Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
ВХОД
 
 
Короткий адрес страницы: fornit.ru/8757
Вернуться к исходному документу
Обсуждение О вреде медитации Ивакин Алексей Геннадьевич
Страницы: 1 2 3 ВСЕ 
  nan список всех сообщенийИмеет права полного администратора сайта - админ Качества nan, оцененные другими пользователями Оценок: 39 Род: Мужской Сообщений: 12229 E-Mail  Сообщение № 5782 показать
ответ -только после авторизации

 jgod: "в состоянии самодепривации можно вполне успешно оперировать понятиями из какой-то не слишком сложной замкнутой системы, например уравнениями механики, алгебры. (Сложность тут сильно зависит от конкретного человека). При этом вполне успешно и без вреда можно выводить уравнения, что-то изобрести. Более того: состояние депривации помогает сосредоточиться исключительно на предмете обдумывания, чтобы оперировать бОльшим числом умозаключений. Мне видится, что проверка на практике для такх заключений нужна, конечно, но сам процесс размышления не вреден, если оперировать четкими понятиями. "

Любое размышление - это - прерывание какого-то текущего автоматизма на важной-новой фазе для творческой выработки более адекватного направления дальнейшего развития этого автоматизма (это - самая настоящая система прерываний, которую позаимствовали компьютерщики). Т.е. любое размышление это - уже в немалой степени депривация осознаваемого внимания (все остальное работает на автомате). Творческие навыки могут развиться до самых изощренно сложных и будут эффективны если и навык проверки реальностью будет своевременным и не будет делаться искусственных препятствий для гибкой корректировки при необходимости. Таким препятствием является придание идее необоснованно (не проверено) высокой  значимости. Т.е. не нужно любить вынашиваемую идею и все будет в порядке для психики.

Пит: "У меня вопрос :его МОЗГ устроен так, что он стал заниматься йогой , или же «удивительная» работа мозга во время медитаций довела его до мистики? ".

Была статья, в которой показывалась роль наследумых предопределений и роль приобретаемых оценок в развитии мистического восприятия: Блаженные. Если даже есть особо облегченная предрасположенность, но по жизни не возникнет обстоятельств для ее реализации в мистицизм, то он и не разовьется. И если даже нет такой предрасположенности, а человек столкнется с поразившим его чудом, завладевшим его представлениями, или человек будет настолько сломлен жизнью, тчо быдет искать спасения в малейшей надежде, то он пойдет мистическим путем. Раньше почти все люди верили открыто. Сегодня почти все люди верят, но многие держат это не актуальным внутренним переживанием. Завтра рационализм понимания окружающего, возможно, сделает еще менее востребованной веру. А мозги практически не изменятся в натуре :)

 



11.12.2009г. 9:17:07


p.s. Допускаю, что мое утверждение может быть неверно, поэтому прошу показывать, что именно и почему неверно и запрашивать объяснения, если что-то непонятно.
 
  nan список всех сообщенийИмеет права полного администратора сайта - админ Качества nan, оцененные другими пользователями Оценок: 39 Род: Мужской Сообщений: 12229 E-Mail  Сообщение № 5775 показать
ответ -только после авторизации

is1948: "просто я хочу, что бы меня поняли в моем стремлении сузить рамки термина «медитация». "

раз мы заговорили о вреде, то этот контекст и ограничивает то, что нужно рассматривать в медитациях: те условия, при которых возникает вред в виде неадекватности поведения и реальности.

"В их вреде более весомую долю играют социальные, психологические и, даже, психиатрические аспекты. Что и отражено на этом сайте во всех статьях о вреде медитации.... Мечтания тоже могут быть размышлениями, оторванными от реальности. Или ты думаешь, что при мечтаниях и медитации, как мозговых процессах, в корне различные нейрофизиологические процессы?  "

но, похоже, что ты, если и читал статьи на этом сайте, то так и не воспринял, а что за такой вред описывается во всех, казалось бы, таких разных случаях от философствования и увлечения любимой идеей до конкретных психоделических практик. Поэтому я специально для тебя сейчас лаконично, но просто и по существу конкретизирую это.

