Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
 
 
<< Вопрос-ответ
о марксизме (общее)

Актуален ли сейчас марксизм как гуманитарная научная традиция (я не говорю про "диалектический материализм"), исследовательская программа? Существуют ли сейчас классы и классовая борьба, которую он может зафиксировать? Может ли он адекватно понимать макроэкономические процессы и объяснять современные кризисы?


2014-11-01 00:47:02

Комментарии 1 >>

Ответ

 Во-первых, в таком вопросе просто необходимо точно определить, что такое марксизм не по признаку авторства, а конкретизируя его основополагающие концепции. Так, вот, прежде всего марксизм - философское учение об экономической ситуации раннего капитализма, кроме того марксизм - политизированное учение, рассматривающее ситуацию с позиции одной из сторон.

 Учение отличается от научной теории тем, что вторая рассматривает вопрос безотносительно какой-то политической силы.

 Философия - попытка рассмотрения изучаемой проблемы донаучными методами (т.е. до использования научной методологии), - некие всегда субъективные размышления в общем плане замеченных закономерностей. Философский подход всегда предваряет научный этап рассмотрения вопроса. Как философия, марксистские представления морально устарели в виду развития экономических, политических и, прежде всего, социальных наук - уже методами объективного исследования.

 Сегодня марксизм поддерживается традиционно и в силу политических мотивов, прежде всего, коммунистическими партиями, что опять-таки не делает его объективно адекватным реальности.

Понимание сути процессов социализации полностью исключает концепции, используемые в марксизме (это - большая тема), которые вообще строились без малейшего понимания влияния культуры и организации социальных взаимоотношений (во время Маркса это были вообще упускаемые из внимания факторы). Соответственно, современные концепции марксизма все более политизируются и все более отходят от научной методологии исследования явлений, заменяясь формой общественной философии и политической идеологии - взамен адекватному естественнонаучному мировоззрению.