от богословских дефиниций. "В сайентологии мы верим, что Бог существует. Что касается формы его существования, то догматов на этот счет у нас пока нет. Кто знает, что еще будет обнаружено по мере развития Церкви сайентологии?" В Сайентологическом катехизисе о Боге со ссылкой на Л. Рона Хаббарда говорится следующее: "Ни одна культура в истории мира <...> не отказывается от утверждения существования Высшего существа. Эмпирическим наблюдением является то, что люди без твердой и прочной веры менее способны, менее этичны и имеют меньшую ценность, как для себя, так и для общества". Катехизис написан более традиционным богословским языком, чем обычная сайентологическая литература, где преобладает специальная терминология, по преимуществу изобретенная самим Хаббардом. Вероятно, за этим скрывается желание Церкви сайентологии наладить нормальные отношения с представителями других конфессий. Об этом также свидетельствует сайентологический тезис, согласно которому членство в Церкви сайентологии не является препятствием для принадлежности к другим религиям. "Членство в сайентологии не значит, что существует какая-то необходимость оставлять вашу нынешнюю церковь, синагогу, храм или мечеть". Однако готовность оставлять за своими членами право на "двойное гражданство" вызывает подозрение у ряда других религий, полагающих, что за этим кроются тайные планы миссионерской экспансии. Подобное взаимонепонимание объясняется достаточно просто. В аврамитских религиях (иудаизме, христианстве и исламе) главный упор делается на веру. Ясно, что равно сильная вера в разные вещи невозможна. Отсюда негодование представителей этих религий на сайентологию. Но в той во главу угла кладется знание, которое, в отличие от веры, допускает градации. Таким образом, сайентолог может считать, что все религии в той или иной мере содержат некое высшее знание, что позволяет ему нервать с религией предков. В этом сайентология напоминает индуистские учения, которые, распространяясь на Западе, не требуют, чтобы их новые сторонники оставляли с традиционную религиозную практику.