Все, что фиксируется долговременно при осознании связывается с позитивной или негативной (в наиболее общем различии) эмоциональной оценкой, предназначенной для избегания или стремления. Чем сильнее такая ассоциированная с данной идеей оценка, тем более она приоритетна перед другими конкурирующими в выборе варианта поведения. Предельная сила оценки - вера, ничем не перебивается, ни сознательными доводами, ни поведенческими потенциями, ранее закрепленными в виде неосознаваемых автоматизмов.

Если осознаваемая идея ассоциируется с предельной значимой оценкой, и это не есть - результат реально полученного опыта, то такая идея, как правило (практически без исключений), оказывается не адекватной реальности, т.е. предположение не соответствует тому, что получается, если это попробовать в реальности: желаемое оказывается не соответствующим получаемому. При каждом таком конфликте возникает негативная оценка результата поведения, признанная на будущее блокировать неверное поведение, но ведь эта идея была связана с предельно высокой значимостью, и удар граблей по башке воспринимается как досадный сбой, придумывается множество оправданий, и чел. снова наступает на грабли. Или, не смея пробовать, просто погружается в депресняк (скоро будет подборка материалов по механизмам депрессий разной этиологии, но общего механизма развития).

Итак, не сама философия, вера в мечты, медитация, психоделия и т.п. вредны, а любые субъективные идеи, выношенные сознательно с приданием им высокой значимости. Если чел. мечтает, пусть хоть сколько безудержно, но понимает, что это - лишь фантазия, ассоциирует метку: я это придумал, это - не реальность, не связывает с оценкой предельной убежденности в истинности такой фантазии, то и нет вреда.

Если чел. улетел от мощного галюциногена, у него смазались границы образов, в том числе и метки: иллюзия это или реальность, его поражают видения, имеющие статус, неотличимый от реальности, он - во власти переживаний и закрепляется неадекват.

Если чел. занимается философией, мистическими практиками (в том числе медитативными), то он делает это, как правило, всерьез. Его идеи для него очень важны. В случае философии они достигают значимости непробиваемых ничем идей-фикс, в случае мистических практик - безусловной веры. Это - неадекват.

Сознанию доступно искусственно придавать произвольное значение, как позитивное, так и негативное, чему угодно, если это мотивируется достаточной необходимостью и хорошо отработаны методы такого самовоздействия. Чел. способен научиться вызывать иллюзии не менее сильные, чем с использование галлюциногенов и такие же убедительные, волевым понижением порога внимания до уровня стирания границ между прежде изолированными образами.  При этом затрагиваются многие связанные с осознаваемым области, но вне осознания, те, которые поддерживали ранее наработанные автоматизмы (осознание - лишь отдельные соприкосновения к отдельным фазам какого-то из таких автоматизмов) и тогда возникает психосоматическая патология.

Если чел. занимается "медитацией" с целью, о которой упомянул Пит, - расслабуха, уход от нежелательных состояний, просто помечтать, не заходя далеко в сторону описанных явлений, приводящих к неадекватности, то и вреда особого не будет в виде высоко приоритетных неадекватностей.

Надеюсь, понятно, что именно в медитациях и других субъективных психопрактиках считается вредным по концепции статей этого сайта.

"То есть, качество статьи не ахти, но она тобою принята, потому что льет воду на мельницу твоего мнения. "

здесь выпирает твоя тенденциозность, которую сразу заметили другие участники. Ведь ты читал в прошлом моем сообщении вполне резонный ответ именно на такую заяву, что статья - короткая и, значит, автор не мог позволить себе втиснуть в нее все так, как это было бы в формате книги, а наиболее вероятная цель - обратить внимание, заставить задуматься и самим глубже прокопать при заинтересованности. Даже если цель отличалась, то краткость стати и соответствующий стиль - не плохое качество, а уровень подачи.

Статья, как раз, на мой взгляд, вполне добротная в качестве популярной.

"Если с необычностью согласиться можно, то неестественность медитации, все – таки, не самоочевидна. "

медитация - сугубо искусственное состояние, а не естественное. Стоит различать субъективизмы, порождаемые работой сознания и естественно (наследственно предопределенные) автоматизмы. Но даже среди субъективизмов состояние медитации - необычно, а в форме, порождающей неадекватности - тем более.

