Fornit
 
Этот материал взят из оригинальной страницы инета,
адрес которой http://www.fido7.net/cgi-bin/forumm.fpl?user=phil04&num=240
Мои коммнтарии включены синим цветом. Выделение жирным шрифтом - мои.

Этот документ использован с втатье Смысл жизни.

В чем различие между целью и смыслом жизни?

Однажды 20 декабря 2002 года в 02:55:22 Антон Шаманаев, 206 в ответе на сообщение про Лучшие студенческие работы ф-та ВМК (2 курс - 2002 г.), посланное Организатор форума в 24 октября 2002 года в 05:57:16: написал(а):

В чем же различие между целью и смыслом жизни? Я представляю это себе следующим образом. Цель – это конечная точка жизненного пути, направление, по которому следует идти, проблеск света вдалеке, к которому стремишься всю жизнь. Смысл же – это то, ради чего ты вообще живешь. После этого ты мог бы, ни минуты не задумываясь, сказать, что смысл жизни всегда в том, чтобы достигнуть цели. Однако я считаю по-другому и поясню свою точку зрения.

Рассмотрим такой пример. Пусть ты знаешь свою жизненную цель и пусть ты знаешь, по какой дороге к ней идти. Вот прошел очередной день, ты вернулся домой и, поразмыслив, осознал, что за сегодняшний день не приблизился к цели ни на шаг. Нет, говоришь ты себе, здесь нет моей вины, просто сегодня такой день: за окном льет дождь, я не выспался, у меня весь день болит голова и слипаются глаза, я весь день пытался работать, но все падало из рук, как я ни старался сосредоточиться. А я тебе на это отвечу, что ты выдумал себе дешевое оправдание, которое после должного рассмотрения свидетельствует о том, что ты не понимаешь смысла своей жизни. Вот скажи мне, ради чего ты прожил этот неудачный день? Ты взрослый человек и ты отвечаешь за свои поступки, и ты, конечно же, понимаешь, что только твоя вина в том, что день выдался неудачным. А теперь скажи, что бы изменилось, если б с утра ты не пошел на работу, а остался дома? Давай по порядку: во-первых, ты бы выспался, и у тебя бы было хорошее настроение. Продолжать нужно?

Итак, смысл жизни, по моему мнению, есть то, ради чего ты проживаешь каждый свой следующий день и час. И он вовсе не в том, чтобы во что бы то ни стало достигнуть жизненной цели.

Давай подробнее разберемся с этим странным понятием: жизненная цель. Закрой глаза на минуту и попробуй представить себе, как пришел тот долгожданный день, в котором ты достигаешь своей цели. Представил? А как ты представляешь самого себя? Ты радуешься? А теперь представь свой следующий день, после того, в котором ты достиг цели. Скажи, а чем ты в нем занимаешься? Не правда ли, жизнь должна была закончиться вместе с предыдущим днем, ибо теперь ее бессмысленно продолжать. У тебя больше нет цели в жизни! Она исчезла. Теперь тебе либо придется придумать себе новую цель – в этом случае мы приходим к противоречию с тем, что давеча достигнутая тобой цель была целью всей твоей жизни; либо придется принудительно завершать затянувшуюся жизнь, видимо, прибегать к самоубийству – здесь мы снова приходим к противоречию с твоим инстинктом самосохранения, ибо, как любое животное, пусть высокоразвитое, ты желаешь жить, и с этим желанием тебе уже ничего не сделать. Последняя фраза скользкая, верно? Скажи: «А если целью моей жизни было достижение совершенства, скажем, такого, каким его видит Э.Фромм? Ведь тогда я уже не буду дорожить своей жизнью. Каким-то образом я сумею преодолеть свой инстинкт самосохранения, иначе говоря, страх перед смертью, и буду относиться к ней как к дару фортуны, не принадлежащему мне. И я буду всегда готов к тому, что в любой момент фортуна может забрать свой дар обратно». Но и здесь мы с тобой придем к противоречию. Несмотря на свое совершенство, точнее, благодаря ему, ты не будешь властен над тем, что принадлежит не тебе, но фортуне. Иначе говоря, ты не сможешь самостоятельно отобрать у себя жизнь, не нарушив своего совершенства.

