Относится к разделу Принципы организации психики

Особенности восприятия мультипликационных фильмов

Статьи в тематическом сборнике являются авторскими и могут не отражать научно-мировоззренческую направленность сайта Форнит и даже противоречить ей. Но эти статьи могут использоваться как материал для исследований.

Мультфильмы имеют наибольшее психологическое воздействие на детей в силу определённых особенностей.

Первоначально мультфильмы представляли собой упрощенный показ движений нескольких персонажей и были рисованными или кукольными. В рисованных мультфильмах довольно лаконичными графическими примитивами формировался активный образ.

Как раз зрительные зоны мозга содержат иерархию набором графических примитивов, самые простые из которых - точки, круги, линии, на следующем уровне иерархии образуют распознаватели уже более сложных сочетаний таких элементов. Так, что когда детям мамы рисуют с присказкой: "точка, точка, запятая, минус, рожица кривая, палка, палка, огуречник, вот и вышел человечек", то ребенок видит фигурку, которую он давно уже научился распознавать, придавая ей смысл: "это - человечек". Такая абстрактная модель распознавания позволяет моментально узнавать предметы в зависимости от ситуации, окружения и собственных мыслей.

Мультфильм представляет собой уже готовый контекст понимания тех абстракций, которые будут им демонстрироваться. В третичных или ассоциативных зонах мозга расположены коллекции сложных распознавателей не только графических примитивов, но и сочетаний со слуховыми примитивами, а так же вербальными символами условного соответствия звукового фрагмента (слова)  с неким смыслом. Динамика изменения таких примитивов постоянно порождает текущий контекст восприятия сюжета, придающий каждому моменту определённый смысл.

Ребенку особенно легко выделять главное в виду уже предложенных примитивных образов, без множества тех дополнительных, но не относящихся к главному деталей, что сопровождают реальные образы. Учитывая, что внимание ребенка пока еще не научено отслеживать главное и постоянно отвлекается на второстепенное, ему гораздо труднее понять смысл происходящего в полноценном изображении, чем в заранее условно упрощенном. Поэтому демонстрация такого (http://onlinemultfilmy.ru/monstr-xaj-strax-kamera-motor/) мультфильма для него развивает его психику намного эффективнее и для ребенка представляет больший интерес потому, что лишено тех сложностей восприятия, без которых не может обходится обычный фильм.



Опубликовано: 2015-12-05