Поиск по сайту

Относится к разделу Психология

Влияние идей в культуре

Обществом движут идеи, как стимулируя что-то происходящее, так и заставляющие избегать чего-то нежелательного. В таком смысле идеи являются средством приспособления к новому, и это очень похоже на то, как организуется адаптивность к новому у отдельных особей, не только людей, но и высших животных. Вот эту связь стоит рассмотреть подробнее.

Слово "идея" в самом общем смысле означает субъективно продуцированные деенаправленные (а не совершенно бесполезные) формулировки. Причем, идея не бывает сотворена по какому-то методу, по формуле или методике так, чтобы непрерывной мыслю возникла из каких-то своих предшествующих компонентов. Все знают самонаблюдением, что мысли скачут с одного на другое, практически не управляемые в некоем логически последовательном порядке. Фокус осознанного внимания перемещается всегда на то, что оказывается самым актуальным в этот момент среди всего активного для данной особи. Села муха на руку, повеяло ветерком, возникла интересная мысль - за этими моментами следует то, что потом запоминается как последовательность происходящего. Можно увлечься какой-то мыслью, возвращаясь к ней с разных сторон отвлечений, но вдруг совершенно нагадано в голове вплывает готовая идея. Это озарение привлекло внимание своей новизной и значимостью, родившись в одном из активных процессов, однажды затронутых сознанием, но оставленном им. Этот процесс поддерживался доминантой нерешенной проблемы и подпитывался всем тем, что оказывалось доступным в восприятии, или в развертывающемся сновидении ночью. Множество процессов, инициированных моделями осмысления и оставленных в неосознании, пропиваются неожиданными идеями, привлекая внимание. Каждая мыслительная модель - как субличность, активно занимается своими размышлениями, но фокус общего сознания у особи один, - там, где возникает самое значимое и новое.

В обществе множество личностей охвачено своими идеями, если они творческие и задались нерешённой проблемой. И, в точности как в мозге, идеи, выбрасываемые в общественный доступ конкурируют между собой в месте и времени актуальности для общества. Та, идея, что завладевает внимание общества, оказывает наибольшее на него влияние. Они запоминаются, агрегируются различными ресурсами, созданными для этого, их используют, если они не защищены патентом, или идеи устаревают, показывая свою преждевременность или неверность. Кроме позитивно ориентированных, полезных идей, есть еще более полезные негативные - острый опыт общественных ошибок, который предупреждает их повторение. В фашисткой Германии идеи о сверхчеловеке Ницше, которые в то время представлялись прогрессивными, показали миру свою пагубность и стали негативным, но нужным опытом.

 

Более подробно о взаимосвязи адаптивных механизмов личности и общества - в материалах данного сайта.



Опубликовано: 2016-10-10



Яндекс.Метрика