Насильно мил не будешь

В начале 1955 г. Хаббард перенес в американскую столицу штаб-квартиру Международной ассоциации сайентологов, заявив, что лучше иметь дело с федеральными властями, а не штатными. Это было ошибкой. Дело в том, что ФБР во главе со всесильным Эдвардом Гувером уже давно относилось с подозрением к писателю, вначале создавшему новую науку, а потом и новую религию. Несколько раз Хаббард писал в ФБР письма, где обличал происки коммунистов и намекал, что те не прочь воспользоваться колоссальными достижениями дианетики в своих низменных целях. Но эти верноподданнические эпистолы лишь усиливали подозрения, тем более что на Хаббарда и самого приходило немало доносов. Американцы в ту пору проявляли повальную бдительность - и необычные начинания у многих вызывали подозрение. В Вашингтоне Хаббард не только продолжил переписку с ФБР (с какого-то момента она стала односторонней -назойливый доброхот утомил контрразведку), но и решил рассказать о коварстве большевиков публично. В 1955 г. сайентологи напечатали брошюру "Промывание мозгов: синтез русского учебника по психополитике", утверждая, что она основана на стенограмме лекции, прочитанной в узком кругу Лаврентием Павловичем Берия. Как раз в это время несколько бывших американских военнопленных потрясли мир, рассказав о том, что в корейских застенках они обрели веру в коммунистические идеалы. На Западе вспомнили о том, как политические враги Сталина заявляли на открытых процессах, что они признают свои страшные идеологические ошибки и готовы понести за них заслуженное наказание. Термин "промывание мозгов" был запущен в массовый обиход. Хаббард не любил отвергнувшую его психологическую науку и обвинял ее в манипуляции людьми. Если его инвективы в адрес американских психологов оставались без должного внимания, он готов был переключиться на русских, продавшихся кровавой диктатуре, - одного поля ягода. Главное - не давать спуска -врагу и успевать отвечать ударом на удар. Но враги тоже не дремали: обвинения в промывании мозгов вскоре посыпались на саму сайентологию. После обретения детищем Хаббарда религиозного статуса к врагам-психологам добавились критики из церковных кругов. Все это было более чем понятно: то, что делало сайентологию популярной в глазах ее адептов (сочетание научной технологии и религиозной цели), вызывало раздражение как у ученых, так и у церковных деятелей. По мнению первых, она пародировала науку, по мнению вторых - профанировала религию. Психиатры и психологи подозревали сайентологию в посягательстве на их право заботиться о душевном здоровье людей, религиозному мейнстриму казалось, что она прибегает к нечистоплотным приемам миссионерской экспансии. По мере роста благосостояния сайентологии у налоговых органов стали вызывать сомнения нестандартные для религиозных организаций способы получения доходов. После того как сайентология начала распространяться за рубежом, Хаббардом заинтересовалось ЦРУ. Дело на него было заведено в 1957 г. В основе этих подозрений и сомнений лежала одна и та же причина: сайентология нашла себе нишу на границе религиозной и светской сфер деятельности. Оставаясь религиозным учением, она прибегала к нетипичным для религии методам и формам существования. Такое "девиантное поведение" не могло остаться безнаказанным. Недаром профессор Мэри Беднароуски назвала сайентологию "громоотводом для пограничных конфликтов внутри культуры". Кольцо сжималось, и Хаббард реагировал на это все более неадекватно. Он всегда отличался повышенной подозрительностью, которая со временем переросла в манию преследования. Подобно своим предшественникам на ниве создания новых религий, Елене Блаватской и Георгию Гурджиеву, Хаббард отличался необузданной фантазией. Мифологизации подвергалось все - от собственной жизни и жизни  близких до любых событий, попадавших в поле его внимания. В 1950-е годы достигает апогея страх перед атомной бомбой, Хаббард начинает заниматься проблемами радиации и, конечно, находит способ борьбы с ней. В 1970-е то же самое происходит с наркотиками. Обыденность не вызывала у него ничего, кроме тоски. В сохранившихся детских дневниках чаще всего попадается фраза: "было скучно". И только полеты воображения способны были придать жизни какой-то смысл. Вначале эту нужду удовлетворяла "сайенс фикшн", потом понадобились более эффективные средства - научная фантастика раздвоилась на науку и религию. Порождаемая им реальность сначала просто отвлекала Хаббарда от обыденности, потом он поселился в ней, более того, заселил своими соратниками. Когда в 70-е годы он плавал по Средиземному морю в поисках сокровищ, которые "зарыл в своих прежних рождениях", ему помогали полные энтузиазма адепты. Способности увлечь своими прожектами других ему было не занимать. Отказ разделить грезу - посягательство на нее, поэтому кругом враги - психологи, агенты ФБР и ЦРУ, пасторы, налоговые инспекторы, пресса, бывшие адепты. Последние - самые нехорошие: они сами разрушают то, что открылось им по счастливому случаю. Защита своего мира стала маниакальной заботой Хаббарда, а лучший способ защиты - нападение. "Если вы когда-нибудь забудете об этом, вы проиграете все свои битвы", - писал Хаббард в 1955 г. Конфликтность основателя оказала сильнейшее влияние на судьбу новой религии. С начала 70-х годов и по сей день с сайентологией связана бесконечная череда судебных разбирательств. Обид она не прощает, соответственно не прощают и ей. Как отметил в 1984 г. судья Поль Дж. Брекенридж, председательствовавший на одном из процессов в Лос-Анджелесе: "Организация носит шизофренический и параноидальный характер, и эта странная комбинация, судя по всему, отражает характер ее основателя. В то же время он предстает перед нами как харизматическая личность, способная направлять, организовывать, контролировать и вдохновлять своих последователей. Безусловно, он очень сложный человек, и эта сложность отражается в его альтер-эго - Церкви сайентологии" Эмоциональность судьи, который по долгу службы должен проявлять беспристрастность, - еще одно свидетельство того, что сайентология никого не оставляет равнодушным.