"Сон и сознание – это не смешиваемые состояния. "

здесь у тебя пробел в понимании, что такое сознание, его функции и возможности их реализаций во сне. По-любому нужно четко понимать, что такое сознание [123] и что такое сон [95], их механизмы .

"Эмоциональный контекст возникает не от медитации, как мозгового процесса, а от социальных и психологических условий, в которых происходит применение медитации. "

а здесь - пробел в понимании, что такое эмоции [106], выполняемая функциональность и их механизмы.

"Нейромедиаторы – это не самое сильное или самое слабое, это то естественное и адекватное, что осуществляет работу мозга. И хоть непосредственно раздражай нейроны, хоть используй психомодуляторы, будут выделяться соответствующие, фактору раздражения, нейромедиаторы. И от вида раздражения они не будут сильнее или слабее – они будут разные. И что можно своим субъективным умением «добиться сколь угодно сильных эффектов» - это миф.  "

вот тут не нужно только путать причину и следствие. Если непосредственно раздражать нейроны базовой эмоциональной рецепции [15] то сначала возникнет предельно сильный эмоциональный контекст - как результат этой рецепции, с выбросом неспецифического хим.фона для его поддержания. И такой фон характерен только для переключений базовых эмоциональных состояний, а более конкретная специфика - за счет переключения внимания. В том числе осознанного (см. Контекст понимания). Так что просто осознанным усилием можно активировать частный эмоциональный контекст любой силы оценки, если он был уже создан ранее.

Для меня - не новость, что психологи очень смутно представляют себе механизмы этих явлений и судят об этом лишь на основе внешних наблюдаемых проявлений. Но чтобы говорить о конкретных явлениях психики, нужно иметь целостную картину механизмов психики.



10.12.2009г. 10:53:32


p.s. Допускаю, что мое утверждение может быть неверно, поэтому прошу показывать, что именно и почему неверно и запрашивать объяснения, если что-то непонятно.
 
   jgod список всех сообщений История редактирования (1)
Full Poster Качества jgod, оцененные другими пользователями Оценок: 2 Род: Мужской Сообщений: 33  Сообщение № 5777 показать
ответ -только после авторизации

По тому, что говорит nan мне представляется, что вред происходит оттого, что выводы, закрепляются исходя из их восприятия, оценивания без проверки их на практике, т.е. основываясь исключительно на внутренних представлениях, на прошлом опыте.
При достаточно длительном анализе в таком состоянии ошибочные оценки (не проверенны на практике) накапливаются и приводят к неадекватной оценке действительности. Так, по крайней мере, я воспринимаю. А пишу тут, чтобы проверить это на практике, т.е. получить feedback от nan-а

С другой стороны в состоянии самодепривации можно вполне успешно оперировать понятиями из какой-то не слишком сложной замкнутой системы, например уравнениями механики, алгебры. (Сложность тут сильно зависит от конкретного человека). При этом вполне успешно и без вреда можно выводить уравнения, что-то изобрести. Более того: состояние депривации помогает сосредоточиться исключительно на предмете обдумывания, чтобы оперировать бОльшим числом умозаключений. Мне видится, что проверка на практике для такх заключений нужна, конечно, но сам процесс размышления не вреден, если оперировать четкими понятиями.

Возможно я не правильно понимаю понятие "медитации" и коцентрация на единственной линии рассуждения - это совсем не то

Где-то видел определение медитации как концентрации на "ничем", т.е. пытаться заставить мозг не думать ни о чем. Похоже на попытку вытеснения из внимания сознания самого важного на данный момент. При таком подходе начинают всплывать те явления, которые были менее значимы. Если при этом то, что вытесняется угасает, перестает реверберировать в мозге, то это похоже на искусственный сон, при котором мозг "очищается" от "оставленного на потом". В принципе, где-то (тоже не найду ссылку) видел, что с использованием медитации йоги могут сильно сокращать время необходимое для сна. Но это тоже на уровне "где-то слышал", не подтвержденное исследованиями.

Еще одна тема от тех же йогов: йоги здорово преуспели в контроле над многими органами своего тела, включая сердце, желудок (тоже без ссылок ). Они мотивируют вмешательство в саморегуляцию тем, что организм делает это не оптимально. Медитация при этом - это такая искусственная регуляция деятельности мозга.

