Относится к разделу Психология

Формализация текстовой информации

Статьи в тематическом сборнике являются авторскими и могут не отражать научно-мировоззренческую направленность сайта Форнит и даже противоречить ей. Но эти статьи могут использоваться как материал для исследований.

Информация - сугубо личное образование, где в определенном контексте условий связывается объект внимания с его значимостью или личностным смыслом. Передать это другому в неизменном виде принципиально невозможно не только из-за отсутствия общепринятых условных символов, обозначающих все градации значимости, но и потому, что восприятье контекста, как и других признаков восприятия, - очень индивидуально. Поэтому при попытке облечь свои впечатления, знания, представления в слова многое неизбежно теряется и вместо информации остаются лишь формализованные сведения. Но даже по таким подсказкам возможно понимание если не точного, то достаточно соответствующего смысла сказанного, если, конечно, читающий достаточно подготовлен, т.е. обладает всей той иерархией элементов понимания от простых к сложным, которая является необходимым промежуточным звеном. Понятно, что говорить о культуре с 3-летним ребенком совершенно бесполезно, он просто не будет воспринимать сказанное так, как если бы этого вообще не существовало.

Сегодня проблема понимания остается центральной психологической проблемой и ее решает каждый очень по-своему. Беда в том, что до сих пор большинство не представляет целостно модель организации механизмов психики, которая может конкретно и обстоятельно разрешить все аспекты проблемы понимания. При этом есть много попыток дать методологические рекомендации, как писать понимаемые и интересные тексты.

Учитывая, что сегодня наиболее динамичной является система обмена сведениями через интернет, вопрос как писать статью для сайта оказывается актуально обсуждаемым. По ссылке приводится ряд критериев специфики интернет-текстов и рекомендаций для их написания. Одной из специфик является учет продвижения текста в поисковиках, что требует определенных правил формализации. Но, с точки зрения психофизиологии восприятия стоит дополнить это хотя бы самыми важными моментами.

Понимание смысла невозможно без контекста. В неопределенном контексте возникает многозначительность с возможностью выбора смыла читающим. Поэтому очень важно сначала обрисовать контекст темы так, чтобы он не взывал множества вариантов понимания. А каждая фраза должна иметь свой, вложенный контекст, делающий ее смысл однозначным.

Второй элемент разнопонимания - недостаточность определенности применяемых ключевых слов. Если они по умолчанию не ясны, то их необходимо точно определить.

Фактор целевой аудитории требует писать такими словами и понятиями, чтобы люди, для которых это рассчитано, могли бы понять сказанное, были бы достаточно подготовлены в промежуточных представлениях. Если нужно, эти представления необходимо пояснить.

 

И, наконец, фактор интереса или привлечения внимания. Осознанное внимание привлекается к наиболее значимому и новому для данного человека, т.е. здесь тоже учитывается фактор целевой аудитории. Точнее, формула звучит так: осознанное внимание там, где есть максимальное значение произведения новизны на значимость воспринимаемого вреди всего остального.



Опубликовано: 2016-06-15