И вечный бой...

Со временем сайентологии удалось доказать свое право называться религией как в месте своего возникновения - в США, так и в большинстве стран западного мира. В качестве типичного можно привести постановление Верховного суда Австралии, в котором, в частности, говорится: "Сущностью сайентологии является вера в реинкарнацию и стремление к тому, чтобы "тетан" (дух или душа человека) прошел через "восемь динамик" и в конце концов освободился от телесных ограничений". Но на этом история не закончилась. В последние годы вокруг сайентологии вновь возник ряд конфликтов. Она натолкнулась на оппозицию со стороны государственных и религиозных структур в Германии, Франции и, наконец, у нас в России. На этот раз к религиозным и культурным добавились еще и политические причины. После объединения Германии в ней усиливаются претензии на то, чтобы стать лидером Европейского сообщества. Это ведет к усилению этатистских настроений и борьбе против разного рода организаций, причисленных к экстремистским. Сайентология попала в их число, поскольку занимает довольно жесткую позицию по ряду общественных проблем (борьба против некоторых официально признанных лекарств, критическое отношение к психиатрии и т. д.). Кроме того, она подверглась критике со стороны традиционных церквей (католической и лютеранской), которые занимают в стране господствующее положение. Во Франции неприятности сайентологии связаны в основном с антиамериканскими настроениями. Французские интеллектуалы настаивают на том, что страна подвергается экспансии со стороны "американского культурного империализма". Эта неприязнь в том числе распространяется и на сайентологию. В России она тоже стала заложницей политических и идеологических игр. Подобно Германии, сайентологию подозревают у нас в экстремизме и, подобно Франции, считают агрессивным проявлением американизма. Ни одна из новых религий не порождала столько споров и скандалов, как сайентология. В 2004 г. она справила свой 50-летний юбилей, а число врагов у нее не убавляется - на место старых с готовностью заступают новые. Сайентология проводит активные пиар-кампании, осуществляет программы по борьбе с наркотиками и психологической реабилитации заключенных, но к ней продолжают относиться с подозрением, обвиняя в авторитарности и манипуляции сознанием. И чем энергичнее сайентология борется со своим плохим имиджем, тем хуже он становится. Но сайентологи не сдаются - Л. Рон Хаббард научил их не бояться трудностей.

 


Б. З. Фаликов

http://www.ec-dejavu.net/s-2/Scientology.html



Автор setser
Список произведений >>
Список публикаций >>
Обсуждение Еще не было обсуждений.
Оценить произведение >> пока еще нет оценок, ваша может стать первой :)

Об авторе: Статьи на сайте Форнит активно защищаются от безусловной веры в их истинность, и авторитетность автора не должна оказывать влияния на понимание сути. Если читатель затрудняется сам с определением корректности приводимых доводов, то у него есть возможность задать вопросы в обсуждении или в теме на форуме. Про авторство статей >>.

Тест: А не зомбируют ли меня?     Тест: Определение веса ненаучности

Поддержка проекта: Книга по психологии
В предметном указателе: Законы судьбы | О книге Бытие судьбы | ГЕН РЕШАЕТ СУДЬБУ | О боге, судьбе, человеке и т.д. | Судьба Земли в наших руках | Обсуждение Законы судьбы
Последняя из новостей: О том, как конкретно возможно определять наличие психический явлений у организмов: Скромное очарование этологических теорий разумности.

Нейроны и вера: как работает мозг во время молитвы
19 убежденных мормонов ложились в сканер для функциональной МРТ и начинали молиться или читать священные тексты. В это время ученые наблюдали за активностью их мозга в попытке понять, на что похожи религиозные переживания с точки зрения нейрологии. Оказалось, они похожи на чувство, которое испытывает человек, которого похвалили.
 посетителейзаходов
сегодня:11
вчера:22
Всего:8441446

Авторские права сайта Fornit
Яндекс.Метрика