Вот такие мысли, ассоциации родились у меня при прочтении этой темы.
Несколько сумбурно, и много (сам не люблю читать много за раз), спасибо тем, кто дочитал


10.12.2009г. 12:08:58
 
Пит (гость) список всех сообщений
 Сообщение № 5778 показать
ответ -только после авторизации

Is1948 , ссылки я дал лишь для того , чтобы не заниматься голословием , типа ОБС .Я знаю , что все эти статьи ты читал , прежде чем появиться на этом сайте.
Я вовсе не специалист, чтобы разбираться в нейрофизиологических и биохимических процессах, происходящих в нашем организме во время медитаций ,опять -таки, надо оговориться, что мы будем понимать под этим понятием. Например, можно сосредоточиться на образах, ощущениях , астрале , дыхании и т.п.И отсюда , как следует из прочитанных мною исследований, соответственно , задействованы различные участки мозга.
Ученые исследуют мозг медитирующих , однако, насколько я понял, нет однозначных заключений, что медитация ( и какая? – повторюсь!)влияет положительно на организм исследуемых.
http://science.compulenta.ru/425964/
«К сожалению, результаты рассматриваемого исследования — и это признают сами ученые — нельзя считать строгим доказательством положительного влияния медитации. Причину можно легко поменять местами со следствием и сделать вывод о том, что склонность людей к медитации объясняется врожденными особенностями строения мозга; для установления истины, очевидно, придется проводить гораздо более длительные наблюдения.»
Для того , чтобы разобраться в вопросе о пользе/вреде медитаций , я решил провести аналогию , возможно, и не совсем здесь уместную.
Можно в некоторых научных статьях прочитать и о том ,что в результате исследований ученые пришли к выводу , что и пиво, вино, коньяк в умеренных количествах положительно влияют на мозг , здоровье и т.п. И здесь в пример можно рассмотреть долгожителей из Грузии , которые практически ежедневно употребляют горячительное в виде красного или белого вина и непопадающего от него в зависимость. Однако , наш русский парень , начитавшись таких статей и начав употреблять алкоголь , почему-то резко уходит от действительности , заработав при этом неизлечимую болезнь. В особенности, это относится к народам Севера. Не зря в Финляндии был принят сухой закон , а после были приняты строгие ограничения в продаже спиртного , однако , и это любителей выпить не спасает - достаточно их увидеть в питейном заведении на территории России , чтобы сделать такой вывод. И в данном случае , с восприимчивостью организма к алкоголю представителей разных народностей пытаются разобраться и генетики: http://www.ethology.ru/news/?id=111 :
«Так что, если сегодня вечером одни ваши товарищи будут безнаказанно распивать шампанское, а другие после первого же бокала Moet начнут шататься и распевать дурным голосом "Auld Lang Syne", знайте, что во всем виноваты их гены.»
Оказывается, не так просто и однозначно и в этом вопросе.
Веду все я это к тому ,что исследования мозга во время медитаций находятся еще в зачаточном состоянии , чтобы можно было однозначно сказать: « да» медитациям! Скорее , нужны комплексные исследования ,и не по одним только параметрам .Как я понял , исследованы достаточно малые группы , в том числе и буддисты, чтобы однозначно сказать , что есть только плюсы от занятий медитациями. И если в психиатрические клиники в европейских странах попадают пациенты с явными отклонениями после таких практик , то стоит, стоит не один раз задуматься прежде чем « слиться с окружающим миром».
С тибетскими монахами и с «настоящими» йогами не общался , но, думаю, что по их меркам я буду 100% -но болен на голову и , думаю, с моей стороны будет та же взаимность. Так что то, что прописано им, не факт того , что будет лекарством у нас.
Те же исследования мозга проводят и с молящимися христианами , и тоже , как пишут, молитвы вызывают положительные сдвиги в работе головного мозга
http://www.novm.ru/8/glavi3.html
Наша РПЦ понятие « медитация» , в первую очередь связывает с философско- религиозными практиками , что ее сегодня волнует более , чем состояние мозга медитирующего , поэтому я стараюсь не читать те статьи , что они публикуют на своих сайтах .
Если изучать только положительные результаты исследований медитаций и молитв ученых на сегодняшний день , то можно сделать выводы , что медитировать, что молиться вовсе не вредно , а даже полезно. Но , согласись, бесконечно молящийся или медитирующий навряд ли в твоих глазах будет выглядеть полноценным человеком , даже если молитва или медитация благосклонно влияет на работу его мозга и психику.
А вот где грань между пользой/вредом , зависимостью/ независимостью конкретного человека от данных практик , я , думаю, ученым еще предстоит изучить. Возможно, я не прав , но это всего лишь мое частное мнение.