Мы разобрали случай, когда жизненная цель достигается, и решили, что этот вариант противоречив. Остается только одно: жизненная цель никогда не достигается. Здесь противоречий нет. «А как же смысл жизни? Ведь он в том и есть, чтобы достигнуть своей цели!» – воскликнешь ты. Я же определю смысл жизни так.
1) Каждый свой новый день, каждый свой новый час, минуту, секунду ты проводишь в движении, поглощенный какой-нибудь деятельностью.
2) Любая твоя деятельность направлена на получение и радости, и удовольствия (я придал словам «радость» и «удовольствие» тот же смысл, который им дает Э.Фромм) (обрати внимание на союзы «и» – удовольствие вовсе не такая опасная вещь; чтобы убедиться в этом, читай следующий пункт).
3) Рассматривая любую cвою деятельность подробнее, ты всегда сможешь выделить в ней подцели, коими постоянно будет являться отыскание новых, еще не знакомых тебе, источников радости и удовольствия. Ты не возвращаешься к старым, изведанным источникам, ты все время движешься вперед.

При условии выполнения всех этих пунктов каждый твой новый день и час обретает осязаемый смысл.

Цель жизни ты выбрал хорошую – я, скорее всего, предпочел бы ту же: достичь совершенства. По правде говоря, я не слишком над этим задумывался, поэтому до сих пор вижу цель своей жизни довольно расплывчато. Дело в том, что – мы с тобой уже это поняли – я ее никогда не достигну, поэтому мне кажется более полезным правильно определить смысл жизни, а знать точное направление для меня гораздо менее важно.

Знаешь, я довольно часто встречаю людей, которые считают смыслом или (и того хуже!) целью своей жизни, скажем, получение хорошего образования, хорошей работы и так далее. Ну, не глупо ли, а? Смешно и грустно. Люди просто не задумывались как следует над этими вопросами и поэтому доверили решить их тому обществу, в котором они находятся. Социум, однако, тоже не долго думал над правильным решением, ибо бывают разные социумы, и этого, вероятнее всего, мало интересовали подобные философские вопросы. Отсюда и вытекло коллективное неправильное суждение о цели и смысле жизни. И дальше индивид может принять это суждение, а может отвергнуть и создать свое, в зависимости от того, как он поставит себя в обществе. То есть, я хочу сказать, влияние социума на видение человеком цели и смысла жизни не абсолютно и в большой степени зависит от самого человека.

Э.Фромм выделяет два модуса человеческого существования: «быть» и «иметь». Философ выделил ровно два модуса, ибо налицо соответствие с истиной и ложью. Модус «иметь» (соответствующий лжи) можно вкратце истолковать так: «Я – это то, что я имею». Модус «быть» (истина) – так: «Я – это моя душа». Э.Фромм очень убедительно рассказывает о недостатках модуса «иметь» и достоинствах модуса «быть», в результате проводя их окончательное сравнение по такой схеме: «Если я – это то, что я имею, и если я теряю то, что я имею, то кто же тогда я есть?» Иначе говоря, если человек «есть», то ему в этом мире ровным счетом нечего терять. Даже к своей жизни он относится очень спокойно: жизнь мне подарила фортуна, она же ее и отберет; моя жизнь – это не мое. Такая «двумодальная» система Э.Фромма выглядит очень гармонично: модус «иметь» также называется «неподлинным», ибо в нем человек полностью зависит от каких-то вещей, а это в высшей степени несовершенно; модус «быть» также называется «подлинным», ибо в нем человек зависит только от себя и сам безраздельно властвует над собой.

Мне нравится такое разделение человеческого существования, и я почти принимаю модус «быть» в качестве совершенства. Я лишь не могу принять одного убеждения Э.Фромма – того, что моя жизнь принадлежит не мне, поэтому я нисколько не должен бояться смерти. Я верю в судьбу, в фортуну и верю в то, что все изначально решено, когда мне родиться, когда умереть. Я верю и в то, что с судьбой спорить бесполезно, как говорится, рожденный утонуть не попадет под машину. Но наряду с этим я дорожу своей жизнью, считая ее единственной вещью в мире, по праву принадлежащей мне. Она принадлежит мне с некоторыми ограничениями – это понятно – только Э.Фромм учит всегда быть готовым отдать жизнь за кого-то. Больше всего остального я не могу принять именно последнее.

Феномен боязни свободы, согласно Э.Фромму, присущ исключительно «имеющим» индивидуумам. Все из-за того, что им принадлежат не только какие-то материальные вещи, но им принадлежат и их проблемы. И из «патологической» боязни потерять что-то из своего имущества вытекает, как ни странно, боязнь потерять (то есть решить!) и свои проблемы. Поэтому «имеющие» индивидуумы страшатся всего нового, так как, чем бы оно ни оказалось, приняв его, придется потерять что-то из своего.

Я считаю себя свободным человеком, ибо, по моему убеждению, человек свободен, если его действия направлены на удовлетворение его желаний, а мой образ жизни как раз таков. Э.Фромм дает другое определение свободы, однако, – люблю повторять эту фразу – да-да, мой друг, ты угадал, это она и есть! – все в мире едино.