P.S.Я знаком с человеком, который длительное время занимался йогой. Мировоззрение этого человека- мистическое. А я , с его позиции- «невежда».У меня вопрос :его МОЗГ устроен так, что он стал заниматься йогой , или же «удивительная» работа мозга во время медитаций довела его до мистики?

И все же верю в то , что в дозированном варианте , под присмотром опытного специалиста , медитации могут являться лекарством , но как любое лекарство,не каждому оно может быть прописано и иметь , ко всему прочему , побочный эффект.
Ну а уж что nan считает на своем сайте публиковать, то мы тут ему не указ.Кажется, свои цели он ясно чуть выше описал.

.


10.12.2009г. 20:27:21
 
   is1948 список всех сообщенийFull PosterСообщений: 49  Сообщение № 5779 показать
ответ -только после авторизации

nan:
Надеюсь, понятно, что именно в медитациях и других субъективных психопрактиках считается вредным по концепции статей этого сайта.

Все понятно. Спасибо.

10.12.2009г. 21:53:21
 
   is1948 список всех сообщений История редактирования (1)
Full PosterСообщений: 49  Сообщение № 5780 показать
ответ -только после авторизации

Пит:
У меня вопрос :его МОЗГ устроен так, что он стал заниматься йогой , или же «удивительная» работа мозга во время медитаций довела его до мистики?

Это мозг устроен так. Только не йогой, а изощреными медитативными психотехниками. Мистическими направлениями увлекаются, в большинстве случаев, люди со стигматизированной психикой. Как сказал nan
не сама философия, вера в мечты, медитация, психоделия и т.п. вредны, а любые субъективные идеи, выношенные сознательно с приданием им высокой значимости.
Сверхценные и паранояльные идеи в здоровом мозге не рождаются.

11.12.2009г. 7:22:54
 
Пит (гость) список всех сообщений
 Сообщение № 5781 показать
ответ -только после авторизации

Is1948 , с концепцией nana я совершенно согласен. Уже отмечал ранее ,что такой сайт необходим, где остужают горячие головы начинающим психонавтам. Фанаты , увы, лишь только раздражаются. Когда несколько месяцев назад прочитал эту статью, она не вызвала у меня возмущения, и я понимал , какой вред от медитации подразумевал nan .
Хотя после этого читал и о тех самых исследованиях , которые отражали положительный результат от медитирования. Свои мысли о пользе/вреде я уже выразил выше , повторяться не буду.
Но , предположим, я человек со стигматизированной психикой , о чем , естественно , не подозреваю. Предложил мне друг пойти в соседний клуб помедитировать, ссылаясь на на научные данные о пользе медитации ( о мистической подоплеке я сейчас не говорю.) . Я пошел , конечно, с радостью , уверенный в том, что скоро наступит тот день , когда я буду спокойный , уравновешенный, внимательный, смогу и здоровьем своим в недалеком будущем управлять. Но…что меня может ожидать после таких занятий ? Где я могу получить такую информацию ?
Вот такой объективной информации о медитации во всех ее контекстах я пока что в
« одном флаконе» и не встречал. А ведь обывателей да и просто занятых людей , которые не будут рыскать по инету правду/критику искать , к сожалению, предостаточно.


10.12.2009г. 23:34:56
 
   Prophet список всех сообщенийПишет без лимита и ограничений - unlimited Качества Prophet, оцененные другими пользователями Оценок: 2 Род: Мужской Сообщений: 345  Сообщение № 5785 показать
ответ -только после авторизации

На всякий случай хочу дать ссылку на свою статью на сайте, ибо там обобщено довольно большое количество материалов про медитацию и ее вред.
http://scorcher.ru/theory_publisher/show_art.php?id=84

12.12.2009г. 3:10:58
 
  nan список всех сообщенийИмеет права полного администратора сайта - админ Качества nan, оцененные другими пользователями Оценок: 39 Род: Мужской Сообщений: 12229 E-Mail  Сообщение № 5787 показать
ответ -только после авторизации

XYZ: " nan, а у тебя был практический (не теоретический) опыт занятия медитациями (или тем, что ты можешь назвать этим термином)? Если был, то как долго и много? "

У меня было несколько периодов занятий тем, что можно назвать медитацией :) самый ранний - это усилия по модному тогда "аутотренингу", которые не дали желаемых обещанных результатов, зато показали, что упорство может довольно серьезно воздействовать на состояние психики, модулируя как эмоциональный контекст, так и создавая навязчивые состояния. Когда это было вполне осознано, я стал осторожнее. Потом был период попытки освоения мистических практик, всякие ауры (суть которых как чисто психически продуцируемые иллюзии быстро распознал), попытки визуализаций и других видов воздействия на реальность и просто вИдения (которые так же не слишком трудно было прочесать на корректность в смысле прижимания за желаемое и не замечания не желаемого), и собственно несколько видов медитации по разным учениям. Но всякий раз ставил границу там, где явно следовал уже понятный способ модуляции психики и не допускал серьезного отношения к возникающим глюкам. Но даже при такой осторожности были заметны последствия этих глюков и когда никаких декларируемых эффектов взаимодействия с реальностью точно не нашел, а вот эффекты самодурения были очевидны, закончил эти опыты. Т.к. отмазки типа что я плохо старался или тупо подходил не мог отнести на свой счет, то оставалась только отмазка - тебе типа не дано ваще. Но все попытки привлечь других показали, что никому другому тоже не дано, а то, что все это напрямую формирует убеждения в реальности глюков, показывало неадекватность того, что декларировали гуру.



12.12.2009г. 9:37:08


p.s. Допускаю, что мое утверждение может быть неверно, поэтому прошу показывать, что именно и почему неверно и запрашивать объяснения, если что-то непонятно.
 
   SleepWalker список всех сообщенийПишет без лимита и ограничений - unlimited Качества SleepWalker, оцененные другими пользователями Оценок: 3 Род: Мужской Сообщений: 219  Сообщение № 5786 показать
ответ -только после авторизации

автор: XYZ сообщение 5783
У кого и какой был опыт занятия медитацией, как долго и каковы результаты/последствия?

Надеюсь на честные ответы!


Ну у меня был. Достаточно продолжительный.

В общем картинка следующая - где то через месяц появились тактильные галлюцинации - те самые вибрации которые описывают мистики. Кайф имеется специфический - тепло и нега по всему телу разливаются,похожий на эффект "мускульной радости" после тренировки. Может появится эффект плавающего пространства - когда расслабляешь сознание - все начинает двигатся и переливатся.

На самом деле все это очень быстро надоедает. Медитация расшатывает сознание - так что появляется некая возможность "сходить с ума" ( ну "впадать в транс" - кому что нравится )) ) усилием воли. Но только работает это пока занимаешься регулярно = психика постоянно стремится вернутся в нормальное состояние. Стоит бросить - и через месяц все пропадет.

Адекватность и вправду пропадает - в том смысле что если человеку и так хорошо пропадает необходимость стремится к чему то и решать свои проблемы.

Но на самом деле все это уныло - мотивации "для самосовершенствования" хватит максимум на пару месяцев регулярных занятий. Пользы от всего этого - ноль, а кайф быстро надоест, потому как точно такой же кайф легко получить занимаясь спортом - а это куда более интересное занятие.


12.12.2009г. 8:59:28
 
Страницы: 1 2 3 ВСЕ 

Чтобы оставлять сообщеня нужно аворизоваться.

! Сообщение пропало?! посмотреть причины...

Написать простое сообщение (только текст)

Написать сообщение полноценным редактором



Последняя активность на сайте >>